ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-6773/2022 от 17.10.2022 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело а-6773/2022г.

РЕШЕНИЕ СУДА

ИФИО1

17 октября 2022года

Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Двухжиловой Т.К.,

при секретаре ПФИО5,

с участием представителя административного ответчика Администрации г.о.Балашиха по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск ФИО3 в интересах несовершеннолетней ФИО2, 14.06.2009г.рождения к Администрации г.о.Балашиха о признании незаконным бездействия/ отказа о постановке на учет, обязании повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО3, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.рождения обратился в суд с настоящим административным иском, указывая, что совместно с несовершеннолетней ФИО2, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО7, ФИО8 зарегистрированы и проживают в трех комнатах четырехкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>. Несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.рождения является инвалидом, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний. В связи с чем, административный истец обратился в Администрацию г.о.Балашиха с заявлением о постановке на учет на внеочередное предоставление жилой площади. Письмом за от 31.05.2022г. административным ответчиком было отказано и разъяснен регламент постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на общих основаниях, без учета состояния здоровья несовершеннолетней и условий ее проживания. Административный истец, полагая, что его заявление не изучалось и фактически не рассматривалось, просит суд признать незаконным бездействие/отказ Администрации г.о.<адрес>, выраженный в ответе от 31.05.2022г. о постановке на учет на внеочередное предоставление жилой площади несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, страдающей заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний и обязать Администрацию г.о.Балашиха повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет на внеочередное предоставление жилой площади несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, страдающей заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний.

В судебное заседание административный истец ФИО3 не явился, о дне слушания дела судом извещался, согласно отчету об отслеживании отправления, неудачная попытка вручении, возврат отправителю по истечению срока хранения.

Представитель административного ответчика Администрации г.о.Балашиха по доверенности в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на доводы, приобщенных к делу письменных возражений.

Заинтересованные лица ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, о дне слушания дела судом извещались, согласно отчету об отслеживании отправления, неудачная попытка вручении, возврат отправителю по истечению срока хранения.

Определив возможным слушать дело при данной явке, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагаются на орган, принявший оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Вместе с тем указанные положения не освобождают заявителя от обязанности представить доказательства тех обстоятельств, что оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц нарушены права и свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, либо на заявителя незаконно возложена какая-либо обязанность или ответственность.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что в трех комнатах четырехкомнатной муниципальной квартире по адресу: <адрес>, мкр.Железнодорожный, <адрес> зарегистрированы и проживают ФИО3, несовершеннолетняя ФИО2, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, несовершеннолетние ФИО7, ФИО8

Несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.рождения страдает психическим заболеванием, требующим обязательного диспансерного наблюдения F 21.8, и имеет право на дополнительную жилую площадь согласно постановлению Правительства РФ от 21.12.2004г. «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», «Списку болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью», утвержденному циркуляром НКВД РСФСР от 13.01.1928г. и НКЗдрава РСФСР от 19.01.1928г. , приказа Министерства Здравоохранения РФ от 29.11.2012г. н, ст. 51 ЖК РФ «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

На основании указанных выше обстоятельств ФИО3 обратился в Администрацию г.о.Балашиха с заявлением постановки несовершеннолетней ФИО2 на внеочередное получение жилого помещения.

Администрацией г.о.Балашиха в удовлетворении заявления было отказано, поскольку в списке граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях при Администрации г.о.Балашиха ФИО3 и ФИО2 не состоят.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.

Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма в <адрес> Балашиха осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очереди исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Однако заявитель, органом местного самоуправления в установленном законом порядке не признана малоимущей в целях получения жилья по договору социального найма.

Из содержания ст. ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с частью 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в установленном настоящем Кодексе порядке.

В соответствии с частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации (т.е. государственного жилищного фонда) по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Частью 4 данной статьи определено, что названным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления лишь в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности (п. 2), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. ч. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно ст. 52 ЖК РФ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязательным условиями для постановки на учет нуждающихся является постоянное проживание граждан в <адрес> не менее 5 лет, признание граждан установленным порядком малоимущими и обеспеченность по общей площади жилого помещения на каждого челна семьи не более учётной нормы.

Решением Совета депутатов <адрес> Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ учтена норма площади жилого помещения по городскому округу Балашиха установлена в размере не более 9 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Решением Совета депутатов <адрес> Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ величина порогового значения доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими установлена на 2022 год в размере 7206 рублей 32 копейки. по городскому округу Балашиха установлена в размере не более 9 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В <адрес> Балашиха действует административный регламент предоставления муниципальной услуги «По признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», подтвержденный постановлением <адрес> Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ-ПА.

Жилищным кодексом Российской Федерации правила постановки граждан на учет на получение жилых помещений установлены в ч. 1 ст. 49, согласно которой, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким образом, одним из обязательных условий постановки истца на учет на получение жилого помещения в администрации <адрес> Балашиха и для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма необходимо признание его (истца) в установленном законом порядке малоимущим.

Между тем истец и его семья малоимущим в установленном законом порядке не признан.

В связи с чем, судом не может быть признан незаконным ответ <адрес> Балаших, поскольку наличие одного лишь заболевания, подпадающего под установленный Правительством РФ Перечень тяжелых хронических заболеваний, не является достаточным основанием для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма по правилам п. 3 части 2 ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Статья 57 ЖК РФ предусматривает условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ.

Из анализа указанных правовых норм следует, что обязательным основанием для предоставления жилой площади по договору социального найма во всяком случае является постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, независимо от основания предоставления жилого помещения.

В качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по какому-либо основанию в Администрации г.о.Балашиха административный истец не значится.

Отказа Администрации г.о.Балашиха о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО3 и его несовершеннолетней дочери жилого помещения также не имеется.

В Администрацию г.о.Балашиха с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО3 не обращался, а обращался только с заявлением о постановке на учета на внеочередное предоставление жилой площади. Данное заявление и было рассмотрено.

При этом, в силу ст. 49 ЖК РФ с учетом положений ч. 1 и пункта 1части 2 ст. 57 ЖК РФ правом на внеочередное предоставление жилья обладают граждане, в том числе и собственники жилых помещений, признанные малоимущими в установленном жилищным законодательством и законодательством <адрес>.

Таким образом, приведенные обстоятельства не подтверждают совершения административным ответчиком действий, нарушающих какие-либо охраняемые законом интересы истца.

Исходя из положений статей 3, 4 КАС РФ природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО3 в интересах несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.рождения к Администрации г.о.Балашиха о признании незаконным бездействия/ отказа о постановке на учет, обязании повторно рассмотреть заявление, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца, с даты принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 17.10.2022г.

Судья Т.К.Двухжилова

КОПИЯ ВЕРНА

Решение не вступило в законную силу

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела 2а-6773/2022

в производстве Балашихинского городского суда

УИД 50RS0-63

Судья

Секретарь