ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-721/2021 от 19.07.2021 Железноводского городского суда (Ставропольский край)

Дело а-721/2021

УИД 26RS0-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Железноводский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Никитюк А.Д.

при секретаре ФИО5

с участием:

административного истца ФИО1,

представителей административного ответчика – администрации города-курорта Железноводска – ФИО6, ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению

ФИО1, действующей также в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО2

к

администрации города-курорта Железноводска

о признании незаконным и отмене постановлений об исключении из списка молодых семей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»,

установил:

ФИО1, действующая также в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО2, обратилась в суд с исковым заявлением к администрации города-курорта Железноводска о признании незаконным и отмене постановлений об исключении из списка молодых семей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

В обоснование требований указала, что она имеет состав семьи из троих человек: она и двое несовершеннолетний детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Она обратилась в администрацию города-курорта Железноводска, представив все необходимые документы по вопросу включения ее семьи в список молодых семей – участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте <адрес>». На основании постановления администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ ее семья в составе трех человек признана нуждающейся в жилом помещении и внесена в общий список очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (с учетом граждан, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный постановлением администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма», под .казанное постановление администрации города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ получено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлению «О признании семьи, семьей имеющей достаточные доходы» от ДД.ММ.ГГГГ, указывается на основании заключения администрации города-курорта Железноводска о признании семьи, имеющей достаточные доходы позволяющие получить ипотечный кредит (заем), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ ее семья в составе трех человек признана семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит (заем), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, предоставляемой в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в <адрес>», государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры <адрес>», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте <адрес>» муниципальной программы города-курорта <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры в городе-курорте <адрес>».

В соответствии с постановлением администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением от 10 декабря семья ФИО1 составом 3 человека признана участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди участника мероприятия – 88.

В апреле 2021 года ФИО1 стало известно, что ее семья исключена из списка молодых семей – участников программы, в связи с отсутствием документа, подтверждающего признание молодой семьей нуждающейся в жилом помещении на день заключения договора жилищного кредита, постановлением администрации города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Полагая постановление администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ незаконным административный истец обратилась в суд и с учетом уточнений просила:

признать незаконным постановление администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ, в части исключения из Списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целей программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в <адрес>», государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорта <адрес>», муниципальной программы «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры в городе-курорте <адрес>» молодой семьи ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состав семьи 3 человека;

признать незаконным постановление администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из общего списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (с учетом граждан, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ5 года) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением администрации города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма», молодую семью ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состав семьи 3 человека;

обязать администрацию города-курорта Железноводска восстановить права молодой семьи ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состав семьи 3 человека, в списке молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подпункту 8 пункту 1 указанной статьи – вследствие действий должностных лиц этих органов.

Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что право на судебную защиты, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции РФ, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами.

Согласно ч.1 ст. 1 КАС РФ, настоящий кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении ВС РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организация, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В связи с категорией спора суд определил рассмотреть требования ФИО1 в порядке административного судопроизводства, о чем принято определение.

Административный истец в судебном заседании поддержал требования и просил их удовлетворить.

Представители административного ответчика – администрации города-курорта Железноводска ФИО6 и ФИО7 просили в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель третьего лица – Министерства строительства и архитектуры <адрес>, привлеченное к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился.

Представитель Отдела по социальным вопросам, опеке и попечительству администрации города-курорта Железноводска просила вынести решение с учетом интересов несовершеннолетних, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

На основании положений ст. 150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом.

Согласно возражениям административного ответчика - администрации города-курорта Железноводска согласно п.7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилищных помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиты (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

В соответствии с пп. «е» п.2 Правил социальные выплаты используются для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

Согласно пп. «з» п. 19 Правил для участия в мероприятии ведомственной целевой программы в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил молодая семья попадает в орган местного самоуправления по месту жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на день заключения договора жилищного кредита, указанного в подпункте «е» настоящего пункта.

Таким образом, законодатель четко закрепляет что на момент заключения кредитного договора молодая семья уже должна быть признана нуждающейся в жилом помещении.

В случае отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий молодые семьи края исключаются из списков молодых семей края (пп.3 п.16 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> списка молодых семей края – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по муниципальному образованию <адрес>», утвержденного приказом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с пп.3 п.16 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образования <адрес> списка молодых семей края – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по муниципальному образованию <адрес>, утвержденной приказом минстроя <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (действующий в период спорных отношений) молодые семьи края исключаются из списков молодых семей края в случае отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Согласно п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации города-курорта <адрес> (п.4) молодая семья ФИО1 состав семьи 3 человека: она, сын – ФИО3, дочь – ФИО2 признаны нуждающимися в жилом помещении и внесены в общий список очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма под . При этом истцом не представлен документ о признании ее нуждающейся в жилом помещении на дату заключения кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, что является обязательным условием для получения социальной выплаты для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения.

Постановление администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья ФИО1 исключена из списка молодых семей, в связи с отсутствием документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на день заключения договора жилищного кредита.

Постановлением администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья ФИО1 исключена из общего списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся.

Таким образом, по мнению административного ответчика – администрации города-курорта Железноводска, обжалуемые постановления приняты законно и обоснованно.

Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны и оценив представленные ими доказательства с позиции статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении").

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии со статьей 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с пунктом 6 части 1 и частью 2 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Условия предоставления социальных выплат молодым семьям закреплены в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства жилья) и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Из Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" следует, что мероприятия подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в 2011 - 2012 годах были направлены на реализацию комплексного подхода к развитию жилищного строительства и явились продолжением реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

В связи с высокой заинтересованностью субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации», подтвержденной их активным участием в конкурсном отборе для участия в ней, реализация мероприятий этой подпрограммы была продолжена в рамках соответствующей подпрограммы в 2015 - 2017 годах.

Лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве ее составной части - отдельная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» в случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, а также на 2015-2020 годы.

В соответствии пунктами 6, 7, 8 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом постановлением администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в жилом помещении молодая семья ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состав семьи 3 человека: она, сын – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь– ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Члены молодой семьи значатся зарегистрированными по месту жительства по адресу: <адрес>.

ФИО1 внесена в общий список очередности граждан, состоящий на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (с учетом граждан, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный постановлением администрации города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма», под номером 1038.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 администрацией города-курорта Железноводска направлено уведомление о признании семьи семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит (заем), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. В указанном уведомлении разъяснено право на обращение в отдел по жилищным вопросам администрации для подачи заявления и документов в целях признании ее семьи участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.

Воспользовавшись своим правом ФИО1 обратилась в администрацию с соответствующим заявлением.

Согласно Постановлению администрации города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, администрация рассмотрев в том числе, заявление ФИО1 за № В-1192 от ДД.ММ.ГГГГ постановила: с ДД.ММ.ГГГГ молодую семью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состав семьи 3 человека признать участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в <адрес>» государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте <адрес>» муниципальной программы города-курорта <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры в городе-курорте <адрес>».

Согласно «Списку молодых семей-участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей», утвержденном постановлением администрации города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановления администрации города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ под номером «88» в список включены: ФИО1 (мать), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 (сын), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 (дочь), ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на день заключения договора жилищного кредита, постановлено исключить из списка молодых семей – участников указанных целевых программ молодую семью ФИО1

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направлен ответ на обращение, в соответствии с которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке молодых семей она значилась под .

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 (Приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (далее - Правила), согласно пункту 2 которых социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив);

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;

д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

До внесения изменений в Правила, действовавшая до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 466 редакция подпункта "е" пункта 2 Правил предусматривала ограничение заключенных кредитных договоров и договоров займа периодом до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Строительная компания «Квартал» (застройщик) и ФИО1 (дольщик) заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.

Согласно условиям договора застройщик обязуется в предусмотренный договором срок с привлечением подрядных организаций построить многоквартирный жилой дом, по строительному адресу: <адрес> Д земельный участок с кадастровым номером 26:31:020333:515, именуемый в дальнейшем Объект и после получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию передать дольщику квартиру в указанном доме, описание которой содержится в пункте 1.2 договора, а дольщик обязуется уплатить застройщику установленный настоящим договором долевой взнос и принять квартиру по Акту приема-передачи после получения застройщиком разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию.

Согласно пункту 1.2 Договора оплата дольщиком Объекта в размере указанном в пункте 3.1 настоящего договора, является основанием для возникновения с момента государственной регистрации права собственности дольщика на жилое помещение – двухкомнатную квартиру, планируемой площадью 63,8 кв.м. условный , расположенную на первом этаже Объекта.

Согласно пункту 3.1 общий размер долевого взноса, подлежащего внесению дольщиком застройщиком составляет 2390000 рублей.

Согласно пункту 3.2 цена договора уплачивается дольщиком в следующем порядке:

- 313974 рублей – из собственных денежных средств на расчетный счет застройщика;

- 453026 рублей – дольщик уплачивает в течение трех-четырех месяцев со дня государственной регистрации настоящего договора до ДД.ММ.ГГГГ за счет Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серия МК-8 , выданного ДД.ММ.ГГГГ;

- 1623000 рублей дольщик за счет кредитных средств предоставляемых ему Пятигорским отделением (на правах управления) Ставропольского отделения ПАО «Сбербанк России», именуемый в дальнейшем кредитор, в соответствии с кредитным договором от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> между ПАО «Сбербанк России» и ФИО1 заключен кредитный договор на 204 месяца под 9,6 процентов годовых на сумму 1623000 рублей.

Цели использования заемщиком потребительского кредита – инвестирование строительства объекта недвижимости: двухкомнатную квартиру находящуюся по адресу: <адрес> Д. Договор - основание инвестирования строительства объекта недвижимого имущества – договор от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> Д, <адрес>, площадью 64,4 кв.м., кадастровый , дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем которого является ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вид права – собственность, номер и дата государственной регистрации права – 26:31:020333:727-26/018/2019-1, ДД.ММ.ГГГГ. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости – ипотека в силу закона. Лицо в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости – ПАО «Сбербанк России».

Соответственно, ФИО1 представила документы, подтверждающие факт того, что жилое помещение приобретено, в том числе, за счет кредитных денежных средств и заемные обязательства не исполнены.

Пунктом 42 названных Правил в случае использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк следующие документы: а) договор банковского счета; б) кредитный договор (договор займа); в) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретенное жилое помещение или документы на строительство - при незавершенном строительстве жилого дома; г) справка кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Согласно сведениям архива учетно-технической документации об объектах государственного учета и технической инвентаризации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по данным архива сведения о зарегистрированных правах за ФИО8 (Ананян, ФИО3) ФИО1 отсутствуют. Регистрация права собственности проводилась органами технической инвентаризации до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на территории <адрес>.

Целью подпрограммы согласно разделу 6 является обеспечение развития и закрепление положительных демографических тенденций в обществе, укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе. То обстоятельство, что жилое помещение с привлечением кредитных средств приобретено истцами до внесения изменений в Подпрограмму, после чего жилье молодой семьей может приобретаться до предоставления социальной выплаты, не может быть оценено таким образом, что молодые семьи, состоящие в списках участников Подпрограммы и приобретшие жилое помещение с привлечением кредитных средств до внесения соответствующих изменений в Подпрограмму, лишаются права на социальную выплату только по этому основанию. Такая дифференция в реализации жилищных прав не может быть признана основанной на целях и задачах Подпрограммы.

В силу п.7 Правил при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

Взаимосвязанные положения пунктов 9 и 22 (подпункт «г») Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусматривающие предоставление молодой семье права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты только один раз и устанавливающие в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, имеют целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Подпунктом «ж» п.19 Правил предусмотрено предоставление копии договора кредита (займа) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита - в случае использования социальной выплаты для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

Ссылка в возражениях административных ответчиков на подпункт «з» п. 19 Правил не опровергает доводы административного истца. Данный пункт устанавливает необходимость подачи в орган местного самоуправления, для получения социальной выплаты, справки о нуждаемости в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора, но не возлагает обязанность на гражданина получить указанную справку до заключения кредитного договора.

Таким образом, требования административных истцом подлежат удовлетворению, являются законными и обоснованными, возникли в результате, допущенного со стороны ответчиков нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь 226, 360 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1, действующей также в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО2, к администрации города-курорта Железноводска о признании незаконным и отмене постановлений об исключении из списка молодых семей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», - удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ, в части исключения из Списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целей программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в <адрес>», государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорта <адрес>», муниципальной программы «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры в городе-курорте <адрес>» молодой семьи ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состав семьи 3 человека;

Признать незаконным постановление администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из общего списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (с учетом граждан, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ5 года) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением администрации города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма», молодую семью ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состав семьи 3 человека;

Обязать администрацию города-курорта Железноводска восстановить права молодой семьи ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состав семьи 3 человека, в списке молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Железноводский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий,

судья А.Д. Никитюк