ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7-21-1005/2021 от 14.12.2021 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Тарбинская С.В. Дело № А-7-21-1005/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калуга 14 декабря 2021 года

Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы администрации сельского поселения «Село Хотьково» Вавиловой О.А. на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 12 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении администрации сельского поселения «Село Хотьково»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области Чадалина А.С. от 28 июля 2021 года администрация сельского поселения «Село Хотьково» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям Кононыхиным И.С. от 12 августа 2021 года постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области от 28 июля 2021 года изменено путем снижения назначенного административного наказания до 200000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми постановлением и решением должностных лиц, Глава администрации сельского поселения «Село Хотьково» Вавилова О.А. обжаловала их в Калужский районный суд калужской области.

Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 12 октября 2021 года постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области от 28 июля 2021 года, решение заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям от 12 августа 2021 года оставлены без изменения, жалоба Главы администрации Вавиловой О.А. без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Калужский областной суд, Глава администрации сельского поселения «Село Хотьково» Вавилова О.А. просит постановление и решение должностных лиц, решение судьи отменить, как незаконные и необоснованные.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав представителя управления по доверенности Мохову С.А., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

Статьей 8 Федерального закона от 16 июня 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в том числе: обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

На основании статьи 1 указанного Закона воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения мелиоративных и иных мероприятий.

В силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.

Согласно изданному министерством сельского хозяйства Российской Федерации «Отраслевому классификатору сорных растений», разработанному Центральным институтом агрохимического обслуживания сельского хозяйства и ФГБУ «Россельхозцентр» пырей ползучий, крапива двудомная, купырь, вейник наземный, тысячелистник отнесены к сорным растениям.

Как видно из материалов дела и установлено судьей, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на объекте недвижимости от 23 апреля 2021 года муниципальное образование сельское поселение «Село Хотьково» является собственником земельного участка категории земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером площадью 3813816 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

18 июня 2021 года в 16 часов 00 минут в ходе проведения внеплановой выездной проверки, в отношении администрации сельского поселения «Село Хотьково» на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке сельскохозяйственного назначения по вышеуказанному адресу выявлено невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по охране и защите земель, выразившееся в непринятии администрацией сельского поселения «Село Хотьково» мер по защите сельскохозяйственных угодий от химического загрязнения почвы металлами, загрязнения отходами производства и потребления, рекультивации нарушенных земель, деградации, заболачивания почвы на площади 2150 кв. м (0,21 га) зарастания сорными растениями и деревьями на площади 3811666 кв. м (381,17 га).

В результате визуального осмотра земельного участка установлено, в южной части контура № 10 земельного участка на площади 2150 кв. м (0,21 га) расположено искусственное углубление, в котором складируется навозная жижа КРС смешанная с талыми водами. Остальные контуры земельного участка зарастают сорной растительностью (пырей ползучий, вейник наземный, крапива двудомная) высотой до 40 см и деревьями (сосна, береза, ива) высотой до 10 м. Установить глубину искусственного углубления не представляется возможным. Искусственное углубление представлено болотным водным комплексом. По берегу искусственного углубления на площади 9 кв. м складируются отходы производства и потребления (доски, полиэтиленовая тара, пластиковые изделия, рубероид).

В рамках проводимой проверки на контуре № 10 земельного участка, производился отбор проб почвы для проведения химико-токсикологического исследования.

Согласно протоколов испытаний от 16 июня 2021 года №21.9731 ТВ выявлено превышение содержания меди (подвижная форма) на 2,96 мг/кг, меди (валовое содержание) на 2 мг/кг; № 21.9730 ТВ превышение содержания меди (подвижная форма) на 32,14 мг/кг, меди (валовое содержание) на 696 мг/кг цинка (подвижная форма) на 60,98 мг/кг; № 21.9729 ТВ превышение содержания меди (подвижная форма) на 0.59 мг/кг; № 21.9728 ТВ превышение содержания меди (подвижная форма) на 26,47 мг/кг, меди (валовое содержание) на 195 мг/кг, цинка (подвижная форма) на 19,91 мг/кг, цинка (валовое содержание) на 5 мг/кг. Данные результаты лабораторных испытаний указывают на химическое загрязнение почвы металлами.

В результате химического загрязнения почвы металлами, загрязнения отходами производства и потребления, создания искусственного углубления, его заболачивания, происходит деградация почвы.

Также производился отбор проб почвы для проведения сравнительного агрохимического исследования на нарушенной части контура №10 земельного участка.

Согласно представленных протоколов испытаний от 17 июня 2021 года №№ 21.9765 ТВ, 21.9766 ТВ, 21.9767 ТВ (фоновый образец, отбор пробы производился с ненарушенной части контура № 10 земельного участка), почвы на нарушенной части горизонты АО (лесная подстилка) А1 (гумусовый горизонт) от 0 до 20 см, имеют слабощелочную реакцию почвы (по сравнению с фоновым образцом), содержание органического вещества снижено на 0.4-0.5% по сравнению с фоновым образцом, данные результаты испытаний, указывают о качественном ухудшении почвы в пахотном горизонте, в результате технологической деградации почвы.

Деградация почв и земель представляет собой совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

На нарушенной части земельного участка с кадастровым номером происходит деградация почвы, вследствие чего использование земельного участка по целевому назначению сельскохозяйственное производство, возможно только после проведения комплекса работ по рекультивации, направленных на воспроизводство плодородия земель.

Согласно данных Геопортала мониторинг использования земель сельскохозяйственного назначения Калужской области, земельный участок с кадастровым номером относится по экспликации: контур № 1 к сенокосам, контур № 2 к пастбищам, контур № 3 к сенокосам, контур № 4 к сенокосам, контур № 5 к сенокосам, контур № 6 к пастбищам, контур № 7 к пастбищам, контур № 8 к землям иного использования, контур № 9 к сенокосам, контур № 10 к сенокосам, контур № 11 к сенокосам, контур № 12 к сенокосам, контур № 13 к сенокосам, пашне.

Приведенные обстоятельства явились основанием привлечения администрации сельского поселения «Село Хотьково» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина администрации сельского поселения «Село Хотьково» подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 18 июня 2021 года; приказом об утверждении планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования на апрель-май 2021 года от 28 апреля 2021 года; плановым (рейдовым) заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования; актом планового (рейдового) осмотра, обследования объектов земельных отношений (земельных участков) от 28 апреля 2021 года; мотивированным представлением от 11 мая 2021 года; распоряжением органа государственного контроля(надзора) о проведении внеплановой выездной проверки органа местного самоуправления сельским поселением от 20 мая 2021 года; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23 апреля 2021 года; справкой о проведении мероприятий по контролю от 28 мая 2021 года; протоколами испытаний № 21.9865 ТВ, № 21.9866 ТВ, 21.9867 ТВ от 17 июня 2021 года; протоколами испытаний № 21.9731 ТВ № 21.9730 ТВ, № 21.9729 ТВ, № 21.9728 ТВ от 16 июня 2021 года; актом проверки органа государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица от 18 июня 2021 года с приложенной к нему фототаблицей; положением «Об администрации сельского поселения «Село Хотьково» и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Судья районного суда, рассматривая жалобу Главы администрации сельского поселения, обоснованно согласился с выводами должностных лиц о наличии в действиях администрации состава вмененного административного правонарушения.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние администрации сельского поселения правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Довод жалобы о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении 16 июня 2021 года земельный участок с кадастровым номером переведен в категорию земель запаса и не подлежал земельному надзору, является несостоятельным и не может служить основанием к отмене постановления и решения должностных лиц, решения судьи.

Как следует из акта планового (рейдового) осмотра, обследования объектов земельных отношений (земельных участков) от 28 апреля 2021 года в ходе проведения планового осмотра должностным лицом отдела земельного надзора управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям было установлено: в южной части земельного участка с кадастровым номером (вблизи животноводческого комплекса ООО АПФ «Хотьково») на площади 2150 кв. м (0,21 га) расположено искусственное углубление, в котором складируется навозная жижа КРС смешанная с талыми водами. Остальная часть земельного участка зарастает сорной растительностью (пырей ползучий, вейник наземный) и деревьями (сосна, береза, ива).

Таким образом, факты нарушения земельного законодательства установлены до изменения категории земельного участка, соответственно в период владения земельным участком, администрацией сельского поселения «Село Хотьково» обязательные мероприятия по улучшению, защите земельного участка и охране почв от ветровой, водной эрозии и мероприятия по предотвращению других процессов негативного воздействия, не проводились.

Других доводов, которые могли послужить основанием к отмене постановления, решения должностных лиц и решения судьи районного суда, в жалобе не содержится.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, они не опровергают наличие в деянии администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления, решения должностных лиц, решения судьи районного суда.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностными лицами и судьей районного суда допущены нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено администрации с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.

При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену принятого решения, допущено не было, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы судьи надлежащим образом мотивированы в решении и основаны на имеющихся в деле доказательствах.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 – 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 12 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении администрации сельского поселения «Село Хотьково» оставить без изменения, жалобу главы администрации сельского поселения «Село Хатьково» Вавиловой О.А.. - без удовлетворения.

Судья И.Н. Плаксина