Гр.дело №а-696/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2022 года
Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Омаровой З.К.,
с участием помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Кантуловой С.Х.,
представителя административного ответчика - администрации МР «» по доверенности ФИО1,
при секретаре Хамидовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР «» об обязании обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог в соответствии со стандартами их эксплуатации,
УСТАНОВИЛ:
Кизилюртовский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР «» об обязании обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог в соответствии со стандартами их эксплуатации, и просит его удовлетворить.
В обоснование ссылается на то, что прокуратурой с привлечением Госавтоинспекции МВД по в была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о безопасности дорожного движения при ремонте и содержании автомобильных дорог.
В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении местной администрацией и уполномоченным им органом обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, а также обеспечение безопасных условий дорожного движения.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес главы МР «» направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере содержания автомобильных дорог.
Из полученного ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что в течении 2-го квартала 2022 года запланирован рабочий выезд комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения по этим и другим вопросам, в ходе чего будет рассмотрена необходимость и возможность обустройства в соответствии со стандартами разметок, пешеходных переходов и ремонту автомобильных дорог на обозначенных участках, в то время как, в представлении был указан месяц со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
По настоящее время не устранены выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, в частности:
Отсутствуют дорожные разметки 1.1; 1.5 и изношены дорожные разметки 1.14.1 «Пешеходный переход», предусмотренные требованиями ГОСТ Р 50597-2017 и п. 6.2.2; ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2004; повреждены покрытия проезжей части (просадки, асфальтобетонное покрытие, продольная и поперечная ровность которого не соответствует требованиям, иные повреждения) затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и превышающие предельно допустимые размеры по ГОСТ Р 05597-2017; имеют превышающие значения, приведенные в ГОСТ Р 05597-2017, повреждения обочин по в , по проспекту Имама Шамиля в , по проспекту Комсомольское в в в в .
Изложенное подтверждается совместным актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного проезда ДПС ОГИБДД ОМВД России «Кизилюртовский» и Кизилюртовской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, и фотоснимками.
В соответствии с п. 5 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно статей 13 и 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 11 ст. 5 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Из ч. 1 ст. 17 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
В силу требований ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе путем осуществления деятельности по организации дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам и техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии со ст. 14 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 1 ст. 22 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами, и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ№-ст)» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Из п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 следует, что дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Согласно п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Категория лиц (водители транспортных средств, пассажиры и пешеходы), чьи интересы затрагивают настоящее административное исковое заявление непостоянна и персонально изменчива, поэтому данное административное исковое заявление подается в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Кантулова С.Х. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора и просила их удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель Администрации МР «» по доверенности ФИО1 исковые требования признал и пояснил, что после проверки ремонт дорог и приведение их в надлежащее состояние начат, указанные работы включены в программу.
Выслушав пояснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии со ст.ст. 39, 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Как следует из представленных в суд материалов Кизилюртовской межрайонной прокуратурой, по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес главы МР «» направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере содержания автомобильных дорог.
Из ответа на указанное представление от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что в течении 2-го квартала 2022 года запланирован рабочий выезд комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения по этим и другим вопросам, в ходе чего будет рассмотрена необходимость и возможность обустройства в соответствии со стандартами разметок, пешеходных переходов и ремонту автомобильных дорог на обозначенных участках.
Выявленные в области законодательства о безопасности дорожного движения, нарушения: Отсутствуют дорожные разметки 1.1; 1.5 и изношены дорожные разметки 1.14.1 «Пешеходный переход», предусмотренные требованиями ГОСТ Р 50597-2017 и п. 6.2.2; ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2004; повреждены покрытия проезжей части (просадки, асфальтобетонное покрытие, продольная и поперечная ровность которого не соответствует требованиям, иные повреждения) затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и превышающие предельно допустимые размеры по ГОСТ Р 05597-2017; имеют превышающие значения, приведенные в ГОСТ Р 05597-2017, повреждения обочин по в , по проспекту Имама Шамиля в , по проспекту Комсомольское в в в в , по настоящее время не устранены, что подтверждается совместным актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного проезда от ДД.ММ.ГГГГ, а также представленными фотоснимками.
В соответствии с п. 5 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно статей 13 и 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 11 ст. 5 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Из ч. 1 ст. 17 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
В силу требований ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе путем осуществления деятельности по организации дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам и техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии со ст. 14 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 1 ст. 22 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами, и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ№-ст)» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Из п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 следует, что дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Согласно п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б.
В опровержение доводов административного истца, а также в подтверждение законности своих действий административным ответчиком какие-либо допустимые доказательства не представлены.
Оценив изложенные обстоятельства в совокупности, суд считает, требования прокурора обоснованными и законными подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 39, 175-180, 218 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР «» об обязании обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог в соответствии со стандартами их эксплуатации удовлетворить полностью.
Признать бездействие администрации МР «», выразившееся в ненадлежащем содержании автомобильных дорог местного значения, незаконным.
Обязать администрацию МР «» устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, по в , по проспекту Имама Шамиля в , по проспекту Комсомольское в отсутствуют дорожные разметки 1.1; 1.5 и изношены дорожные разметки 1.14.1 «Пешеходный переход», предусмотренные требованиями ГОСТ Р 50597-2017 и п. 6.2.2; ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2004; повреждены покрытия проезжей части (просадки, асфальтобетонное покрытие, продольная и поперечная ровность которого не соответствует требованиям, иные повреждения) затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и превышающие предельно допустимые размеры по ГОСТ Р 05597-2017; имеют превышающие значения, приведенные в ГОСТ Р 05597-2017, повреждения обочин; по в в в повреждены покрытия проезжей части (просадки, асфальтобетонное покрытие, продольная и поперечная ровность которого не соответствует требованиям, иные повреждения) затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и превышающие предельно допустимые размеры по ГОСТ Р 05597-2017; имеют превышающие значения, приведенные в ГОСТ Р 05597-2017, повреждения обочин.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Кизилюртовский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий З.К. Омарова