ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-6508/201913 от 13.09.2019 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № а-6508/2019 13 сентября 2019 года

47RS0-08

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе

Председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и об обязании повторно рассмотреть заявление.

УСТАНОВИЛ:

Уточнив административные исковые требования в порядке ст.46 КАС РФ, административный истец обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и об обязании повторно рассмотреть заявление.

В обоснование требований указав, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 3507 +/-4 кв.метров с кадастровым номером 47:07:0957005:786 по адресу: <адрес>, ЗАО «Щеглово», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для иных сельскохозяйственных целей, а именно, земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных полос), болотами, нарушенные земли (за исключением тех, на которых ведется промышленная разработка (добыча) общераспространенных полезных ископаемых) и прочие земли (за исключением пригородных под оленьи пастбища).

Согласно генеральному плану муниципального образования «Щегловское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, утвержденного решением совета депутатов МО «Щегловское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, Правилами землепользования и застройки части территории МО «Щегловское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в границах поселка Щеглово, утвержденных решением совета депутатов МО «Щегловское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 47:07:0957005:786 входит в черту населенного пункта – <адрес> и относится к функциональной зоне ОД-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения).

С целью приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в соответствии с документами территориального планирования, административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к административному ответчику с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества - земельного участка, посредством изменения категории земельного участка: с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов».

Административный истец сослался на положения действующего законодательства, а именно на положения: пп.1 ст.84 Земельного кодекса Российской Федерации; ч.3 ст.8 Федерального Закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; ч.7 ст.15 и ст. 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (Закона о ГРН); Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащиеся в ЕГРН.

Данными нормативными документами подтверждается незаконность действий и выводов административного ответчика.

Также административный истец ч.12 ст. 29 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ)Закона о регистрации - приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

В связи с чем административный истец просит суд признать незаконным решение (уведомление) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ объекта недвижимости –земельного участка площадью 3507 +/-4 кв.метров с кадастровым номером 47:07:0957005:786 по адресу: <адрес>, ЗАО «Щеглово», на момент регистрации права собственности имевшего сведения о категории земель: земли сельскохозяйственного назначения и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о государственном учете недвижимого имущества.

В настоящем судебном заседании представитель административного истца уточненные административные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в административных исках, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, возражал по основаниям изложенным в письменном отзыве на иск.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явилась, направила отзыв на иск.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ.

Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами дела установлено, что Административному Истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 3507 +/-4 кв.метров с кадастровым номером 47:07:0957005:786 по адресу: <адрес>, ЗАО «Щеглово», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для иных сельскохозяйственных целей, а именно, земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных полос), болотами, нарушенные земли (за исключением тех, на которых ведется промышленная разработка (добыча) общераспространенных полезных ископаемых) и прочие земли (за исключением пригородных под оленьи пастбища).

Согласно генерального плана муниципального образования «Щегловское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, утвержденного решением совета депутатов МО «Щегловское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, Правилами землепользования и застройки части территории МО «Щегловское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в границах поселка Щеглово, утвержденных решением совета депутатов МО «Щегловское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 47:07::0957005:786 входит в черту населенного пункта – <адрес> и относится к функциональной зоне ОД-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения).

С целью приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в соответствии с документами территориального планирования, административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к административному ответчику с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества - земельного участка, посредством изменения категории земельного участка: с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов».

ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил от административного ответчика уведомление о приостановке действий по изменению категории земельного участка сроком до ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям:

- в связи с не предоставлением документов, запрошенных органом регистрации по межведомственным запросам, а именно: о том, что из уполномоченного органа не поступили документы о присвоении категории объекту недвижимости;

- форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства РФ, а именно вопрос перевода земельных участков из одной категории в другую регламентирован ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

ДД.ММ.ГГГГ Административному истцу поступило решение (уведомление) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ объекта недвижимости –земельного участка площадью 3507 +/-4 кв.метров с кадастровым номером 47:07:0957005:786 по адресу: <адрес>, ЗАО «Щеглово», на момент регистрации права собственности имевшего сведения о категории земель: земли сельскохозяйственного назначения,

Административный ответчик сослался на ст.10 ФЗ 172 - Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Также административный ответчик указал, что перевод особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п.4 ст.79 ЗК РФ, в другую категорию не допускается.

Административный истец, ознакомившись с уведомлением о приостановлении регистрационных действий полагает его незаконным и подлежащем отмене по следующим основаниям:

В соответствии с п.1 ст.84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно ч.3 ст.8 Федерального Закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», орган принявший акт о переводе (в том числе утвердивший генеральный план) обязан направить в орган кадастрового учета сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта или исключенных из границ населенного пункта, для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН, в том числе, в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта (п.8 ч.1 ст.32 Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ Закона о ГРН); об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую (п.11 ч.1 ст. 32 Закона о ГРН).

В соответствии с ч.16 ст.32 Закона о ГРН, перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3-13, 15 ст. 32 Закона о ГРН, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащиеся в ЕГРН.

Согласно п.7 Правил, в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов.

В соответствии с п.9 Правил, в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую орган, принявший такое решение, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую, с указанием кадастрового номера земельного участка и установленной категории земель.

В соответствии с ч.7 ст. 15 Закона о кадастре в случае, если сведения об утверждении правил землепользования и застройки не поступили в государственный кадастр недвижимости в течение шести месяцев с даты вступления в силу решений, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учёта с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учёта самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения. документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

То обстоятельство, что в Управление Росреестра по <адрес> в порядке межведомственного электронного взаимодействия не были представлены необходимые документы, не связано с неправомерными действиями заявителя; не направление или несвоевременное направление документов в порядке межведомственного взаимодействия не должно приводить к нарушению имущественных прав граждан, а также влечь за собой наступление иных неблагоприятных последствий.

В тоже время хотелось бы обратить внимание, на то, что ранее ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Щегловское сельское поселение» в рамках межведомственного взаимодействия, направленного в адрес Администрации органами Росреестра запроса от ДД.ММ.ГГГГ направило все необходимые документы подтверждающие разрешенное использование земельного участка административного истца( копия письма от ДД.ММ.ГГГГ) прилагается.

Относительно довода Административного ответчика о специальных условиях по ст.10 ФЗ 172 о Переводе земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также о том, что перевод особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п.4 ст.79 ЗК РФ, в другую категорию не допускается Административный истец также возражает.

Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую":

1. Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

3. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав) для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В данном случае исходя и предъявленных документов происходил перевод земель населенных пунктов и земельных участков в составе таких земель в другую категорию в соответствии с ст.8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Ссылка административного ответчика на то, что земли административного истца являются землями особо охраняемых территорий а также землями особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий не обоснованы, т.к. таковыми они не являются.

Согласно ч.12 ст. 29 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ)Закона о регистрации - приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Рассматривая заявленные требования и правовое обоснование их правомерности, суд приходит к выводу о незаконности вынесенного отказа в государственном кадастровом учете, так как оно вынесено в нарушение норм указанных выше.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ФИО2 подлежит удовлетворению по вышеизложенным судом основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-226, 150, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать решение (уведомление) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ЛО в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, повторно рассмотреть заявление ФИО2 об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка площадью 3507 кв.м., к кадастровым номером 47:07:0957005:786, расположенного по адресу: ЛО, <адрес>, ЗАО «Щеглово».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья: