ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-6824/20 от 22.10.2020 Люберецкого городского суда (Московская область)

Дело а-6824/2020

50RS0-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГ года

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГ

Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Махмудовой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудник Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: <адрес>, кабинет , административное дело по административному иску Николаева Б. А. к Центральному МТУ Росавиации, и.о. заместителя начальника Центрального МТУ Росавиации Горковец В.В. о признании действий незаконными и обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Николаев Б.А. обратился в суд с административным иском к Центральному МТУ Росавиации и и.о. заместителя начальника Управления Центрального МТУ Росавиации Горковец В.В. о признании незаконным действий и.о. заместителя начальника Центрального МТУ Росавиации Горковец В.В. об отказе в продлении сертификата летной годности гражданского воздушного судна и обязании Центральное МТУ Росавиации осуществить действия по продлению указанного сертификата в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 30.04.2020г. "О переносе сроков прохождения юридическими лицами, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями процедур подтверждения соответствия обязательным требованиям в отношении отдельных форм разрешительной деятельности в сфере транспорта в период с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ"

В обоснование заявленных требований указано, что в связи с окончанием срока действия сертификата летной годности гражданского воздушного судна , руководствуясь требованиями Приказа Министерства транспорта РФ от 30.04.2020г., Николаев Б.А. обратился 10.07.2020г. к административному ответчику с заявлением о продлении срока действия данного сертификата.

09.09.2020г. от административного ответчика получен ответ о невозможности продления сертификата летной годности, поскольку необходимо было подать заявку до окончания действия сертификата.

По мнению административного истца, действия административного ответчика противоречат Постановлению Правитель РФ от 03.04.2020г. «О продлении действия разрешений и иных особенностей в отношении разрешительной деятельности в 2020г.» и Приказу Министерства транспорта РФ от 30.04.2020г. "О переносе сроков прохождения юридическими лицами, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями процедур подтверждения соответствия обязательным требованиям в отношении отдельных форм разрешительной деятельности в сфере транспорта в период с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ"

Административный истец Николаев Б.А. в судебное заседание не явился, извещался о слушании дела, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца Поляков М.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Центрального МТУ Росавиации Зверев И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва в связи с законностью оспариваемых действий и решений.

Административный ответчик и.о. заместителя начальника Управления Центрального МТУ Росавиации Горковец В.В. в судебное заседание не явился, извещался о слушании дела, возражений на административный иск не представил.

Изучив материалы административного дела, выслушав мнение представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что Николаев Б.А. в лице своего представителя Полякова М.И. обратился 10.07.2020г. в Центральное МТУ Росавиации с заявлением о продлении до 31.12.2020г. срока действия сертификата летной годности гражданского воздушного судна от 15.06.2018г. со сроком действия до 15.06.2020г.

Решением от 23.07.2020г. отказано в продлении срока действия сертификата в связи с несоответствием представленных документов нормативным требованиям.

С целью устранения выявленных замечаний административный истец повторно обратился к административному ответчику, приложив дополнительные документы.

Письмом от 09.09.2020г. и.о. заместителя начальника Управления Центрального МТУ Росавиации Горковец В.В. отказано в продлении срока действия сертификата, поскольку заявление Николаева Б.А. подано после истечения срока действия сертификата.

По мнению административного истца, действия административного ответчика противоречат Постановлению Правитель РФ от 03.04.2020г. «О продлении действия разрешений и иных особенностей в отношении разрешительной деятельности в 2020г.» и Приказу Министерства транспорта РФ от 30.04.2020г. "О переносе сроков прохождения юридическими лицами, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями процедур подтверждения соответствия обязательным требованиям в отношении отдельных форм разрешительной деятельности в сфере транспорта в период с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ"

Статьей 20 Воздушного кодекса Российской Федерации определено, что авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения (статья 21 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 396, Росавиация организует и проводит в установленном порядке обязательную сертификацию пилотируемых гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до ДД.ММ.ГГ, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее (с выдачей сертификата типа).

Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).

Центральное МТУ Росавиации создано для осуществления возложенных на Федеральное агентство воздушного транспорта полномочий и выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций (Положение о Межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта <адрес>ов Федерального агентства воздушного транспорта, утвержденное Приказом Росавиации от ДД.ММ.ГГ N 374).

В соответствии с названным положением, Центральное МТУ Росавиации осуществляет по поручению Росавиации лицензионный контроль за соблюдением лицензиатами, осуществляющими деятельность по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов, лицензионных требований и условий (п.4.6); организацию приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (п.4.9); организацию и проведение инспекций гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов (п.4.16).

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГ утвержден «Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению инспекций гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов". В соответствии с пунктами 29-30 полномочиями по организации и проведению инспекции гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов наделены Росавиация и МТУ ВТ, которые в ходе предоставления государственной услуги могут привлекать центры сертификации, научные организации. Результатами предоставления данной государственной услуги является:

- выдача сертификата летной годности (удостоверение о годности к полетам) гражданского воздушного судна или сертификата летной годности (удостоверение о годности к полетам) единичного экземпляра воздушного судна авиации общего назначения;

- продление сертификата летной годности (производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности);

- отказ в выдаче сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) гражданского воздушного судна или сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) единичного экземпляра воздушного судна авиации общего назначения.

Таким образом, обращение административного истца с заявлением о продлении срока действия сертификата летной годности рассмотрено административным ответчиком в пределах своей компетенции.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" установлено, что в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации Министерство транспорта Российской Федерации вправе продлевать поэтапно на 90 дней до ДД.ММ.ГГ срок действия сертификатов летной годности экземпляров воздушных судов на основе документарной проверки и представляемых фото- и видеоматериалов.

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГ N 157 "О переносе сроков прохождения юридическими лицами, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями процедур подтверждения соответствия обязательным требованиям в отношении отдельных форм разрешительной деятельности в сфере транспорта в период с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ" предусмотрено, что сроки действия сертификатов летной годности экземпляров воздушных судов на основе документарной проверки и представляемых фото- и видеоматериалов продлеваются поэтапно на 90 дней до ДД.ММ.ГГ

Согласно п.15 Федеральных авиационных правил "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации", утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГ N 132, сертификат летной годности выдается (продлевается) на период действующих сроков службы (ресурсов) экземпляра ВС, но не более чем на два года. Продление сертификата летной годности производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности в соответствии с настоящими Правилами.

Во исполнение положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", Федеральных авиационных правил "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации", утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГ N 132, Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГ N 02/3853-2020-27 "О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Центральной МТУ Росавиации разработало "Памятку об особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Воздушным кодексом Российской Федерации. В соответствии положением с постановлением Правительства Российской Федерации N 440 от ДД.ММ.ГГ при проведении документарной проверки и представления фото- и видеоматериалов для продления сертификатов летной годности и ФАП-132".

Указанной памяткой предусмотрено, что продление (очередное подтверждение) сертификата летной годности производится на основании документарной проверки с предоставлением Заявителем необходимых документов и фото- и видеоматериалов (пункт д, приложения 12, Постановления Правительства Российской Федерации N 440 от ДД.ММ.ГГ). Рассмотрение документов на продление или очередное подтверждение сертификата летной годности экземпляра воздушного судна производится Центральным МТУ Росавиации в срок не более 5 рабочих дней. Заявка на проведение процедуры продления сертификата летной годности подается в Центральное МТУ Росавиации. Специалисты Центрального МТУ Росавиации в соответствии с пунктом 75 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации и проведению инспекций гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов, введенного в действие приказом Минтранса России N 175 от ДД.ММ.ГГ, рассматривают представленные документы и при соответствии экземпляра ВС установленным требованиям оформляется Решение Центрального МТУ Росавиации о продлении сертификата летной годности экземпляра ВС и в сертификат летной годности вносится запись о продлении сертификата. Сертификат продлевается на срок не более 90 календарных дней. При выявленных несоответствиях оформляется отказ в продлении сертификата летной годности.

Учитывая, что вышеизложенными нормативными актами не предусмотрена безусловная обязанность административного ответчика продлить срок действия сертификата летной годности при обращении с соответствующим заявлением, в том числе, после истечения срока его действия, суд приходит к выводу о законности действий и.о. заместителя начальника Центрального МТУ Росавиации Горковец В.В. об отказе в продлении сертификата летной годности гражданского воздушного судна .

Необходимо отметить, что приказом Федеральной авиационной службы России от ДД.ММ.ГГ N 345 "О введении в действие "Положения о порядке выдачи и продления сертификатов летной годности на экземпляр воздушного судна гражданской авиации" закреплено, что срок подачи заявки на продление срока действия сертификата летной годности - не позднее 15 календарных дней до окончания срока действия сертификата летной годности.

Таким образом, у суда отсутствуют предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации основания для удовлетворения исковых требований в данной части. Как следствие не подлежат удовлетворению требования административного истца об обязании Центрального МТУ Росавиации осуществить действия по продлению сертификата летной годности гражданского воздушного судна в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 30.04.2020г. "О переносе сроков прохождения юридическими лицами, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями процедур подтверждения соответствия обязательным требованиям в отношении отдельных форм разрешительной деятельности в сфере транспорта в период с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГг.".

На основании изложенного, руководствуясь ст.176-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Николаева Б. А. к Центральному МТУ Росавиации, и.о. заместителя начальника Центрального МТУ Росавиации Горковец В.В. о признании действий незаконными и обязании совершить действия – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.Н. Махмудова