ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7094/1804Д от 04.12.2018 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-7094/18 04 декабря 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, ФИО3 к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконными отказа, обязании произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным иском к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в обоснование требований указав, что являются собственниками дома, расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились с заявлением в администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о согласовании схемы расположения земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в удовлетворении заявления было отказано, в связи с нахождением участка вне границ <адрес>, на землях лесного фонда.

С указанным утверждением административные истцы не согласны, так как оно не соответствует действительности.

Административные истцы указывают, что отказ администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> нарушает их права и законные интересы, так как у административных истцов отсутствует возможность поставить земельный участок на кадастровый учет, земельным участком административные истцы пользуются на законных основаниях, хотят оформить на него право собственности.

В связи с чем административные истцы просят суд:

- признать незаконным отказ администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес><адрес>;

- обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В настоящее судебное заседание административные истцы не явились, направили в суд своего представителя – адвоката ФИО7, который административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить, по мотивам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика административные исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению, по мотивам, изложенным в письменных возражениях на административный иск, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица – ЛГКУ «Ленобллес» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения по административному иску, в которых просил об отказе в удовлетворении административных исковых требований, представил заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица – Департамента лесного хозяйства по Северо-<адрес> в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв по административному иску, в котором просил об отказе в удовлетворении административных исковых требований, рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица – Комитет по природным ресурсам <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела.

При таких обстоятельствах, суд приступает к рассмотрению административного дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ.

Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Материалами административного дела установлено, что ФИО2 и ФИО3ДД.ММ.ГГГГ обратились в администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> с заявлением (<данные изъяты>), в котором указали, что им на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке мерою 9600 кв.м., в связи с чем направили на согласование схему расположения земельного участка, площадью 4400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, которую просили согласовать для постановки на кадастровый учет. В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов МО «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями, утвержденными решением Совета депутатов МО «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, земельный учаток площадью 4400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне с кодовым обозначением ТЖ-2 (зона малоэтажной застройки), в подзоне с кодовым обозначением ТЖ-2-1 (зона малоэтажной жилой застройки индивидуальными жилыми домами).

К заявлению административные истцы приложили: схему расположения земельного участка; дело с приложениями; доверенность.

Письмом исходящий номер <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 и ФИО3 первым заместителем главы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> сообщено, что в удовлетворении заявления отказано по следующим основаниям. Вопрос предварительного согласования предоставления земельного участка по указанному адресу был рассмотрен земельной комиссией администрации ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении земельного участка отказано в связи с отсутствием полномочий у администрации по распоряжению землей – участок находится на землях Гослесфонда, федеральная собственность. Основанием для повторного рассмотрения вопроса заявители указывают то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок находится в границах <адрес>, в составе территориальной зоны ТЖ-2 (зона малоэтажной застройки). По смыслу п.1 ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что, в свою очередь, является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, что, в свою очередь, является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. В соответствии с п.3 ст.84 ЗК РФ, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. В силу норм лесного законодательства, лесные участки находятся исключительно в федеральной собственности. Включение лесного участка (его части) в границы населенных пунктов и соответствующее изменение категории такого участка (части) не порочит ранее возникшего в силу федерального закона права собственности Российской Федерации. Таким образом, независимо от того обстоятельства, что испрашиваемый земельный участок находится в границах населенного пункта, у администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> отсутствуют полномочия по распоряжению этим земельным участком, так как он находится в федеральной собственности. Вновь выявленные обстоятельства для повторного рассмотрения вопроса отсутствуют.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 39.27. ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.

Частью 7 статьи 39.15 ЗК РФ определено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В силу части 8 статьи 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Частью 17 статьи 39.15 ЗК РФ определено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

На территории Всеволожского муниципального района <адрес> действует с ДД.ММ.ГГГГ административный регламент предоставления администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования», утвержденный Постановлением Главы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями, внесенными постановлением Главы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 4.1. административного регламента определено, что предоставление муниципальной услуги состоит из следующих административных процедур: 1) прием и регистрация специалистом Администрации, АМУ ЦМУ ВМР, МФЦ заявлений о предоставлении муниципальной услуги; 2) направление специалистом АМУ ЦМУ ВМР межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные этим органам организации в случае, если документы, предусмотренные п. 2.7 Административного регламента, не были представлены заявителем самостоятельно; 3) направление специалистом АМУ ЦМУ ВМР на согласование в орган исполнительной власти <адрес>, уполномоченный в области лесных отношений (далее - Комитет по природным ресурсам <адрес>), схемы расположения земельного участка (земельных участков) в случае, если схема расположения земельного участка подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; 4) рассмотрение пакета документов на заседании Земельной комиссии; 5) принятие решения об утверждении схемы или об отказе в утверждении схемы; 6) выдача заявителю результата предоставления муниципальной услуги.

Постановлением Главы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О земельной комиссии администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>», в соответствии с п.1 ст.3, которого за земельной комиссией закреплено, что на заседании комиссии рассматривается вопрос в сфере земельных правоотношений: предварительное согласование предоставления земельных участков.

Между тем, в нарушение пункта 4.1 административного регламента предоставления администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования» и пункта 1 статьи 3 Положения «О земельной комиссии администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>», при рассмотрении заявления ФИО2 и ФИО3 заседания межведомственной земельной комиссии не проводилось.

Данное обстоятельство указывает на нарушение администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> процедуры принятия решения по заявлению ФИО2 и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ

При этом суд не принимает во внимание довод представителя административного ответчика о том, что Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> «О порядке и сроках прохождения и согласования документов в рамках реализации полномочий в сфере земельных правоотношений» предусмотрено, что при отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования» заседания и решения земельной комиссии не требуется, предусмотрен ответ заявителю в виде письма за подписью должностного лица администрации МО «Всеволожского муниципального района» <адрес>.

Указанный стороной административного ответчика порядок в Распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ не содержится, при этом данное утверждение представителя административного ответчика входит в прямое противоречие с нормативно правовыми актами, принятыми администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, а именно с административным регламентом предоставления администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования» и Положением «О земельной комиссии администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>».

Таким образом, принимая во внимание, что вышеуказанное Положение о земельной комиссии администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> и административный регламент предоставления администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования» содержат в себе необходимый перечень действий и обязанностей сторон при рассмотрении вопроса об утверждение и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования. Однако администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> не выполнена возложенная на нее указанными нормативными правовыми актами обязанность в отношении порядка рассмотрения заявления ФИО2 и ФИО3, что с учетом положений подпункта "б" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, является основанием для признания незаконным оспариваемого решения – письма администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> исходящий номер К3597/1-024 от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В соответствии с положениями ст.178 КАС РФ, суд полагает нужным обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, рассмотреть на земельной комиссии заявление ФИО2, ФИО3 о согласовании схемы расположения земельного участка, площадью 4400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (регистрационный номер К3597/1.0-24 от ДД.ММ.ГГГГ).

При таком положении дела, административные исковые требования ФИО2, ФИО3 подлежат удовлетворению в полном объеме, по вышеизложенным судом основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-227, 150, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2, ФИО3 к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконными отказа, обязании произвести действия – удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ исходящий номер К3597/1.024.

Обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, рассмотреть на земельной комиссии заявление ФИО2, ФИО3 о согласовании схемы расположения земельного участка, площадью 4400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (регистрационный номер <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья: