ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-632/202222И от 22.06.2022 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Уникальный идентификатор дела: 83RS-20

Дело а-632/2022 22 июня 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи Парфенова А.П.,

при секретаре судебного заседания Рычковой Н.С.,

с участием:

истца – прокурора Воронина Е.В.,

представителя ответчика по доверенности Никоновой В.Е.,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о возложении обязанности изменить срок расселения многоквартирного жилого дома, определении внеочередного расселения многоквартирного жилого дома в рамках текущего этапа расселения,

установил:

заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о возложении обязанности изменить срок расселения многоквартирного жилого дома, определении внеочередного расселения многоквартирного жилого дома в рамках текущего этапа расселения.

В обоснование требований указано, что проведенной прокуратурой проверкой по обращению гр. ФИО6 в деятельности ответчика выявлены нарушения при организации расселения многоквартирного жилого , признанного аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в окружной реестр многоквартирных домов второго этапа расселения подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилого фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» (утв. постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2013 года № 415-п). В настоящее время срок расселения дома установлен до 31.12.2025. Вместе с тем, как считает истец, указанный дом подлежит расселению в первоочередном порядке, поскольку угрожает обрушением, а установленный ответчиком срок расселения данного дома не отвечает требованиям разумности. Заявитель указывает, что имеются основания для изменения срока расселения данного многоквартирного жилого дома и определения его первоочередного расселения в рамках текущего этапа расселения указанной подпрограммы.

Истец просит суд возложить на ответчика обязанность изменить срок расселения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: , определив его первоочередное расселение в рамках текущего этапа расселения подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 № 415-п.

В судебном заседании прокурор Воронин Е.В. исковые требования поддержал по тем же основаниям.

Представитель административного ответчика по доверенности Никонова В.Е. в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что расселение указанного дома реализуется в соответствии с положениями программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» при доведении соответствующего финансирования и передаче жилых помещений для расселения граждан. Считает, что требования прокурора должны быть адресованы уполномоченному органу государственной власти Ненецкого автономного округа, ответственному за реализацию указанной государственной программы. Факт наличия угрозы обрушения указанного многоквартирного жилого дома не оспаривала, пояснила, что в настоящее время осуществляется расселение граждан, проживающих в нем. Данные мероприятия будут завершены в соответствии с положениями указанной государственной программы, которая реализуется последовательно. Указала, что ответчику известны выводы в отчете специалистов органа технической инвентаризации о наличии угрозы обрушения многоквартирного дома по результатам обследования здания. Пояснила, что по состоянию на момент рассмотрения настоящего дела изначально определенный до 31.12.2025 срок расселения многоквартирного дома ответчиком не изменялся, в адрес уполномоченного органа государственной власти Ненецкого автономного округа уведомления о необходимости изменения очередности расселения многоквартирного дома в связи с наличием угрозы его обрушения не направлялись. Просила в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица – Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, заинтересованное лицо ФИО7 извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, пояснений по иску не указали.

По определению суда с учетом мнения явившихся участников судебного разбирательства дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Разрешая дело, суд учитывает, что в иске прокурором приведено надлежащее обоснование обращения с административным исковым заявлением в суд по настоящему делу в защиту прав неопределенного круга лиц.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что распоряжением администрации «Городской округ муниципального образования «Город Нарьян-Мар» от 26 февраля 2021 г. -р многоквартирный жилой признан аварийным и подлежащим сносу.

Указанным распоряжением предусмотрена обязанность ответчика предоставить гражданам, занимающим в указанном доме жилые помещения по договорам социального найма, другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством; организовать отселение физических и юридических лиц из многоквартирного дома в срок до 31.12.2025, а также предписано собственникам аварийного многоквартирного дома осуществить его снос в течение шести месяцев с момента полного расселения; управляющей компании – осуществлять наблюдение за техническим состоянием многоквартирного дома и обеспечивать безопасность проживания граждан до их расселения.

Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 № 415-п утверждена государственная программа Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе».

Государственная программа является основным инструментом реализации в Ненецком автономном округе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Задачи и цели государственной программы определены в соответствии с приоритетами, установленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года.

Реализация государственной программы осуществляется в рамках отдельных мероприятий и подпрограмм, в том числе подпрограммы 2 – Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа.

Как следует из паспорта подпрограммы 2 ее целью является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, снижение доли аварийного жилья в жилищном фонде Ненецкого автономного округа; задачами подпрограммы являются: расселение ветхого и/или аварийного жилищного фонда, снос многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания и/или с высоким уровнем износа, создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.

Ответственным исполнителем подпрограммы (соисполнитель подпрограммы) является Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа.

Подпрограмма реализуется с 2014 года по 2030 год в три этапа: первый этап: жилищный фонд муниципального образования «Город Нарьян-Мар» (2014-2018 гг.), жилищный фонд муниципального образования «Рабочий поселок Искателей» (2014-2019 гг.), жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа (2014-2024 гг.); второй этап: жилищные фонды муниципального образования «Город Нарьян-Мар» и муниципального образования «Рабочий поселок Искателей» (2017-2023 гг.), жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа (2017-2024 гг.); третий этап: жилищные фонды муниципального образования «Город Нарьян-Мар» и муниципального образования «Рабочий поселок Искателей» (2024-2030 гг.), жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа (2024-2030 гг.).

В целях включения в окружной реестр первого этапа подпрограммы 2 (Приложение 1 к подпрограмме 2) под непригодными для проживания понимаются: многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47) до 1 января 2012 года; многоквартирные жилые дома с физическим износом 65 % и свыше, который подтвержден данными технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства по состоянию на 1 января 2011 года; сборно-щитовые, каркасно-засыпные многоквартирные жилые дома и дома блокированной застройки, введенные в эксплуатацию до 1985 года.

В окружной реестр второго этапа подпрограммы 2 (Приложение 2 к подпрограмме 2) включены: многоквартирные дома, признанные в период с 1 января 2012 года по 1 января 2016 года аварийными и подлежащие сносу; многоквартирные жилые дома с физическим износом 65 % и свыше, который подтвержден данными технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства по состоянию на 1 января 2016 года, не включенные в реестр первого этапа; сборно-щитовые, каркасно-засыпные многоквартирные жилые дома и дома блокированной застройки, введенные в эксплуатацию до 1 января 1991 года, не включенные в реестр первого этапа, износ которых составляет 50 % и более; многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых по состоянию на 1 января 2016 года превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость строительства, определенную нормативным правовым актом Администрации Ненецкого автономного округа для домов из монолитных и кирпичных конструкций; многоквартирные жилые дома, в случае их непредвиденного разрушения, в результате которого проживание и реконструкция не возможны.

Адресный перечень жилых помещений, подлежащих расселению в отчетном году, с указанием способов и планов расселения, а также необходимость передачи земельных участков, освобожденных после расселения и сноса домов, в которых находятся такие жилые помещения, в государственную собственность Ненецкого автономного округа определяются соглашениями между ответственным исполнителем подпрограммы и муниципальным образованием.

Согласно Приложению 2 к подпрограмме 2 жилой включен в окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа, второго этапа реализации подпрограммы.

Согласно пунктам 6, 8 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции

Реализуя свои полномочия в сфере регулирования жилищных отношений, Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 г. № 47 утвердило Положение, устанавливающее требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

Абзац 2 пункта 49 указанного Положения устанавливает обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления принять соответствующее решение в течение 30 дней со дня получения заключения комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания. Распоряжение с указанием на дальнейшее использование помещения, срока отселения физических и юридических лиц издается в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, в силу указанных норм права определение срока сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения проживающих в нем граждан является обязанностью органа местного самоуправления.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.

Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако указанные сроки во всяком случае должны отвечать требованиям разумности.

Вместе с тем, государственной программой Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» предусмотрено, что в случае угрозы обрушения жилого дома, дома признанные аварийными и подлежащими сносу в установленном порядке, в том числе исключенные из региональной программы капитального ремонта, включаются в окружной реестр текущего этапа с первоочередным правом расселения.

Реализация окружных реестров осуществляется последовательно. В рамках отдельного этапа определяющим фактором первоочередного расселения дома является дата признания его аварийным, а также наличие угрозы обрушения. Выбор первоочередности осуществляется органом местного самоуправления и зависит от технического состояния дома.

Решение вопроса об изменении срока расселения дома, в том числе и в первоочередном порядке при наличии угрозы обрушения дома в рамках отдельного этапа реализации подпрограммы возложена на орган местного самоуправления.

Согласно представленному в материалах дела отчету по обследованию здания, выполненному АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в 2020 году общее состояние указанного в иске дома в целом согласно ГОСТ оценивается как аварийное. В процессе осмотра выявлены значительные деформации и поражение гнилью цокольного перекрытия, а также повреждения деревянных столбов фундамента, что создает угрозу обрушения конструкций дома. Из-за деформации конструкций дома в некоторых квартирах затруднено водоотведение. Выполнение собственниками своих обязанностей и проведение в подобных домах косметических ремонтов не могут устранить причин деформаций, повреждения и гниения конструктивных элементов дома.

Указанный отчет выполнен уполномоченной организацией, имеющей право на проведение таких работ по подготовке проектной документации в области проектных изысканий, с ДД.ММ.ГГГГ состоящей в реестре членов саморегулируемой организации «Инженерные изыскания в строительстве», основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; с ДД.ММ.ГГГГ – в реестре членов саморегулируемой организации Союз «Межрегиональное объединение проектных организаций специального строительства», основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

Указанный отчет выполнен по результатам непосредственного осмотра конструкций многоквартирного жилого дома, оценки его технического состояния.

Оснований не доверять выводам в указанном отчете у суда не имеется.

Представленный в материалах дела отчет по обследованию здания участниками дела не оспаривается, проанализирован судом по правилам статьи 84 КАС РФ, признается в качестве допустимого доказательства по делу.

Учитывая признание дома решением органа местного самоуправления аварийным и подлежащим сносу в феврале 2021 г., степень аварийности дома, установленное наличие угрозы его обрушения, суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае определенный актом органа местного самоуправления срок расселения жильцов дома (до 31.12.2025) в установленных обстоятельствах дела не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным, нарушает права иных лиц.

Допустимых доказательств отсутствия в настоящее время угрозы обрушения жилого дома ответчиком не предоставлено, в ходе рассмотрения дела факт наличия угрозы обрушения здания ответчиком не оспаривался.

При этом суд учитывает, что указанные повреждения дома, свидетельствующие о наличии угрозы его обрушения, были установлены при его осмотре в 2020 году специалистами специализированной организации – органа технической инвентаризации.

Сведения, указанные в отчете по обследованию здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, приняты во внимание межведомственной комиссией при решении вопроса о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ. С 2020 года какой-либо ремонт здания не производился, что по делу не опровергалось.

Сама по себе возможность проведения работ по поддержанию работоспособности конструкций здания не свидетельствует об отсутствии угрозы обрушения многоквартирного жилого дома либо его части.

При этом согласно выводам в указанном отчете по обследованию здания проведение в доме косметического ремонта не может устранить причин деформаций, повреждений конструктивных элементов дома. Согласно отчету по обследованию здания указанные повреждения могут быть устранены лишь при проведении значительного по объему капитального ремонта конструктивных элементов строения, их замене.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что установление административным ответчиком срока расселения многоквартирного жилого дома до 31.12.2025 не отвечает требованиям разумности, а с учетом наличия установленной угрозы обрушения многоквартирного жилого дома он подлежит расселению в рамках текущего этапа расселения подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 № 415-п.

В судебном заседании установлено, что по состоянию на момент рассмотрения дела указанный дом включен в окружной реестр многоквартирных домов второго этапа расселения подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилого фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» (утв. постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2013 года № 415-п).

Суд учитывает, что с учетом наличия угрозы обрушения здания, возможности причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, как проживающих и находящихся в указанном жилом доме, так и находящихся в непосредственной близости от него, рассматриваемым спором затрагиваются права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.

Доводы представителя ответчика, указанные в судебном заседании, в т.ч. со ссылкой на реализуемые ответчиком мероприятия, направленные на расселение дома, предложение в порядке расселения части граждан, проживающих в рассматриваемом жилом доме, другого жилья, о необоснованности иска не свидетельствуют.

Доказательств расселения многоквартирного жилого дома в полном объеме, а также доказательств принятия решения об изменении срока расселения многоквартирного жилого дома, определении его внеочередного расселения в рамках текущего этапа расселения, на чем настаивает истец, в судебном заседании не получено.

Ответчиком не опровергалось, что по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела указанный в иске многоквартирный жилой дом полностью не расселен, а решения об изменении срока его расселения, определении его внеочередного расселения в рамках текущего этапа расселения не принималось.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности изменить срок расселения многоквартирного жилого дома и определении внеочередного расселения многоквартирного жилого дома в рамках текущего этапа расселения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ ответчик обязан устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы в установленный судом срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня наступления установленного судом срока исполнения настоящего судебного решения в суд, вынесший решение – Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа, а также в прокуратуру Ненецкого автономного округа.

При обращении с иском в суд прокурор от уплаты государственной пошлины в силу закона был освобожден.

С учетом требований части 3 статьи 114 КАС РФ, а также подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика – органа местного самоуправления в доход бюджета государственной пошлины по делу не имеется.

Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 298 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о возложении обязанности изменить срок расселения многоквартирного жилого дома, определении внеочередного расселения многоквартирного жилого дома в рамках текущего этапа расселения – удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» обязанность изменить срок расселения многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, , определив первоочередное расселение данного дома в рамках текущего этапа расселения подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2013 года № 415-п, в связи с угрозой обрушения указанного многоквартирного жилого дома.

Разъяснить, что об исполнении настоящего решения суда, вступившего в законную силу, администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу необходимо сообщить в Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа и прокурору Ненецкого автономного округа.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление прокурора в суд Ненецкого автономного округа путем подачи через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.