Дело №а-7107/2016
11 июля 2016 года город Архангельск
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Саблиной Е. А.,
при секретаре судебных заседаний ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда дело по административному исковому заявлению
ФИО2 А.овича к
УФСИН России по Архангельской области,
об оспаривании решения У. Р. по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № исх-29/ТО/8-2465,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административном исковым заявлением к УФСИН России по Архангельской области об оспаривании решения УФСИН России по Архангельской области от 24.03.2016 № исх-29/ТО/8-2465.
В обоснование иска указывает, что отбывает наказание, назначенное по приговору суда в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области, имеет задолженность по исполнительным листам. Оспариваемым решением предписано производить удержания из денежных средств, поступающих на лицевые счета осужденных от сторонних лиц, соответственно с его лицевого счета будут производиться удержания денежных средств, в том числе поступивших от сторонних лиц, по исполнительным документам. Считает оспариваемое решение незаконным, поскольку на денежные средства должника на сумму не менее установленной величины прожиточного минимума не может быть обращено взыскание по исполнительным документам в силу указания ч. 1 ст. 446 ГПК РФ. Кроме того, он в силу ч. 1 ст. 123 УИК РФ имеет право ежемесячно тратить на приобретение продуктов питания денежные средства с лицевого счета в сумме 7 800 руб. Каким именно образом и с какого размера будет проводиться удержания, в решении не указано. Полагает, что денежные средства, полученные осужденным в качестве подарка, не являются экономической выгодой и с них не может производиться удержание по исполнительным документам. Оспариваемое решение нарушает его право на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости и ограничивает его право распоряжаться средствами, поступившими в качестве подарка.
ФИО2 о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом по месту отбытия наказания, не явился.
Представитель УФСИН России по Архангельской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве.
Определением суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 Постановления от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В судебном заседании установлено, что ФИО2 отбывает наказание, назначенное по приговору суда в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области. Является должником по исполнительным производствам, в бухгалтерии учреждения на исполнении имеются исполнительные документы: № от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФБ на сумму 1 870 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФБ на сумму 1 870 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФБ на сумму 2 618 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФБ на сумму 3740 руб. Удержания по исполнительным документам не производились.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальников учреждений УФСИН России про Архангельской области направлен документ исх-29/ТО/8-2465 поименованный «Об удержаниях с осужденных по исполнительным документам» за подписью начальника УФСИН России по Архангельской области ФИО4
Из содержания данного документа усматривается, что он издан в связи с многочисленными обращениями граждан, также запросами, поступающими из службы судебных приставов, по погашению осужденными задолженности по исполнительным документам.
В частности в данном документе приведены положения ст. 98, ч. 2 ст. 100, 101, Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 41 НК РФ, п. 3,4 «Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России», Утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 08.12.2006 № 356.
По результатам анализа указанных правовых норм сделан вывод о необходимости производить удержания по исполнительным документам из денежных средств, поступивших на лицевые счета осужденных почтовыми или телеграфными переводами, а также внесенных в кассу учреждения. Также содержится требование производить удержания по исполнительным документам с иных доводов, поступающих на лицевые счета осужденных, за исключением доходов, предусмотренных ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Предложено довести данную информацию до осужденных, о проделанной работе доложить в главную бухгалтерию УФСИН России по Архангельской области до 05.04.2016.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 Постановления от 10.02.2009 № 2 разъяснил, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
В соответствии с п. п. 5 п. 19 раздела 4 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518 (далее - Положение) следует, что начальник (управления) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, а также организует проверку их исполнения.
Инструкция по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы утверждена Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 10.08.2011 № 463 (далее - Инструкция).
В силу указания п. 35-41 Инструкции учреждение или орган УИС в соответствии с уставом, положением о нем в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения.
Приказы (распоряжения), издаваемые учреждениями и органами УИС, не могут носить нормативно-правовой характер.
Приказы (распоряжения) издаются по наиболее важным вопросам функционирования учреждений и органов УИС, регулирования различных направлений служебной деятельности, прохождения службы в УИС.
В учреждениях и органах УИС издаются приказы следующих видов:
по основной деятельности (приказы по направлениям деятельности структурных подразделений, об утверждении решений коллегии территориального органа ФСИН России, по организационно-штатным вопросам, организации и проведению стрельб и др.);
по личному составу (о назначении на должность, об отпуске, отзыве из отпуска, зачислении в распоряжение, командировании, увольнении, присвоении специальных званий, поощрениях, командировках, взысканиях и др.);
приказы по подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений;
приказы по осужденным (о назначении на должности, закреплении рабочих мест и др.).
Распоряжения издаются в целях оперативного управления и, как правило, имеют ограниченный срок действия и касаются конкретных лиц.
Оформление распорядительных и индивидуальных предписаний в виде писем и телеграмм не допускается.
Не допускается совмещение в одном документе приказов по основной деятельности и по личному составу.
Приказ (распоряжение) должен содержать достоверную и аргументированную информацию, соответствующую по форме и содержанию законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, состоять из лаконичных предложений-предписаний с прямым порядком слов, не допускать различных толкований.
В силу п. 61 Инструкции в учреждениях и органах УИС используются различные виды официальных документов информационно-справочного характера для обмена информацией в деятельности государственных учреждений, иных организаций и граждан.
Исходя из содержания п. 62, 63, 64 Инструкции в зависимости от способов передачи деловой информации: по каналам почтовой связи или посредством электрической связи - документы подразделяются на следующие виды: служебное письмо, телеграмма, электронное письмо (электронное сообщение), факсограмма.
Служебное письмо - документ информационно-справочного характера, направляемый органом власти, организацией, должностным лицом адресату (органу власти, организации или лицу) по фельдъегерской, почтовой связи.
Служебное письмо используется для оперативной связи между учреждениями и органами УИС и другими организациями, по своему содержанию может быть инициативным (запрос, разъяснение) либо в виде ответа.
Инструкция различает следующие виды служебных писем: ответы о выполнении поручений директора ФСИН России, первого заместителя (заместителей) директора ФСИН России, руководителя территориального органа ФСИН России; ответы на запросы других организаций и граждан; ответы на обращения граждан по вопросам, относящимся к компетенции учреждения и органа УИС; инициативные документы, в том числе информационные письма для учреждений, подведомственных территориальному органу ФСИН России; другие документы.
Кроме того из содержания п.49, 65 Инструкции усматривается, что приказы (распоряжения) учреждений и органов УИС, а также служебные письма имеют свои, свойственные только таким документам состав реквизитов, их расположение и оформление.
Исходя из содержания и оформления документа от 24.03.2016 за исх. № 29/ТО/8-2465 УФСИН России по Архангельской области, следует, что он является инициативным информационным письмом для начальников учреждений, подведомственных УФСИН России по Архангельской области, носит информационно-справочный характер, что не позволяет отнести его к таким распорядительным документам как приказ (распоряжение).
Оспариваемое служебное письмо, по своему содержанию и форме нельзя расценить как решение органа государственной власти, должностного лица.
Данное письмо, адресованное начальникам учреждений УФСИН России по Архангельской области, само по себе права и законные интересы административного истца не затрагивает. Действия по удержанию по исполнительным документам с лицевого счета осужденного денежных средств, в том числе полученных в виде подарков, могут быть предметом самостоятельного обжалования.
По изложенным основаниям, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Все иные доводы сторон правового значения для дела не имеют и судом не принимаются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 А.овича к УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России об оспаривании решения УФСИН России по Архангельской области от 24 марта 2016 года № исх-29/ТО/8-2465 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е. А. Саблина