ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-710/2021 от 19.08.2021 Дубненского городского суда (Московская область)

Дело а-710/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дубненский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лозовых О.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Администрации <адрес> о признании незаконным решения и возложении обязанности устранить нарушения прав

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Дубненский городской суд <адрес> с административным иском к Администрации г.о. <адрес>, в котором просила признать незаконным решение Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Р об отказе в предоставлении земельного участка с К, расположенного по адресу: <адрес>, ТИЗ «Коттедж», участок 19, государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов и обязать Администрацию г.о. <адрес> принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с К, расположенного по адресу: <адрес>, ТИЗ «Коттедж», участок 19, на новый срок без проведения торгов.

В обосновании заявленных требований истец ссылается на те обстоятельства, что ФИО1 является собственником незавершённого строительством сооружения - ограждения 11 шт., уел. 12-193, лит.1, с условным номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, приобретенного истцом у ФИО4 по договору купли-продажи незавершенного строительством сооружения-ограждения от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанный объект недвижимости размещён на земельном участке площадью 1020 кв.м., с К, расположенном по адресу; <адрес>, <адрес>, распорядителем которого является Администрация г.о. <адрес>. На момент заключения договора купли-продажи ФИО4 являлся арендатором вышеуказанного земельного участка на основании договора аренды земельного участка ВН для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого им с Администрацией г.о <адрес>. В соответствии с договором об уступке права аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, все права и обязанности предыдущего арендатора - ФИО4 по договору аренды земельного участка перешли к истцу ФИО1. За время владения земельным участком истцом ФИО1 были выполнены мероприятия по оформлению в Администрации г.о. Дубны разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома; получение ордера от ДД.ММ.ГГГГ на право производства земляных работ; на участок завезено 65 машин грунта (520 кубов); произведено выравнивание; проведено 80 м. кабеля <данные изъяты> от подстанции до границ участка; проведен газопровод (300 м.) от магистрали до границ соседнего участка; проложен участок канализации (110 м.) от границ участка до КНС; оплачены услуги подключения к линии электроснабжения и водопровода; построен участок забора с железо-бетонным основанием и металлическими столбами длинной 30 метров. Между тем, срок аренды земельного участка истек ДД.ММ.ГГГГ, срок действия разрешения на строительство закончился ДД.ММ.ГГГГ. До истечения указанных сроков ФИО1 не смогла закончить подсыпку и планировку земельного участка для начала на нем строительства индивидуального жилого дома ввиду постоянного проседания грунта, а впоследствии и непредвиденно возникших финансовых затруднений. Кроме того, истец полагала, что раз ни одна из сторон договора аренды земельного участка не заявила о расторжении договора и арендатор продолжил использование земельного участка без возражения со стороны арендодателя, то действие договора продолжилось на тех же условиях на неопределенный срок. Однако, в выдаче нового разрешения на строительство индивидуального жилого дома Администрацией г.о. <адрес> истцу ФИО1 было отказано по причине истечения срока договора аренды земельного участка. После отказа ФИО1 неоднократно (в феврале 2019 года, августе 2020 года, в феврале 2021 года) обращалась в Администрацию г.о. <адрес> с заявлениями о заключении (продлении) договора аренды земельного участка на новый срок. Принятые Администрацией решения по заявлениям истца содержат отказ в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» со ссылкой на: отсутствие законных оснований для продления/заключения договора аренды земельного участка на новый срок, т.к. не соблюдена совокупность условий, предусмотренных п.п. 3 и 4 ст. 39.6 ЗК РФ; отсутствие прав заявителя на объект капитального строительства, расположенный на арендуемом земельном участке. Решением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № РОО1-0 истцу было отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов». В данном решении указывалось на то, что Администрация намерена повторно в адрес истца направить соглашение о расторжении договора аренды в связи с окончанием срока его действия, которое рекомендуется подписать и направить в Росреестр для регистрации прекращения права аренды. Ранее никакого соглашения о расторжении договора аренды земельного участка ФИО1 не получала, ни в одном из ранее принятых решений на направление в адрес истца такого соглашения ссылки не имелось, поэтому указание на повторное направление, по мнению ФИО1, является бездоказательным. В связи с чем, административный истец была вынуждена обратиться с настоящим иском в суд.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ее интересы на основании доверенности представляла ФИО5, которая в судебном заседании заявленные ФИО1 административные исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснила, что со стороны ФИО1 исполнены все требования положений п. 2, 5 и 10 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства ФИО1 в Администрацию г.о. Дубны обратилась впервые, однако ей решением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано.

Представитель административного ответчика Администрации г.о. <адрес>ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на иск, согласно которым на основании договора аренды земельного участка ВН от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.о. Дубна, с одной стороны, и ФИО4 заключили договор аренды земельного участка с К, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>19 для строительства индивидуального жилого дома в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка. Договором определено, что земельный участок передан арендатору арендодателем сроком на три года. ДД.ММ.ГГГГ между арендатором и арендодателем заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка ВН от ДД.ММ.ГГГГ, по которому договор продлен сроком до ДД.ММ.ГГГГ для строительства индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО1 заключен договор уступки права аренды земельного участка ВН от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ФИО4 уступил ФИО1 права и обязанности по договору ВН от ДД.ММ.ГГГГ. По истечении срока действия вышеуказанного договора аренды ФИО1 продолжала пользоваться земельным участком, в связи с чем, на основании положений абз. 1 п. 2 ст. 610, п. 2 ст. 621 ГК РФ договор считался возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В 2020 г. ФИО1 обращалась в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с К в аренду без проведения торгов. Решением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги отказано, указанное решение ФИО1 не обжаловалось. Письмом от 29.04.2020г. в адрес ФИО1 было направлено на подписание соглашение о расторжении договора аренды земельного участка ВН, однако в добровольном порядке соглашение о расторжении договора не был подписано. Пользуясь правом на односторонний отказ от договора, Администрацией ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено уведомление об отказе от договора аренды земельного участка ВН от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных исковых требований. В 2021 ФИО1 повторно обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении услуги о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду без проведения торгов. В свою очередь Администрация, действуя в соответствии с требованиями Временного порядка, направила проект решения для согласования в Министерство имущественных отношений <адрес>. По результатам рассмотрения проекта решения Администрации Министерством имущественных отношений <адрес> согласован отказ в предоставлении государственной услуги (п. 86 Сводного заключения Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). На основании полученного Сводного заключения Администрация направила в адрес ФИО1 решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием оснований для заключения дополнительного соглашения к договору аренды В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

Изучив административное исковое заявление, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> (арендодатель) и ФИО4 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка ВН для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома, в соответствии с условиями которого арендодатель в соответствии с Распоряжением Главы города от ДД.ММ.ГГГГ №Р-1499 предоставляет арендатору земельный участок в аренду из состава земель поселений с К, общей площадью 1020 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Согласно п. 2.1 указанного договора, земельный участок передается в аренду сроком на три года с момента подписания распоряжения.

Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке <адрес> регистрационной палатой ДД.ММ.ГГГГ за регистрационным .1

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Главы города от ДД.ММ.ГГГГ №Р-590, между Администрацией <адрес> (арендодатель) и ФИО4 (арендатор) было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка ВН от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с условиям которого был продлен срок договора аренды от ДД.ММ.ГГГГВН до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное дополнительное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за .

ДД.ММ.ГГГГФИО4 было получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома, гаража, хозблока, расположенных по адресу: <адрес>. Срок разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО1 заключён договор купли-продажи незавершенного строительством сооружения – ограждения, в соответствии с условиями которого ФИО4 продал, а ФИО1 купила незавершенное строительством сооружение – ограждение, расположенное в <адрес>, <адрес>

Указанное незавершенное строительском сооружение – ограждение состоит из фундамента бетонного ленточного на металлических столбах /лит.1/ площадью 29.8 кв.м. (п. 2 договора).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 выдано свидетельство о государственной регистрации права серии НБN на объект: незавершенное строительском сооружение – ограждение, 11 шт., усл. 12-193, лит. 1.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО1 был заключен договор об уступке права аренды земельного участка, в соответствии с условиями которого ФИО4, с согласия Администрации <адрес> на переуступку права аренды земельного участка, уступил свои права арендатора ФИО1 по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГВН.

Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной регистрационной службой по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за .

ДД.ММ.ГГГГФИО1 был получен ордер на право производства земляных работ на территории <адрес>, а именно: строительство индивидуального жилого дома на участке в ТИЗ «Коттедж». Срок проведения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как указывала административный истец ФИО1, в феврале 2019 г., в августе 2020 г. и в феврале 2021 г. ею через портал государственных муниципальных услуг <адрес> подавались заявления о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов».

Решением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Р43059764, ФИО1 было отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов». Основанием к вынесению данного отказа указано: повторное заявление заявителя о предоставлении земельного участка под объектом незавершенного строительства в случае, если ранее однократно уже был заключен новый договор аренды этого земельного участка с целью завершения строительства.

Не согласившись с указанным решением Администрации г.о. <адрес>, ФИО1 обратилась с административным иском в суд.

Рассматривая исковые требования ФИО1, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся земельное законодательство и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 Кодекса.

В силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Частью 2 ст. 39.6 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов.

В соответствии с ч. 3 ст. 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов.

Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов (ч. 4 ст. 39.6 ЗК РФ).

Согласно п. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

В силу ч. 5 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:

1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Как было установлено судом, на основании решения Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Р, ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов».

В качестве основания для отказана указано: повторное заявление заявителя о предоставлении земельного участка под объектом незавершенного строительства в случае, если ранее однократно уже был заключен новый договор аренды этого земельного участка с целью завершения строительства.

Суд не может согласиться с указанным основанием для отказа ФИО1 в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в силу следующего.

На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 (а в дальнейшем ФИО1 на основании договора уступки права от ДД.ММ.ГГГГ) был предоставлен в аренду земельный участок на срок до ДД.ММ.ГГГГ для строительства индивидуального жилого дома и обслуживания его построек в соответствие с проектной документацией. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ указанный срок аренды был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что ФИО4, являясь первоначальным арендатором земельного участка, с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для завершения строительства не обращался; из положений дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что срок аренды земельного участка продлевается с целью завершения строительства; доказательств обращения ФИО1, как нового арендатора земельного участка, с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с целью завершения строительства, в материалы дела не представлено, следовательно, указанное Администрацией г.о. <адрес> в качестве основания к отказу ФИО1 в представлении земельного участка в аренду без торгов является незаконным.

При этом, в качестве разъяснения причин отказа в предоставлении государственной услуги указано, что срок договора аренды истек ДД.ММ.ГГГГ.

С указанным обстоятельствам суд согласится не может, при этом учитывает следующее.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 450 Гражданского кодекса РФ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором; в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Аналогичное правило закреплено во вступившей в действие с ДД.ММ.ГГГГ статье 450.1 Гражданского кодекса РФ.

Пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса РФ).

В таком случае согласно пункту 2 статьи 610 Гражданского кодекса РФ каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.

К продлению указанного срока не применяются общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 16 "О свободе договора и ее пределах" также разъяснено, что пункт 2 статьи 610 Гражданского кодекса РФ предусматривает право каждой из сторон договора аренды, заключенного на неопределенный срок, немотивированно отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону в названные в данной норме сроки. Эта норма хотя и не содержит явно выраженного запрета на установление иного соглашением сторон, но из существа законодательного регулирования договора аренды как договора о передаче имущества во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса РФ) следует, что стороны такого договора аренды не могут полностью исключить право на отказ от договора, так как в результате этого передача имущества во владение и пользование фактически утратила бы временный характер.

Как было установлено судом, договор аренды земельного участка ВН был заключён между Администрацией <адрес> (арендодатель) и ФИО4 (арендатор) ДД.ММ.ГГГГ на срок три года, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Главы города от ДД.ММ.ГГГГ №Р-590, между сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка ВН от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с условиями которого был продлен срок договора аренды от ДД.ММ.ГГГГВН до ДД.ММ.ГГГГ.

После истечения установленного договором аренды от ДД.ММ.ГГГГВН, в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, срока административный истец ФИО1, являющейся правопреемницей прав и обязанностей ФИО4 на основании договора уступки прав требования от ДД.ММ.ГГГГ, продолжала пользоваться земельным участком , расположенным в ТИЗ «Коттедж» <адрес>, со стороны Администрации г.о. Дубны как арендодателя земельного участка в адрес ФИО1 не поступили какие-либо возражения относительно аренды указанного земельного участка.

Таким образом, исходя из положений ст. 610 и 621 Гражданского кодекса РФ договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГВН считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и предоставленном в аренду для строительства, расположен объект незавершенного строительства, который арендатор правомерно возвел в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов, земельным законодательством предусмотрено право такого лица получить участок в аренду однократно для завершения строительства этого объекта.

Так, согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ или такой земельный участок предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ.

По смыслу названной нормы правом на получение в аренду для завершения строительства объекта наделено как лицо, право собственности которого на этот объект зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ, так и лицо, которому участок для строительства был предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ, независимо от регистрации права собственности на объект незавершенного строительства и момента такой регистрации. Кроме того, по правилам названной нормы Закона N 137-ФЗ для завершения строительства указанное лицо может заключить новый договор аренды, обратившись в уполномоченный орган в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ, но только на три года.

Как было установлено судом, ФИО1 на основании договора купли продажи незавершенного строительством сооружения от ДД.ММ.ГГГГ приобрела у ФИО4 незавершенное строительском сооружение – ограждение, состоящее из фундамента бетонного ленточного на металлических столбах /лит.1/ площадью 29.8 кв.м., и ДД.ММ.ГГГГФИО1 было выдано свидетельство о государственной регистрации права серии НБN на объект: незавершенное строительством сооружение – ограждение, 11 шт., усл. 12-193, лит. 1.

Административный истец ФИО1 до настоящего времени пользуется земельным участком, предоставленным ей в аренду, и реализует свое право на строительство объекта, что подтверждается представленным в материалы дела следующими документами:

– заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка в целях осуществления строительства объекта капитального строительства – жилой дом.

– уведомлением о планируемом строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. <адрес> была проведена проверка соблюдения земельного законодательства в отношении ФИО1, оформленного актом проверки .

В результате указанной проверки Администрацией г.о. <адрес> было выявлено в действиях ФИО1 наличие состава правонарушения, выразившегося в неиспользовании земельного участка с К, принадлежащего ей на праве аренды, что является нарушением требований ст. 42 ЗК РФ, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.

При этом, письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГа-10-4153/20, установлено отсутствие в действиях ФИО1 состава правонарушения, поскольку в срок, предусмотренный ст. 284 Гражданского кодекса РФ, не включаются период, необходимые для освоения участка, и периоды, когда участок не мог использоваться по назначению.

Также в данном письме указано, что в материалах проверки присутствует информация о том, что на проверяемом земельном участке ведутся подготовительные земляные работы, присутствует бетонный ленточный фундамент. Из объяснений проверяемого лица ФИО1, содержащихся в материалах проверки, было установлено, что собственником земельного участка оплачены услуги по подключению к линии электроснабжения и водопровода, установлен участок забора с железобетонным основанием.

Из письма председателя КУИ Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГИсх-1644 следует, что ФИО1 задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка ВН от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Анализируя вышеизложенное, и принимая во внимание, что ФИО1 в адрес Администрации г.о. <адрес> было подано заявление о заключении договора аренды земельного участка без торгов до истечения срока действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГВН, поскольку указанный договор в силу положения ст. 621 ГК РФ заключён между сторонами на неопределенный срок; доказательств наличия иных лиц, обладающих исключительным правом на приобретение земельного участка согласно пп. 2 п. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, Администрацией г.о. Дубны не представлено; договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГВН на момент вынесения Администрацией г.о. <адрес> решения от ДД.ММ.ГГГГ, между сторонами расторгнут не был; ФИО1 является собственником незавершённого строительством сооружения, расположенным на арендуемом земельном участке; продолжает пользоваться предоставленным ей в аренду земельным участком, в связи с чем, суд приходит к выводу, что Решение Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Р от отказе ФИО1 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов» является незаконным.

Довод стороны административного ответчика о том, что оснований для представления ФИО1 государственной услуги по предоставлению земельного участка в аренду без проведения торгов не имелось, поскольку Администрацией г.о. <адрес> в адрес административного истца ФИО1 было направлено уведомление о расторжении договора аренды, суд не может принять во внимание, поскольку указанное уведомление было вынесено административным ответчиком в ходе судебного разбирательства по денному делу, а именно ДД.ММ.ГГГГ, то есть после обращения административного истца в суд и после вынесения Администрацией решения от ДД.ММ.ГГГГ №Р

При этом, направленное ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца соглашение о расторжении договора аренды земельного участка также не может является основанием для отказа ФИО1 в предоставлении государственной услуги, поскольку для расторжения договора аренды, заключённому на неопределенный срок, в адрес арендатора, кем является ФИО1, направляется уведомление, чем указанное письмо от ДД.ММ.ГГГГ не является.

Рассматривая административные исковые требования ФИО1 о понуждении принять решение о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок без проведения торгов, суд принимает во внимание, следующее.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным данным федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

В силу пп. 10 п. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>» <адрес> или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти <адрес> осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Органы местного самоуправления городских округов <адрес> наделяются государственными полномочиями, в том числе по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа, в силу положений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 144/2016- 03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> в области земельных отношений» (п.2 ст. 2). При этом уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе издавать правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления (пп. 3, 4 п. 1 ст. 4).

В соответствии с пп. 2 п. 3 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1154/51 «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти <адрес> на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес> при реализации отдельных государственных полномочий», с ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношении <адрес> определено уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, предоставляющим согласие органам местного самоуправления городских округов <адрес> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа <адрес>, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной сети.

Порядок согласования проектов решений по распоряжению земельными участками и проектов договоров аренды земельных участков установлен распоряжением министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 13ВР-44 «Об утверждении временного порядка направления на согласование в министерство имущественных отношений <адрес> проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований <адрес>» (далее - Временный порядок).

Согласно Временному порядку при поступлении от граждан заявлений, в том числе о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 1 Временного порядка), уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования <адрес> обеспечивает: рассмотрение такого обращения с соблюдением сроков, установленных регламентами предоставления государственных услуг, утверждающими порядок рассмотрения таких обращений, и обеспечивает проверку наличия комплекта документов, установленного соответствующими Регламентами (п. 1.1 Временного порядка); подготовку проекта решения, проекта договора или отказывает в оказании услуги при наличии оснований (п. 1.4 Временного порядка). Проект с приложением документов орган местного самоуправления направляет в Минмособлимущество для рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> (п. 3 Временного порядка).

Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес>, на основании п. 4.2.3 Временного порядка, принимает одно из следующих решений: о согласовании проекта; об отказе в согласовании проекта с указанием причин отказа; о внесении проекта на рассмотрение Градостроительного совета <адрес> с соответствующим проектом решения.

Учитывая, что законодательством предусмотрена определенная процедура предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», суд считает требования ФИО1 о понуждении принять решение о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок без проведения торгов не подлежат удовлетворению.

Поскольку суд признал решение Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Р незаконным, и законодателем предусмотрена определенная процедура предоставления государственной услуги, в том числе, по предоставлению земельного участка в аренду без проведения торгов, суд считает необходимым обязать Администрацию г.о. <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов».

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Администрации г.о Дубны о признании незаконным решения и возложении обязанности устранить нарушение прав – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации <адрес> об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов».

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации <адрес> в части понуждения принять решение о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок без проведения торгов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: подпись

Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись