Дело №а-656/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Воронцова И.С., при секретаре Петуниной Н.В.,
с участием помощника Шадринского межрайонного прокурора Санниковой Е.И., представителя административного истца МО МВД России «Шадринский» ФИО1, действующей на основании доверенности от 07.05.2020 г., административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области
07 апреля 2021 года
административное дело № по административному исковому заявлению МО МВД России «Шадринский» к Жданову Азату об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
19 марта 2021 года и.о. начальника МО МВД России «Шадринский» УМВД России по Курганской области ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 об установлении административного надзора. В обоснование административного искового заявления указали следующее. ФИО2 осужден 30.06.2010 г. Шадринским районным судом Курганской области по ч. 4 ст. 111 УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет с отбыванием в колонии строгого режима. В период отбывания наказания ФИО2 был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. 23.09.2020 г. по решению Кетовского районного суда Курганской области в удовлетворении административного искового заявления начальника ФКУ ИК№ УФСИН России по Курганской области об установлении административного надзора в отношении ФИО2 отказано в связи с тем, что распоряжением Минюста России от 14.03.2017 г. № пребывание (проживание) в Российской Федерации ФИО2 признано нежелательным. 25.12.2020 г. ФИО2 освободился по отбытию срока наказания. Срок погашения судимости 25.12.2028 г. 28.12.2020 г. ФИО2 прибыл в г. Шадринск для дальнейшего проживания. 30.12.2020 г. Администрацией Шадринского района с ФИО2 на основании Постановления Шадринского района № 927 от 30.12.2020 г. «О предоставлении благоустроенной квартиры, находящейся по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. ..., д. ... кв. ..., по договору специализированного найма Жданову Азату» заключен договор специализированного найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № на период времени с 30.12.2020 г. по 30.12.2025 г. 19.02.2021 года ФИО2 поставлен на миграционный учет в ОВМ МО МВД России «Шадринский». ФИО2 в настоящее время проживает по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. ..., д. ... кв. ... Сведений об официальном трудоустройстве не имеется. К административной ответственности в МО МВД России «Шадринский» не привлекался. Ранее судим. Жалобы и заявления на поведение ФИО2 в ОУУП МО МВД России «Шадринский» не поступали. В ПНД, КОНД на учете не состоит. Поскольку ФИО2 освобожден из мест лишения свобод где отбывал наказание, за совершение особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, то согласно ч. 3 ст.З Федерального закона Р.Ф. от 06.04.2011 г. № 64- ФЗ, он нуждается в установлении в отношении него административного надзора. Просил установить административный надзор в отношении ФИО2, сроком на 3 года с административными ограничениями: обязать один раз в месяц ежемесячно являться в органы внутренних дел по месту жительства, либо по месту пребывания, для регистрации запретить пребывания вне жилого помещения, и иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в период с 22:00 часов до 06:00 часов ежедневно запретить выезд за пределы муниципального образования Курганская область без разрешения органа внутренних дел по месту жительства либо по месту пребывания.
В судебном заседании представитель административного истца МО МВД России «Шадринский» ФИО1 исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что основания искового заявления с момента вынесения решения Кетовского районного суда от 23.09.2020 г., не изменились. Данным решением суда было отказано в установлении административного надзора, так как ФИО2 должен быть депортирован на территорию Р. Узбекистан. Административному ответчику предоставлено муниципальное жилье. В материалах дела имеется ответ из Р. Узбекистан, в котором указано, что ФИО2 проживать в Р. Узбекистан не может, так как никаких документов там не получал, родственников не имеет. Просила установить надзор на максимальный срок, потому, что срок социального найма жилого помещения у ФИО2 составляет 5 лет. Согласно характеристики из колонии ФИО2 характеризуется плохо, поощрений нет.
Административный ответчик ФИО2 судебном заседании административные исковые требования признал.
Помощник Шадринского межрайонного прокурора Санникова Е.И. в судебном заседании пояснила, что не согласна с доводами МО МВД России «Шадринский». Считает заявленные требования об установлении административного надзора над ФИО2 не подлежащими удовлетворению, поскольку ФИО2 является лицом без гражданства, в отношении административного ответчика принято решение о депортации.
Свидетель "ШНЛ" в судебном заседании пояснила, что работает инспектором отдела по вопросам миграции МО МВД России «Шадринский», ФИО2 к ним обратился после отбытия наказания в 2021 году со справкой об освобождении и копией свидетельства о рождении. 18.01.2021 года было составлено заключение об установлении личности ФИО2 и признании последнего лицом без гражданства. Затем ФИО2 получил миграционную карту и ОВМ МО МВД России «Шадринский» поставил ответчика на миграционный учет до 15.06.2021 года. Далее срок может быть продлен. Вид на жительство, гражданство ФИО2 пока оформить не может. Депортировать ответчика нельзя, так как ФИО2 является лицом без гражданства.
Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, свидетеля, мнение помощника прокурора, полагавшего, что заявленные требования начальника МО МВД России «Шадринский» об установлении административного надзора в отношении ФИО2 удовлетворению не подлежат, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что приговором Шадринского районного суда Курганской области от 30.06.2010, с учётом постановлений судей Кетовского районного суда Курганской области от 22.07.2011 и от 24.08.2017 и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Курганского областного суда от 10.08.2010 г. ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07.03.2011 № 26-ФЗ) с назначением наказания в виде 10 лет 11 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Преступление совершено при рецидиве преступлений (л.д. ..., ...).
В период отбывания наказания ФИО2 был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, что подтверждается постановлением о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, справкой о поощрениях и взысканиях осужденного ФИО2, характеристикой ФКУ ИК№ УФСИН России по Курганской области (л.д. ...).
Решением Кетовского районного суда Курганской области от 23.09.2020 г. отказано в удовлетворении административного искового заявления начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по Курганской области об установлении административного надзора в отношении ФИО2
25.12.2020 г. ФИО2 освободился по отбытию срока наказания (л.д....)
Срок погашения судимости 25.12.2028 г.
30.12.2020 г. Администрацией Шадринского района с ФИО2 на основании Постановления Шадринского района № 927 от 30.12.2020 г. «О предоставлении благоустроенной квартиры, находящейся по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. ..., д. ... кв. ..., по договору специализированного найма Жданову Азату» заключен договор специализированного найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № на период времени с 30.12.2020 г. по 30.12.2025 г. (л.д. ...
ФИО2 в настоящее время проживает по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. ..., д. ... кв. ....
Начальник МО МВД России «Шадринский» ходатайствует об установлении над ним административного надзора в соответствии с Законом № 64-ФЗ от 06.04.2011.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту - Закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 3 указанного Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления 2) преступления при рецидиве преступлений 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 части 3 названной статьи Закона в отношении указанных лиц административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 приведенного Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Материалами дела подтверждено, что ФИО2, ..., является лицом без гражданства.
Согласно разъяснениям, данным в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 г. № 15 административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также, в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
В силу статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором
Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона в целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Распоряжением Минюста России от 14.03.2017 № 1493-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации ФИО2, являющегося лицом без гражданства, признано нежелательным.
25.11.2020 г. УМВД России по Курганской области принято решение о депортации ФИО2 (л.д. ...).
18.05.2020 г. в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии от 15 апреля 2013 г., в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, УМВД России по Курганской области инициирована процедура реадмиссии.
Согласно сообщения, начальник УВМ УМВД России по Курганской области от 29.12.2020 г., считает реадмиссию невозможной, поскольку 20.11.2020 г. из ГУВМ МВД России поступил документ с копией Центрального компетентного органа Республики Узбекистан, в котором сообщается, что в базе данных документированного населения Республики Узбекистан ФИО2 прописанным (выписанным) не значится, паспортом гражданина Республики Узбекистан не документирован, близких родственников не имеет (л.д. ......, ...)
Согласно заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства № от 09.02.2021 г., личность ФИО2 установлена. Гражданин ФИО2 .... гражданином РФ не является, не имеет доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, следовательно - является лицом без гражданства (л.д. ...).
18.02.2021 г. ФИО2 выдана миграционная карта. 19.02.2021 года ФИО2 поставлен на миграционный учет в ОВМ МО МВД России «Шадринский» (л.д. ..., ...).
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у ФИО2, являющегося лицом без гражданства, в отношении которого приняты и не отменены решения о нежелательности пребывания, о депортации, не принято
решение о реадмиссии, отсутствуют законные основания для пребывания на территории Российской Федерации.
Представленные в качестве доказательства договор специализированного найма, иные документы, не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о законности пребывания административного ответчика на территории Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что решением Кетовского районного суда Курганской области от 23.09.2020 г. было отказано в удовлетворении аналогичных административных исковых требований, заявленных по тем же основаниям ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области к ФИО2 об установлении административного надзора (решение суда вступило в законную силу) (л.д. 18), основания для установления в отношении ФИО2 административного надзора, отсутствуют.
В связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований МО МВД России «Шадринский» к ФИО2 об установлении административного надзора, следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований МО МВД России «Шадринский» к ФИО2 об установлении административного надзора, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение 10 дней.
Судья И.С. Воронцов