ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7063/2021 от 08.12.2021 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу а-7063/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Сочи 08 декабря 2021 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

судьи Круглова Н.А.,

при секретаре судебного заседания Козловой К.В.,

с участием представителя административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Сочи о признании бездействия незаконным,

установил:

ФИО2 через представителя ФИО3 обратился в Центральный районный суд г.Сочи с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Сочи о признании бездействия незаконным, в котором просил суд признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи по выдаче ФИО2 разрешения на строительство жилого дома, состоящего из нескольких блоков (сблокированный жилой дом) расположенный по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, <адрес>, или отказа в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что ФИО2 10.07.2021г. через МФЦ обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, состоящего из нескольких блоков (сблокированный жилой дом), расположенный по адресу: г.Сочи, Хостинский район, <адрес> регистрационный номер обращения 23-1922. Согласно расписке о приеме документов срок предоставления ответа не позднее ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени ответчик не выдал разрешение на строительство, и не предоставил мотивированный отказ в выдаче разрешения на строительство. Данное бездействие административного ответчика затрагивает права истца на получение мотивированного ответа на его обращение, целью которого было получение разрешения на строительство жилого дома, состоящего из нескольких блоков (сблокированный жилой дом) расположенный по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, <адрес>. Жалоба в вышестоящий орган не подавалась.

В судебное заседание административный истец ФИО2 и его представитель не явились, о времени и месте рассмотрения административного дел извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.

Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что административному истцу направлен мотивированный ответ об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома, в связи с нарушением требований статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Считает требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав возражения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 51 ГрК РФ Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; 3) результаты инженерных изысканий; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; 8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; 9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению; 10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории.

ГрК РФ последовательно определен порядок выдачи разрешений на строительство, содержащий указание на органы, уполномоченные принимать подобные решения в отношении тех или иных объектов строительства, порядок и сроки принятия таких решений, исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия решения, не допускающий требования иных документов, и основания принятия решения о выдаче разрешения на строительство или об отказе в таковом.

В соответствии с положениями ч. 11 ст. 51 ГрК РФ Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 10.07.2021г. ФИО2 через филиал ГАУ КК «МФЦ КК» г.Сочи обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, состоящего из нескольких блоков (сблокированный жилой дом), расположенный по адресу: г.Сочи, Хостинский район, <адрес> регистрационный номер обращения 23-1922.

Согласно расписке о получении документов срок исполнения- ДД.ММ.ГГГГ, срок хранения документов в МФЦ – 23.09.2021г.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Сочи принято решение об отказе выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства «Жилого дома, состоящего из нескольких блоков (сблокированный жилой дом), расположенный по адресу: г.Сочи, Хостинский район, <адрес>» в связи с нарушением требований ст. 51 ГрК РФ.

Как установлено судом, мотивированный ответ по существу обращения от ДД.ММ.ГГГГ направлен заявителю ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым реестром.

Таким образом, у суда отсутствуют достаточные основания для удовлетворения административного иска ФИО2

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (без действий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (без действий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сочи в соответствии с нормами действующего законодательства, не нарушают права ФИО2, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218, 226, 227 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Сочи о признании бездействия незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Сочи.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Центрального

районного суда г. Сочи Н.А. Круглов