ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-683/2023 от 17.11.2023 Верхотурского районного суда (Свердловская область)

Дело а-683/2023

66RS0023-01-2023-000835-75

Мотивированное решение

составлено 17.11.2023 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Верхотурье 02 ноября 2023 года

Верхотурский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Воложанина А.В., с участием: представителя административного истца помощника прокурора <адрес> Коробейникова К.Ю., представителя административного ответчика Администрации ГО Верхотурский Поздняковой Л.П., при секретаре судебного заседания Ширяеве И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхотурский о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по актуализации и приведению в соответствие с действующим законодательством документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с настоящим иском, указав, что прокуратурой района на основании информации начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия в границах территории исторического поселения федерального значения <адрес>.

Установлено, что в нарушение ст. 60 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст.ст. 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрацией городского округа Верхотурский документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории не актуализированы, в соответствие с Приказом не приведены.

По фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации ГО Верхотурский было внесено представление об устранении выявленных нарушений градостроительного законодательства, законодательства об охране объектов культурного наследия». ДД.ММ.ГГГГ исх. 5506 в прокуратуру района поступил ответ на представление, в котором Администрация ГО Верхотурский информирует о невозможности в сроки, установленные законодательством внесение сведений, содержащихся в приказе Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах исторического поселения федерального значения <адрес> (далее - Приказ) в документы территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа Верхотурский. Поскольку данные мероприятия требуют финансовых затрат, а бюджет ГО Верхотурский является высокодотационным, внесение изменений возможно реализовать во второй половине 2024-2025 гг.

Таким образом, требования прокурора, изложенные в представлении фактически не удовлетворены, каких-либо мер Администрацией ГО Верхотурский, направленных на устранение нарушений законодательства в данной части не принимается.

Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации городского округа Верхотурский, выразившиеся в непринятии мер по актуализации и приведению в соответствие с действующим законодательством документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории. Возложить на Администрацию городского округа Верхотурский обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ актуализировать и привести в соответствие с действующим законодательством документы территориального планирования, правил землепользования и застройки, документацию по планировке территории.

Прокурор в судебном заседании на иске настаивал.

Представитель административного ответчика, ссылается на невозможность реализации в установленный законом срок и, соответственно, в срок, заявленный прокурором по настоящему делу проведение заявленных мероприятий, ввиду высокой степени дотационности местного бюджета. Соответствующие мероприятия планируются во второй половине 2024-2025 годах, как то указано в ответе прокурору на представление.

Представитель заинтересованного лица – Минкультуры России в судебное заседание не явился, направив письменные пояснения, просив принять решение по делу в соответствии с действующим законодательством.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения <адрес>», утвержден предмет охраны, границы территории и требования к градостроительным регламентам в границах исторического поселения федерального значения <адрес>.

В соответствии с ч.1 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления муниципального округа, представительным органом местного самоуправления городского округа, если иное не установлено частью 10 статьи 28.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2.1 ст.25 ГрК РФ, в случае, если на территориях поселения, муниципального округа, городского округа находятся исторические поселения федерального значения, исторические поселения регионального значения, проект генерального плана подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с настоящим Кодексом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.5 ст.30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.

В соответствии с ч.8.1 ст.31 ГрК РФ, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Согласно п.5 с.2 ст.33 ГрК РФ, основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения.

Согласно ч.8 данной статьи, в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 2 настоящей статьи, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на установление зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия, утверждение границ территорий исторических поселений федерального значения, исторических поселений регионального значения, направляет главе местной администрации требование об отображении в правилах землепользования и застройки границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий исторических поселений федерального значения, территорий исторических поселений регионального значения, установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах таких зон, территорий.

В случае поступления требования, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, поступления от органа регистрации прав сведений об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, о границах территории объекта культурного наследия либо со дня выявления предусмотренных пунктами 3 - 5 части 2 настоящей статьи оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки глава местной администрации обязан обеспечить внесение изменений в правила землепользования и застройки путем их уточнения в соответствии с таким требованием. При этом утверждение изменений в правила землепользования и застройки в целях их уточнения в соответствии с требованием, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, не требуется (ч.9).

Срок уточнения правил землепользования и застройки в соответствии с частью 9 настоящей статьи в целях отображения границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий исторических поселений федерального значения, территорий исторических поселений регионального значения, установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах таких зон, территорий не может превышать шесть месяцев со дня поступления требования, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, поступления от органа регистрации прав сведений об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, о границах территории объекта культурного наследия либо со дня выявления предусмотренных пунктами 3 - 5 части 2 настоящей статьи оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки (ч.10).

Согласно ч.8.1 ст.45 ГрК РФ, порядок подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения устанавливается Правительством Российской Федерации (установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 887).

Аналогичное регулирование установлено ст.60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Согласно ст.60 Указанного закона, в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2).

Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и включает в себя: 1) проведение анализа состояния территории исторического поселения, проблем и направлений ее устойчивого развития с учетом обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения; 2) определение перечня мероприятий по устойчивому развитию территории исторического поселения; 3) разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения; 3.1) разработку применительно к территориальным зонам, которые расположены за границами территории исторического поселения и в границах которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, градостроительных регламентов, обеспечивающих сохранение таких точек (секторов); 4) обеспечение согласования в соответствии с настоящим Федеральным законом проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию городского округа поступило письмо Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которым орган местного самоуправления был уведомлен о регистрации Минюстом России приказа Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым необходимо реализовать мероприятия, предусмотренные п.5 ст.30, п.8 ст.33 ГрК РФ, в срок, установленный п.10 ст.33 ГрК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> внесено представление об устранении нарушения действующего законодательства, выразившееся в бездействии по подготовке проектов изменений в документы территориального планирования, правил землепользования и застройки,, документации по планировке территории, актуализированных в соответствии с приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ.

В ответе на данное представление администрация ГО Верхотурский признает факт бездействия, обосновывая его острым дефицитом бюджетных средств, наряду с высокой стоимостью проектных работ. Внесение изменений в документы градостроительного зонирования запланированы Администрацией городского округа Верхотурский на 2 половину 2024-2025 годы, финансирование запланировано на те же сроки.

Таким образом, административный ответчик фактически признает собственное бездействие в решении вопроса по актуализации и приведению в соответствие с действующим законодательством документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.

Не изменяет данного вывода издание Администрацией городского округа Верхотурский Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа Верхотурский». Суду не представлено доказательств его исполнения, а именно подготовки до ДД.ММ.ГГГГ технического задания на внесение изменений в правила землепользования и застройки и генеральный план городского округа. Постановление является формальным, сроки, установленные в нем нереальными, а мероприятия явно неполными ввиду того, что не предусматривают согласования проекта документа с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

С учетом изложенного иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Верхотурский, выразившиеся в непринятии мер по актуализации и приведению в соответствие с действующим законодательством документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.

Возложить на Администрацию городского округа Верхотурский обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по подготовке и актуализации документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документацию по планировке территории.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Верхотурский районный суд <адрес>.

Судья А.В. Воложанин

Копия верна судья А.В. Воложанин