ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-666/2021 от 21.10.2021 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело а-666/2021 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 21 октября 2021 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края

в составе единолично судьи Константиновой М.Г.

при секретаре Кнаус П.М.

с участием представителей административного истца Тюняева А.А., Саковича Н.И.

представителя административного ответчика Селивоновой А.В.

представителей заинтересованного лица Гортинского М.С., Руденко А.М.

представителя заинтересованного лица Страфун Т.В.

прокурора Брагиной М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Акционерного общества «Центр инновационных технологий г. Хабаровска» к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании недействительным постановления от 25.12.2019 № 1583 «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в районе 25 км <адрес>»,

установил:

Административный истец обратился в суд с указанным административным иском к административному ответчику, в обоснование административного иска указал, что 25 декабря 2019 года Администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее по тексту Администрация) принято постановление № 1583 «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в районе 25 км <адрес>».

АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска» полагает, что заданный ненормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Акционерного общества в сфере предпринимательской деятельности, а также создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, по следующим основаниям.

08 мая 2019 года между АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района заключен договор аренды земельного участка № А126/19.

В соответствии с п. 1.1. договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером , площадью 204 000 кв.м., с видом разрешенного использования - для строительства горнолыжного комплекса, для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения. Категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов. Адрес (описание местонахождения): <адрес>, в районе 25 км <адрес>.

Срок аренды Участка устанавливается с 08.05.2019 г. по 07.05.2029 г. (п. 2.1. договора).

Договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю 28.05.2019 за .

17 января 2020 года в адрес Акционерного общества поступило письмо от ООО «Компания Посейдон-Связь», в котором Заявитель просил дать указания соответствующим службам на беспрепятственный проход/проезд через участок представителей их компании для обслуживания объекта связи, ссылаясь на вышеуказанное постановление Администрации муниципального района от 25.12.2019 № 1583 «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в районе 25 км <адрес>».

В соответствии с п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичный сервитут может быть установлен в целях, указанных в п. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ.

Установление публичного сервитута не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах конкретных граждан или организаций является нарушением законодательства.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (ст. 23 Земельного кодекса РФ).

Положения п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ допускают установление сервитута для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, но только в том случае, когда такие нужды собственника не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Поскольку истец не уведомлялся Арендодателем о предоставлении публичного сервитута на земельный участок, невозможно установить, является ли установление сервитута единственным способом обеспечения потребностей ООО «Компания Посейдон-Связь» или имеется альтернативный проезд к объекту связи.

Оспариваемое постановление противоречит также абз. 2 п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ в соответствии с которым сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием,а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

То есть, установление сервитута является случаем исключительным, а предоставление такого права - единственным способом обеспечения доступа собственников к своему имуществу. При этом сам сервитут не должен препятствовать использованию обременяемого земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.

Для ООО «Компания Посейдон-Связь» проход (проезд) через земельный участок, переданный в аренду Акционерному обществу, является наиболее удобным и не затратным, в связи с чем, альтернативный способ прохода (проезда) попросту не рассматривался.

У административного истца отсутствует приложение к указанному постановлению в виде схемы границ земельного участка в целях обеспечения прохода (проезда) к объектам связи. В связи с чем, невозможно точно установить маршрут обеспечения прохода (проезда) ООО «Компания Посейдон-Связь» по участку Правообладателя.

В оспариваемом постановлении отсутствуют условия публичного сервитута, в том числе маршрут прохода (проезда), который бы соответствовал бы интересам сторон, и был менее обременительным для Правообладателя земельного участка, а также время или период его использования.

Установление сервитута, должно определить все условия сервитута, в том числе Маршрут проезда и прохода, который не только соответствовал бы интересам Компании, но и был наименее обременительным для Акционерного общества, в пользовании которого находится земельный участок.

Административный истец должен беспрепятственно пропускать сотрудников ООО «Компания Посейдон-Связь» для прохода (проезда) через земельный участок в любое время суток, без каких либо согласований и договоренностей, что нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что в п. 1.1. договора аренды земельного участка № А126/19 установлено, что Арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок с видом разрешенного использования - для строительства горнолыжного комплекса.

В мае 2020 года АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска» планирует приступить к выполнению работ по реконструкции горнолыжного комплекса в соответствии с ГОСТ Р 55881-2016, монтажу канатных дорог, системы искусственного оснежения трасс, строительства объектов инфраструктуры, в том числе приведения лыжных трасс (плоскостные сооружения на склоне предназначенные для спуска на лыжах) в нормативное состояние согласно требований СП 31-115-2008. Соответственно, проезд транспортных средств по имеющейся единственной укатанной дороге через земельный участок Правообладателя будет не только невозможен, но и опасен. В связи с чем, административный истец не может использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, что нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а также создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно п. 2 ст. 276 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда земельный участок, принадлежащий юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник в данном случае Правообладатель) вправе требовать по суду прекращения сервитута.

При заключении договора аренды от 08.05.2019 № А126/19 Акционерное общество приняло на себя обязательства: использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (п. 4.4.3. договора); не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к ней территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории (п. 4.4.9. договора); при использовании участка соблюдать требования противопожарной, экологической санитарной - эпидемиологической безопасности, требований по охране земель, охраны труда и т.п. (п. 4.4.10 договора); производить земельные, строительные и иные работы на участке при получении соответствующих разрешений уполномоченных органов (в том числе, разрешения на строительство, разрешения на снос древесно-кустарниковой растительности) (п. 4.4.13 договора). В связи с чем, Арендатор несет ответственность за принятые на себя обязательства в соответствии договором и действующим законодательством Российской Федерации.

Помимо принятых обязательств по договору, в том числе в виде арендной платы, Акционерное общество несет расходы на обеспечение охранно-пропускного режима, задержание дорожного покрытия в надлежащем техническом состоянии и т.д.

При заключении договора аренды на земельный участок Арендодатель не ставил в известность Арендатора о существующих обременениях на земельный участок. Однако административному истцу известно, что объект связи, принадлежащий Компании, установлен прежде, чем был заключен договор аренды между Арендодателем и Арендатором.

Административный истец просит: признать Постановление Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 25.12.2019 № 1583 Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в районе 25 км <адрес>» недействительным.

В судебном заседании представители административного истца по доверенностям Тюняев А.А., Сакович Н.И. административный иск поддержали.

Представитель административного ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Селивонова А.В. возражала против удовлетворения иска по основаниям, указанным в письменных возражениях представителя администрации Хабаровского муниципального района. В возражениях указано, что 08.05.2019 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района и АО «Центр инновационных технологий г. Хабаровска» заключен договор аренды земельного участка № А126/19, в соответствии с условиями которого арендатору АО «Центр инновационных технологий г. Хабаровска» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 204 000 кв.м, с видом разрешенного использования для строительства горнолыжного комплекса, для размещения объектов территорий рекреационного назначения. Категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов. Адрес (описание местоположения): <адрес>, в районе 25 км <адрес>.

Согласно п. 2.1 договора аренды от 08.05.2019 срок аренды участка устанавливается с 08.05.2019 по 07.05.2029.

05.11.2019 в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района обратилось с заявлением ООО «Компания «Посейдон-Связь» об установлении публичного сервитута на указанный земельный участок для проезда (прохода) по единственно чествующей дороге к линейным объектам. Согласно пояснительной записке ООО «Компания «Посейдон-Связь», приложенной к заявлению, по испрашиваемому проезду осуществляется доступ линейному объекту «Радиорелейная линия связи ПСВ № 001 ХБР», на ко тором находится ряд жизнеобеспечивающих систем:

- система связи аэронавигации Дальнего Востока РФ;

- система связи «Горизонт»;

система радиосвязи ФГУП «Предприятие по обращению с * биоактивными отходами «РосРАО»;

- камеры контроля пожарной обстановки Корфовского лесничества;

- служба безопасности АО «Корфовский каменный карьер».

Постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 25 2.2019 № 1583 установлен публичный сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в районе 25 км <адрес>, площадью 204 000 кв.м., государственная собственность на который не ограничена, с разрешенным видом использования - для строительства горнолыжного комплекса, в границах в соответствии с прилагаемой схемой границ земельного участка в целях обеспечения прохода (проезда) к объектам связи, сроком до 07.05.2029.

Вышеуказанным актом установлен публичный сервитут в отношении неопределенного круга лиц, поскольку предоставлен доступ к линейному объекту «Радиорелейная линия связи ПСВ № 001 ХБР» для организаций, чьи жизнеобеспечивающие системы расположены на данном объекте.

В связи с изложенным, доводы заявителя о том, что публичный сервитут становлен в интересах конкретной организации, не обоснован.

В проекте установления границ горнолыжного комплекса КФМСК «Спартак», являющегося приложением к акту установления и согласования границ земельного участка от 17.07.2000, содержатся сведения об условном обозначении проезда по указанному комплексу.

Представленная в администрацию Хабаровского муниципального района ООО «Компания «Посейдон-Связь» схема проезда по земельному участку с кадастровым номером практически совпадает с данными, содержащимися в проекте установления границ горнолыжного комплекса «Спартак».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, препятствий для осуществления на земельном участке с кадастровым номером деятельности заявителя АО «Центр инновационных технологий г. Хабаровска», администрацией Хабаровского муниципального района не установлено, истцом доказательств таких препятствий не представлено.

В силу вышеизложенных норм права уведомление арендатора о решении установить публичный сервитут не требуется.

Процедура установления публичного сервитута администрацией Хабаровского муниципального района нарушена не была, оспариваемый правовой акт соответствует действующему законодательству, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.

То обстоятельство, что заявитель в мае 2020 года планирует проводить реконструкцию горнолыжного комплекса, не свидетельствует о наличии препятствий к проведению указанных мероприятий установленным публичным сервитутом.

По этим основаниям, представитель административного ответчика просит в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица ООО «Компания «Посейдон-Связь» Гортинский М.С. возражал против удовлетворения административного иска, пояснил и указал в письменных возражениях, что согласно проведенной по делу судебной экспертизе, дорога, проходящая через земельный участок с , для проезда по которой, оспариваемым постановлением, был установлен публичный сервитут - является единственным способом проезда к земельному участку с . Иные, имеющиеся несанкционированные пешеходные туристические тропы по участкам земельного фонда не являются допустимым способом прохода к земельному участку с . Экспертами установлено, что проезд и проход к земельному участку с может осуществлять только по единственной дороге, проходящей через земельные участки с , альтернативные пути проезда к объекту связи «Радиорелейная линия связи ПСВ ХБР» отсутствуют.

С учетом выводов экспертов представляется несостоятельным довод истца о наличии альтернативных вариантов проезда к объектам связи.

Как указали эксперты, и это подтверждается материалами дела, год строительства дороги - 1978. В проекте установления границ горнолыжного комплекса КФМСК «Спартак» от 14 декабря 199 года, спорная дорога отражена по идентичному маршруту, как и установлено публичным сервитутом согласно оспариваемому постановлению.

Единственная дорога существует с 1978 года, а, следовательно, на момент возникновения у АО «ЦИТ» каких-либо прав на земельный участок с КН , ограничение в пользовании земельным участком в связи с пересечением земельного участка дорогой уже существовало, о чем истцу не могло не быть известно, поскольку первоначально им заключался договор для целей строительства горнолыжного комплекса.

ООО «Компания «Посейдон Связь» не принимает довод административного истца об установлении спорным постановлением сервитута в целях непоименованных в законе.

Согласно ст.274 ГК РФ, сервитут может устанавливаться, в частности, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, не препятствуя использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Согласно подпункту 1 п.4 ст.23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Компания «Посейдон Связь», будучи собственником антенно-мачтового сооружения с расположенного на земельном участке с , не имеет возможности обеспечить доступ к объекту связи не иначе как путем проезда по дороге проходящей через земельный участок с

Альтернативные источники проезда к земельному участку с отсутствуют.

Истец, в том числе, приводит доводы о невозможности использования участка обремененного сервитутом в целях строительства и эксплуатации горнолыжного комплекса, ссылаясь на то, что горнолыжные трассы пересекаются дорогой, что представляет собой потенциальную опасность.

Данный довод носит предположительный характер и материалами дела не подтвержден. Эксперт, отвечая на вопрос № 3 о возможности использования земельного участка с по прямому назначению при условии наличия публичного сервитута указал на отсутствие в материалах дела сведений о подготовленной проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы и результатов инженерных изысканий на объект «Строительство / реконструкция спортивного объекта - горнолыжного комплекса «Хехцир», и, как следствие, не возможности дачи заключения по поставленному вопросу. Эксперт указал, что на период строительства/реконструкции, а по окончании строительства в период эксплуатации, проектная документация должна содержать разделы, в том числе касающиеся схемы организации движения.

В отсутствие разработанной проектной документации, получившей положительное экспертное заключение, заявлять о невозможности использования земельного участка по прямому назначению - преждевременно и безосновательно. Проектная документация, которая будет готовиться истцом в будущем, должна формироваться с учетом имеющегося обременения, что в свою очередь, может отразиться на ином расположении горнолыжных трасс с сохранением баланса интересов хозяйствующих субъектов.

В отношении довода истца о неопубликовании спорного постановления, заинтересованное лицо обращает внимание на следующее. Как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 25 декабря 2018г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

Пункт 3.1. оспариваемого постановления содержит условие, согласно которому, в течение одного рабочего дня со дня его принятия заверенная копия настоящего постановления должна быть направлена ООО «Компания «Посейдон Связь» и АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска». Как следует из заявления истца об оспаривании постановления, первоначально поданного в арбитражный суд Хабаровского края, приложением № 3 к иску является оспариваемое постановление.

Таким образом, неопубликование постановления в средствах массовой информации прав истца не нарушает, поскольку бесспорно установлено, что истцу своевременно стало известно о принятии администрацией постановления, о чем свидетельствует факт подачи истцом заявления в арбитражный суд Хабаровского края и приложения к нему копии постановления. Иными словами, цель официального опубликования, которой является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, была достигнута путем непосредственного направления копии постановления в адрес АО «ЦИТ» органом его принявшим.

ООО «Компания «Посейдон Связь» также не принимает довод истца об установлении сервитута в интересах конкретной организации, то есть в интересах исключительно ООО «Компания «Посейдон Связь».

Согласно пункту 1 ст. 12 Федерального закона № 126-ФЗ от 07 июля 2003г. «О связи». Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий:

сеть связи общего пользования:

выделенные сети связи;

технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;

сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

Согласно пункту 1 ст.5 Федерального закона «О связи», сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.

Таким образом, объект связи, находящийся в собственности ООО «Компания «Посейдон Связь» входит в Единую сеть электросвязи Российской Федерации и предназначен для оказания услуг связи любому пользователю услуг связи на территории Российской Федерации. Соответственно, публичный сервитут установленный на основании оспариваемого постановления, установлен не в интересах только ООО «Компания «Посейдон Связь», а в интересах неограниченного круга лиц, пользователей услуг связи.

Представитель заинтересованного лица ПАО «ВымпелКом» Страфун Т.В. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, указанным представителем ООО «Компания «Посейдон-Связь».

В письменном заявлении о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица ПАО «ВымпелКом» указала, что публичный сервитут необходим для обслуживания оборудования связи ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») размещенного на сооружении связи ООО «Компания «Посейдон связь». Оборудование сотовой связи монтировано на объекте в 2003г по договору с владельцем сооружения. (ОАО «ФИО1» правопредшественник ПАО «Вымпел-Коммуникации»),

Базовая станция ПАО «ВымпелКом» обеспечивает покрытие горнолыжной базы «Хехцир» и автодороги Хабаровск-Владивосток. Кроме этого, на данной базовой станции размещается транспортный узел, через который работают восемь базовых станций в населенных пунктах Хабаровского района и района им. Лазо, обслуживающих в среднем 17500 абонентов в месяц. В случае аварийной ситуации и невозможности доступа к оборудованию базовой станции № 83036 по причине отсутствия подъездных путей, без услуг сотовой связи ТМ «Билайн» (голоса и передачи данных) останутся жители р.<адрес> и <адрес>. Автодороги Хабаровск - Бычиха и Хабаровск - Владивосток будут иметь «белые пятна».

Представитель заинтересованного лица ПАО «Мегафон» в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен. В ходатайстве о привлечении ПАО «Мегафон» к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица предстаивтель ПАО «Мегафон» Глебова А.Г. указала, что в Хабаровском муниципальном районе Хабаровского края на лесных участках в пределах Кехцирского лесничества с расположены линейные объекты «Радиорелейная линия связи ПСВ ХБР» и узловые базовые станции ПАО «Мегафон». Между арендатором ПАО «МегаФон» и арендодателем Комитетом по управлению имуществом и экономике <адрес>ДД.ММ.ГГГГ заключен долгосрочный договор аренды № , сроком действия до 2054 года, на земельный участок с кадастровым номером располодженный на северо-западе от <адрес>. Договором предусмотрено что, на земельном участке имеется подъездная дорога к пункту пассивной ретрансляции.

К объекту ПАО МегаФон» имеется единственная грунтовая дорога, построенная в 1970-1980 года. Дорога учтена в схемах Росреестра, таксационном описании как лесохозяйственная, начинается с трассы А-370 (Хабаровск-Владивосток), проходит по территории Хехцирского лесничества, далее частично пересекает территорию бывшей горнолыжной базы «Спартак» (ныне «Хехцир») и продолжается по землям лесного фонда.

На данных объектах находятся ряд жизнеобеспечивающих систем связи отказ в работе которых может привести к серьезным сложностям в обеспечении бесперебойной связью органов государственной власти и населения.

Базовая станция ПАО «МегаФон» обеспечивает покрытие горнолыжной базы «Хехцир», часть автодороги Хабаровск-Владивосток. На данной базовой станции размещается транспортный узел, через который работают одиннадцать базовых станций в населенных пунктах Хабаровского района и района им. Лазо. В случае аварийной ситуации и невозможности доступа к оборудованию базовой станции по причине отсутствия подъездных путей, без услуг сотовой связи ПАО МегаФон (голоса и передачи данных) останутся военнослужащие близлежащей воинской части, жители с<адрес> Возможна остановка каналов связи, предоставляемых ПАО «МегаФон» для Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации.

Дорога является единственным противопожарным проездоми используется КГКУ «Хабаровское лесничество» и ФБУ «ДальНИИЛХ».

В декабре 2019 года на совещании с руководством «Центра Инновационных Технологий города Хабаровска» было объявлено о прекращении с лета 2020 года прохода/проезда по вышеуказанной дороге в связи с реконструкцией горнолыжных спусков.

Работа горнолыжного комплекса является сезонной, при этом проезд в летнее время и межсезонье возможен только при сухой погоде, а в зимнее время - на снегоходе - после образования устойчивого снежного наста, в стороне от лыжных спусков по согласованию с администрацией горнолыжного комплекса. Состояние скального грунта дороги и покрытия не нарушаются.

Постановление администрации Хабаровского района № 1583 от 15.12.2019г. является законным и соответствует Земельному кодексу РФ.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд отказывает в административном иске по следующим основаниям.

Судом установлено, что 05.11.2019 года ООО «Компания «Посейдон-Связь» обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района с заявлением об установлении публичного сервитута Установить публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером площадью 204 000 кв. м по адресу: <адрес>, в районе 25 км <адрес> находящийся во временном владении и пользовании АО «ЦИТ» по договору аренды А126/19 от 08.05.2019г., зарегистрированному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (дата регистрации- ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации ) для проезда (прохода) но единственной существующей дороге к линейным объектам, так как по-другому беспрепятственный доступ па них обеспечить нельзя.

Постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 25.12.2019 года № 1583, в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федера­ции», принимая во внимание заявление общества с ограниченной ответст­венностью «Компания "Посейдон-Связь"», от 05.11.2019 № 01-21/8961 постановлено:

1. Установить публичный сервитут на часть земельного участка с ка­дастровым номером расположенного по адресу: Хабаров­ский край, <адрес>, в районе 25 км <адрес>, площадью 204 000 кв. метров, государственная собственность на который не разграничена, с разрешенным видом использования - для строительства горнолыжного комплекса, в границах в соответствии с прилагаемой схемой границ земельного участка в целях обеспечения прохода (проезда) к объек­там связи, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

условным

номером

площадью 792 кв. метра.

площадью 43 кв. метра.

площадью 468 кв. метров.

, площадью 183 кв. метра.

, площадью 214 кв. метров.

2. Установление публичного сервитута не должно приводить к невоз­можности использования части земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего постановления, в соответствии с разрешенным использованием или существенно затруднять использование указанного земельного участка в связи с осуществлением сервитута.

3. Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района:

3.1. В течение одного рабочего дня со дня принятия постановления об установлении сервитута направить ООО «Компания "Посейдон-Связь"», акционерному обществу «Центр инновационных технологий города Хаба­ровска» копию настоящего постановления, заверенную в установленном порядке.

3.2. Обратиться в Управление Росреестра по Хабаровскому краю для осуществления государственной регистрации публичного сервитута в соот­ветствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государствен­ной регистрации недвижимости» после предоставления ООО «Компания "Посейдон-Связь"» XML-схемы, в целях установления границ действия сервитута в Едином государственном реестре недвижимости.

Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение пользование земельный участок с кадастровым номером , площадью 204 000 кв. м, вид разрешенного использования — для строительства горнолыжного комплекса, для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения. Категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов. Адрес (описание местоположения): <адрес>, район 25 км <адрес> (п. 1.1 договора).

На земельном участке, расположены следующие объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Арендатора:

- Нежилое здание проката с кадастровым номером

- Нежилое здание для обслуживающего персонала с кадастровым номером

- Буксировочная канатная дорога БКД-1 с кадастровым номером

- Буксировочная канатная дорога БКД-2 с кадастровым номером (п. 1.2 договора).

Арендодатель передает Арендатору земельный участок по акту приема-передачи, являющемуся неотъемлемой частью Договора (Приложение 1) (п. 1.3 договора).

Срок аренды Участка устанавливается с 08.05.2019 по 07.05.2029 (п. 2.1 договора).

Годовой размер арендной платы в 2019 году составляет 1 461 546 рублей 58 копеек (п. 3.1 договора).

Участок передан арендатору по акту приема-передачи от 08.05.2019 года.

Договора аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю 28.05.2019 года.

Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 28.04.2020 года, земельный участок с кадастровым номером , местоположение <адрес>, в районе 25 км <адрес> имеет общую площадь 204000 кв.м.

На участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами:

Категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.

Вид разрешенного использования: для строительства горнолыжного комплекса.

Участок обременен правом аренды в пользу АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска» на срок с 08.05.2019 года по 07.05.2029 года, дата государственной регистрации 28.05.2019 года.

Согласно договора субаренды № 1 от 02.10.2006 года, заключенного между ООО «Компания «Посейдон-Связь» и субарендатором ОАО «ВымпелКом», Компания передает, а субарендатор принимает в аренду открытую площадку расположенную на <адрес>, общей площадью 40 кв.м., для размещения башни и оборудования базовой станции радиотелефонной связи и 10 антенн связи.

Согласно договора аренды помещений и мачтовых устройств от 01.06.2003 года, арендодатель ООО «Компания «Посейдон-Связь» передал арендатору ОАО «Даль Телеком Интернешнл» часть нежилых помещений общей площадью 4 кв.м. для размещения оборудования связи и место на антенной мачте для установки 6 антенн общей массой 150 кг, на высоте 20 м от основания мачты, на горе Хехцир, отметка 650м.

Аналогичные договоры заключены ООО «<данные изъяты>

Аналогичное разрешение выдавалось 10.03.2017 года.

Согласно выписки из ЕГРН, ООО «Компания Посейдон-Связь» является собственником антенно-мачтового сооружения, местоположение <адрес>, квартал Корфовского участкового лесничества Хехцирского лесничества, право собственности зарегистрировано 14.11.2019 года.

В собственности Российской Федерации и в аренде у ООО «Компания «Посейдон-Связь» находится земельный участок площадью 2400 кв.м. с кадастровым номером , земли лесного фонда, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Продавец обязуется передать в собственность Покупателя земельный -участок с кадастровым номером , площадью 204 000 кв.м, адрес земельного участка: <адрес>, р-н Хабаровский, в районе 25 км <адрес>, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - Для строительства горнолыжного комплекса.

Цель использования: под эксплуатацию объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, принадлежащих на праве собственности покупателю:

здание проката с кадастровым номером

здание для обслуживающего персонала с кадастровым номером

буксировочная канатная дорога БКД-1 с кадастровым номером

буксировочная канатная дорога БКД-2 с кадастровым номером

Земельный участок не является предметом спора, под залогом и арестом не состоит.

На часть земельного участка с учетным номером 1, площадью 1700 кв. м. установлен публичный сервитут в целях обеспечения прохода (проезда) к объектам связи (ЗОУИТ 27:17-6.561).

Согласно заключения от 15.07.2021 года судебной землеустроительной экспертизы, проведенной экспертом ООО Группа компаний «Вертикаль» Саеновым С.В., объектами исследования являлись земельные участки:

Земельный участок с кадастровым номером

местоположение: <адрес>, р-н Хабаровский, в районе 25 км <адрес>; статус земельного участка: ранее учтенный;

дета присвоения кадастрового номера: 29.05.1984;

категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов;

разрешенное использование: для строительства горнолыжного комплекса ;

площадь (уточненная): 204000 кв. м.;

правообладатель: Акционерное общество «Центр инновационных технологий города Хабаровска»;

вид права: собственность.

Земельный участок с кадастровым номером

местоположение: <адрес> квартал (выдел 4 (часть)) <адрес>;

статус земельного участка: ранее учтенный;

дата присвоения кадастрового номера: 14.02.2005;

ранее присвоенный государственный учетный номер: данные отсутствуют;

категория земель: земли лесного фонда;

разрешенное использование: для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

площадь (уточненная): 2400 кв. м.;

правообладатель: Российская Федерация;

вид права: собственность;

ограничение объекта недвижимости: аренда;

в пользу кого установлено ограничение объекта недвижимости: ООО «Компания Посейдон-Связь».

Зона с особыми условиями использования территории с реестровым номером

вид: зона публичного сервитута;

наименование: публичный сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером

расположенного по адресу: <адрес>, в районе 25 км <адрес>, в целях обеспечения прохода (проезда) к объектам связи;

дата внесения в ЕГРН: 16.01.2020.

Краткие характеристики земельных участков обследование частей которых было осуществлено при проведении полевых измерений 05 июля 2021:

Земельный участок многоконтурный с кадастровым номером

местоположение: <адрес>

дата присвоения кадастрового номера: 30.06.2017;

Категория земель: земли лесного фонда.

Земельный участок с кадастровым номером

Местоположение: <адрес>

Дата присвоения кадастрового номера: 12.10.2004;

Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

Разрешенное использование: для размещения объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики (под пункт пассивной ретрансляции).

Земельный участок с кадастровым номером

Местоположение: <адрес>

Дата присвоения кадастрового номера: 27.12.2016;

Категория земель: земли лесного фонда.

Измерения производились 05 июля 2021 года методом спутниковых измерений с использованием аппаратуры геодезической спутниковой SOKKIA GRX-2 Госреестр заводской (свидетельство о поверке № ГСИ045517 от ДД.ММ.ГГГГ, действительно до ДД.ММ.ГГГГ) в местной системе координат, принятой для кадастрового учета в Хабаровском крае. Указанным методом определены границы земельного участка с кадастровым номером , а также маршрут подъездных путей к этому участку, в том числе, через земельный участок с кадастровым номером . Для измерения ширины проезжей части лесохозяйственных дорог использовался дальномер Leica DISTO Х310 заводской (свидетельство о поверке № ГСИ045520 ДД.ММ.ГГГГ, действительно до ДД.ММ.ГГГГ).

Обзорная съемка территории производилась с квадрокоптера (беспилотного летательного аппарата) <данные изъяты>, оснащенного интеллектуальной фотокамерой. Регистрация в Федеральном агентстве воздушного транспорта и получение разрешения на взлет не требуется.

Оценка состояния существующей дороги для доступа на земельный участок с кадастровым номером 27:17:0625001:446 определялась путем сопоставления основных геометрических параметров с нормативными. Участниками полевых измерений 05 июля 2021 года была обследована лесохозяйственная дорога Корфовского участкового лесничества. Обследование показало, что дорога находится в удовлетворительном состоянии (имеются дефекты и неровности покрытия), ширина проезжей части, тип и конструкция дорожной одежды (низшая) соответствуют характеристикам Примечания 2 Таблицы 6.2 СП 288.1325800.2016 «Дороги лесные. Правила проектирования и строительства». Санитарная очистка, обкос обочины дороги не производится.

Полевые обследования лесохозяйственной дороги включали в себя осмотр и визуальную оценку отдельных её элементов, а также инструментальные измерения параметров (ширины проезжей части) и транспортно-эксплуатационных характеристик (дорожной одежды). По всей протяженности дороги ширина проезжей части нормативная для дороги категории с низкой интенсивностью движения.

Полевым обследованием установлено, что иного доступа на земельный участок с кадастровым номером кроме как через земельный участок нет.

Существующая лесохозяйственная дорога по которой осуществляется доступ на земельный участок с кадастровым номером является транзитной до земельного участка (разрешенное использование: под пункт пассивной ретрансляции). У границы пооследнего земельного участка имеется тупик с разворотной площадкой.

Строительные работы в день обследования 05 июля 2021 года на земельном участке с кадастровым номером АО «ЦИТ» не велись, проводились изыскания сторонней подрядной организацией.

Выводы:

Ответ на вопрос № 1.

Вопрос: имеется ли дорога, проходящая через земельный участок с кадастровым номером для проезда по которой был выдан публичный сервитут Постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 1583 от 25.12.2019, если да, то какие ее технические характеристики и назначение?

Ответ:дорога, проходящая через земельный участок с кадастровым номером для проезда по которой был выдан публичный сервитут Постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 1583 от 25.12.2019, имеется.

Технические характеристики и назначение дороги: лесохозяйственная дорога предназначенная для движения с низкой интенсивностью, шириной проезжей части минимально 3,5 м, с неукрепленными обочинами шириной 1 м, покрытая низшим типом дорожной одежды - выровненным скальным грунтом. Год строительства дороги согласно материалов дела - 1978.

При установлении и согласовании границ земельного участка Краевого физкультурного межотраслевого спортивного клуба «Спартак» в Проекте установления границ горнолыжного комплекса КФМСК «Спартак» от 14.12.1999 дорога отражена по идентичному маршруту, как и установлено публичным сервитутом согласно Постановления администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 1583 от 25.12.2019 г.

Ответ на вопрос № 2,

Вопрос: является ли дорога, проходящая через земельный участок для проезда по которой был выдан публичный сервитут Постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 1583 от 25.12.2019, если она имеется, приемлемой (пригодной) для проезда транспорта и допустимо ли технически осуществлять по ней проезд?

Ответ:дорога, проходящая через земельный участок для проезда по которой был выдан публичный сервитут Постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 1583 от 2.5.12.2019, является приемлемой (пригодной) для проезда малогабаритного транспорта высокой проходимости. Проезд по указанной дороге осуществлять технически допустимо.

Ответ на вопрос № 3.

Вопрос:возможно ли использовать земельный участок с кадастровым номером , по прямому назначению, для строительства/реконструкции спортивного объекта - горнолыжного комплекса, для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения, а также как спортивный объект - горнолыжный комплекс при условии наличия публичного сервитута, установленного Постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 1583 от 25.12.2019?

Ответ: возможность использования земельного участка с кадастровым номером по прямому назначению: для строительства/реконструкции спортивного объекта - горнолыжного комплекса, для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения, а также в будущем спортивного объекта - горнолыжного комплекса, при условии наличия публичного сервитута, установленного Постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края №1583 от 25.12.2019 должна быть предусмотрена:

- в период строительства/реконструкции разделом проектной документации «Строительный генеральный план» (и. 6.14. СП 48.13330.2019 «Организация строительства»), включающим в том числе, указание типа и конструкции ограждения строительной площадки; схему организации дорожного движения с указанием типов и конструкций внутри площадочных дорог; с указанием производственных зон и зон влияния строительных машин;

- по окончании строительства - в период эксплуатации горнолыжного комплекса разделом проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», на которой указывается размещение построенных объектов, сооружений и прочее, в том числе отражается схема организации дорожного движения.

Учитывая отсутствие в материалах административного дела № 2а-666/2021 сведений о подготовленной проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, на объект «Строительство/реконструкция спортивного объекта -- горнолыжного комплекса «Хехцир» ответить на поставленный вопрос не представляется возможным.

Ответ на вопрос № 4.

Вопрос: является ли дорога (если она имеется) через земельный участок с кадастровым номером для проезда по которой был выдан сервитут Постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 1583 от 25.12.2019, единственным способом проезда, прохода на земельный участок с кадастровым номером ?

Ответ: дорога через земельный участок с кадастровым номером для проезда то которой был выдан сервитут Постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 1583 от 25.12.2019 является единственным способом проезда на земельный участок с кадастровым номером

Имеющиеся несанкционированные пешеходные туристические тропы по участкам земель лесного фонда не являются допустимым способом прохода к земельному участку с кадастровым номером для передвижения на автомобильном транспорте не пригодны.

Ответ на вопрос № 5.

Вопрос: возможен ли проезд на земельный участок иным (альтернативным) способом, если да, то каким?

Ответ: проезд на земельный участок иным (альтернативным) способом невозможен.

Ответ на вопрос № 6.

Вопрос: если проезд и проход к земельному участку без установления сервитута невозможен, то через какие земельные участки можно обеспечить доступ к земельному участку ?

Ответ:проезд и проход к земельному участку осуществляется по единственной дороге через земельные участки с кадастровыми номерами категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, собственник - АО «ЦИТ»ис кадастровым номером (категория земель: земли лесного фонда, собственник - Российская Федерация).

Ответ на вопрос № 7.

Вопрос:при наличии альтернативного проезда к линейному объекту «Радиорелейная линиясвязи ПСВ № 001 ХБР», установить, имеется ли:

- возможность доступа через данный проезд к иным (вышеуказанным) объектам для их оперативного обслуживания, в том числе по причине их значимости;

- соответствие указанного проезда нормативным требованиям для технического обслуживания объектов связи (в том числе, оперативного), для которых устанавливался публичный сервитут через земельный участок с кадастровым номером

Для ответа на поставленный вопрос необходимо следующее уточнение.

Абзацем 7 п. 2.3. Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы министерства юстиции Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.2002 № 346, определено, что «если формулировка вопроса требует уточнения, но эксперту понятно его содержание, то после дословного ее приведения может быть указано, как эксперт понимает задание, руководствуясь специальными знаниями». Так в соответствии с п. 1.2., 1.3. договора аренды лесного участка № 316-255/2019 от 30 сентября 2019 года (том 1 л.д. 138-149 оборот), заключенным между Министерством природных ресурсов Хабаровского края (арендодатель) и ООО «Компания «Посейдон-Связь» (арендатор) передаваемый в аренду лесной участок для строительства линейного объекта «Радиорелейная линия связи ПСВ № 001 ХБР» в качестве основной характеристики имеет кадастровый номер 27:17:0625001:446. При отсутствии в материалах административного дела № 2а-666/2021 иных сведений о местонахождении линейного объекта «Радиорелейная линия связи ПСВ № 001 ХБР», эксперт понимает вопрос следующим образом «при наличии альтернативного проезда к линейному объекту «Радиорелейная линия связи ПСВ № 001 ХБР», расположенному на земельном участке с кадастровым номером , установить, имеется ли:...».

Ответ:альтернативный проезд к линейному объекту «Радиорелейная линия связи ПСВ № 001 ХБР», расположенному на земельном участке с кадастровым номером , отсутствует.

Ответ на вопрос № 8.

Вопрос:является ли дорога, проходящая через земельный участок с кадастровым номером единственным способом прохода (проезда) к объектам связи на земельном участке с кадастровым номером ?

Ответ:дорога, проходящая через земельный участок с кадастровым номером является едина венным способом проезда к объектам связи на земельном участке с кадастровым номером

В судебном заседании 24.09.2021 года эксперт Саенов С.В. разъяснил своё заключение и пояснил, что дорога используется для обслуживания. Такие дороги предусмотрены для охраны, защиты, воспроизводства лесных участков и для транспорта, участвующего в обслуживании лесной инфраструктуры. Альтернативные пути исследовались. Исследовался один альтернативный путь. Материалов дела было достаточно для проведения экспертизы. В материалах дела содержится планшет №7 лесоустройства от 1994 г., проект установления границ горнолыжного комплекса «Спартак» 1999 г., схема расположения автомобильных дорог. Дорога, пригодная для эксплуатации одна. Она проходит через земельный участок, в отношении которого установлен сервитут. На дату проведения измерений проводились изыскания сторонней организацией. Этапы проектирования состоят из следующих: составление задания на проектирование, сбор исходно-разрешительной документации, выполнение инженерных изысканий на площадке строительства-это то, что происходило в тот день, когда вы не явились. Далее: разработка основных технических решений, разработка технической документации для согласования и заключения экспертизы, экспертизо-проектная документация. Таким образом, без оконченных и оформленных надлежащим образом третьих и четвертых этапов проектирования, наличие у истца проектной документации на строительство горнолыжного комплекса, прошедшая государственную экспертизу преждевременна. Все сроки проектирования имеют определенную продолжительность. В разделе 9 паспорта буксировочной канатной дороги указано, что через 15 лет после ввода в эксплуатацию необходимо провести первичную экспертизу на безопасность и также ежегодно необходимо проводить дефектологический контроль несущего тягового каната. Сведений, отражающих это, нет. В день проведения измерений 5 июля, буксировочная дорога была демонтирована, ее не было на участке. Утверждение об этом основано не только на визуальном наблюдении, а также на официальном содержании аккаунта ЦИТ в инстаграм. 6 сентября 2021 года в этом инстаграме сообщается, что подъемник демонтирован. Его нет.

У него (эксперта) высшее техническое образование подъемно-транспортного оборудования. Он знаю как выглядит подъемник от и до. Было лето и никакой горнолыжной трассы не было. Были просеки. Просеки дорога пересекала, что это за просеки эксперт не знает. Проектная документация мне не была представлена, где конкретно пойдет лыжная трасса. Дорога, которую показывал представитель ЦИТ, со стороны Корфовского, это тропинка, но это не дорога. Там катаются велосипедисты, байкеры. У дороги есть обочина, минимальная ширина лесной дороги 4.5 метра, допустимо сужение до 3.5 метров, в случае, если дорога низкоинтенсивная и не для лесовозного транспорта. Дорога используется исключительно лесниками и лицами, имеющими там объекты. Дорога ведущая до участка одна-транзитная. Все остальное не является дорогами. Там очень крутой спуск и никакая машина по той дороге никогда не поднимется. Если проект строительства горнолыжной базы пройдет государственную экспертизу, то может. С учетом лесного законодательства. Там вокруг лес.

По сообщению Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края от 15.10.2021 года, согласно данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером не входит в земли лесного фонда, как и линейные объекты, расположенные в его пределах. Сведений о наличии дорог, расположенных вне земель лесного фонда (в границах земельного участка с кадастровым номером их категории и балансодержателе, в Комитете не имеется. При сопоставлении сведений публичной кадастровой карты и данных государственного лесного реестра к земельному участку с кадастровым номером прилегает дорога лесохозяйственная, расположенная на землях лесного фонда, в квартале (части выделов 1-7, 10, 16) Корфовского участкового лесничества Хехцирского лесничества, общей площадью - 1,7066 гектар.

В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации,

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

В соответствии со ст. 276 ГК РФ,

1. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

2. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации,

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В Определении Верховного Суда РФ от 19.08.2019 N 307-ЭС19-4440 по делу N А56-104785/2018 под ненормативным правовым актом понимается правовой акт индивидуального характера, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц. Такого рода акт властно-распорядительного характера должен содержать обязательные предписания, распоряжения, влияющие на их гражданские права и охраняемые законом интересы. Характерной особенностью ненормативного правового акта является содержание в нем обязательных предписаний (правил поведения), порождающих юридические последствия.

В Определении Верховного Суда РФ от 28.03.2019 N 302-ЭС19-3163 по делу N А19-18952/2018 под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в отношении конкретного лица, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающие права и охраняемые законом интересы и влекущие неблагоприятные юридические последствия для этого лица.

Судом установлено, что административным истцом оспаривается ненормативный правовой акт об установлении сервитута на земельном участке, переданном в аренду административному истцу. В 2019 году на спорный земельный участок установлен сервитут в пользу ООО «Компания «Посейдон-Связь». В 2021 году между органом местного самоуправления и административным истцом заключен договору купли-продажи спорного земельного участка, в котором указано, что земельный участок обременен сервитутом. Договор подписан сторонами, сделка состоялась. На дату издания оспариваемого постановления у администрации Хабаровского муниципального района имелись полномочия по распоряжению спорным земельным участком, так как земельный участок относился к землям, государственная собственность на который не разграничена, с разрешенным видом использования – для строительства горнолыжного комплекса. Другой дороги для проезда к объектам связи, кроме той, на которую установлен сервитут, нет, что подтверждается заключением судебной землеустроительной экспертизы и другими материалами административного дела. Проектная документация горнолыжного комплекса у административного истца отсутствует, буксировочные канатные дороги демонтированы и не используются. Разрешительной документации на ввод в эксплуатацию сооружений горнолыжной базы административным истцом не представлено. В настоящее время административный истец не вправе эксплуатировать горнолыжный комплекс. Нарушений прав административного истца не допущено, административный иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ,

решил:

В административном иске Акционерного общества «Центр инновационных технологий г. Хабаровска» к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании недействительным постановления от 25.12.2019 № 1583 «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в районе 25 км <адрес>», отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Хабаровский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено 29.10.2021 года.

Судья М.Г. Константинова