ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-73/2021 от 15.07.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело а-73/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 15 июля 2021 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Квита П.А.,

с участием прокурора Алескерова Д.А.,

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика, заинтересованного лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 к Ялтинскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части решения 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 19 июля 2019 года № 16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», возложении обязанности совершить определённые действия,

с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета Республики Крым,

установил:

решением 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 19 июля 2019 года № 16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила землепользования и застройки).

Индивидуальный предприниматель ФИО3, посредством своего представителя ФИО1, обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, в котором просит признать не действующим решение 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым № 3 от 03 декабря 2018 года «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части установления на карте функциональных зон (приложение № 4 к решению) в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 27940 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в части земельного участка, площадью 1300 кв.м., с условным номером , расположенного под нежилыми зданиями, принадлежащими на праве собственности ФИО3, по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами и участка, необходимого для их обслуживания, функциональной зоны «зона транспортной инфраструктуры» с момента вступления решения суда в законную силу, как не соответствующее статье 24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, имеющей большую юридическую силу, чем оспариваемый нормативный правовой акт; признать не действующим решение 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым № 16 от 19 июля 2019 года «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части установления на карте территориальных зон (приложение № 3 к решению) в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 27940 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в части земельного участка, площадью 1300 кв.м., с условным номером , расположенного под нежилыми зданиями, принадлежащими на праве собственности ФИО3, по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами и участка, необходимого для их обслуживания, территориальной зоны «зона транспортной инфраструктуры» с момента вступления решения суда в законную силу, как не соответствующее нормам статей 31, 32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, чем оспариваемый нормативный правовой акт.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 6 апреля 2021 года в отдельное производство выделено требование административного иска о признании не действующим решения 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым № 16 от 19 июля 2019 года «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части установления на карте территориальных зон (приложение № 3 к решению) в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 27 940 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в части земельного участка, площадью 1 300 кв.м., с условным номером , расположенного под нежилыми зданиями, принадлежащими на праве собственности ФИО3, по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами и участка, необходимого для их обслуживания, территориальной зоны «зона транспортной инфраструктуры» с момента вступления решения суда в законную силу, как не соответствующее нормам статей 31, 32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, чем оспариваемый нормативный правовой акт, с присвоением отдельного номера административного производства № 2а-73/2021.

Заявлением от 14 июля 2021 года требования административного искового заявления уточнены, административный истец просил также обязать Ялтинский городской совет Республики Крым принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий градостроительное зонирование в отношении территории в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 27940 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в части земельного участка, площадью 1300 кв.м., с условным номером , расположенного под нежилыми зданиями, принадлежащими на праве собственности ФИО3, по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами , в котором устранить допущенные нарушения законодательства в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование заявленных требований административный истец, с учётом уточнения, поступившего 14 июля 2021 года, указывает, что ФИО3 является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: <адрес> Нежилые здания находятся в границах учётного контура № 1, входящего в состав многоконтурного земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии с приложением № 4 «Карта функциональных зон городского округа» к решению Ялтинского городского совета Республики Крым № 3 от 3 декабря 2018 года «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 27940 кв.м, установлена функциональная зона «Зона транспортной инфраструктуры». Согласно условных обозначений к Карте территориальных зон Правил землепользования и застройки, утверждённых решением Ялтинского городского совета Республики Крым № 16 от 19 июля 2019 года «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», земельный участок с кадастровым номером , площадью 27940 кв.м, отнесён к территориальной зоне «Зона транспортной инфраструктуры», ТЗ-14-59.

С момента проведения публичных слушаний до утверждения генерального плана муниципального образования городской округ Ялта прошло более двух лет, за этот период разработчиком неоднократно вносились изменения, корректировки, которые не были предметом обсуждения на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. По мнению административного истца, нарушена процедура принятия генерального плана и оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормам градостроительного законодательства Российской Федерации. При этом позднее утверждены Правила землепользования и застройки без учёта сложившейся планировки территории и существующего землепользования, с нарушением процедуры, установленной градостроительным законодательством Российской Федерации. Оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушены права административного истца, поскольку препятствуют в оформлении права аренды на земельный участок под принадлежащими ему на праве собственности зданиями без проведения торгов на основании статей 39.6, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и на возможно необходимую реконструкцию строений либо иных действий, осуществление которых требует соблюдения градостроительных регламентов. Также указывает об отсутствии у административного ответчика какого-либо обоснования для установления в границах земельного участка с кадастровым номером соответствующих функциональной и территориальной зон.

Определениями Верховного Суда Республики Крым от 24 марта 2021 года, 26 апреля 2021 года, 18 июня 2021 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Администрация города Ялта Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, глава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председатель Ялтинского городского совета Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании доводы уточнённого административного искового заявления поддержала и просила удовлетворить заявленные требования в полном объёме с учётом письменных пояснений, представленных в материалы дела.

Представитель административного ответчика Ялтинского городского совета Республики Крым и заинтересованного лица главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета Республики Крым ФИО2 с доводами административного искового заявления не согласился, просил отказать в удовлетворении требований административного искового заявления в полном объёме, так как оспариваемый акт принят с соблюдением процедуры его принятия, в пределах полномочий, с соблюдением требований нормативных правовых актов, имеющих высшую юридическую силу. Свою правовую позицию изложил в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Представители заинтересованных лиц Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.

Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, участвующего в деле, Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 19 марта 2021 года. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пункте 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Согласно пункту 11 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» статусом городского округа наделено муниципальное образование город Ялта - городской округ Ялта.

Частью 12 названной статьи установлен перечень населённых пунктов, входящих в состав городского округа Ялта: город Ялта; город Алупка; посёлок городского типа Гаспра; посёлок городского типа Гурзуф; посёлок городского типа Краснокаменка; посёлок Даниловка; посёлок Линейное; посёлок Партизанское; посёлок городского типа Кореиз; посёлок городского типа Ливадия; посёлок городского типа Виноградное; посёлок городского типа Курпаты; посёлок городского типа Ореанда; посёлок Высокогорное; посёлок Горное; посёлок Куйбышево; посёлок Охотничье; посёлок городского типа Массандра; посёлок городского типа Отрадное; посёлок городского типа Восход; посёлок городского типа Никита; посёлок городского типа Советское; посёлок городского типа Симеиз; посёлок городского типа Береговое; посёлок городского типа Голубой Залив; посёлок городского типа Кацивели; посёлок городского типа Парковое; посёлок городского типа Понизовка; село Оползневое; посёлок городского типа Форос; посёлок городского типа Санаторное; посёлок Олива.

22 сентября 2017 года Ялтинским городским советом Республики Крым 1 созыва 51 сессии принят Устав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции (далее – Устав) (т.1 л.д. 148-240).

Согласно части 1 статьи 28 Устава Ялтинский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 29 Устава к полномочиям Ялтинского городского совета относится утверждение генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 67 Устава муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции Республики Крым и иным нормативным правовым актам Республики Крым.

В соответствии с частью 1 статьи 70 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если соответствующим муниципальным нормативным правовым актом не установлен более поздний срок вступления его в силу.

Официальным опубликованием (обнародованием) считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в муниципальной газете «Ялтинские вести», являющейся официальным источником опубликования, или на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) (часть 2 статьи 70 Устава).

Порядок созыва и проведения сессий Ялтинского городского совета Республики Крым, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Ялтинского городского совета Республики Крым проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Ялтинского городского совета Республики Крым, порядок формирования и полномочия постоянных комитетов, иных органов Ялтинского городского совета Республики Крым, права и обязанности депутатов Ялтинского городского совета Республики Крым, порядок и формы организации депутатского контроля, порядок взаимодействия Ялтинского городского совета Республики Крым с Администрацией города Ялта Республики Крым, муниципальными предприятиями и учреждениями, иные вопросы организации работы Ялтинского городского совета Республики Крым, связанные с осуществлением Ялтинским городским советом Республики Крым и депутатами своих полномочий, устанавливает Регламент Ялтинского городского совета Республики Крым в новой редакции, утверждённый решением 71 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31 августа 2018г. № 1 (т. 2 л.д. 33-56).

Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Между тем, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, который включает в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьёй 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5).

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении (часть 6).

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7).

Данные, подлежащие указанию в приведённом в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, приведены в части 8 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (часть 9).

По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10).

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11).

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12).

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырёх месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13).

Процедура и этапы проведения публичных слушаний регламентированы частью 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 23 названной статьи заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Порядок организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым определяется соответствующим Положением, утверждённым решением 68 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 21 июня 2018 г. № 9 (далее Положение № 9, в редакции на дату принятия оспариваемого решения) (т. 1 л.д. 241-249).

Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Положения обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях подлежат: проект правил землепользования и застройки на территории городского округа, проекты о внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории городского округа (далее – проект правил землепользования и застройки, проекты о внесении изменений в правила землепользования и застройки).

Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний регламентирован разделом 3 Положения.

Общественные обсуждения или публичные слушания назначаются Главой муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателем Ялтинского городского совета (далее - председатель Ялтинского городского совета) путём издания соответствующего постановления (пункт 3.2 Положения).

Согласно пунктам 5.1, 5.6 Положения, в целях доведения до населения информации о содержании предмета общественных обсуждений или публичных слушаний в течение всего периода размещения в соответствии с подпунктом 2 пункта 3.4 и подпунктом 2 пункта 3.5 настоящего Положения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта.

На экспозиции проекта должны быть представлены: 1) постановление о назначении общественных обсуждений или публичных слушаний; 2) оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; 3) проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Участники общественных обсуждений или публичных слушаний вправе направлять предложения и замечания в адрес Организатора по проекту, рассматриваемому на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, для включения их в протокол общественных обсуждений или публичных слушаний в сроки, указанные в оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 8.1 Положения).

Согласно пункту 11.1 Положения № 9 документами общественных обсуждений или публичных слушаний являются итоговые документы общественных обсуждений или публичных слушаний и документы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний. Итоговыми документами общественных обсуждений или публичных слушаний являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, оформленные Организатором.

Результаты общественных обсуждений и (или) публичных слушаний учитываются при принятии градостроительных документов, указанных в разделе 2 Положения № 9 (пункт 1.9).

Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в муниципальной газете «Ялтинские вести» и размещению на официальном сайте в срок не позднее 10 дней со дня принятия решения об утверждении проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (пункт 11.9 Положения № 9).

Таким образом, порядок организации проведения общественных обсуждений или публичных слушаний предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения их участников, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты общественных обсуждений или публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.

Во исполнение требований законодательства до принятия Ялтинским городским советом Республики Крым оспариваемого в части нормативного правового акта были осуществлены следующие процедуры.

Судом установлено, что постановлением Администрации города Ялта от 3 августа 2015 г. №1437-п «О создании постоянно действующей комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» постановлено создать постоянно действующую комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и утвердить ее состав согласно приложению № 1, утвердить Положение о постоянно действующей комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялты Республики Крым (приложение № 2). В указанное постановление были внесены изменения.

Постановлением от 23 октября 2017 г. №3805–п временно исполняющей полномочия главы администрации города Ялта ФИО4 «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», постановлено осуществить подготовку проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», создать Комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и утвердить её состав согласно приложению № 1, утвердить Положение о Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялты Республики Крым (приложение № 2). Порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (приложение № 3).

Из материалов дела следует, что постановлением главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета от 10 декабря 2018 г. № 29 «О назначении общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее Постановление № 29) назначены соответствующие общественные обсуждения, определён порядок их проведения; создана временная комиссия по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждено Положение о временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, определён срок для приёма предложений и замечаний от участников общественных обсуждений (т.2 л.д. 216-221).

Постановление № 29 было опубликовано в газете «Ялтинские вести» (выпуск № 48-49 (163-164) 15 декабря 2018 г. и на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru/ru/index) 14 декабря 2018 г.

Общественные обсуждения состоялись в период с 15 декабря 2018 г. по 24 февраля 2019 г., по результатам которых Временной комиссией 22 февраля 2019 г. подготовлено заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, опубликованное 24 февраля 2019 г. в спецвыпуске № 3 газеты «Ялтинские вести» и на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru/ru/index) 26 февраля 2019 г.

21 февраля 2019 г. состоялось заседание временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на котором принято решение: считать общественные обсуждения по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым проведёнными, направить проект Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым для направления на рассмотрение в Архитектурно-градостроительный совет Республики Крым.

Из протокола заседания XXI Архитектурно – градостроительного совета Республики Крым от 18 июля 2019 г. следует, что проект Правил землепользования и застройки рекомендован к утверждению Ялтинским городским советом Республики Крым, Министерству строительства и архитектуры Республики Крым поручено направить в адрес администрации городского округа Ялты Республики Крым согласованную редакцию проекта Правил землепользования и застройки городского округа Ялта Республики Крым для утверждения на заседании Ялтинского городского совета Республики Крым.

18 июля 2019 г. состоялось заседание временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на котором принято решение о направлении проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, протокола заседания временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 21 февраля 2019 г. № 4.

19 июля 2019 г. Министерством строительства и архитектуры Республики Крым направлена в адрес главы администрации городского округа Ялты Республики Крым согласованная редакция проекта Правил землепользования и застройки городского округа Ялта Республики Крым.

Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым №1579-п 19 июля 2019 г. согласован и направлен проект Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в Ялтинский городской совет Республики Крым для принятия решения об утверждении или отклонении проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, направлен протокол общественных обсуждений (протокол заседания временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 21февраля 2019 г. №4), заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 22 февраля 2019 г.

На заседании 85 внеочередной сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва, состоявшейся 19 июля 2019 г., было принято решение № 16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в соответствии с пунктом 1 которого, утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в составе: 1.1 Порядка применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений. Том 1. Текстовая часть. (Приложение №1); 1.2 Градостроительные регламенты. Том 2. Текстовая часть (Приложение № 2); 1.3 Карта территориальных зон (Приложение № 3); 1.4 Карта зон с особыми условиями использования территории (Приложение № 4) (т. 2 л.д. 93-177, 196-204).

Указанное решение было опубликовано в газете «Ялтинские вести» (выпуск № 36-37 (214-215) от 27 июля 2019 г. и на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru/ru/index) 26 июля 2019 г. (т. 2 л.д. 178-195,215).

Административным истцом не оспариваются полномочия Ялтинского городского совета Республики Крым, форма и вид оспариваемого в части нормативного правового акта, введение его в действие и опубликование.

Суд, проверив полномочия Ялтинского городского совета Республики Крым, соблюдение требований к форме и виду, введение в действие и опубликование, приходит к выводу о том, что, вопреки доводам представителя административного истца, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований, предъявляемых к его форме и виду, процедура его принятия, согласования, установленная статьями 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соблюдена, опубликован в установленном порядке и надлежащим образом доведён до всеобщего сведения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Проверяя решение в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.

В обоснование доводов административного иска ИП ФИО3 указывает, что оспариваемым в части нормативным правовым актом в Карте территориальных зон Правил землепользования и застройки, утверждённых решением Ялтинского городского совета Республики Крым № 16 от 19 июля 2019 года «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», земельный участок с кадастровым номером площадью 27940 кв.м, отнесён к территориальной зоне «Зона транспортной инфраструктуры», ТЗ-14-59, наличие которой препятствует административному истцу оформить право аренды на земельный участок под принадлежащими ему на праве собственности зданиями без проведения торгов на основании статей 39.6, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и на возможно необходимую реконструкцию строений, либо иных действий, осуществление которых требует соблюдения градостроительных регламентов. Кроме того, в производстве Арбитражного суда Республики Крым находится дело по иску Администрации г.Ялта Республики Крым к ИП ФИО3 о сносе строений.

При проверке данных доводов судом установлено следующее.

ФИО3 является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: <адрес> что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права (т.1 л.д. 60-63).

Основанием возникновения права собственности указано решение Хозяйственного Суда АР Крым от 27 апреля 2010 года по делу № 2-1/2016-2010, вступившее в законную силу 11 мая 2010 г. Данным решением за физическим лицом – предпринимателем ФИО3 признано право собственности на объект незавершённого строительства, расположенный в районе плато «Ай-Петри» верхней станции канатной дороги «Мисхор-Ай-Петри», <адрес>, состоящий из кафе с летней площадкой, приюта, хозяйственного блока и туалета, указанных в техническом паспорте под литерами «А», площадью 198,2 кв.м, с террасами <адрес><адрес> площадью 75,1 кв.м, <адрес> - площадью 130,3 кв.м, <адрес> - площадью 143,2 кв.м (т.1 л.д.64-69).

Административный истец неоднократно обращался в Администрацию г.Ялта Республики Крым по вопросу оформления права аренды на земельный участок под принадлежащими ему на праве собственности зданиями, что подтверждается многочисленными заявлениями, представленными в материалы дела (т.1 л.д.42,43,45,47,49,50).

Согласно письменных ответов, направленных на адрес ФИО3 20 марта 2018 г. № 03-18/105, 22 декабря 2020 г. № 7322/02.1-25, среди причин отказа указано, в том числе, что земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешённого использования – земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0), что исключает нахождение на нём капитальных объектов недвижимого имущества, а также имеется ссылка на наличие в производстве Арбитражного суда Республики Крым дела по иску Администрации г.Ялта Республики Крым о сносе строений.

Из материалов дела усматривается, что нежилые здания, принадлежащие на праве собственности административному истцу, находятся в границах учётного контура № 1, входящего в состав многоконтурного земельного участка с кадастровым номером (т.1 л.д. 60-63).

Судом установлено, что согласно оспариваемого в части Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 декабря 2018 г. за № 3, земельный участок с кадастровым номером отнесён к функциональной зоне - «Зоны транспортной инфраструктуры».

Из возражений Ялтинского городского совета Республики Крым от 8 июля 2021 года № 01.2-14/899 следует, что такое функциональное зонирование было определено разработчиком Генерального плана в связи с тем, что в непосредственной близости от объекта истца расположен объект транспортной инфраструктуры – верхняя станция канатной дороги «Мисхор-Ай-Петри».

Кроме того, согласно пункту 8.16 Свода Правил 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утверждённого приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр, зоны транспортной и инженерной инфраструктуры следует предусматривать для размещения сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного транспорта, связи, инженерного оборудования с учётом их перспективного развития. Отвод земель для сооружений и устройств внешнего транспорта осуществляется в установленном порядке. Режим использования этих земель определяется градостроительной документацией в соответствии с действующим законодательством.

В реализацию данных норм, а также положений статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом территориальной зоны ТЗ-14-59 были предусмотрены виды разрешённого использования земельных участков 4.9.1 «Объекты дорожного сервиса» и 4.4. «Магазины» в соответствии с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. № П/0412, в качестве условно-разрешённых. Данные виды разрешённого использования предполагают возможность размещения нежилых зданий, в которых может осуществляться торговая деятельность, в связи с чем, установленная в генеральном плане функциональная зона не нарушает прав административного истца.

В соответствии с ранее действовавшим Генеральным планом курортного района Большая Ялта, утверждённым постановлением Совета министров АР Крым 15 июня 1993 г. № 136, земельный участок с кадастровым номером располагался в зоне «Территория ялтинского горно-лесного заповедника», что подтверждается соответствующей выкопировкой.

Из ответа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым от 12 марта 2021 г. № 01.1-19/66 следует, что согласно условных обозначений к карте территориальных зон Правил землепользования и застройки, утверждённых решением Ялтинского городского совета Республики Крым № 16 от 19 июля 2019 года «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», земельный участок с кадастровым номером , в границах учётного контура № 1 которого находятся нежилые здания административного истца, отнесён к территориальной зоне «Зона транспортной инфраструктуры», ТЗ-14-111.

При этом в материалы дела Администрацией города Ялта Республики Крым представлена выкопировка из Карты территориальных зон (приложение № 3) Правил землепользования и застройки, утверждённых решением Ялтинского городского совета Республики Крым № 16 от 19 июля 2019 года, в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером , расположенный за пределами населённого пункта Ливадийского поселкового совета, отнесён к территориальной зоне «Зона транспортной инфраструктуры», ТЗ-14-59.

В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Данный подход конкретизирован в части 1 статьи 34 ГрК РФ, согласно которому границы территориальных зон устанавливаются с учётом как сложившейся планировки территории и существующего землепользования, так и функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Согласование частных и публичных интересов обеспечивается положениями части 8 статьи 36 ГрК РФ, согласно которым имеется возможность эксплуатации таких земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования.

В соответствии с положениями статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2), на которой отображаются границы территориальных зон (часть 4).

Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, как основополагающему документу территориального планирования, определяющему стратегию градостроительного развития территорий и содержащему в себе долгосрочные ориентиры их развития, определён частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать её фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для функциональной зоны согласно генеральному плану.

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Между тем сопоставление положений действующего Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым позволяет суду сделать вывод, что территориальная зона «Зона транспортной инфраструктуры», ТЗ-14-59, установленная при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, в границы которой входит земельный участок с кадастровым номером , площадью 27940 кв.м, и земельный участок, площадью 1300 кв.м., с условным номером , расположенный под нежилыми зданиями, принадлежащими на праве собственности ФИО3, соответствует функциональному назначению территории, установленному Генеральным планом, функциональной зоне – зона транспортной инфраструктуры.

Учитывая, что в оспариваемых Правилах землепользования и застройки градостроительным регламентом территориальной зоны «Зона транспортной инфраструктуры», ТЗ-14-59 в качестве условно-разрешённых видов разрешённого использования предусмотрены виды разрешённого использования земельных участков: 4.9.1 «Объекты дорожного сервиса» и 4.4. «Магазины» (т.1 л.д.141-147), установленная территориальная зона не нарушает прав административного истца.

Административным истцом не представлено суду надлежащих и допустимых доказательств нарушения оспариваемым в части нормативным правовым актом его прав и законных интересов, а обстоятельства и доводы, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, основаны на неправильном толковании положений действующего федерального законодательства и не являются достаточным основанием для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.

Правовой режим земельных участков, как следует из положений статей 1, 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определяется градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки.

Суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учёт потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. № 387-О, от 15 июля 2010 г. № 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. № 242-О).

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что административный истец не лишён права прибегнуть к гарантированному ему способу судебной защиты путём оспаривания соответствующих принятых в его отношении правоприменительных решений, избрав способ защиты, исходя из содержания нарушенного права и характера нарушения.

При этом проверка законности и обоснованности вынесенных в отношении административного истца правоприменительных решений, в том числе с точки зрения правильности установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела, а также оценки представленных доказательств в подтверждение наличия (отсутствия) и законности права на недвижимое имущество, не может быть осуществлена в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный истец, уточнив требования административного искового заявления, просил обязать Ялтинский городской совет Республики Крым принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий градостроительное зонирование в отношении территории в границах земельного участка с кадастровым номером , в части земельного участка, площадью 1300 кв.м., с условным номером , в котором устранить допущенные нарушения законодательства в соответствии с действующим законодательством, то есть фактически осуществить нормативное правовое регулирование.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемые положения решения от 19 июля 2019 г. № 16 не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе актам, поименованным в административном исковом заявлении, не нарушают прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО3 к Ялтинскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части решения 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 19 июля 2019 года № 16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», возложении обязанности совершить определённые действия, с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета Республики Крым – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме – 29 июля 2021 г.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова