Дело №а-64/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Симферополь 15 июля 2021 г.
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,
при секретаре Квита П.А.,
с участием прокурора Алескерова Д.А.,
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика, заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 к Ялтинскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части решения 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 3 декабря 2018 года № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», возложении обязанности совершить определённые действия,
с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета Республики Крым,
установил:
решением 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва № 3 от 3 декабря 2018 года «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» утверждён Генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Генеральный план).
Индивидуальный предприниматель ФИО3, посредством своего представителя ФИО1, обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, в котором просит признать не действующим решение 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым № 3 от 03 декабря 2018 года «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части установления на карте функциональных зон (приложение № 4 к решению) в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 27940 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в части земельного участка, площадью 1300 кв.м., с условным номером №, расположенного под нежилыми зданиями, принадлежащими на праве собственности ФИО3, по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами № и участка, необходимого для их обслуживания, функциональной зоны «зона транспортной инфраструктуры» с момента вступления решения суда в законную силу, как не соответствующее статье 24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, имеющей большую юридическую силу, чем оспариваемый нормативный правовой акт; признать не действующим решение 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым № 16 от 19 июля 2019 года «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части установления на карте территориальных зон (приложение № 3 к решению) в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 27940 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в части земельного участка, площадью 1300 кв.м., с условным номером №, расположенного под нежилыми зданиями, принадлежащими на праве собственности ФИО3, по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами № и участка, необходимого для их обслуживания, территориальной зоны «зона транспортной инфраструктуры» с момента вступления решения суда в законную силу, как не соответствующее нормам статей 31, 32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, чем оспариваемый нормативный правовой акт.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 6 апреля 2021 года в отдельное производство выделено требование административного иска о признании не действующим решения 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым № 16 от 19 июля 2019 года «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части установления на карте территориальных зон (приложение № 3 к решению) в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 27 940 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в части земельного участка, площадью 1 300 кв.м., с условным номером №, расположенного под нежилыми зданиями, принадлежащими на праве собственности ФИО3, по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами № и участка, необходимого для их обслуживания, территориальной зоны «зона транспортной инфраструктуры» с момента вступления решения суда в законную силу, как не соответствующее нормам статей 31, 32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, чем оспариваемый нормативный правовой акт, с присвоением отдельного номера административного производства.
Заявлением от 14 июля 2021 года требования административного искового заявления уточнены, административный истец дополнил правовые основания заявленных требований пунктами 1, 4, 10.1 статьи 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также просил обязать Ялтинский городской совет Республики Крым принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий функциональное зонирование в отношении территории в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 27940 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в части земельного участка, площадью 1300 кв.м., с условным номером №, расположенного под нежилыми зданиями, принадлежащими на праве собственности ФИО3, по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами №, в котором устранить допущенные нарушения законодательства в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование заявленных требований административный истец, с учётом уточнения, поступившего 14 июля 2021 года, указывает, что ФИО3 является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>. Нежилые здания находятся в границах учётного контура № 1, входящего в состав многоконтурного земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии с приложением № 4 «Карта функциональных зон городского округа» к решению Ялтинского городского совета Республики Крым № 3 от 3 декабря 2018 года «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 27940 кв.м, установлена функциональная зона «Зона транспортной инфраструктуры». Согласно условных обозначений к Карте территориальных зон Правил землепользования и застройки, утверждённых решением Ялтинского городского совета Республики Крым № 16 от 19 июля 2019 года «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», земельный участок с кадастровым номером №, площадью 27940 кв.м, отнесён к территориальной зоне «Зона транспортной инфраструктуры», ТЗ-14-59. С момента проведения публичных слушаний до утверждения генерального плана муниципального образования городской округ Ялта прошло более двух лет, за этот период разработчиком неоднократно вносились изменения, корректировки, которые не были предметом обсуждения на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. По мнению административного истца, нарушена процедура принятия генерального плана и оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормам градостроительного законодательства Российской Федерации. При этом позднее утверждены Правила землепользования и застройки без учёта сложившейся планировки территории и существующего землепользования, с нарушением процедуры, установленной градостроительным законодательством Российской Федерации. Оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушены права административного истца, поскольку препятствуют в оформлении права аренды на земельный участок под принадлежащими ему на праве собственности зданиями без проведения торгов на основании статей 39.6, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и на возможно необходимую реконструкцию строений либо иных действий, осуществление которых требует соблюдения градостроительных регламентов. Также указывает об отсутствии у административного ответчика какого-либо обоснования для установления в границах земельного участка с кадастровым номером № соответствующих функциональной и территориальной зон.
Определениями Верховного Суда Республики Крым от 24 марта 2021 года, 26 апреля 2021 года, 18 июня 2021 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Администрация города Ялта Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, глава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председатель Ялтинского городского совета Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании доводы уточнённого административного искового заявления поддержала и просила удовлетворить заявленные требования в полном объёме с учётом письменных пояснений, представленных в материалы дела.
Представитель административного ответчика Ялтинского городского совета Республики Крым и заинтересованного лица главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета Республики Крым ФИО2 с доводами административного искового заявления не согласился, просил отказать в удовлетворении требований административного искового заявления в полном объёме, так как оспариваемый акт принят с соблюдением процедуры его принятия, в пределах полномочий, с соблюдением требований нормативных правовых актов, имеющих высшую юридическую силу. Свою правовую позицию изложил в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Представители заинтересованных лиц Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, участвующего в деле, Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 19 марта 2021 года. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пункте 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Согласно пункту 11 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» статусом городского округа наделено муниципальное образование город Ялта - городской округ Ялта.
Частью 12 названной статьи установлен перечень населённых пунктов, входящих в состав городского округа Ялта: город Ялта; город Алупка; посёлок городского типа Гаспра; посёлок городского типа Гурзуф; посёлок городского типа Краснокаменка; посёлок Даниловка; посёлок Линейное; посёлок Партизанское; посёлок городского типа Кореиз; посёлок городского типа Ливадия; посёлок городского типа Виноградное; посёлок городского типа Курпаты; посёлок городского типа Ореанда; посёлок Высокогорное; посёлок Горное; посёлок Куйбышево; посёлок Охотничье; посёлок городского типа Массандра; посёлок городского типа Отрадное; посёлок городского типа Восход; посёлок городского типа Никита; посёлок городского типа Советское; посёлок городского типа Симеиз; посёлок городского типа Береговое; посёлок городского типа Голубой Залив; посёлок городского типа Кацивели; посёлок городского типа Парковое; посёлок городского типа Понизовка; село Оползневое; посёлок городского типа Форос; посёлок городского типа Санаторное; посёлок Олива.
22 сентября 2017 года Ялтинским городским советом Республики Крым 1 созыва 51 сессии принят Устав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции (далее – Устав).
Согласно части 1 статьи 28 Устава Ялтинский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 29 Устава к полномочиям Ялтинского городского совета относится утверждение генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 67 Устава муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции Республики Крым и иным нормативным правовым актам Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если соответствующим муниципальным нормативным правовым актом не установлен более поздний срок вступления его в силу.
Официальным опубликованием (обнародованием) считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в муниципальной газете «Ялтинские вести», являющейся официальным источником опубликования, или на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) (часть 2 статьи 70 Устава).
Порядок созыва и проведения сессий Ялтинского городского совета Республики Крым, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Ялтинского городского совета Республики Крым проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Ялтинского городского совета Республики Крым, порядок формирования и полномочия постоянных комитетов, иных органов Ялтинского городского совета Республики Крым, права и обязанности депутатов Ялтинского городского совета Республики Крым, порядок и формы организации депутатского контроля, порядок взаимодействия Ялтинского городского совета Республики Крым с Администрацией города Ялта Республики Крым, муниципальными предприятиями и учреждениями, иные вопросы организации работы Ялтинского городского совета Республики Крым, связанные с осуществлением Ялтинским городским советом Республики Крым и депутатами своих полномочий, устанавливает Регламент Ялтинского городского совета Республики Крым в новой редакции, утверждённый решением 71 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31 августа 2018г. № 1 (т. 1 л.д. 203-226).
Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Между тем, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований, в которых определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа регламентирована статьёй 24 Градостроительного кодекса.
Так, названной статьёй предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1).
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2).
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц (часть 3).
В соответствии с частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьёй 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 10, 11 названной статьи заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Порядок организации и проведения общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в том числе по проектам генеральных планов, определяет Положение об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённое решением 68 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 21 июня 2018 г. № 9 (далее Положение).
Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Положения обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях подлежат: проект генерального плана городского округа, проект о внесении изменений в генеральный план городского округа (далее - проект генерального плана, проект внесения изменений в генеральный план).
Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний регламентирован разделом 3 Положения.
Общественные обсуждения или публичные слушания назначаются Главой муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателем Ялтинского городского совета (далее - председатель Ялтинского городского совета) путём издания соответствующего постановления (пункт 3.2 Положения).
Согласно пунктам 5.1, 5.6 Положения, в целях доведения до населения информации о содержании предмета общественных обсуждений или публичных слушаний в течение всего периода размещения в соответствии с подпунктом 2 пункта 3.4 и подпунктом 2 пункта 3.5 настоящего Положения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта.
На экспозиции проекта должны быть представлены: 1) постановление о назначении общественных обсуждений или публичных слушаний; 2) оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; 3) проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Участники общественных обсуждений или публичных слушаний вправе направлять предложения и замечания в адрес Организатора по проекту, рассматриваемому на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, для включения их в протокол общественных обсуждений или публичных слушаний в сроки, указанные в оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 8.1 Положения).
Таким образом, порядок организации проведения общественных обсуждений (публичных слушаний) предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников публичных слушаний, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Положение с приложениями было размещено 22 июня 2018 года на официальном портале Правительства Республики Крым на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/8543), а также опубликовано в газете «Ялтинские вести» (выпуск № 22-23 (133-134)//23 июня 2018 года.
Постановлением главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета от 19 июля 2018 г. № 16 «О назначении общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» назначены соответствующие общественные обсуждения, определён порядок их проведения по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым; создана временная комиссия по организации и проведению общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее Временная комиссия) в составе, определённом в приложении № 2 к настоящему постановлению, и утверждено Положение о Временной комиссии (приложение № 3); определён срок для приёма предложений и замечаний от участников общественных обсуждений с 28 июля 2018 г. по 16 августа 2018 г. (включительно).
Указанное постановление от 19 июля 2018 г. № 16 с приложениями были размещены 20 июля 2018 г. на официальном портале Правительства Республики Крым на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/8756), а также опубликовано в газете «Ялтинские вести» (спецвыпуск № 2(2)//20 июля 2018 г.
О результатах проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым был составлен соответствующий протокол заседания временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 22 августа 2018 г. № 8 (т. 3 л.д. 1-39).
Предложения и замечания, поступившие при проведении общественных обсуждений проекта генерального плана, были рассмотрены, к указанному протоколу приложена итоговая таблица замечаний/ предложений от участников общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, рассмотренных Временной комиссией, поступивших с 28 июля 2018 г. по 16 августа 2018 г.
Временной комиссией 22 августа 2018 г. подготовлено заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, проведённых с 20 июля 2018 г. по 24 августа 2018 г. (т. 2 л.д.151-218).
Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа регламентированы статьёй 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 2 названной статьи проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населённых пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трёхмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования (часть 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
В силу части 10 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения: 1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесёнными в него изменениями; 2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
При этом, в соответствии с частью 11 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанные в части 10 названной статьи документы и материалы могут содержать: 1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путём их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования); 2) план согласования указанных в пункте 1 части 11 вопросов после утверждения генерального плана путём подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.
На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определённой части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку (часть 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 № 156 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее Положение) Министерство строительства и архитектуры Республики Крым (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере градостроительства и архитектуры, жилищной политики, строительства, промышленности строительных материалов, реализации жилищных программ, формирования региональной политики в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, сейсмобезопасности, инженерной защите территории Республики Крым от оползневых и абразивных процессов, и управляющим государственным имуществом, которое отнесено к его ведению, организации проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, участвующим в формировании федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, выполняющим функции заказчика по проектированию и строительству объектов, а также осуществляющим координацию деятельности в указанных сферах исполнительных органов государственной власти Республики Крым в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 1.1).
В целях выполнения поставленных задач, согласно пункту 3.1 Положения, Министерство в установленном законодательством порядке: согласовывает генеральные планы, правила землепользования и застройки, документацию по планировке территорий, местные нормативы градостроительного проектирования, предельные параметры строительства, рассматривает проектную документацию на предмет ее соответствия градостроительным и техническим регламентам в границах установленных зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории (подпункт 3.1.14-1); обеспечивает соблюдение процедур по подготовке и утверждению документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (подпункт 3.1.15).
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 14 сентября 2018 г. № 1719-п «О создании согласительной комиссии по согласованию генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее постановление от 14 сентября 2018 г. № 1719-п) создана соответствующая комиссия (далее Согласительная комиссия), утверждён порядок её работы, а также состав.
Указанное постановление от 14 сентября 2018 г. № 1719-п с приложениями было размещено 14 сентября 2018 г. на официальном портале Правительства Республики Крым на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/9166).
Из пунктов 2.10, 2.11 Порядка работы согласительной комиссии по согласованию проекта генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого постановлением от 14 сентября 2018 г. № 1719-п (далее Порядок), следует, что при принятии Согласительной комиссией решения о согласовании проекта генерального плана с внесением в него изменений, учитывающих все замечания, явившиеся основанием для несогласия с данным проектом, указанная комиссия по итогам своей работы представляет главе администрации города Ялта Республики Крым проект генерального плана с внесёнными в него изменениями вместе с протоколом заседания Согласительной комиссии, материалами в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
Согласно протоколу заседания Согласительной комиссии от 22 октября 2018 г. на повестке дня был вопрос об урегулировании замечаний, послуживших основанием для подготовки заключения об отказе в согласовании проекта генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и принятии взаимоприемлемых решений.
Согласительной комиссией были рассмотрены замечания Министерства сельского хозяйства Республики Крым (заключение от 11 сентября 2018 г. № 11/4226-17/1/1/1), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (заключение от 10 сентября 2018 г. № 18402/01-10/5/1/1), Министерства экономического развития Республики Крым (заключение от 7 сентября 2018 г. № 100/12757/2), Министерства транспорта Республики Крым (заключение от 7 сентября 2018 г. № 05-16/5156/1/3/1/2).
В частности, вопросы, указанные в заключении Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 11 сентября 2018 г. № 11/4226-17/1/1/1, в заключении Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 10 сентября 2018 г. № 18402/01-10/5/1/1 отнесены к несогласованным вопросам, соответствующая информация отображена в карте разногласий по внесению изменений в проект генерального плана, а также в материалах проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым с условным обозначением «территории, исключённые из проекта генерального плана, относящиеся к несогласованным вопросам по результатам решения согласительной комиссии – территории неурегулированной градостроительной ситуации», решение о которых будет принято после подготовки предложений о внесении изменений в генеральный план и утверждения их в установленном порядке.
По итогам заседания Согласительной комиссией принято решение согласовать проект генерального плана с отнесением изложенных при рассмотрении на заседании комиссии вопросов № 1 и № 2 повестки дня с формулировкой «Территории, исключённые из проекта генерального плана, относящиеся к несогласованным вопросам по результатам решения согласительной комиссии - территории неурегулированной градостроительной ситуации» и с предложением об исключении этих несогласованных вопросов из проекта генерального плана, путём их отображения в материалах проекта генерального плана и карте разногласий, в целях фиксации до момента их согласования в установленном порядке, которые прилагаются к протоколу и являются его неотъемлемой частью.
Из материалов дела также следует, что 3 декабря 2018 г. состоялась очередная 75 сессия Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва, на которой из общего количества, составляющего 28 депутатов, присутствовали 26 депутатов.
На повестке дня указанной сессии (пункт 3) был поставлен вопрос об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
По данному вопросу, после выступления докладчика – главы Администрации города Ялтинского городского ФИО4, пояснений ФИО5, ФИО6, ФИО7, за его принятие проголосовали 26 депутатов.
Таким образом, на очередной 75 сессии Ялтинским городским советом Республики Крым первого созыва 3 декабря 2018 г. принято решение № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (т. 1 л.д. 133-202).
Пунктом 1 указанного решения утверждён соответствующий генеральный план в составе: Положение о территориальном планировании (приложение №1), карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа (приложение № 2), карта границ населённых пунктов, входящих в состав городского округа (приложение № 3), карта функциональных зон городского округа (приложение № 4), карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа, относящихся к областям водоснабжения и водоотведения (приложение № 5), карта функциональных зон городского округа с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения, относящихся к областям водоснабжения, водоотведения и связи (приложение № 6).
Согласно пункту 9 решения от 3 декабря 2018 г. № 3 настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
Указанное решение было опубликовано на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – 6 декабря 2018 года (https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/10012), а также в газете «Ялтинские вести» (выпуск № 46-47 (159-160) от 8 декабря 2018 г.).
Административным истцом не оспариваются полномочия Ялтинского городского совета Республики Крым, форма и вид оспариваемого в части нормативного правового акта, введение его в действие и опубликование.
Суд, проверив полномочия Ялтинского городского совета Республики Крым, соблюдение требований к форме и виду, введение в действие и опубликование, приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований, предъявляемых к его форме и виду, процедура его принятия, согласования, установленная статьями 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соблюдена, опубликован в установленном порядке и надлежащим образом доведён до всеобщего сведения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
Проверяя решение в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.
В обоснование доводов административного иска ИП ФИО3 указывает, что оспариваемым в части нормативным правовым актом, в приложении № 4 «Карта функциональных зон городского округа» в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 27940 кв.м, без какого-либо обоснования установлена функциональная зона - «Зона транспортной инфраструктуры», наличие которой препятствует административному истцу оформить право аренды на земельный участок под принадлежащими ему на праве собственности зданиями без проведения торгов на основании статей 39.6, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и на возможно необходимую реконструкцию строений, либо иных действий, осуществление которых требует соблюдения градостроительных регламентов. Кроме того, в производстве Арбитражного суда Республики Крым находится дело по иску Администрации г.Ялта Республики Крым к ИП ФИО3 о сносе строений.
При проверке данных доводов судом установлено следующее.
ФИО3 является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права (т.1 л.д. 60-63).
Основанием возникновения права собственности указано решение Хозяйственного Суда АР Крым от 27 апреля 2010 года по делу № 2-1/2016-2010, вступившее в законную силу 11 мая 2010 г. Данным решением за физическим лицом – предпринимателем ФИО3 признано право собственности на объект незавершённого строительства, расположенный <адрес>, состоящий из кафе с летней площадкой, приюта, хозяйственного блока и туалета, указанных в техническом паспорте под литерами <адрес> площадью 198,2 кв.м, с террасами «а», <адрес> площадью 75,1 кв.м, <адрес> - площадью 130,3 кв.м, <адрес> - площадью 143,2 кв.м.
Административный истец неоднократно обращался в Администрацию г.Ялта Республики Крым по вопросу оформления права аренды на земельный участок под принадлежащими ему на праве собственности зданиями, что подтверждается многочисленными заявлениями, представленными в материалы дела (т.1 л.д.42,43,45,47,49,50).
Согласно письменных ответов, направленных на адрес ФИО3 20 марта 2018 г. № 03-18/105, 22 декабря 2020 г. № 7322/02.1-25, среди причин отказа указано, в том числе, что земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешённого использования – земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0), что исключает нахождение на нём капитальных объектов недвижимого имущества, а также имеется ссылка на наличие в производстве Арбитражного суда Республики Крым дела по иску Администрации г.Ялта Республики Крым о сносе строений.
Из материалов дела усматривается, что нежилые здания, принадлежащие на праве собственности административному истцу, находятся в границах учётного контура № 1, входящего в состав многоконтурного земельного участка с кадастровым номером № (т.1 л.д.40,41, 44, 53).
Судом установлено, что согласно оспариваемого в части Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 декабря 2018 г. за № 3, земельный участок с кадастровым номером № отнесён к функциональной зоне «Зоны транспортной инфраструктуры».
Из возражений Ялтинского городского совета Республики Крым от 8 июля 2021 года № 01.2-14/899 следует, что такое функциональное зонирование было определено разработчиком Генерального плана в связи с тем, что в непосредственной близости от объекта истца расположен объект транспортной инфраструктуры – верхняя станция канатной дороги «Мисхор-Ай-Петри».
Кроме того, согласно пункту 8.16 Свода Правил 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утверждённого приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр, зоны транспортной и инженерной инфраструктуры следует предусматривать для размещения сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного транспорта, связи, инженерного оборудования с учётом их перспективного развития. Отвод земель для сооружений и устройств внешнего транспорта осуществляется в установленном порядке. Режим использования этих земель определяется градостроительной документацией в соответствии с действующим законодательством. В реализацию данных норм, а также положений статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом территориальной зоны ТЗ-14-59 были предусмотрены виды разрешённого использования земельных участков 4.9.1 «Объекты дорожного сервиса» и 4.4. «Магазины» в соответствии с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. № П/0412, в качестве условно-разрешённых. Данные виды разрешённого использования предполагают возможность размещения нежилых зданий, в которых может осуществляться торговая деятельность, в связи с чем, установленная в генеральном плане функциональная зона не нарушает прав административного истца.
В соответствии с ранее действовавшим Генеральным планом курортного района Большая Ялта, утверждённым постановлением Совета министров АР Крым 15 июня 1993 г. № 136, земельный участок с кадастровым номером № (1) располагался в зоне «Территория ялтинского горно-лесного заповедника», что подтверждается соответствующей выкопировкой.
Из ответа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым от 12 марта 2021 г. № 01.1-19/66 следует, что согласно условных обозначений к карте территориальных зон Правил землепользования и застройки, утверждённых решением Ялтинского городского совета Республики Крым № 16 от 19 июля 2019 года «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», земельный участок с кадастровым номером №, в границах учётного контура № 1 которого находятся нежилые здания административного истца, отнесён к территориальной зоне «Зона транспортной инфраструктуры», ТЗ-14-111 (т.1 л.д.31-41).
В материалы дела Администрацией города Ялта Республики Крым представлена выкопировка из Карты территориальных зон (приложение № 3) Правил землепользования и застройки, утверждённых решением Ялтинского городского совета Республики Крым № 16 от 19 июля 2019 года, в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером № (1), расположенный за пределами населённого пункта Ливадийского поселкового совета, отнесён к территориальной зоне «Зона транспортной инфраструктуры», ТЗ-14-59.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 5 статьи 1 Градостроительного кодекса функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Последнее, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В ходе судебного разбирательства установлено, что отнесение земельного участка с кадастровым номером № (1) к функциональной зоне «Зона транспортной инфраструктуры» обусловлено его расположением в непосредственной близости от объекта транспортной инфраструктуры – верхней станции канатной дороги «Мисхор-Ай-Петри».
При этом, как следует из материалов дела, градостроительным регламентом территориальной зоны ТЗ-14-59 предусмотрены в качестве условно-разрешённых виды разрешённого использования земельных участков 4.9.1 «Объекты дорожного сервиса» и 4.4. «Магазины» (в соответствии с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. № П/0412). Данные виды разрешённого использования предполагают возможность размещения нежилых зданий, в которых может осуществляться торговая деятельность.
В силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Аналогичная норма приведена в пункте 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).
Вопреки доводам административного истца, с учётом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт требованиям градостроительного законодательства не противоречит, не содержит положений, нарушающих или ограничивающих права административного истца, поскольку отнесение к функциональной зоне «Зона транспортной инфраструктуры» земельного участка с кадастровым номером №, площадью 27940 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и части земельного участка, площадью 1300 кв.м., с условным номером №, расположенного под нежилыми зданиями, принадлежащими на праве собственности ФИО3 по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами №, производилось органом местного самоуправления с учётом сложившейся планировки территории, в соответствии с документацией по планировке территории. Кроме того, градостроительным регламентом территориальной зоны ТЗ-14-59 предусмотрены в качестве условно-разрешённых виды разрешённого использования земельных участков 4.9.1 «Объекты дорожного сервиса» и 4.4. «Магазины», в связи с чем, доводы административного истца суд признаёт несостоятельными.
Административным истцом не представлено суду надлежащих и допустимых доказательств нарушения оспариваемым в части нормативным правовым актом его прав и законных интересов, а обстоятельства и доводы, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, основаны на неправильном толковании положений действующего федерального законодательства и не являются достаточным основанием для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.
Из совокупного анализа приведённых норм в их системном единстве следует, что с учётом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учёт потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. № 387-О, от 15 июля 2010 г. № 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. № 242-О).
Разрешая заявленные требования, суд также принимает во внимание, что административный истец не лишён права прибегнуть к гарантированному ему способу судебной защиты путём оспаривания соответствующих принятых в его отношении правоприменительных решений, избрав способ защиты, исходя из содержания нарушенного права и характера нарушения.
При этом проверка законности и обоснованности вынесенных в отношении административного истца правоприменительных решений, в том числе с точки зрения правильности установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела, а также оценки представленных доказательств в подтверждение наличия (отсутствия) и законности права на недвижимое имущество, не может быть осуществлена в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Административный истец, уточнив требования административного искового заявления, просил обязать Ялтинский городской совет Республики Крым принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий функциональное зонирование в отношении территории в границах земельного участка с кадастровым номером № в части земельного участка, площадью 1300 кв.м., с условным номером №, в котором устранить допущенные нарушения законодательства в соответствии с действующим законодательством, то есть фактически осуществить нормативное правовое регулирование.
Поскольку оспариваемые положения решения Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 декабря 2018 г. № 3 не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе актам, поименованным в административном исковом заявлении, не нарушают прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО3 к Ялтинскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части решения 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 3 декабря 2018 года № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», возложении обязанности совершить определённые действия, с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета Республики Крым – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме – 29 июля 2021 г.
Судья Верховного Суда
Республики Крым О.В. Хожаинова