ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-6627/2022 от 25.10.2022 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело а-6627/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«25» октября 2022г.

Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Мироновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Жур Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО6ФИО1 к Администрации г.о.<адрес>, Министерству жилищной политики <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

установил:

Административный истец (после уточнения исковых требований) обратился в суд со следующими требованиями:

Признать незаконными действия Администрации г.о.Балашиха, выразившееся в истребовании у ФИО2ФИО1 документов, подтверждающих его регистрацию по месту жительства, копий правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости в целях пересмотра вопроса о правомерности принятия решения о принятии ФИО6ФИО1 на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включении в число участников ведомственной целевой программы, а так же действия, выраженные в направлении в Министерство жилищной политики <адрес> Выписки из Списка граждан-участников, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2022г, не содержащей информации об ФИО2ФИО1.

Обязать Администрацию г.о.Балашиха без истребования дополнительных документов в срок не более 15 календарных дней с даты вступления решения в законную силу включить ФИО2ФИО1 в Список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в 2023г., направить указанный список и учетное дело ФИО2ФИО1 в Министерство жилищной политики <адрес>.

Признав незаконным бездействие Министерства жилищной политики <адрес>, выразившееся в уклонении от включения ФИО2ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2022г, а так же незаконными действия, выраженные в возврате учетного дела ФИО2ФИО1 и установлении условия рассмотрения вопроса включения ФИО2 в вышеуказанный список - после предоставления дополнительных документов, обязать Министерство жилищной политики <адрес> без истребования дополнительных документов включить ФИО6ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023г.

В случае объективной невозможности выполнения указанных обязанностей, возложить на Администрацию г.о.Балашиха обязанность без истребования дополнительных документов в срок не более 15 календарных дней с даты поступления от Министерства жилищной политики <адрес> информации о невозможности включения ФИО2ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023г, включить ФИО2ФИО1 в Список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2024г., направить указанный список и учетное дело ФИО2ФИО1 в Министерство жилищной политики <адрес>;

обязать в Министерство жилищной политики <адрес> в кратчайшие сроки, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ., без истребования дополнительных документов включить ФИО6ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2024г.

В качестве обоснования требований административный истец указывает, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г., что подтверждено удостоверением серии Р, выданным ДД.ММ.ГГГГ. Министерством социальной защиты населения <адрес>.

В целях реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, установленного Законом РФ от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФИО2ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился к Главе г.о.Балашиха и Администрации г.о.Балашиха с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и о постановке на соответствующий учет. К заявлению были приложены все документы, подтверждающие испрашиваемое к удовлетворению право. Отказ в удовлетворении заявления был им обжалован. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. по делу , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., был частично удовлетворен административный иск ФИО2 к Администрации г.о.Балашиха: признаны незаконными действия Администрации г.о.Балашиха, выразившиеся в непринятии решения о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и постановке на соответствующий учет при отсутствии документов, свидетельствующих о статусе заявителя как малоимущего; на Администрацию г.о.Балашиха возложена обязанность повторно рассмотреть заявление с учетом правовой позиции, изложенной в мотивировочной части решения суда. В результате повторного рассмотрения Администрация г.о.Балашиха вновь отказала ФИО2ФИО1. Решением Балашихинского суда от ДД.ММ.ГГГГ. по делу а- были удовлетворены исковые требования ФИО2 к Администрации г.о.Балашиха: Постановление -ПА от ДД.ММ.ГГГГ. признано несоответствующим требованиям закона и отменено, на Администрацию возложена обязанность принять ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 49 ЖК РФ. Постановлением Администрации г.о.Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ. -ПА ФИО2 принят на соответствующий учет с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратился с заявлением на имя Главы г.о.Балашиха о включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» (далее по тексту-Основное мероприятие). К заявлению были приложены необходимые документы. Отказ в удовлетворении заявления был обжалован ФИО2ФИО1. Решением Балашихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. по гр.делу решение (оформленное Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.) Общественной комиссии и Постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ. признаны незаконными, на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 Постановлением Администрации г.о.Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ. -ПА ФИО2 был включен в Список граждан- участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Государственной программы РФ «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом 2021 г по г.о.Балашиха . Учетное дело ФИО2ДД.ММ.ГГГГ. было возвращено в Администрацию г.о. Балашиха из Министерства жилищной политики <адрес> для устранения выявленных нарушений. ДД.ММ.ГГГГ решением Балашихинского городского суда по делу , измененным в части Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда, иск ФИО2ФИО1 был удовлетворен в части: признано незаконным бездействие Администрации г.о.Балашиха, выразившееся в уклонении от своевременного предоставления ФИО6ФИО1 информации об отказе Министерства жилищной политики <адрес> во включении ФИО2ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выявленными нарушениями требований Правил, на Администрацию г.о.Балашиха возложена обязанность повторно до ДД.ММ.ГГГГ направить в Министерство жилищной политики <адрес> Выписку из Списка граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в ДД.ММ.ГГГГ., содержащую информацию об ФИО2ФИО1, и его учетное дело для формирования Сводного списка по <адрес>. ФИО2ФИО1 в июле ДД.ММ.ГГГГ получил от Администрации г.о.Балашиха письмо, датированное ДД.ММ.ГГГГ, из которого ему стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ.его учетное дело было направлено в Министерство жилищной политики <адрес>. По результатам проверки Министерством, Администрация г.о.Балашиха сообщила ФИО2ФИО1 о том, что выявлены несоответствия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -ОЗ, а именно: отсутствует документ, подтверждающий его регистрацию по месту жительства в <адрес>. В ходе рассмотрения дела, ФИО2ФИО1 стало известно, что Администрация г.о. Балашиха направила в Министерство жилищной политики <адрес> выписку из Списка граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в ДД.ММ.ГГГГ без указания в ней ФИО2ФИО1. Полагая свои права со стороны Администрации г.о.Балашиха и Министерства жилищной политики <адрес> нарушенными, ФИО2ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.

Административный истец в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя по доверенности ФИО3, которая поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика -Администрации г.о. Балашиха после перерыва в судебное заседание не явился, извещен. Ранее исковые требования представитель ответчика не признал в полном объеме. При этом пояснил, что ФИО2ФИО1 перед направлением его учетного дела в Министерство жилищной политики <адрес> не был включен в Список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2022г., так как не подал соответствующие заявление. Полагал, что для реализации права на участие в ведомственной программе ФИО2ФИО1 должен быть постоянно зарегистрирован в Балашихе и подавать заявление о включении в соответствующий Список ежегодно.

Представитель административного ответчика – Министерства жилищной политики <адрес> в судебное заседание после перерыва не явился, извещен, ранее иск не признавал в полном объеме, направил письменные возражения. В обоснование возражений указал, что для признания гражданина нуждающимися и участником ведомственной программы необходимо наличие постоянного места регистрации, в то время как в учетном деле ФИО2ФИО1 отсутствовала информация о его регистрации на территории <адрес>. Кроме того ответчик указал, что по информации Администрации г.о.Балашиха ФИО2ФИО1 с заявление и документами для включения в Список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в ДД.ММ.ГГГГ не обращался, поэтому обоснованно в соответствующий Список не был включен.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - Министерство строительного комплекса <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, о слушании дела извещены.

С учетом мнения явившихся сторон суд определил слушать дело при указанной явке.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Закон РФ от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее-Закон РФ от 15.05.1991г. ) направлен на защиту прав и интересов, а так же определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий это катастрофы.

Согласно п.3 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991г. к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся, в числе иных, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991г. , гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст. 13 Закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ, один раз.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (ст. 1).

Тем же Постановлением (ст. 2) были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее-Правила).

Согласно пп. «е» п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Согласно п. 6 Правил, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

В соответствии с пп. «б» п. 18 Правил выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц ведомственной целевой программы - гражданам, указанным в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 19 Правил для участия в ведомственной целевой программе граждане из категории лиц, указанных в пункте 5 настоящих Правил подают в орган местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии на обработку персональных данных с приложением, указанных в Правилах документов.

В соответствии со п. 21 Правил органы местного самоуправления, осуществляющие учет граждан, осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20(1) настоящих Правил, по результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы.

В соответствии с п. 24 Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).

Орган местного самоуправления формирует списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 26 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (далее - сводный список), утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю государственной программы. Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников ведомственной целевой программы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники ведомственной целевой программы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники ведомственной целевой программы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Включение граждан - участников ведомственной целевой программы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

В соответствии с п.30 Правил, выписки из сводного списка получателей сертификатов доводятся до соответствующих органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в сводные списки получателей сертификатов.

Судом установлено, что ФИО2ФИО1 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Удостоверением серии Р , выданным ДД.ММ.ГГГГ. Министерством социальной защиты населения <адрес>.

ФИО4ФИО1 имеет право на социальные гарантии, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п.13 ч. 1 ст. 13 Закона), в том числе, в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью один раз в размерах и порядке, установленных Правительством РФ (п.1 ч.1 ст. 15 Закона).

Для реализации права на обеспечение жильем посредством получения государственного жилищного сертификата ФИО2ФИО1 должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в Список граждан-участников ведомственной целевой программы в планируемом году.

В соответствии с п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно п. 24 Правил, орган местного самоуправления формирует списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Судом установлено, что решением Балашихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. по административному делу были признаны незаконными действия Администрации г.о.Балашиха, выразившиеся в непринятии решения о признании ФИО2ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльско АЭС и постановке его на соответствующий учет при отсутствии документов, свидетельствующих о статусе заявителя как малоимущего; на Администрацию г.о. Балашиха была возложена обязанность повторно рассмотреть в установленном порядке заявление ФИО2ФИО1 о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и о постановке на соответствующий учет на основании ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в мотивировочной части решения суда.

Решением Балашихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу признано несоответствующим требованиям закона и отменено Постановление Администрации г.о.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -ПА об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ. в части отказа в принятии ФИО2ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; на Администрацию г.о. Балашиха возложена обязанность принять ФИО2ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Балашихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. по административному делу признано незаконным решение Общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о.Балашиха, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ., в части отказа ФИО2ФИО1 о включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством»; признано незаконным Постановление Администрации г.о.Балашиха - от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО2ФИО1 о включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», на основании п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательство по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ; на Администрацию г.о.Балашиха возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательство по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, принять решение по результатам рассмотрения его заявления в установленные законом порядке и сроки.

Во исполнение указанных судебных актов, вступивших в законную силу, Администрацией г.о.Балашиха были приняты:

- Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. -ПА о принятии ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ.

- Постановление от ДД.ММ.ГГГГ-ПА о включении ФИО2ФИО1 в Список граждан- участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг Государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом 2021г. по г.о. Балашиха под

Постановления не оспорены, не отмены.

Таким образом, суд делает вывод, что порядок и требования, установленные законом, для включения ФИО2ФИО1 в Список участников ведомственной целевой программы соблюдены. При этом указанные постановления приняты Администрацией г.о.Балашиха в пределах своей компетенции и на законных основаниях.

Указанный список и учетное дело ФИО2ДД.ММ.ГГГГ. Администрация г.о. Балашиха направила в Министерство жилищной политики <адрес> для формирования Сводного списка по <адрес>.

Из письма Министерства жилищной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 стало известно, что «по результатам проверки Министерством документов, находящихся в Вашем учетном деле, выявлены несоответствия их требованиям Правил выпуска и реализации государственных жил. сертификатов, а именно:

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане РФ, имеющие место жительства в на территории <адрес> не менее пяти лет, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, признанные малоимущими в соответствии в соответствии с <адрес>-ОЗ.»

По мнению Министерства, в связи с отсутствием у ФИО2 постоянного места жительства и регистрации в <адрес>, он не имел права быть поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Как указано в письме Министерства, учетное дело ФИО2ДД.ММ.ГГГГ. было возвращено в Администрацию г.о. Балашиха для устранения выявленных нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ решением Балашихинского городского суда по делу , измененным в части Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, иск ФИО2ФИО1 был удовлетворен в части:

- признано незаконным бездействие Администрации г.о.Балашиха, выразившееся в уклонении от своевременного предоставления ФИО6ФИО1 информации об отказе Министерства жилищной политики <адрес> во включении ФИО2ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2021г, в связи с выявленными нарушениями требований Правил;

- на Администрацию г.о.Балашиха возложена обязанность повторно до ДД.ММ.ГГГГ направить в Министерство жилищной политики <адрес> Выписку из Списка граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2022г., содержащую информацию об ФИО2ФИО1, и его учетное дело для формирования Сводного списка по <адрес>.

При этом суды сделали выводы, что действия Министерства жилищной политики <адрес> не соответствуют закону, так как Правилами не предусмотрена возможность отказа во включении в Сводный список граждан, признанных участниками ведомственной целевой программы соответствующим органом местного самоуправления.

Право ФИО2ФИО1 быть включенным в Список граждан-участников ведомственной целевой программы являлось предметом судебного рассмотрения и установлено решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу . Указанное решение, как и ранее принятые иные судебные акты, имелись в материалах учетного дела ФИО2ФИО1, находившегося в распоряжении Министерства.

Оценивая доводы Министерства, послужившие основанием для возврата учетного дела ФИО2ФИО1, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, нашел, что административным истцом соблюдены установленные законодательством требования к цензу осёдлости, предусмотренные ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -ОЗ для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В то же время суд апелляционной инстанции счел, что решение суда в части возложения на Министерство жилищной политики <адрес> обязанности включить ФИО2ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2021г с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абз.1 п. 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г , является неисполнимым. При этом Судебная коллегия исходила из того обстоятельства, что Сводный список на 2021г Министерством жилищной политики сформирован и в связи с истечением срока его формирования исключается включение в него ФИО2ФИО1.

Одновременно с этим Судебная коллегия в целях реализации судебного акта обязала Администрацию г.о.Балашиха повторно до ДД.ММ.ГГГГ. направить в Министерство жилищной политики <адрес> выписку из Списка граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в ДД.ММ.ГГГГ содержащую информацию об ФИО2ФИО1, и его учетное дело для формирования Сводного списка по <адрес>.

Таким образом, вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному административному делу установлены обстоятельства, которые являются предметом доказывания по данному делу.

Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

При таких данных установленные ранее судом обстоятельства, а именно соблюдение установленных законодательством требований к цензу осёдлости, предусмотренные ст. <адрес> от 12.12.2005г. -ОЗ для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям ст. 51 Жилищного кодекса РФ, наличие права ФИО2ФИО1 быть включенным в Список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2022г., не подлежат установлению при рассмотрении данного административного дела.

При этом суд учитывает, что в материалы дела ответчиками в нарушение ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств, свидетельствующих об изменении ФИО2ФИО1 своего места жительства, либо наличия иных оснований для пересмотра решения о признании его нуждающимся в жилых помещениях либо включения в число участников ведомственной целевой программы.

Доводы ответчиков опровергаются представленным в материалы дела действующим Договором аренды квартиры по адресу: <адрес>А, <адрес> Свидетельством о регистрации в ней ФИО2ФИО1.

Суд принимает во внимание, что представитель ответчика не смог конкретизировать какие именно документы требовались от ФИО2ФИО1 под формулировкой «копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП» в целях пересмотра вопроса о правомерности принятия решения о принятии ФИО2ФИО1 на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включении в число участников ведомственной целевой программы, в то время как материалы учетного дела ФИО2ФИО1 содержат как полные сведения об имевшихся(имеющихся) у него объектах недвижимого имущества, так и информацию об отсутствии у него иных членов семьи.

Судом установлено, что Администрацией г.о. Балашиха не была исполнена возложенная Судебной коллегией по административным делам Московского областного суда обязанность направить в Министерство жилищной политики <адрес> одновременно с учетным делом ФИО2ФИО1 Выписку из Списка граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в ДД.ММ.ГГГГ., содержащую информацию об ФИО2ФИО1.

При этом судом отклоняются доводы ответчиков о непоступлении от ФИО2ФИО1 соответствующего заявления, так как вступивший в законную силу судебный акт, в соответствии со ст. 6 ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации

Суд делает вывод, что именно игнорирование ответчиками вступившего в законную силу решения Балашихинского городского суда от 22.06.2021г, по сути, явилось поводом к обращению ФИО2ФИО1 в суд с настоящим иском.

Суд находит доводы ответчиков о необходимости ФИО2ФИО1 ежегодно обращаться с заявлениями об участии в ведомственной целевой программе необоснованными.

Материалами дела подтверждено, что ФИО2ФИО1ДД.ММ.ГГГГ впервые обратился в Администрацию г.о.Балашиха с заявлением (по форме, установленной Приложением к Правилам) о включении его в число участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (заявление находится в учетном деле).

Его право быть участником государственной программы подтверждено вступившими в законную силу судебными решениями от ДД.ММ.ГГГГ по делу и от ДД.ММ.ГГГГ по делу , а так же Постановлением Администрации г.о.Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ. .

В то же время доказательств исполнения государственной обязанности перед ФИО2ФИО1 по обеспечению его жильем, как и доказательств отказа ФИО2ФИО1 от своего права на такое обеспечение в материалы дела не представлено.

Таким образом, обязанность государства перед ФИО2ФИО1 не была исполнена по обстоятельствам, не зависящим от ФИО2ФИО1, в результате не принятия ответчиками, как органами власти, разумных, необходимых и достаточных мер для обеспечения ее выполнения.

Аналогичной позиции придерживался и суд апелляционной инстанции, рассматривая апелляционную жалобу на решение Балашихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ., возлагая на Администрацию г.о.Балашиха обязанность направить в Министерство жилищной политики <адрес> Выписку из Списка граждан, подтвердивших участие в ведомтсвенной целевой программе в 2022г., содержащую информацию об ФИО2ФИО1.

В соответствии с п. 26 Правил, включение граждан-участников ведомственной целевой программы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

На запрос суда о возможности внесения изменений в утвержденный Сводный список, Министерство жилищной политики <адрес> сообщило, что данный список на 2023г.утвержден ДД.ММ.ГГГГ и направлен в <адрес>. О невозможности внесения изменений в утвержденный список Министерство жилищной политики <адрес> не сообщило.

Таким образом, учитывая предусмотренный в п. 26 Правил механизм возможности включения граждан-участников ведомственной целевой программы в Сводный список после его утверждения, суд считает обоснованными требования административного истца о признании незаконными действий Администрации г.о.Балашиха, выразившихся в истребовании у ФИО2ФИО1 документов, подтверждающих его регистрацию по месту жительства, копий правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости в целях пересмотра вопроса о правомерности принятия решения о принятии ФИО6ФИО1 на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включении в число участников ведомственной целевой программы, а так же действия, выраженные в направлении в Министерство жилищной политики <адрес> Выписки из Списка граждан-участников, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2022г, не содержащей информации об ФИО2ФИО1.

Также с учетом вышеуказанных обстоятельств суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования адм. истца о возложении на Администрацию г.о.Балашиха обязанности без истребования дополнительных документов в срок не более 15 календарных дней с даты вступления решения в законную силу включить ФИО2ФИО1 в Список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в 2023г., направить указанный список и учетное дело ФИО2ФИО1 в Министерство жилищной политики <адрес>.

Требования, предъявленные к Министерству жилищной политики о признании незаконным бездействия Министерства жилищной политики <адрес>, выразившегося в уклонении от включения ФИО2ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2022г, а так же действий, выраженных в возврате учетного дела ФИО2ФИО1 и установлении условия рассмотрения вопроса включения ФИО2 в вышеуказанный список - после предоставления дополнительных документов также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку они в нарушение ранее принятых судебных решений препятствуют реализации права ФИО2ФИО1 на получение жилья в установленном порядке.

Суд также полагает необходимым удовлетворить требования истца в части возложения обязанности на Министерство жилищной политики <адрес> без истребования дополнительных документов включить ФИО6ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023г.

В то же время, принимая во внимание все обстоятельства дела, учитывая, что к дате вступления настоящего решения в законную силу может закончиться предварительное распределение средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам на соответствующий год (2023), поскольку с ДД.ММ.ГГГГ у соответствующей категории граждан появляется право на обращение с заявлениями о включении в Сводный Список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на 2024год, что может сделать невозможным исполнение решения суда в вышеизложенной части требований, исходя из принципа исполнимости содержащихся в резолютивной части судебного решения властных предписаний о конкретных правах и обязанностях субъектов, в целях недопущения очередного обращения адм.истца в суд за защитой своих прав ввиду технической невозможности обеспечения его включения в Список на 2023год, суд считает возможным удовлетворить и требование административного истца о возложении на Администрацию г.о.Балашиха обязанности без истребования дополнительных документов в срок не более 15 календарных дней с даты поступления от Министерства жилищной политики <адрес> информации о невозможности включения ФИО2ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023г (в случае поступления такой информации), включить ФИО2ФИО1 в Список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2024г., направить указанный список и учетное дело ФИО2ФИО1 в Министерство жилищной политики <адрес>; возложить обязанность на Министерство жилищной политики <адрес> в кратчайшие сроки, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ без истребования дополнительных документов включить ФИО6ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2024г.

При этом суд с учетом специфики рассматриваемого спора делает вывод, что такое решение будет являться наиболее эффективным и действенным средством восстановления нарушенного права ФИО2ФИО1.

Конституционный принцип правового государства возлагает на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, что предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 1, часть 1; статьи 2, 17 и 18; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации). Правосудие как важнейший элемент данного правопорядка по самой своей сути является таковым, если обеспечивает справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах. (Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П)

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-176 КАС РФ, суд

Р е ш и л :

Иск ФИО6ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации г.о.Балашиха, выразившееся в истребовании у ФИО2ФИО1 документов, подтверждающих его регистрацию по месту жительства, копий правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости в целях пересмотра вопроса о правомерности принятия решения о принятии ФИО6ФИО1 на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включении в число участников ведомственной целевой программы, а так же действия, выраженные в направлении в Министерство жилищной политики <адрес> Выписки из Списка граждан-участников, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2022г, не содержащей информации об ФИО2ФИО1.

Обязать Администрацию г.о.Балашиха без истребования дополнительных документов в срок не более 15 календарных дней с даты вступления решения в законную силу включить ФИО2ФИО1 в Список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в 2023г., направить указанный список и учетное дело ФИО2ФИО1 в Министерство жилищной политики <адрес>.

Признать незаконным бездействие Министерства жилищной политики <адрес>, выразившееся в уклонении от включения ФИО2ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2022г, а так же незаконными действия, выраженные в возврате учетного дела ФИО2ФИО1 и установлении условия рассмотрения вопроса включения ФИО2 в вышеуказанный список - после предоставления дополнительных документов.

Обязать Министерство жилищной политики <адрес> без истребования дополнительных документов включить ФИО6ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023г.

В случае объективной невозможности к моменту вступления в законную силу настоящего решения суда выполнения указанных обязанностей и включения ФИО6ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», возложить на Администрацию г.о.Балашиха обязанность без истребования дополнительных документов в срок не более 15 календарных дней с даты поступления от Министерства жилищной политики <адрес> информации о невозможности включения ФИО2ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023г, включить ФИО2ФИО1 в Список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2024г., направить указанный список и учетное дело ФИО2ФИО1 в Министерство жилищной политики <адрес>; обязать в Министерство жилищной политики <адрес> в кратчайшие сроки, но не позднее 01.09.2023г., без истребования дополнительных документов включить ФИО6ФИО1 в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2024г.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца через Балашихинский городской суд.

Федеральный судья Миронова Е.М.

Мотивированное решение изготовлено и подписано 25.11.2022года

Федеральный судья Миронова Е.М.