№а-730/2020
УИД 11RS0016-01-2020-001474-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 02 декабря 2020 года административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к Прокуратуре Республики Коми о признании представления незаконным,
установил:
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обратилась в суд с административным иском к Прокуратуре Сыктывдинского района Республики Коми о признании представления заместителя прокурора Сыктывдинского района от 21.09.2020 № незаконным в части выводов, сделанных по результатам проверки по обращению Коптеловой Л.И.. В обоснование требований указано, что Коптелова Л.И. обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> находящегося в собственности заявителя и земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. После рассмотрения её заявления было принято решение об отказе, поскольку образование земельного участка не устраняет изломанность границ. В результате проверки, проведенной Прокуратурой Сыктывдинского района по обращению Коптеловой Л.И., установлено, что администрацией района решение принято в отсутствие законных оснований, поскольку земельный участок изначально имел изломанные границы и перераспределяемая часть на изломанность границ не влияет. Не согласившись с выводами, изложенными в представлении, вынесенном в результате проверки, администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» просит признать его незаконным.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 02.11.2020 по административному делу произведена замена ненадлежащего административного ответчика Прокуратуры Сыктывдинского района Республики Коми на надлежащего административного ответчика - Прокуратуру Республики Коми.
Заместитель Прокурора Сыктывдинского района Республики Коми Нестеренко А.Г. привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика, Голомидов Е.Н. – в качестве заинтересованного лица.
Представитель административного истца администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Семина О.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что на основании постановления мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 05.11.2020 производство по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении первого заместителя руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Грищук А.Н. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Данное дело было возбуждено на основании постановления прокуратуры, в котором изложены доводы о незаконности вынесенного отказа в предоставлении Коптеловой Л.И. земельного участка.
Административный ответчик заместитель Прокурора Сыктывдинского района Республики Коми Нестеренко А.Г., действующий также в интересах административного ответчика Прокуратуры Республики Коми, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в возражениях, дополнительно пояснил, что оспариваемое представление было вынесено на законных основаниях. Коптелова Л.И. обратилась с заявлением о перераспределении земельного участка, в котором ей было отказано в связи с изломанностью границ и предложено устранить изломанность. При этом, обязанность по приведению участков в соответствие с требованиями законодательства возложена на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский». Изломанность земельного участка Коптеловой Л.И. имелась и до обращения с заявлением о перераспределении спорного участка и в случае удовлетворения данного заявления изломанность не увеличилась. Вынесение мировым судьей в отношении первого заместителя руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Грищук А.Н. постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием состава не свидетельствует о незаконности представления, так как предметом проверки являлись иные обстоятельства.
Заинтересованное лицо Коптелова Л.И. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что представление прокурора является законным и обоснованным. Дополнительно пояснила, что её участок изначально имел изломанные границы и удовлетворение ее заявления не увеличило бы их изломанность. Кроме того, спорный земельный участок, в отношении которого вынесено представление прокуратуры, используется ею на протяжении длительного периода времени как дорога.
Заинтересованное лицо Голомидов Е.Н. в судебном заседании разрешение спора оставил на усмотрение суда, указав, что он обратился в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о предоставлении ему соседнего с Коптелова Л.И. земельного участка, однако ему было отказано в утверждении схемы земельного участка в виду наличия между участками межполосицы. В связи с чем, он вынужден был обратиться с заявлением о перераспределении спорного земельного участка, так как после его присоединения к его участку устранялась межполосица. После чего он беспрепятственно зарегистрировал свое право на земельный участок.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Из материалов дела следует, что 22.07.2020 Коптелова Л.И. обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2703 кв. м, с видом разрешенного пользования «приусадебный участок личного подсобного хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Коптеловой Л.И., и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности площадью 204 кв. м.
К указанному заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, из которой следует, что существующий земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий Коптеловой Л.И., имеет изломанность границ, его обозначение содержит 22 характерные точки границ.
Решением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 06.08.2020 №Коптеловой Л.И. отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с представленной схемой, на основании п. 5 ст. 39.27, п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, поскольку формирование нового земельного участка путем перераспределения приводит к изломанности границ.
При этом в указанном письме администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» заявителю предложено устранить по возможности изломанность границ существующего земельного участка с кадастровым номером № согласно приложенной к письму схеме, из которой следует, что администрация района фактически соглашается с предложенным вариантом заявителя о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель находящихся в государственной или муниципальной собственности площадью 204 кв. м., дополнительно предложив распределить в собственность гражданина участок гражданина площадью 70 кв. м с другой стороны участка, что частично позволит устранить изломанность границ указанного земельного участка.
Не согласившись с вынесенным решением, Коптелова Л.И. обратилась в прокуратуру Сыктывдинского района с заявлением о проведении проверки.
На основании проведенной проверки прокурором 21.09.2020 представление, в котором указано на то, что администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» решение принято в отсутствие законных оснований, поскольку принадлежащий заявителю земельный участок изначально имел изломанные границы и перераспределяемая часть на изломанность границ не влияет. Помимо этого, перераспределение находящихся в муниципальной собственности и в собственности граждан и юридических лиц земельных участков является муниципальной услугой, предоставляемой в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и соответствующим Административным регламентом.
Поскольку помимо нарушения земельного законодательства, при рассмотрении заявления Коптеловой Л.И. должностными лицами администрации нарушены положения п. 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 12 Федерального закона №210-ФЗ, заместителем прокурора Сыктывдинского района вынесено оспариваемое представление.
Не согласившись с данным представлением в части в части выводов, сделанных по результатам проверки по обращению Коптеловой Л. И., администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обратилась в суд с рассматриваемым административным иском.
Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положениями ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 кодекса.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Вместе с тем, суд считает несостоятельным довод административного истца о том, что изломанность границ испрашиваемого Коптеловой Л.И. земельного участка, является нарушением требований земельного законодательства в части формирования спорного земельного участка.
Действительно, пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ определено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Анализ действующего земельного законодательства позволяет сделать вывод, что в случае, если формирование земельного участка в испрашиваемых границах не препятствует рациональному использованию данного земельного участка и смежных с ним участков, сама по себе изломанность границ такого участка не может являться основанием для признания его формирования незаконным.
Существующий земельный участок с кадастровым номером № имеет изломанность границ, а перераспределение земельного участка по заявлению Коптеловой Л.И. от 22.07.2020 не приводит к образованию вновь изломанности границ формируемого земельного участка, в связи с чем, отказ администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по основаниям, изложенным в решении, является незаконным.
Кроме того, земельным законодательством на заявителей, обратившихся за перераспределением земельного участка в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, не возложена обязанность по устранению изломанности уже существующего земельного участка.
Оспариваемое представление внесено в адрес административного истца в соответствии с полномочиями, закрепленными в п. 3 ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
На основании изложенного, суд приходит к выводу, о том, что оспариваемое административным истцом представление заместителя прокурора Сыктывдинского района от 21.09.2020 № в части выводов, сделанных по результатам проверки по обращению Коптеловой Л.И., является законным.
При этом ссылки администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на состоявшийся судебный акт по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении первого заместителя руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Грищук А.Н., не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в рассматриваемом случае указанное постановление при рассмотрении настоящего дела не является преюдициальным.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 227, 228, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к Прокуратуре Республики Коми о признании представления заместителя прокурора Сыктывдинского района от 21.09.2020 № незаконным в части выводов, сделанных по результатам проверки по обращению Коптеловой Л. И., отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 10.12.2020.
Судья Е.А. Долгих