ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-727/19 от 05.05.2019 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело А-727/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 мая 2019 года г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре Е.С. Шлыковой, с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности от 20.12.2018г. (сроком на два года), заинтересованного лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, заместителю начальника отдела в Государственной инспекции труда ФИО3 об оспаривании действия по проведению внеплановой документарной проверки, признании незаконными и подлежащими отмене результатов проверки, предписания от 18.03.2019г. пред.,

установил:

ФКУ "ОСК ВВО" обратилось в Кировский районный суд г.Хабаровска с административным иском к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, заместителю начальника отдела в Государственной инспекции труда ФИО3 об оспаривании действия по проведению внеплановой документарной проверки, признании незаконными и подлежащими отмене результатов проверки, предписания от 18.03.2019г. пред. В обоснование административного иска указало, что на основании распоряжения от 12.02.2019г. -И проведена внеплановая документарная проверка ФКУ "ОСК ВВО". Результаты проведенной проверки оформлены актом проверки от 18.03.2019г. акт и предписанием от 18.03.2019г. пред об устранении выявленных нарушений. ФКУ "ОСК ВВО" не согласно с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, а также с выданным предписанием по следующим основаниям. В соответствии со ст.353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Данный порядок установлен постановлением Правительства РФ от ДАТА «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Проверка ФКУ «ОСК ВВО», проведенная в период с ДАТА по ДАТА на основании распоряжения от ДАТА-И была проведена с нарушением указанного Порядка. Следовательно, проведенная проверка и акт, составленный по ее результатам, являются незаконными. В соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Предписанием об устранении выявленных нарушений от ДАТА ФКУ «ОСК ВВО» предписано внести изменения в трудовой договор с ФИО2 путем заключения дополнительного соглашения, указав в нем: класс условий труда 3.2. в соответствии с картой СОУТ ; гарантии и компенсации за вредные условия труда в соответствии с картой СОУТ . Кроме того, ФКУ «ОСК ВВО» обязано обеспечить предоставить ФИО2 гарантии и компенсации за вредные условия труда в соответствии с картой СОУТ . Однако, исполнить указанное предписание должностного лица не представляется возможным. ФИО2 занимает должность командира отделения пожарной команды войсковой части 59313-39, что подтверждается приказом командира войсковой части от ДАТА, дополнительным соглашением к трудовому договору. В соответствии с требованиями Федерального закона от ДАТА № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на рабочем месте проведена специальная оценка условий труда, с присвоением подкласса условий труда - 3.1 (вредные условия труда 1 степени). На основании результатов специальной оценки условий труда между ФКУ «ОСК ВВО» и ФИО2 оформлено дополнительное соглашение от ДАТА, в которое включены соответствующие условия труда. Работник ознакомлен, как с картой оценки условий труда , так и с дополнительным соглашением, возражений не выразил. Относительно установления на рабочем месте ФИО2 класса условий труда 3.2. Действительно, в штат войсковой части 59313-39 введена в эксплуатацию специальная пожарная машина - (гусеничная пожарная машина на базе шасси танка Т-80, с бронированной кабиной), водителям которой с присвоен класс вредности 3.2. Фактически ФИО2 не является водителем данной специальной машины. Приказом командира войсковой части от ДАТА за ФИО2 закреплена автомобильная техника, при этом в обязанности должностного лица определены как сбережение закрепленной машины, контроль целевого назначения, обеспечение сохранности, обслуживания. Более того, приказом командира войсковой части 59313-39 от ДАТА утвержден перечень должностных лиц, ответственных за автомобильную и инженерную технику, в частности СПМ 575А, в который ФИО2 не включен. С учетом изложенного, на основании гл. 22 КАС РФ, ФКУ «ОСК ВВО», просили признать незаконным действие заместителя начальника отдела в государственной инспекции труда ФИО3 в части проведения внеплановой документарной проверки в отношении ФКУ «ОСК ВВО»; признать незаконными и отменить результаты проверки (акт проверки от ДАТАакт) проведенной государственным инспектором труда ФИО3; признать незаконным и отменить предписание от ДАТАпред.

Определением суда от 08.05.2019г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО2

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 настаивал на удовлетворении административного иска, ссылаясь на изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства.

Представитель административного ответчика, административный ответчик в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили. Их явка обязательной судом не признавалась.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным, рассмотреть административное дело в отсутствие административных ответчиков.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании возражал против административного иска, считая выводы Государственного инспектора по труду обоснованными и правильными, а действия ФКУ «ОСК ВВО» по неустановлению ему класса вредности незаконными.

Выслушав пояснения, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со ст.353 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым ч.1 ст.356 ТК РФ установлено, что в соответствии с возложенными задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

В ходе судебного разбирательства на основании пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлено, что 18.03.2019г. заместителем начальника отдела в государственной инспекции труда ФИО3 на основании распоряжения на проверку -И от 12.02.2019г. была проведена внеплановая, документарная проверка в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».

В ходе проверки заместителем начальника отдела в государственной инспекции труда ФИО3 установлено следующее: в соответствии с приказом о приеме от 02.11.201г. ФИО2 принят на должность водителя в войсковую часть 55487. В соответствии с приказом от 01.06.2016г. ФИО2 переведен на должность командира отделения пожарной команды войсковой части 59313 с окла<адрес> 000 руб., ежемесячной надбавкой за выслугу лет - 40 %, за работу в районах Крайнего Севера - 50 %, РК - 50 %. В соответствии с дополнительным соглашением от 18.07.2017г. к трудовому договору от 01.11.2011г., ФИО2 установлен класс условий труда 3.1. Вместе с этим, согласно приказа от 21.01.2018г. за пожарной командной закреплен автомобиль 575А СПМ (Приложение к приказу от ДАТА), за ФИО2 также закреплен автомобиль 575А СПМ (Приложение к приказу от ДАТА). Согласно карте специальной оценки условий труда водителя боевых специализированных машин (стр.022. Используемое оборудование СПМ-575А), на рабочем месте работника, осуществляющего деятельность на указанном виде транспорта установлен класс условий труда 3.2 (стр.30 карты СОУТ ). Согласно стр.40 указанной карты СОУТ на данном рабочем месте предусмотрены следующие гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда: повышенный размер оплаты труда в соответствии со ст.117 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии со ст.117 ТК РФ. Вместе с этим, дополнительное соглашение об условиях труда ФИО2 соответствующих классу 3.2, а также о предоставлении ему гарантий и компенсаций, предусмотренных по результатам СОУТ отсутствует. Как следует из обращения - выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Таким образом, работодателем нарушены требования ст.57 ТК РФ в части включения в трудовой договор работника условий труда на его рабочем месте, а также гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда, а также требования ФЗ от 3ДАТА № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в части не предоставления гарантий компенсаций за работу во вредных условиях труда по результатам проведенной СОУТ.

18.03.2019г. заместителем начальника отдела в государственной инспекции труда ФИО3 составлено предписание пред об устранении выявленных нарушений, адресованное ФКУ "ОСК ВВО" (Войсковая часть 59313), со сроком выполнения до 22.04.2019г. Указан перечень требований об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

1. В соответствии с требованиями ст.57 ТК РФ внести изменения в трудовой договор ФИО2 путем заключения дополнительного соглашения к нему. Указать в нем класс условий труда 3.2 в соответствии с картой СОУТ .

2. В соответствии с требованиями ст.57 ТК РФ внести изменения в трудовой договор ФИО2 путем заключения дополнительного соглашения к нему. Указать в нем гарантии и компенсации за вредные условия труда в соответствии с картой СОУТ .

3. Обеспечить предоставление ФИО2 гарантий и компенсаций за вредные условия труда в соответствии с картой СОУТ .

Как следует из сопроводительного письма, акт проверки и предписание направлены в адрес ФКУ «ОСК ВВО», 18.03.2019г., и получены 26.03.2019г., согласно входящего штампа учреждения. Административный иск направлен в суд по почте России - 05.04.2018г., и получен 08.04.2019г., согласно входящего штампа суда.

В соответствии с ч.1, 2 ст.46 Конституции Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, в том числе права на доступ к правосудию, могут быть обжалованы в суд.

Обжалование решений, действий (бездействия) государственного инспектора труда (за исключением принятых в рамках производства по делу об административном правонарушении) в суде производится по правилам главы 22 КАС РФ.

Статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что предписание государственного инспектора труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Рассматриваемый административный иск подан в суд в установленные сроки.

В силу ч. 8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ст.358 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.353 ТК РФ).

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 360 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с ч.10 ст.360 ТК РФ особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Согласно п.1 Указа Президента РФ от ДАТА "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с п.5 Указа Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДАТА учредителем ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" является Министерство обороны Российской Федерации. Основным видом деятельности ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" является деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности.

В соответствии с п.11 Постановления Правительства Российской Федерации от ДАТА "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, подлежат проверке с учетом следующих особенностей: в отношении их проводятся только выездные плановые и внеплановые проверки.

Учитывая то обстоятельство, что ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" подведомственно федеральному органу исполнительной власти в области обороны - Министерству обороны Российской Федерации, осуществляет деятельность, связанную с обеспечением военной безопасности, суд приходит к выводу, что в отношении административного истца ФКУ "ОСК ВВО" не может быть проведена внеплановая документарная проверка.

Тем самым проверку и вынесенные по ее итогам акт и предписание, нельзя признать законными. При установлении факта незаконности проведения документарной проверки в отношении административного истца, не имеют значения иные доводы административного иска.

Между тем, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с Конвенцией МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от ДАТА, ратифицированной Российской Федерацией ДАТА, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса России комиссиями по трудовым спорам или судами.

Эти положения закона во взаимосвязи со ст.382 Трудового кодекса России, которая относит к органам по рассмотрению индивидуальных трудовых споров только комиссии по трудовым спорам и суды, дают основания для вывода о том, что решение государственной инспекции труда по обращению работника, принятое в пределах компетенции инспекции, само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и свободы работника или создающее препятствия к их осуществлению, поскольку не лишает работника возможности самостоятельно обратиться в суд за разрешением соответствующего индивидуального трудового спора.

Оспариваемыми пунктами предписания на работодателя возложена обязанность в соответствии с требованиями ст.57 ТК РФ внести изменения в трудовой договор с ФИО2 путем заключения дополнительного соглашения к нему; указать в нём класс условий труда 3.2 в соответствии с картой СОУТ ; указать в нём гарантии и компенсации за вредные условия труда в соответствии с картой СОУТ ; обеспечить предоставление ФИО2 гарантии и компенсации за вредные условия труда в соответствии с картой СОУТ . Начисление и выплата компенсации за вредные условия труда и установление класса вредности является индивидуальным трудовым спором и подлежит доказыванию.

Таким образом, спор между работником и работодателем об оплате труда в силу ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом. Следовательно, оспариваемое предписание вынесено по вопросу, не относящемуся к компетенции государственного инспектора труда, в связи с чем является незаконным также по указанному основанию.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-182, 186, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный исковое заявление ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, заместителю начальника отдела в Государственной инспекции труда ФИО3 об оспаривании действия по проведению внеплановой документарной проверки, признании незаконными и подлежащими отмене результатов проверки, предписания от 18.03.2019г. пред. - удовлетворить.

Признать незаконными акт проверки от ДАТАг. акт, предписание от ДАТАг. пред. Государственной инспекции труда в Хабаровском крае в отношении ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа".

В день вступления в законную силу решения суда его копию направить с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку, в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае для сведения и исполнения.

Административному ответчику сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решения суда в окончательной форме вынесено 10.06.2019г.

Судья Т.В. Брязгунова