ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-6477/1614 от 14.11.2016 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-6477/16 14 ноября 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре ФИО3

с участием помощника Всеволожского городского прокурора <адрес>ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Всеволожского городского прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к главе муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> об отмене распоряжения и признании его недействительным с момента вынесения,

УСТАНОВИЛ:

Всеволожский городской прокурор <адрес>, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к главе МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в обоснование исковых требований указав, что на основании обращения директора ЗАО «Промотходы», поступившего во Всеволожскую городскую прокуратуру, а также на основании поручения прокуратуры <адрес>, проведена проверка законности внесения главой МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании общественных обсуждений по проекту «полигон твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>» не проведенными.

В ходе проверки установлено, что распоряжением главы МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ общественные обсуждения по проекту «Полигон твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес> признаны не проведенными на основании ст.ст.9, 11, п.2 ст.19, п.20.2 ст.20, 24, 25 Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений на территории МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, утвержденного решением Совета Депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

В указанном распоряжении не указаны установленные конкретные нарушения законодательства, позволяющие признать общественные обсуждения не проведенными.

Согласно протоколу общественных обсуждений по вопросу оценки возможного воздействия на окружающую среду от реализации проекта «Реконструкция твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>, утвержденного главой МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сообщения о проведении общественных слушаний в СМИ опубликовано в газете «Всеволожские вести» (2144) от ДД.ММ.ГГГГ, «ФИО1 газета» (6928) от ДД.ММ.ГГГГ, «<адрес>» (4199) от ДД.ММ.ГГГГ, в сети Интернет на официальном сайте МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>.

В соответствии с протоколом, а также с листом регистрации участников общественных обсуждений, проведенных ДД.ММ.ГГГГ на общественных обсуждениях присутствовали: ФИО5 – инспектор по природопользованию и охране окружающей природной среды администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, а также заинтересованная общественность, всего в количестве 27 человек, включая эколога ЗАО «Промотходы» ФИО6, заместителя генерального директора ООО «Проектный институт «Петрохим-Технология» ФИО7

В качестве единственного обязательного условия действительности проведения общественных обсуждений п.23.1 положения предусматривает участие по обсуждению предмета общественных обсуждений представителя уполномоченного органа (организатор общественных обсуждений). Указанное правило соблюдено при проведении собрания.

Таким образом, общественные обсуждения были фактически проведены, что подтверждается протоколом, которым установлено, что в рамках общественных обсуждений была организована экспозиция по предмету общественных обсуждений для ознакомления заинтересованной общественности, которая работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, кабинет .

В связи с чем, распоряжение главы МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании общественных обсуждений по проекту «Полигон твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>» не проведенными» принято незаконно.

Всеволожской городской прокуратурой принесен протест ДД.ММ.ГГГГ на распоряжение главы МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании общественных обсуждений по проекту «Полигон твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>» не проведенными», который главой МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> отклонен, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Арендатором и эксплуатирующей организацией полигона твердых отходов «Северная Самарка» является ЗАО «Промотходы», осуществляющее свою деятельность на основании лицензии 78 от ДД.ММ.ГГГГ на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, предоставленной Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу.

В соответствии с требованиями природоохранного законодательства для полигона предприятием разработан и согласован ряд проектно-технологической документации для проведения реконструкции предприятия. Проект готов к представлению на государственную экологическую экспертизу.

Целью реконструкции полигона является внедрение дополнительных природоохранных мероприятий с использованием современных методов и материалов, создание участка по сортировке отходов с целью получения вторичного сырья и снижения нагрузки на полигон, рекультивация полигона по окончании его эксплуатации.

Реализация проекта реконструкции предусматривается в пределах существующего землеотвода, и направлена на обеспечение безопасной эксплуатации полигона, как в режиме приема отходов, так и после прекращения размещения отходов и выполнения работ по рекультивации полигона.

В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, осуществляемой Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, необходимо проведение общественных обсуждений проекта.

Таким образом, незаконно принятое распоряжение главы МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании общественных обсуждений по проекту «Полигон твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>» не проведенными» влечет затягивание процесса модернизации полигона твердых бытовых отходов, направленной на снижение негативного влияния на окружающую среду, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленное ст.42 Конституции РФ.

В связи с чем, Всеволожский городской прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, просит суд:

- распоряжение главы муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании общественных обсуждений по проекту «Полигон твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>» не проведенными» отменить и признать недействительным с момента вынесения.

В настоящем судебном заседании административный истец исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представители заинтересованного лица ЗАО «Промотходы» административные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить, представили письменные пояснения по административному иску.

Заинтересованные лица ФИО8, ФИО9, ФИО10 возражали против удовлетворения административных исковых требований, изложили свою правовую позицию в письменном виде, приобщенную к материалам настоящего дела.

Заинтересованное лицо ФИО11, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в настоящее судебное заседание не явился, представил письменные возражения по административному иску, его явка не была признана судом обязательной.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица, применительно к положениям ч.6 ст.226, ст.150 КАС РФ.

Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов административного дела следует, что ЗАО «Промотходы» является лицензированной природоохранной организацией, осуществляющей свою деятельность на основании лицензии 78 от ДД.ММ.ГГГГ на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, предоставленной Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу.

В целях совершенствования систем обеспечения экологической и санитарной безопасности Полигона «Северная Самарка», реализации передовых концепций и директив в области обращения с отходами направленных на внедрение актуальных природоохранных технологий, по заказу ЗАО «Промотходы» силами специализированной проектной организации – ООО «Проектный институт «Петрохим-технология» разработан проект «Реконструкция полигона «Северная Самарка».

Положениями п.7.2 ст.11 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №174-ФЗ «Об экологической Экспертизе» определено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня, в том числе является проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

В соответствии с абзацами 4, 5 пункта 1 ст.14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе: материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно запрашивают документы, указанные в абзацах третьем - пятом настоящего пункта (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе.

ДД.ММ.ГГГГ решением совета депутатов МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> утверждено Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений на территории МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>.

Согласно п.2.2 указанного Положения, на общественные обсуждения выносятся вопросы хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе в соответствии с законодательством об экологической экспертизе, основанном на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального Закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Федерального Закона «Об экологической экспертизе» №174-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов <адрес> с участием населения муниципального образования по заявлению заинтересованного лица (л.д.132 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Промотходы» обратилось к главе МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> с заявлением о проведении общественных обсуждений по вопросу оценки возможного воздействия на окружающую среду от реализации проекта «Реконструкция полигона твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>».

Распоряжением главы МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении общественных обсуждений по вопросу оценки возможного воздействия на окружающую среду от реализации проекта «Реконструкция полигона твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>».

Информация об общественных обсуждениях опубликована в федеральном СМИ «ФИО1 газета» от ДД.ММ.ГГГГ, региональном СМИ <адрес> Газета «Вести» (4199) от ДД.ММ.ГГГГ, местном СМИ газета «Всеволожские вести» (2144) от ДД.ММ.ГГГГ

Общественные обсуждения по вопросу оценки возможного воздействия на окружающую среду от реализации проекта «Реконструкция полигона твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес> состоялись ДД.ММ.ГГГГ в помещении актового зала, расположенного по адресу: <адрес>.

По итогам общественных обсуждений составлен протокол общественных обсуждений, ДД.ММ.ГГГГ утвержденный главой МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> (л.д.40-45 том 1), заключением которого является, что по результатам общественных обсуждений по проекту «Полигон твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>», учитывая преобладания негативного мнения о проекте со стороны общественности присутствующей на общественных обсуждениях и неполноты материалов, представленных заказчиком для ознакомления с проектом, а именно отсутствует том 2 «Отчет по результатам инженерно-экологических изысканий», при том, что указание на этот том имеется на стр.67, 77, 78, 79 тома 6.2 книги 1. Представление неполной информации противоречит п.5 ст.25 ФЗ РФ №212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и нарушает право общественности на заблаговременный свободный доступ ко всем имеющимся в распоряжении заказчика общественных обсуждений материалам, касающегося вопроса вынесенного на общественные обсуждения. Нарушения ст.ст.9, 11, п.2 ст.19, п.20.2 ст.20, ст.ст.24, 25 Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений на территории муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, утвержденного решением совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ признать общественные обсуждения по проекту «Полигон твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>» не проведенными ввиду отсутствия полной информации о проекте».

Своим Распоряжением глава МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев протокол общественных обсуждений по вопросу оценки возможного воздействия на окружающую среду от реализации проекта «Реконструкция полигона твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, замечания по проекту «Реконструкция полигона твердых отходов «Северная Самарка» от уполномоченных представителей местечка Карьер Мяглово, замечания ФИО8 и ФИО12 о непредставлении заказчиком общественных слушаний всех необходимых томов проектной документации для ознакомления с проектом «Реконструкция полигона твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>», с учетом установленных нарушений ст.ст.9, 11, п.2 ст.19, п.20.2 ст.20, ст.ст.24, 25 Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений на территории МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, утвержденного решением совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ: признал общественные обсуждения по вопросу оценки возможного воздействия на окружающую среду от реализации проекта «Реконструкция полигона твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>» не проведенными (л.д.38-39 том 1).

Данное распоряжение, Всеволожский городской прокурор просит отменить и признать недействительным с момента его вынесения по основаниям, изложенным в административном иске.

Статьей 14 Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений на территории МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, определено следующее. Результаты публичных слушаний оформляются протоколом результатов публичных слушаний и заключением о результатах публичных слушаний. Уполномоченный орган (организатор слушаний) оформляет протокол результатов публичных слушаний, который составляется на основе протокола собрания по обсуждению предмета публичных слушаний, представленных предложений и замечаний физических и юридических лиц.

Протокол собрания публичных слушаний должен содержать: указание на дату и место составления протокола публичных слушаний; сведения о предмете публичных слушаний; сведения о заинтересованном лице, являющемся инициатором публичных слушаний; сведения об органе (лице), принявшем решение о проведении публичных слушаний, в том числе и номер и дата принятого решения о назначении публичных слушаний; состав участников публичных слушаний; основные вопросы публичных слушаний; краткое изложение позиции и обоснованных предложений участников публичных слушаний; краткое изложение обоснованных предложений и замечаний участников публичных слушаний в отношении предмета публичных слушаний.

Участники публичного слушания вправе не позднее двух рабочих дней после проведения собрания по обсуждению предмета публичных слушаний представить в письменном виде свои аргументированные предложения и обоснованные замечания для включения в протокол результатов публичных слушаний.

Протокол подписывается лицами, указанными в п.10.1 ст.10 настоящего Положения, Председательствующим в срок не более пяти дней со дня окончания представления предложений и замечаний граждан для включения в протокол результатов публичных слушаний.

На основании протокола о результатах публичных слушаний и представленных письменных предложений, уполномоченный орган готовит заключение о результатах публичных слушаний по предмету публичных слушаний.

Уполномоченный орган направляет протокол и заключение о результатах публичных слушаний главе муниципального образования для ознакомления и утверждения, не позднее чем через 15 дней со дня проведения публичных слушаний (л.д.135-136 том 1).

Таким образом, норма ст.14 Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений на территории МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, предусматривает, что после ознакомления с протоколом и заключением о результатах публичных слушаний, глава МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> уполномочен только на вынесение распоряжения об их утверждении, иного права указанным Положением главе МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> не предоставлено.

При таком положении дела, оспариваемое распоряжение признается судом незаконным как несоответствующее упомянутому Положению, со дня вступления в законную силу настоящего решения суда (ч.8 ст.227, ст.187 КАС РФ), по вышеизложенным основаниям.

В соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, для восстановления нарушенного права, суд обязывает главу муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в течение 7 календарных дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О признании общественных обсуждений по проекту «Полигон твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>.

На основании изложенного, административные исковые требования Всеволожского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.150, 218-228, 187, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Всеволожского городского прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к главе муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> об отмене распоряжения и признании его недействительным с момента вынесения удовлетворить частично.

Признать незаконным, со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, распоряжение главы муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании общественных обсуждений по проекту «Полигон твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>.

Обязать главу муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в течение 7 календарных дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О признании общественных обсуждений по проекту «Полигон твердых отходов «Северная Самарка» во <адрес>.

В удовлетворении административных исковых требований Всеволожского городского прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья: