Дело №а-66/2022 КОПИЯ
УИД 62ОS0000-01-2021-000306-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Рязань | |
Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лукашевича В.Е.,
при секретаре Ворониной Н.Н.,
с участием представителя административного истца - публичного акционерного общества «Рязанская энергетическая сбытовая компания» по доверенности ФИО8,
представителя административных ответчиков - Правительства Рязанской области и Губернатора Рязанской области по доверенности ФИО1,
представителя заинтересованного лица - публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» по доверенности ФИО2,
помощника прокурора Рязанской области Воробьевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-66/2022 по административному иску публичного акционерного общества «Рязанская энергетическая сбытовая компания» к Правительству Рязанской области и Губернатору Рязанской области о признании нормативного правового акта органа государственной власти не действующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (далее - ПАО «РЭСК») обратилось в Рязанский областной суд с административным иском к Правительству Рязанской области о признании нормативного правового акта органа государственной власти не действующим в части.
В обоснование заявленного требования административный истец ПАО «РЭСК» указало, что во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 442 от 4 мая 2012 года «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» Распоряжением Губернатора Рязанской области № 165-рг от 29 июня 2021 года утвержден Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям на территории Рязанской области (далее -Перечень).
В данный Перечень были включены ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» с отнесением их к категории угольных и горнорудных предприятий.
Административный истец ПАО «РЭСК» считает, что включение вышеназванных организаций в Перечень противоречит положениям Постановления Правительства Российской Федерации № 442 от 4 мая 2012 года, а также нарушает права и законные интересы ПАО «РЭСК», поскольку включение указанных Обществ в Перечень дает им возможность не исполнять договорные обязательства по оплате электрической энергии, избегая при этом применения к ним санкций, предусмотренных действующим законодательством, в частности, введения ограничения режима потребления электрической энергии.
ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» имеют выданные министерством природопользования Рязанской области лицензии на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: ООО «Погореловский карьер» - разведка и добыча известняков для переработки их на щебень строительный и известняковую муку, а ООО «Пронские карьеры» - разведка и добыча известняков для использования в строительстве.
Основным видом деятельности ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности является добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев (код ОКВЭД-08.11).
Таким образом, исходя из лицензий на пользование недрами и основных видов деятельности, ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» не относятся ни к угольным, ни к горнорудным предприятиям.
В связи с этим правовых оснований для включения данных Обществ в Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям на территории Рязанской области не имеется.
Административный истец ПАО «РЭСК», ссылаясь на вышеназванные обстоятельства, просило с учетом уточнений признать не действующим с момента вступления в законную силу судебного акта Распоряжение Губернатора Рязанской области № 165-рг от 29 июня 2021 года в части включения в Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям на территории Рязанской области: ООО «Погореловский карьер» и принадлежащие ему объекты - КТП-6/0,4 кВ водоотлива действующего карьера, Пронский район, село Береговая Погореловка, и КТП-10/0,4 кВ водоотлива действующего карьера, Пронский район, село Береговая Погореловка; ООО «Пронские карьеры» и принадлежащий ему объект - КТП-10/0,4 кВ водоотлива действующего карьера, Пронский район, деревня Денисово. Кроме того, обязать административного ответчика исключить из Перечня выше перечисленные предприятия и водоотливы.
Определением Рязанского областного суда от 27 января 2022 года по настоящему административному делу привлечены в качестве заинтересованных лиц - ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры».
На основании определения суда от 14 февраля 2022 года по данному делу были привлечены в качестве административного соответчика Губернатор Рязанской области и в качестве заинтересованного лица - ПАО «Россети Центр и Приволжье».
Определением Рязанского областного суда от 29 апреля 2022 года по делу привлечена в качестве заинтересованного лица администрация муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области.
В представленных в письменной форме возражениях заинтересованные лица - ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» указывают, что административный иск ПАО «РЭСК» не подлежит удовлетворению, поскольку ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» относятся к предприятиям угольной и горнорудной промышленности. Данные организации также подлежат включению в Перечень на основании осуществления ими деятельности по водоснабжению и водоотведению объектов централизованного водоснабжения населенных пунктов. В связи с этим ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» имеют статус организаций, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. Заинтересованные лица также ссылаются на то, что оспариваемый Перечень не нарушает прав и законных интересов административного истца ПАО «РЭСК».
Представители заинтересованных лиц - ООО «Погореловский карьер», ООО «Пронские карьеры» и администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс). Также информация о времени и месте судебного заседания в силу ч. 7 ст. 96 КАС РФ была размещена на сайте Рязанского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 150 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
От главы администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области ФИО3 поступил письменный отзыв, в котором администрация района просит в удовлетворении заявленных требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
На основании ч. 2 ст. 150 КАС РФ суд определил провести судебное заседание по настоящему административному делу в отсутствие представителей указанных выше заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца - публичного акционерного общества «Рязанская энергетическая сбытовая компания» по доверенности ФИО8 заявленные административные исковые требования поддержал с учетом их уточнения, дополнительно указал, что в 2019 году в отношении ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» вводились ограничения электропотребления, к негативным последствиям такие ограничения не привели, однако способствовали погашению образовавшейся у Обществ задолженности по потребленной электрической энергии.
Представитель административных ответчиков - Правительства Рязанской области и Губернатора Рязанской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании пояснил, что Правительство Рязанской области и Губернатор Рязанской области возражают против удовлетворения заявленных требований. Административные ответчики считают, что Распоряжение Губернатора Рязанской области № 165-рг от 29 июня 2021 года было принято уполномоченным лицом при наличии законных оснований, поскольку законодательством прямо не определены критерии отнесения предприятий к горнорудной промышленности. При этом ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» осуществляют добычу полезных ископаемых и располагают объектами водоотлива действующих карьеров, что послужило основанием для их включения в оспариваемый Перечень. Представитель административных ответчиков также отмечает, что Распоряжение не нарушает права и законные интересы административного истца ПАО «РЭСК».
Помощник прокурора Рязанской области Воробьева В.А. в судебном заседании дала заключение о том, что административный иск ПАО «РЭСК» подлежит удовлетворению. Основным видом деятельности ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности является добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев. Данные Общества не созданы для добычи и обогащения различных видов рудного сырья, а также для осуществления добычи и реализации угля. В связи с этим не относятся ни к угольным, ни к горнорудным предприятиям, поэтому оснований для включения объектов водоотлива указанных предприятий у административных ответчиков не имелось. Кроме того, ссылалась на злоупотребление правом со стороны ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры», которые, являясь действующими предприятиями, не производили оплату электрической энергии, что привело к образованию задолженности.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, полагает, что административный иск ПАО «РЭСК» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Вступившим в законную силу определением судьи Арбитражного суда Рязанской области от 27 октября 2021 года заявление ПАО «РЭСК» к Правительству Рязанской области о признании Распоряжения Губернатора Рязанской области № 165-рг от 29 июня 2021 года недействительным в части возвращено заявителю ПАО «РЭСК», поскольку оспариваемое Распоряжение является нормативным правовым актом и не поименовано в п. 1.1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, данное заявление неподсудно арбитражному суду, а подсудно суду общей юрисдикции.
С учетом положений ч. 2 ст. 64 КАС РФ соответствие оспариваемого правового акта признакам нормативности, издание его в форме распоряжения не доказывается вновь и не подлежит оспариванию.
Кроме того, следует учитывать, что оспариваемое Распоряжение не адресовано конкретному лицу - административному истцу ПАО «РЭСК», его действие распространяется на всех участников отношений в области электроэнергетики на территории Рязанской области, в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии, сетевые организации, потребителей электрической энергии. Установление для потребителей электрической энергии (мощности) правового статуса потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, рассчитано на неоднократное применение в течение срока его действия.
В соответствии со ст. 64 Устава (Основного Закона) Рязанской области № 115-ОЗ от 18 ноября 2005 года, принятого Постановлением Рязанской областной Думы № 710-IV РОД от 2 ноября 2015 года систему нормативных правовых актов Рязанской области, в том числе составляют постановления Губернатора Рязанской области.
В силу ч. 3 ст. 72 Устава (Основного Закона) Рязанской области распоряжения Губернатора Рязанской области и Правительства Рязанской области являются ненормативными правовыми актами, принимаются по вопросам хозяйственной и иной деятельности и не порождают общеобязательных норм права, за исключениями, установленными федеральным законодательством, настоящим Уставом (Основным Законом) и законами Рязанской области.
Нарушение требований к форме нормативного правового акта, выразившееся в принятии оспариваемого нормативного правового акта в форме распоряжения, не является достаточным основанием для признания его недействующим.
При этом суд, исходит из того, что форма нормативного правового акта является лишь способом его выражения, которая сама по себе на его содержание не влияет. Признание нормативного правового акта не действующим лишь по формальному признаку его издания в ненадлежащей форме, учитывая важность содержащихся в нем правовых норм, является недопустимым.
Анализ оспариваемого Распоряжения позволяет прийти к выводу о том, что оно отвечает признакам нормативного правового акта, так как издано в установленном порядке компетентным должностным лицом, в пределах предоставленных полномочий, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, устанавливают для них общеобязательные правила поведения, рассчитаны на неоднократное применение в течение срока действия.
Издание в данном случае нормативного правового акта не в той форме, что предусмотрена действующим законодательством, не может являться самостоятельным основанием для признания такого акта не действующим.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года) Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 4 мая 2012 года утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила № 442), в соответствии с пунктом 15 которых высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) ежегодно, до 1 июля, утверждает перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - перечень), на основании обращений потребителей, сетевых организаций, гарантирующих поставщиков.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 10 рабочих дней после дня утверждения перечня обеспечивает размещение перечня на своем официальном сайте в сети «Интернет» и его опубликование в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 15(2) Правил № 442).
Таким образом, федеральным законодательством закреплено, что акт, которым высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации утверждает вышеназванный Перечень, подлежит опубликованию в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно абз. 4 п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В силу п. 5.1.19 Регламента Правительства Рязанской области, утвержденного Постановлением Губернатора Рязанской области № 220-пг от 23 июля 2008 года, нормативный правовой акт подлежит размещению (опубликованию) в областной газете «Рязанские ведомости», или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства, или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)», или в сетевом издании «Рязанские ведомости» (rv-ryazan.ru) в соответствии со статьей 73 Устава (Основного Закона) Рязанской области и статьей 35 Закона Рязанской области «О Правительстве Рязанской области».
Распоряжение Губернатора Рязанской области, являющегося Председателем Правительства Рязанской области (высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), № 165-рг от 29 июня 2021 года «Об утверждении перечня потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям на территории Рязанской области» опубликовано в сетевом издании «Рязанские ведомости» www.rv-ryazan.ru, 30 июня 2021 года, следовательно, у лиц, права и свободы которых оно затрагивает, имелась возможность ознакомиться с его содержанием.
В Приложении к Правилам № 442 определены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствия.
Пунктом 3 Приложения к Правилам № 442 к таковым отнесены угольные и горнорудные предприятия - в отношении объектов вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств, а также метрополитен - в отношении объектов, используемых для обеспечения перевозки пассажиров.
Из буквального толкования указанного пункта следует, что к специальным субъектам, в том числе относятся угольные и горнорудные предприятия.
В соответствии с вышеприведенными нормами, внесение объектов вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств в Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, допустимо при условии их принадлежности к угольным и горнорудным предприятиям.
Согласно Горной энциклопедии, специализированной энциклопедии по горным наукам и геологии, выпущенной издательством «Советская энциклопедия», 1984-1991 годы, под редакцией ФИО4 и др., полезными ископаемыми являются природные минеральные образования земной коры неорганического и органического происхождения, которые могут быть эффективно использованы в сфере материального производства, которые по физическому состоянию делятся на твердые (угли ископаемые, горючие сланцы, торф, рудные и нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (газы природные горючие и инертные газы).
Горная промышленность - совокупность отраслей производства, занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых, а также их первичной обработкой и получением полуфабриката.
В Горной промышленности выделяются основные группы отраслей: минерального энергетического сырья (нефтяная промышленность, газовая промышленность, угольная промышленность, торфяная промышленность, сланцевая промышленность, урановая промышленность, геотермия); руд черных и легирующих металлов (железорудная промышленность, марганцеворудная промышленность, хромитовая промышленность, вольфрамовая промышленность, молибденовая промышленность, ванадиевая); руд цветных металлов (алюминиевая промышленность, медная промышленность, никелевая промышленность, оловянная промышленность, свинцово-цинковая промышленность, сурьмяная промышленность); горнохимическая промышленность (добыча апатита, калийных солей, нефелина, селитры, серного колчедана, борных руд, фосфатного сырья); нерудного индустриального сырья и строительных материалов - графита, асбеста (асбестовая промышленность), гипса, глины, гранита, доломита, известняка, кварца, каолина, мергеля, мела, полевого шпата; драгоценных и поделочных камней (алмазная промышленность); гидроминеральная (минеральные подземные воды).
В соответствии с п. 2 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации видами добытого полезного ископаемого, в том числе являются: уголь (пп. 1.1); товарные руды: черных металлов, цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные комплексные руды (пп. 4); горнорудное неметаллическое сырье (пп. 7); неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии) (пп. 10).
В Общероссийском классификаторе полезных ископаемых и подземных вод. ОК 032-2002, утвержденном Постановлением Госстандарта России № 503-ст от 25 декабря 2002 года, приводятся классификационные группировки полезных ископаемых: топливно-энергетические полезные ископаемые, включающие уголь каменный и уголь бурый; полезные ископаемые, кроме топливно-энергетических, включающие руды металлические; прочие полезные ископаемые, включающие известняк, камень гипсовый и мел.
«ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденный Приказом Росстандарта № 14-ст от 31 января 2014 года, содержит коды классифицируемых группировок видов экономической деятельности: раздел В «Добыча полезных ископаемых». Данный раздел включает - добычу полезных ископаемых, встречающихся в природе в виде твердых пород (уголь, группировка 05, и руда, группировка 07); «Добыча прочих полезных ископаемых», группировка 08. Эта группировка включает: добычу ископаемых из карьеров. Получаемые продукты используются главным образом в строительстве (например, песок, камень и т.п.), в производстве строительных материалов (например, глины, гипса и т.п.). Добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев, группировка 08.11. Эта группировка включает: добычу, дробление и измельчение известняка.
Распоряжением Губернатора Рязанской области № 165-рг от 29 июня 2021 года утвержден Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям на территории Рязанской области.
В данный Перечень внесены в раздел угольные и горнорудные предприятия - ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» в отношении принадлежащих им объектов водоотлива.
Согласно представленным лицензиям на пользование недрами ООО «Погореловский карьер» осуществляет разработку и добычу известняков для переработки их на щебень строительный и известняковую муку, а ООО «Пронские карьеры» осуществляет разведку и добычу известняков для использования в строительстве.
Основным видом деятельности ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности является добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев.
При таких обстоятельствах предприятия, добывающие известняк, не названные ни в силу Закона, ни в силу специфики их деятельности не относятся к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, в связи с чем оснований для их включения в оспариваемый Перечень не имелось.
Включение в Перечень предприятий, не относящихся к угольным и горнорудным, освобождает эти предприятия от обязанности предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате за электрическую энергию, препятствует административному истцу, как гарантирующему поставщику, в использовании механизмов защиты нарушенного права, предусмотренных действующим законодательством.
Позиция заинтересованных лиц ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» о том, что они относятся к угольным предприятиям, является несостоятельной в силу следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 81-ФЗ от 20 июня 1996 года «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» организация по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) - юридическое лицо, созданное для осуществления добычи (переработки) угля (горючих сланцев), реализации угля (горючих сланцев) и продукции его переработки.
Законом Российской Федерации № 2395-1-ФЗ от 21 февраля 1992 года «О недрах» (далее - Закон о недрах) устанавливается разрешительный порядок пользования недрами: предоставление участка недр в пользование (в виде горного отвода - геометризованного блока недр) оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование участком недр, а права и обязанности пользователя недр возникают с даты ее государственной регистрации.
Согласно положениям абз. 4 ст. 11 Закона о недрах допускается предоставление лицензии на пользование недрами в отношении нескольких видов пользования недрами. Лицензия на пользование недрами для разведки месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется. Разведка месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании лицензии на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Таким образом, для разведки и добычи угля требуется лицензия. При этом ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» в соответствии с предоставленными им лицензиями имеют исключительное право осуществлять разведку (разработку) и добычу известняков.
Доводы заинтересованных лиц ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» о том, что они обслуживают централизованные системы водоснабжения, поэтому подлежали включению в Перечень и на основании п. 2 Приложения к Правилам № 442, не могут быть признаны обоснованными, поскольку не относятся к содержанию оспариваемого нормативного правового акта, рассматривая дела данной категории, суды проверяют содержание оспариваемого акта или его части на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Также подлежат отклонению ссылки ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» на судебные акты Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации по другим делам, принятые в отношении иных лиц, как не являющиеся источником права и не имеющие преюдициального значения для настоящего дела, отличающегося от вышеназванных споров.
Доводы заинтересованных лиц ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры» о том, что они включены в Перечень, поскольку введение в отношении данных предприятий ограничений режима потребления может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не являются состоятельными, так как оспариваемый нормативный правовой акт содержит исчерпывающий перечень потребителей электрической энергии, Общества были включены в раздел угольные и горнорудные предприятия, к которым, как установлено в ходе настоящего судебного разбирательства, они не относятся.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания не действующими пункты 1, 2 и 3 Раздела «Угольные и горнорудные предприятия - в отношении объектов вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств, а также метрополитен - в отношении объектов, используемых для обеспечения перевозки пассажиров» Перечня потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям на территории Рязанской области, утвержденного Распоряжением Губернатора Рязанской области от 29 июня 2021 года № 165-рг.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом разъяснений, приведенных в абз. 3 п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года, Распоряжение подлежит признанию не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
В связи с этим суд полагает, что признание нормативного правового акта не действующим в части является допустимым и достаточным способом восстановления нарушенного права административного истца, не требующим возложения на сторону административных ответчиков обязанности по исключению из оспариваемого Перечня ООО «Погореловский карьер» и ООО «Пронские карьеры», а также принадлежащих им объектов водоотлива.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск публичного акционерного общества «Рязанская энергетическая сбытовая компания» к Правительству Рязанской области и Губернатору Рязанской области о признании нормативного правового акта органа государственной власти не действующим в части удовлетворить.
Признать не действующими пункты 1, 2 и 3 «Угольные и горнорудные предприятия - в отношении объектов вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств, а также метрополитен - в отношении объектов, используемых для обеспечения перевозки пассажиров» Перечня потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям на территории Рязанской области, утвержденного Распоряжением Губернатора Рязанской области от 29 июня 2021 года № 165-рг, со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца с момента вступления в законную силу в издании - «Рязанские ведомости».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Рязанский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - подпись В.Е. Лукашевич
Копия верна.
Судья В.Е. Лукашевич
Мотивированное решение составлено 7 июля 2022 года.