ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-6669/2016 от 25.10.2016 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело а-6669/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ года

Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего Дошина П.А.

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации к ФИО4о.Балашиха о признании постановления незаконным,

установил:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, просит суд признать незаконным постановление ФИО4о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГПА «Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГПА «Об отмене разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №RU 50315000-15».

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы искового заявления.

Административный ответчик, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайств об отложении слушания не представил.

Представитель заинтересованного лица ООО «ТТК-Абрамцево», в судебном заседании полагает иск не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», в судебном заседании полагает иск подлежащим удовлетворению полностью.

Выслушав мнения явившихся сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Администрации г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГПА отменено постановление Администрации г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГПА «Об отмене разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №RU 50315000-15».

Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения, соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 48 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-О основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.

Вместе с тем, решение об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Верховный суд Российской Федерации в определениях от ДД.ММ.ГГГГ-КГ14-206; от ДД.ММ.ГГГГ-ЭС14-1923; от ДД.ММ.ГГГГ-КГ13-4 указал, что отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Соответственно, обязанность доказывания наличия оснований для отмены принятого ранее распоряжения возлагается в силу указанных норм и требований на муниципальный орган.

Постановлением Администрации г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ-ПА отменено разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №RU50315000-15, выданного ООО «ТТК-Абрамцево» в целях осуществления строительства, на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:15:0040106:23, 50:15:0040106:24 и 50:15:0040106:25.

Решение Администрации г.о. Балашиха об отмене разрешения на строительство было принято в связи с тем, что данные земельные участки располагаются в границах Национального парка «Лосиный остров» и уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство в силу положений пункта 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации является Минприроды России.

Обстоятельства, послужившие основанием для отмены вышеуказанного разрешения на строительство не изменились, более того они нашли свое подтверждение в судебных актах.

Так, факт нахождения земельных участков с кадастровыми номерами: 50:15:0040106:23, 50:15:0040106:24 и 50:15:0040106:25 в границах Национального парка «Лосиный остров» установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Вступившим в законную силу решением Балашихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу установлено, что разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №RU 50315000-15 выдано неуполномоченным на то органом.

Таким образом, у Администрации г.о. Балашиха отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого акта и отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ-ПА.

Принятый оспариваемый акт нарушает права и интересы Минприроды России как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Нахождение земельных участков в границах национального парка подразумевает установление на них особого режима охраны, предусмотренного действующим законодательством и положением о национальном парке.

Особый правовой режим земель, входящих в границы национальных парков, включает:

- дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков, которое устанавливается Минприроды России (часть 5 статьи 15 Закона об ООПТ).

- необходимость согласования вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проектов развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон с Минприроды России (часть 4 статьи 15 Закона об ООПТ).

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях национальных парков (пункт 7.1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

- получение разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции в границах особо охраняемой природной территории в Минприроды России (пункт 6 части 5 статьи 51 ГрК РФ, пункт 5.17 Положения о Минприроды России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

- необходимость согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов) в случаях нахождения национальных парков на территории муниципальных образований (часть 3 статьи 18 ГрК РФ; пункт 2.2 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку территория национального парка не является единым землепользованием, а включает земельные участки сторонних пользователей, подобное регулирование правового режима земельных участков, входящих в границы национальных парков, позволяет соблюдать баланс публичных и частных интересов в данной области в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, рассмотрение вопросов, связанных со строительством на территории национальных парков, в том числе выдача разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, относится к полномочиям Минприроды России.

Следовательно, оспариваемый акт Администрации г.о. Балашиха вернул юридическую силу разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №RU 50315000-15, выданному неуполномоченным органом.

В связи свыше изложенным, суд полагает, что постановление Администрации г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГПА является незаконным и иск подлежит удовлетворению.

Суд критически оценивает возражения ООО «ТТК-Абрамцево», т.к. они основаны на неверной интерпретации положений действующего законодательства и не могут быть положены судом в обоснование отказа в иске.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 297, 298 КАС РФ,

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным постановление ФИО4о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГПА «Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГПА «Об отмене разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №RU 50315000-15».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца.

Судья П.А. Дошин