ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-669/18 от 01.10.2018 Буйнакского городского суда (Республика Дагестан)

Админ. дело а-669/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2018г. <адрес>

Буйнакский городской суд в составе председательствующего судьи Амирханова Р.А., с участием представителей административного истца по доверенности ФИО7 и по ордеру от ДД.ММ.ГГГГФИО13, представителя административного ответчика по доверенности ФИО8, третьего лица ФИО2, и ее представителя по ордеру от ДД.ММ.ГГГГФИО9, при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации МО городского округа «<адрес>» об обязании выдать разрешения на строительство трехэтажного дома на земельном участке под кадастровым номером 05:44;000016:742, площадью 552 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 П.М. обратился в суд с выше указанным административным иском по тем основаниям, что постановлением главы администрации <адрес> от 15.07.2015г. за ему на праве собственности был предоставлен земельный участок, площадью 552кв.м. под малоэтажную жилую застройку по адресу <адрес>, . На основании данного постановления был заключен договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> администрации городского округа «<адрес>» от 11.09.2015г. основной вид разрешенного использования земельного участка, площадью 552кв.м. по адресу <адрес>, , за кадастровым номером – 05:44:000016:742 изменен с «для индивидуального жилищного строительства» на основной вид разрешенного использования «под среднеэтажную жилую застройку». ДД.ММ.ГГГГг. им получено свидетельство о регистрации права собственности на указанный земельный участок. В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ он обратился в администрацию городского округа «<адрес>» с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство 3-х этажного дома. Однако, в выдаче разрешения на строительство ему было отказано.

Решением Буйнакского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требование ФИО1 удовлетворены.

Апелляционным определение Судебной Коллегии Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение Буйнакского городского суда отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

При проведении подготовки настоящего административного дела к судебному слушанию по существу, определением Буйнакского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица в дело привлечена ФИО2.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГФИО7 административные исковые требование своего доверителя ФИО1 поддержал в полном объеме и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске ФИО1 В своих пояснениях указал, что ДД.ММ.ГГГГг. администрация ГО «<адрес>» выдало ФИО1 градостроительный план, после чего с приложением всех необходимых документов, в том числе градостроительного плана последний обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство дома. Однако, ДД.ММ.ГГГГг. письмом главы администрации ГО «<адрес>» ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство по причине не представления проектной документации на дом, а именно в отсутствии документов, предусмотренных ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Хотя проектная документация на дом со всеми другими необходимыми документами к заявлению ФИО1 были приложены для получения разрешения на строительство. Поэтому, ФИО4 П.М. был вынужден обратиться в суд с настоящими административными исковыми требованиями к административному ответчику.

Представитель административного истца по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ- адвокат ФИО13 в судебном заседании также административные исковые требование своего доверителя ФИО1 поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по тем основаниям, что земельный участок, где предполагается возведение строительства трех этажного жилого дома, на праве собственности принадлежит ФИО1 на основании Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за регистрационным номером 05-05-05/144/00272015-2047/1. У ФИО1 имеется пакет документов, предусмотренные ст.51 Градостроительного кодекса РФ, необходимые для получения разрешения на строительства. Административный ответчик отказал ФИО1 в выдаче разрешения на строительства объекта в предусмотренных целях не имея на то оснований. Права и законные интересы близ к земельному участку проживающих жильцов в рамках градостроительных норм, предусмотренных в <адрес>, должны учитываться административным ответчиком при выдаче разрешения на строительства объекта.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО8 в судебном заседании административные исковые требование ФИО1 признал и пояснил, что к моменту обращения в администрацию городского округа <адрес>, документация, представленная административным истцом на получения разрешения на строительства жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, не соответствовали требованиям п.13 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ. Последующем, к моменту выдачи разрешения на строительство им эти документы были приведены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ и как он полагает, ему следует выдать разрешение на строительства на принадлежащем ему на праве собственности земельного участка с соблюдением существующих в <адрес> градостроительных норм и Правил землепользования и застройки городского округа.

Привлеченное в дело заинтересованное лицо ФИО2 и ее представитель по ордеру- адвокат ФИО9 в судебном заседании административные исковые требование ФИО1 не признали и просили отказать в их удовлетворении. При этом ФИО9 пояснил, что в следствии выдачи разрешения на строительства жилого дома административному истцу, при вскрытии котлована на земельном участке под строительства жилого дома, произошла обрушения части жилого дома его доверительницы ФИО2 Разрешения на строительства жилого дома на принадлежащем административному истцу земельном участке во исполнении решения Буйнакского городского суда, административным ответчиком было выдано с нарушением градостроительных норм и правил, существующих в <адрес>. Согласно правил землепользования и застройки городского округа «<адрес>», утвержденными Решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, при выдаче разрешения на строительства на данном земельном участке минимальная глубина заднего двора административный ответчик должен был учесть в размере 7,5 метров. В место этого учтено всего 3 метра. Также, в соответствии с Решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>», минимальная площадь земельного участка для придомовой территории многоквартирного жилого дома, административный ответчик должен учесть из расчета 7,1 кв.м. на человека при выдаче разрешения на строительства такого объекта, что не должна превышать в рассматриваемом случае,186 кв.м. Именно из-за превышения данной площади застройки, произошел обвал грунта со стороны домовладения ФИО2

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству стороны административного ответчика в качестве специалиста ведущий эксперт отдела архитектуры МКУ УА ГИЗО <адрес>ФИО14 в судебном заседании пояснил, что представленная административным истцом на получения разрешения на строительства трех этажного жилого дома на принадлежащем ему земельном участке проектная документация в администрацию городского округа «<адрес>» соответствуют требованиям п.13 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ. При выдаче разрешения на строительства указанного объекта административному истцу должно учитываться нормы Правил землепользования и застройки городского округа «<адрес>», предусмотренные п. 18 этих Правил, утвержденных Решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, минимальное расстояние от дома до соседнего участка 3 метра. Следовательно, при выдаче разрешения на строительства этого объекта административному ответчику, следует учесть расстояние 3 метра до границы домовладения (земельного участка) третьего лица ФИО2, а не 7,5 метра, как утверждает представитель ФИО2

Аналогичные пояснения в судебном заседании дал так же допрошенный в судебном заседании по ходатайству стороны административного ответчика начальник МКУ УАГИЗО ФИО10

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству стороны административного истца главный специалист- эксперт отдела по надзору за строительством в городских округах и поселениях Управления государственного строительного надзора Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Республики Дагестан ФИО11 в судебном заседании пояснил, что он знаком с существующими Правилами землепользования и застройки городского округа «<адрес>». Он также знаком с проектной документацией административного истца ФИО1 Исходя из Правил землепользования и застройки городского округа «<адрес>», минимальное расстояние при строительстве жилого дома административного истца до границы соседнего участка, в данном случае до границы земельного участка ФИО2, должно быть 3 метра и разрешение на строительство данного объекта административному истцу следует выдать с учетом этих Правил на площади земельного участка, принадлежащего административному истцу, и с соблюдением установленных в городском округе «<адрес>» Норм из расчета площади придомовой территории на 1-го человека.

Выслушав объяснение участвующих в деле сторон, допросив специалистов, исследовав материалы административного дела, суд находит административные исковые требование подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.14 ст.51 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройку право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а так же их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительства в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешение на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации; а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства объекта капитального строительства.

Из исследованных в судебном заседании пакета документов, представленных административным истцом видно, что Постановлением главы администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг. «О приватизации земельного участка» ФИО1 предоставлено в собственность за плату земельный участок площадью 552кв.м. (категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под малоэтажную жилую застройку, код – 2.1) по адресу <адрес>, . Утвердить схему расположения границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , которая является неотъемлемой частью данного постановления.

Постановлением главы администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг. «Об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка», основной вид разрешенного использования земельного участка по <адрес>, , площадью 552кв.м. (государственный кадастровый номер , категория земель – земли населенных пунктов) с – «для индивидуального жилищного строительства» изменен на основной вид разрешенного использования земельного участка - – «среднеэтажная жилая застройка, код 2.5».

Из Свидетельство о государственной регистрации права серии 106926 от ДД.ММ.ГГГГг. видно, что гр. ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от 31.07.2015г. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 552кв.м. (государственный кадастровый номер , категория земель – земли населенных пунктов – под среднеэтажную жилую застройку», расположенный по <адрес>, <адрес>, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 07.08.2015г. сделана запись регистрации .

Согласно договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг. МКУ «Управление имущественных и земельных отношений городского округа «<адрес>» продала гр.ФИО1 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , находящийся по <адрес>, <адрес>, общей площадью 552кв.м.

Постановлением главы администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг. утвержден и выдан градостроительный план земельного участка, подготовленным Врио начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес>ФИО12ДД.ММ.ГГГГг.

Таким образом, судом установлено, что за административным истцом ФИО1 закреплено право собственности на земельный участок, общей площадью 552в.м. (, категория земель – земли населенных пунктов – среднеэтажная жилая застройка), расположенный по <адрес>, <адрес>.

Также, исследованными судом материалов дело установлено, что ФИО4 П.М. обращался в администрацию городского округа «<адрес>» с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого трех этажного дома на земельном участке, площадью 552в.м., расположенного по <адрес>, <адрес>. Данное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривается.

Из письма Врио главы администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что гр.ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство дома по причине не представления проектной документации на дом, а именно в отсутствии документов, предусмотренных ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.

Из представленных ФИО1 и исследованных в суде документов, а именно договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг., постановления главы администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг. «О приватизации земельного участка», постановления главы администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг. «Об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка», свидетельства о государственной регистрации права серии 106926 от ДД.ММ.ГГГГг., градостроительного плана земельного участка, проекта жилого здания видно, что все указанные в ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ документы у ФИО1 имеются и в администрацию городского округа «<адрес>» представлены. Проектная документация согласовано со всеми заинтересованными службами городского округа «<адрес>».

Частью 13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым застройщику может быть отказано в выдаче разрешения на строительство, так уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Указанные в письме Врио главы администрации городского округа «<адрес>» от 08.06.2017г. , об отказе в выдаче разрешения на строительство ФИО1, документация имеется в материалах дела и они не дают основания для отказа в выдаче соответствующего разрешения ФИО1 на строительство жилого дома по основаниям предусмотренным п.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно п.17 ст.46 и п.4 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

В соответствии с п.17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи не требуется. Орган местного самоуправления в течении 30 дней со дня поступления указанного заявления осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В силу п.11 ст.51 ГК РФ уполномоченные на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления в течении 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Из представленного в суд стороной административного истца и обозренного в судебном заседании Решения Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «<адрес>» видно, что этими Правилами (п.8 и п.18) установлены минимальная глубина заднего двора (для 2-3-этажных зданий и 2,5 м. дополнительно для 4-этажных зданий) 7,5 м. и минимальное расстояние от дома до границы соседнего участка- 3.м.

Из представленного также стороной административного истца в суд и обозренного в судебном заседании Решения Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>» следует, что настоящем Решением внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>», где в п.11 таблицы -«Параметры разрешенного строительного изменения объектов недвижимости» словосочетание «минимальная площадь земельного участка для многоквартирного жилого дома рассчитывается из расчета 24 кв.м./чел» заменено на «<адрес> земельного участка для придомовой территории многоквартирного жилого дома рассчитывается из расчета 7,1 кв.м./чел».

Разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке административному истцу следует выдать в строгом соответствии с выше приведенными, действующими к настоящему моменту в городском округе «<адрес>», Правилами.

Полномочиями выдачи разрешения на строительство обладает администрация городского округа «<адрес>», куда административный истец в соответствии с требованиями градостроительного законодательства обратился. Однако, администрацией городского округа «<адрес>» гр.ФИО1 постановлением от 01.06.2017г. , хотя утвержден и выдан градостроительный план земельного участка, в выдаче разрешения на строительство отказано.

Таким образом, у гр.ФИО1 имеются все предусмотренные законом документы, необходимые для получения разрешения на строительство, несоответствие этих документов градостроительному плану земельного участка не выявлено, и с учетом этого суд, руководствуясь пунктом 13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, предусмотренных в приведенной норме, в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Согласно п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Оценив в соответствии с п.1 ст.59 КАС РФ исследованные доказательства суд приходит к выводу и считает установленным, что действиями должностных лиц администрации городского округа «<адрес>», выразившимися в отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома, допущены нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «<адрес>» выдать разрешение на строительство трехэтажного дома ФИО1 на земельном участке под кадастровым номером 05:44:000016:742, площадью 552 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, , в соответствии с градостроительными нормами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения оглашено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Р.А.Амирханов