Дело №а – 662/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 ноября 2017 года <адрес>
Михайловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Моцевика А.М.,
при секретаре Комарьковой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-662/17 по административному иску прокурора <адрес> к Министерству природопользования <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта и направлении сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр,
у с т а н о в и л :
<адрес> обратился в суд с административным иском к Министерству природопользования <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта и направлении сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр.
В обоснование иска указал на то, что прокуратурой при проведении проверки соблюдения условий пользования участками береговой полосы в границах водоохранных зон, было выявлено, что на территории района протекает водоток – <адрес>.
Из ответа на запрос Министерства природопользования <адрес> усматривается, что Министерством границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос данного водного объекта в государственный водный реестр не вносились.
Ссылаясь на нормы Закона и положения нормативно-правовых актов, в частности на ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 8, ст.26, ст.55, ч.ч.1,2,18 ст.65 ВК РФ, п.п.б, п. 3, п.4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п.3, п.4, п.5, п.6 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», Положение о ведении государственного водного реестра, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о переименовании министерства лесного хозяйства <адрес> в министерство природопользования <адрес> и реорганизации путем присоединения к нему министерства природопользования и экологии <адрес> и о передаче полномочий министерства природопользования и экологии <адрес> министерству природопользования <адрес>, п.п. 9, п. 1 гл. III Положения о министерстве природопользования и экологии <адрес>, утвержденное Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, указывает, что Министерство природопользования <адрес> обязано принять меры к установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос вышеуказанного водотока в границах муниципального образования – Михайловский муниципальный район, как на картографических материалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков. Однако в нарушение названного выше законодательства границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водотока - <адрес>, протекающей на территории <адрес>, не установлены.
Отмечается, что установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания. Указывает, что на основании ст.39 КАС РФ, заявление подается в интересах неопределенного круга лиц права, которых нарушаются в результате бездействия Министерства природопользования <адрес> по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водотоков и включению данных сведений в государственный водной реестр. В этой связи просит суд признать бездействие Министерства природопользования <адрес> незаконным. Обязать министерство природопользования установить границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта - <адрес>, расположенной на территории <адрес> и направить сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр. В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ просит установить административному ответчику срок для совершения указанных действий - 2 года со дня вступления в силу решения суда.
Прокурор в судебное заседание не явился, но представив в суд письменное заявление, настаивая на своих исковых требованиях, просил суд дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Министерства природопользования <адрес> – по доверенности Симакова А.В., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд так же не явилась, вместе с тем, представив суду письменные возражения на административный иск прокурора, в обоснование возражений на иск, указала, что установление границ водоохранных зон водного объекта осуществляются Министерством при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>. Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений производится за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета.
Министерству природопользования <адрес> в 2017 году предоставлены субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в объеме <данные изъяты>
Федеральным агентством водных ресурсов согласованы мероприятия, направленные на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта РФ, а именно:
Определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос участков <адрес> на территории <адрес> общей протяженностью 412,8км.
Определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос участков <адрес> на территории <адрес> общей протяженностью 264,29 км.
Определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос участков рек Павловка, Плетенка, Трубеж на территории <адрес> общей протяженностью 112 км.
В Федеральное агентство водных ресурсов заявлено дополнительное мероприятие по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос <адрес> на территории <адрес>. Окончание работ планируется в декабре 2017 года.
Протяженность береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие) составляет 3880,0 км.
Очередность проведения работ по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос в отношении конкретного водного объекта действующим законодательством не установлено, поэтому, исходя, из каких требований действующего законодательства прокуратура просит установить границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос конкретного водного объекта, им не понятно.
Работы по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляются за счет и пределах средств федерального бюджета, выделяемых на конкретный финансовый год и по согласованию с Федеральным агентством водных ресурсов.
Таким образом, считают, что не установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта - <адрес> не является незаконным бездействием Министерства. В этой связи просят отказать прокурору <адрес> в удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, предусматривающей возможность рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных и не явившихся в судебное заседание сторон, суд счёл возможным рассмотреть дело в их отсутствие, поскольку признавать их явку в суд обязательной по настоящему делу, суд оснований не усматривает.
Согласно ч.7 ст.150 КАС РФ, суд в данном случае рассматривает административный иск в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Изучив материалы дела, взяв во внимание письменный отзыв на иск представителя административного ответчика, суд пришёл к выводу о том, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям:
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.218 КАС РФ суд рассматривает административные дела при обращении гражданина, организации, иных лиц в суд, с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В силу пунктов 3, 4 и 5 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации
В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 253.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Методических указаний примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает: мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками; мероприятия, направленные на предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Пунктом 14 Методических указаний установлено, что при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ; составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; представление в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в соответствии с формой 2.13-гвр пункта 2.4.1 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов"), включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.
Водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы водных объектов являются зонами с особыми условиями использования территорий, что следует из статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а в силу статьи 1 ФЗ "О землеустройстве" данные зоны являются объектами землеустройства.
Согласно пункту 8 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ N 267, в результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".
Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики (статья 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ "О землеустройстве").
В соответствии с пунктом 2 Требований к составлению карты (объекта) плана землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 621, карта (план) объекта землеустройства составляется в результате описания местоположения границ объекта землеустройства и (или) установления границ объекта землеустройства на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 16, 17 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме" для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления направляют соответствующие документы в орган кадастрового учета по соответствующему кадастровому округу. Обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам, предусмотренным пунктами 3 - 5 указанных Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.
Из письма Московско-Окского бассейнового водного управления (Росводресурсы) № от ДД.ММ.ГГГГ и перечня водотоков, протекающих по территории Михайловского муниципального района <адрес>, явствует, что река Волосовка входит в перечень водотоков, включенных в программу возрождения малых рек и других водных объектов <адрес> и в настоящее время река Волосовка в государственный водный реестр не внесена, границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос реки не определены и вынос границ в натуре административным ответчиком не осуществлен. Это же следует и из письма административного ответчика, адресованного по запросу прокурора в прокуратуру <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №ВД/9- 9005.
Таким образом, приведенными документами и нормативно-правовыми актами доказан факт того, что обязанность по принятию мер по установлению границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта и направлении сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, возложена на административного ответчика, в ведении которого находятся полномочия, связанные с решением вопросов по владению, пользованию, распоряжению землей, недрами, водными и другими ресурсами находящимися в совместном ведении с РФ (п.п. в, д ст.72 Конституции РФ) и Министерство природопользования <адрес> незаконно бездействует в их разрешении.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Исходя из приведенной нормы, на административном ответчике лежит обязанность доказать те факты, о которых он излагает в своих возражениях о необоснованности требований административного истца. Таких доказательств суду ответчиком предоставлено не было, а заявленные возражения, суд находит как основанные на неправильном толковании Закона.
Указания ответчика на то, что они реализуют переданные им полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес> в пределах предоставляемых им из федерального бюджета субвенций и по очередности согласованной с Федеральным агентством водных ресурсов, суд оценивает критически, поскольку обязанность по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий не находится в зависимости от размера бюджетного финансирования и субъективного усмотрения министерства на выполнение охранных мероприятий в отношении одних или других водных объектов.
По мнению суда, объективных причин, препятствующих осуществить мероприятия по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Волосовка, у административного ответчика не имеется, а отсутствие финансов не освобождает ответчика от выполнения перечисленных мероприятий.
Согласно части 3 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, под которыми исходя из положений пункта 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 "Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений" (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 629, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с Примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 61 "Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации" разработан Примерный перечень мероприятий по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, в который, в частности, включено установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.
Как следует из материалов дела, что не отрицается в возражениях и самим административным ответчиком, Министерство природопользования <адрес> не включало в указанный выше перечень водообъект – реку Волосовка.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора по административному иску обоснованными и доказанными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск прокурора <адрес> к Министерству природопользования <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта – реки Волосовка и направлении сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Министерства природопользования <адрес> выразившееся в непринятии мер по установлению границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта – реки Волосовка и направлению сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр.
Обязать Министерство природопользования <адрес> установить границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта – реки Волосовка, расположенной на территории <адрес> и направить сведения о границах водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта – реки Волосовка в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр.
Установить Министерству природопользования <адрес> срок для совершения указанных действий - два года со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Михайловский районный суд <адрес> в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.М. Моцевик