ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-640/2022 от 07.06.2022 Теучежского районного суда (Республика Адыгея)

к делу а- 640/2022 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Теучежский районный суд Республики Адыгея в составе

председательствующего судьи Бжассо С.Т.,

при секретаре ФИО3,

с участием:

ФИО4, представляющего интересы административного истца по доверенности № 2 от ДД.ММ.ГГГГ,

ФИО5, представляющего интересы ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» о признании незаконным отказа администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» о признании незаконным отказа администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, , северо- западнее в районе реки Кубань, общей площадью 15000 кв.м., кадастровый , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: объекты, используемые для производства сельскохозяйственной продукции, возложении обязанности на администрацию МО «Тлюстенхабльское городское поселение» предоставить ФИО1 в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:1233, возложении обязанности на администрацию МО «Тлюстенхабльское городское поселение» подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, , северо-западнее в районе реки Кубань, общей площадью 15000 кв.м., кадастровый .

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Тлюстенхабльское городское поселение» и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: РФ, , северо-западнее , в районе , кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Тлюстенхабльское городское поселение» и ФИО6 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположеного по адресу: РФ, , северо-западнее , в районе , кадастровый ,

В соответствии с Соглашением о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, право аренды указанного участка перешло ФИО7, тем самым общий срок аренды составляет более трех лет.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась Администрацию МО «Тлюстенхабльское городское поселение» с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, с кадастровым номером 01:06:2500001:1223.

ДД.ММ.ГГГГ МО «Тлюстенхабльское городское поселение» отказала административному истцу в предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка со ссылкой на статью 14 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений», в которой указано, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец с указанным ответом не согласна, считает его незаконном и необоснованным, нарушающим ее права в связи с тем, что у нее возникло право на приобретение в собственность без торгов арендуемого ею вышеуказанного участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии в совокупности двух условий: с момента заключения договора аренды прошло не менее трех лет, земельный участок использовался надлежащим образом в соответствии с его целевым назначением. В связи с чем, она обратилась в суд с настоящим административным иском.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований в связи с тем, что норма закона Республики Адыгея не противоречит нормам действующего законодательства, так как в самом Федеральном законе РФ (п. 4 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") указано, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории субъекта РФ, осуществляется с момента установленного законом субъекта РФ, а законом субъекта установлено ДД.ММ.ГГГГ возражения приобщены к материалам дела.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, а также конкретные обстоятельства в их совокупности, полагает, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Тлюстенхабльское городское поселение» и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности. Земельный участок располагается по адресу: РФ, , северо-западнее , в районе кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Тлюстенхабльское городское поселение» и ФИО6 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенный по адресу: РФ, , северо-западнее , в районе кадастровый ,

В соответствии с Соглашением о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, право аренды указанного участка перешло ФИО7, тем самым общий срок аренды составляет более трех лет.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась Администрацию МО «Тлюстенхабльское городское поселение» с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, с кадастровым номером 01:06:2500001:1223, расположенного по адресу: РФ, , северо - западнее , в районе , общей площадью 15000 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ МО «Тлюстенхабльское городское поселение» отказала административному истцу в предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка со ссылкой на статью 14 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений», в которой указано, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, суд считает указанный отказ администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» незаконным, ввиду следующего.

В соответствии с п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом №101-ФЗ от 24.07.2002г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон №101-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона №101-ФЗ отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются данным Законом.

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 10 Закона №101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).

В пункте 4 статьи 10 Закона №101-ФЗ предусмотрено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность в порядке, предусмотренном Земельным Кодексом РФ.

В п.п. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ закреплено, что продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом в случае, если этим гражданином или юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Таким образом, отношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Земельным кодексом РФ, Законом №101-ФЗ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. По смыслу приведенных норм гражданин имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий: гражданин пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; участок используется в соответствии с его целевым назначением; заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды.

Заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано истцом до дня истечения срока договора аренды.

Пункт 5.1 ст. 10 ФЗ от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» является специальной нормой по отношению к ст.14 Закона Республики Адыгея от 07.06.2007г. «О регулировании земельных отношений», в связи с чем, подлежит применению.

С учетом вышеизложенного, суд считает незаконным отказ администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» в предоставлении за плату, без проведения торгов, в собственность ФИО1 земельного участка, предоставленного ей на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» о признании незаконным отказа администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка, удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации МО Тлюстенхабльское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, , расположенного по адресу: Российская Федерация, , северо-западнее в районе реки Кубань, общей площадью 15000 кв.м., кадастровый , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: объекты, используемые для производства сельскохозяйственной продукции.

Обязать администрацию МО «Тлюстенхабльское городское поселение» предоставить ФИО1 в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:1233.

Обязать администрацию МО «Тлюстенхабльское городское поселение» подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, , северо-западнее в районе реки Кубань, общей площадью 15000 кв.м., кадастровый , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: объекты, используемые для производства сельскохозяйственной продукции, и направить в адрес истца в течение 10 дней со дня вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий «подпись»