ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7082/16 от 17.08.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело а-7082/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2016 года ....

Центральный районный суд .... края в составе:

судьи: Мальцевой О.А.,

при секретаре: ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО5 к администрации .... о признании незаконным отказа в согласовании места проведения публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6 обратилось в суд с административным иском к администрации .... о признании незаконным отказа в согласовании места проведения публичного мероприятия. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом направлено уведомление в администрацию .... о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме шествия по алее .... до площади .... с 11-00 час. до 13-00 час.

Ответом председателя комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями при администрации .... от ДД.ММ.ГГГГФИО7» предложено изменить место проведения вышеуказанного публичного мероприятия со ссылкой на пп. 4,5 ч. 2 ст. 3-.... от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории ....», указано, что заявленное административным истцом место проведения шествия относится к местам, в которых запрещено его проведение, кроме того, по ходу заявленного маршрута уже согласовано проведение на тот же день и время ранее заявленных публичных мероприятий.

Административный истец с указанным ответом не согласен, полагает, что принятым решением нарушаются права членов партии, иных лиц, в связи с чем, просит признать незаконным и отменить решение администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца на требованиях настаивал, полагая, что предложение администрации .... об изменении места проведения публичного мероприятия является немотивированным, в ответе не указаны причины и основания по которым выбранный маршрут (....) является местом, где проведение шествия запрещено. Оспорил представленный административным ответчиком акт, указав на его недопустимость в виду составления после принятия оспариваемого решения, отсутствия ссылок на поверку измерительных приборов, наличие специальных познаний у лиц, осуществлявших измерение расстояний.

Кроме того, полагает, что право органа исполнительной власти на изменение времени и (или) места проведения публичного мероприятия ограничено законом, в связи с чем, соблюдая баланс публичных и частных интересов, административный ответчик был вправе изменить место проведения шествия только в пределах выбранного заявителем маршрута, а время его проведения - в пределах заявленной даты.

В судебном заседании административный ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что сам по себе .... не является местом, где проведение публичных мероприятий запрещено. Вместе с тем, на указанной улице расположены здания и территории, где проведение шествий ближе пятидесяти метров от них запрещено в силу пп. 4,5 ч. 2 ст. 3-.... от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории ....». К таковым относятся: управление Епархии Русской православной церкви (....,17), Детский сад (....), Управление ФСБ России по ....), Алтайский государственный медицинский университет (....) и многие другие.

Кроме того, по ходу заявленного маршрута шествия согласовано проведение на тот же день и время иных публичных мероприятий, заявленных ранее, а именно на пересечении .... с .... и на пересечении .... с .... – пикетирований ДД.ММ.ГГГГ с 10-00 до 18-00 час.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства ( далее -КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 48 Устава городского округа – .... края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, администрация .... является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, в связи с чем ее действия (бездействие) может быть оспорено заинтересованными лицами в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Гарантированное ст. 31 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно преамбуле Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 указанного закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям федерального закона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (п. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 12 ФЗ от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).

Аналогичные положения содержаться в Законе Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края».

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ председатель ФИО8ФИО2 обратился к главе администрации .... с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме шествия ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 13-00 час., указав место его проведения от пересечения проспекта Ленина (....) и .... от памятника ФИО3 по центральной алее .... до площади ....

ДД.ММ.ГГГГ комитет по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации .... направил ответ -ПМ на указанное уведомление, в котором предложил изменить место проведения публичного мероприятия и провести шествие ДД.ММ.ГГГГ с 11-00 до 13-00 час. по алее на ул. .... от пересечения с .... до пересечения с .... и обратно. Указано, что в силу пп. 4,5 ч. 2 ст. 3-1 Закона Алтайского края от 31.12.2004 № 76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» заявленное место проведения шествия относится к местам, в которых запрещено проведение публичных мероприятий. Кроме того, по ходу маршрута уже согласовано проведение на тот же день и время ранее заявленных публичных мероприятий.

Таким образом, администрацией .... не отказано ФИО9 в согласовании проведения публичного мероприятия, а предложено изменить место его проведения по вышеизложенным в ответе от ДД.ММ.ГГГГ основаниям.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02 апреля 2009 года № 484-О-П, использование в ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий, как «мотивированное предложение» и «согласование», свидетельствует о том, что орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Вместе с тем, оспариваемый заявителем ответ от ДД.ММ.ГГГГ не мотивирован, поскольку в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в нем не приведены достаточные и необходимые основания невозможности проведения публичного мероприятия по указанному в уведомлении маршруту.

Согласно пп. 4,5 ч. 2 ст. 3-1 Закона Алтайского края от 31.12.2004 № 76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» к местам, в которых запрещено проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся:

- территории, располагающиеся ближе пятидесяти метров от зданий и территорий, занимаемых территориальными органами и их подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- здания, помещения, сооружения детских, образовательных, культовых, медицинских организаций, детские площадки, иные места, предназначенные для массового пребывания несовершеннолетних, и территории, располагающиеся ближе пятидесяти метров от них.

В судебном заседании установлено, что заявленное АК РО РОДП «ЯБЛОКО» место проведения шествия – алея проспекта Ленина в .... не относится к территории, на которой проведение публичных мероприятий запрещено. Данных о таковом в материалах дела не содержится.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что изменение места проведения публичного мероприятия было предложено в связи с тем, что на .... расположен ряд зданий и территорий, где проведение шествий ближе пятидесяти метров от них запрещено, в доказательство чего представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ с указанием расстояний до аллеи .....

Вместе с тем, в оспариваемом ответе от ДД.ММ.ГГГГ сведений о расположении на в месте проведения шествия зданий и территорий, указанных в пп. 4,5 ч. 2 ст. 3-1 Закона Алтайского края от 31.12.2004 № 76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» не имеется, доводы о их наличии приведены только в ходе судебного разбирательства, что препятствовало заявителю своевременно проверить указанную информацию, изменить маршрут проведения шествия.

Принимая во внимание, что предложение администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ не содержит мотивов по которым место проведения шествия – .... отнесено к территории, где проведение публичных мероприятий запрещено суд приходит к выводу о его незаконности, в связи с чем, обязывает администрацию .... повторно рассмотреть уведомление ФИО10» о проведении публичного мероприятия.

Ссылка представителя административного ответчика на то, что по ходу заявленного ФИО11 маршрута шествия согласовано проведение на тот же день и время ранее заявленных публичных мероприятий при вышеизложенных обстоятельствах на выводы суда о незаконности оспариваемого ответа не влияет.

Таким образом, административный иск ФИО12» подлежит удовлетворению.

В силу ст. 219 КАС РФ судом проверен срок обращения в суд заявителя с административным иском.

Принимая во внимание, что ответ комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации .... составлен ДД.ММ.ГГГГ, а с заявлением в суд ФИО13» обратилось ДД.ММ.ГГГГ, срок обращения в суд с административным иском не пропущен.

В силу ч. 8 ст. 227 КАС РФ настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО14» – удовлетворить.

Признать незаконным предложение администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ об изменении места проведения публичного мероприятия в форме шествия по алее проспекта Ленина до площади Октября.

Возложить на администрацию .... обязанность повторно рассмотреть уведомление ФИО15» о проведении публичного мероприятия.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Мальцева