ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7457/20 от 07.09.2020 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Административное дело а-7457/2020

86RS0-05

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес> 07 сентября 2020 года

Судья Сургутского городского суда <адрес>-Югры Шерстобитов О.В., рассмотрев административное дело по административному иску Тимохин А.И. к Тюменской таможне, главному государственному таможенному инспектору ГГТИ ОТОиТК ФИО1 о признании незаконным решения Сургутского таможенного поста Тюменской таможни о неотнесении товара к товарам для личного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованные лица: Сургутский таможенный пост, ФИО2, ФИО3,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ на Сургутский таможенный пост в адрес Тимохин А.И. поступило международное почтовое отправление, сопровождаемое таможенной декларацией CN23 № EZ001230800HK.

Решением главного государственного таможенного инспектора ОТОиТК Тюменской таможни Сургутского таможенного поста ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ товары, перемещаемые Тимохин А.И. через таможенную границу Евразийского экономического союза, отнесены к товарам не для личного пользования.

Не согласившись с действиями должностного лица Сургутского таможенного поста, совершенными при проведении таможенного контроля, а также с принятием вышеназванного решения о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, Тимохин А.И.ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ он произвел заказ для личного пользования по интернет магазину мультимедийную систему в количестве 2-х штук и видеорегистратор, с последующим получением данного товара в международном почтовом отделении. ДД.ММ.ГГГГ при получении товара, таможенным инспектором составлен акт таможенного досмотра товара , а также вынесено решение о неотнесении к товарам для личного пользования . С решением административный истец не согласен, поскольку при принятии решения должностным лицом небыло учтено, что при получении товара между ним с ФИО2 и ФИО3 заключен договор-соглашение, в котором указано, что он должен произвести заказ товара мультимедийные системы для ФИО2 и ФИО3, регистратор для себя, оплатить товар и забрать его с места прибытия, с правом подписи всей сопутствующей документации. По весу и сумме посылка не превышала лимита таможенной проверки, так как приобретена тремя покупателями, что соответствует требованиям п.46 ст.2 Таможенного кодекса ЕАЭС и относится к товарам личного пользования, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Основываясь на изложенном, административный истец просит отменить решение Сургутского таможенного поста о неотнесении товара к товарам личного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, признать товар по акту таможенного досмотра товаром личного пользования, а также дать разрешение сотрудникам таможенного органа на выдачу почтового отправления № EZ001230800HK.

Представитель Тюменкой таможенной службы в представленном отзыве на иск возражает в удовлетворении требования административного истца, при этом пояснят, что ДД.ММ.ГГГГ в отделение почтовой связи <адрес> в адрес Тимохин А.И. поступило почтовое отправление (далее – МПО) сопровождаемое таможенной декларацией CN23 № EZ001230800HK. ДД.ММ.ГГГГ на Сургутский таможенный пост обратился Тимохин А.И. за получением МПО. При его выдаче от ФИО8 получено объяснение о предназначении товара, согласно которому поступившие в МПО товары, заказанные на AliExpress на сумму 51096,44 рублей (включая доставку 805,17 руб.) распределялись следующим образом: одна Штатная магнитола TEYEC CC2 для Land Cruiser 105 и один видеорегистратор TEYEC X5 32ГБ другу ФИО3, и одна Штатная магнитола TEYEC CC2 для Land Cruiser 100 другу ФИО2. При этом товары для собственных нужд Тимохин А.И. отсутствовали. В этот же день должностным лицом Сургутского таможенного поста проведен таможенный досмотр товара с его фотофиксацией, по результатам досмотра составлен Акт таможенного досмотра . Согласно выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГТимохин А.И. (ОГРНИП 31786170007378) являлся индивидуальным предпринимателем, код и наименование основного вида деятельности: 54:32 Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. Дополнительные виды деятельности 45:20 Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, 45.31.1 Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов. Таким образом, было установлено, что предназначение товара (штатные магнитолы, видеорегистратор), перемещаемых в МПО Тимохин А.И., подлежат определению как не связанные с личным пользованием в связи с тем, что предназначены для третьих лиц (друзей). ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Сургутского таможенного поста в соответствии со статьей 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза принято решение об отказе в выпуске товаров для личного пользования, лично вручено Тимохин А.И. Считают оспариваемое решение принято правомерно, просят административный иск Тимохин А.И. оставить без удовлетворения.

Административный ответчик, заинтересованные лица возражения на административный иск не представили.

Административное дело рассмотрено судьей в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с требованиями статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив о оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункта 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

В соответствии с Общим положением о таможне, утвержденным приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ, таможня является таможенным органом Российской Федерации (далее-таможенный орган), входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России, в том числе исполнения функций органа валютного контроля, в регионе деятельности таможни в пределах полномочий, определенных настоящим положением (п.1). В зависимости от функциональных полномочий таможни обеспечивают, в частности реализацию задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций и исполнением функций органа валютного контроля, в регионе своей деятельности в пределах полномочий, определенных настоящим положением (далее - таможни фактического контроля) (п.2). Таможня фактического контроля осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом (п.6).

В силу статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. В целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза (п.2). От имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями (п.6). При проведении таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений иных государственных органов государств-членов на его проведение (п.9). Таможенный контроль проводится в зонах таможенного контроля и иных местах, в которых находятся товары (п.12). Результаты проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, оформляются путем составления таможенных документов установленной формы или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом (п.13).

Объектами таможенного контроля, в частности являются товары, ввозимые на таможенную территорию Союза и находящиеся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза (п.1 ст.14, ст.311 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 7 статьи 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Таможенный кодекс) при проведении таможенного контроля в отношении товаров, перемещение которых через таможенную границу Союза осуществляется физическим лицом без таможенного декларирования, должностное лицо таможенного органа вправе потребовать у физического лица предъявление таких товаров, а также представление имеющихся у него документов, подтверждающих достоверность заявленных физическим лицом сведений, в том числе, по результатам его устного опроса.

Статьей 322 Таможенного кодекса установлено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют, в том числе такие формы таможенного контроля как получение объяснений, таможенный досмотр.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами или в их адрес товаров, не отнесенных к товарам для личного пользования, по результатам таможенного контроля таможенными органами выносится решение о неотнесении товаров к товарам для личного пользования.

В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (п.1 ст.7 ТК ЕАЭС).

В силу статьи 10 Таможенного кодекса, перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза и во время работы таможенных органов, находящихся в этих местах (п.1). Местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов (п.2).

Для отдельных категорий товаров, в том числе, товаров для личного пользования, ТК ЕАЭС установлены особенности порядка и условий их перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при следовании физического лица через таможенную границу Союза, в международных почтовых отправлениях, перевозчиком в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза, либо от физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза (ст.256 ТК ЕАЭС).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на Сургутский таможенный пост в адрес Тимохин А.И. поступило международное почтовое отправление, сопровождаемое таможенной декларацией CN23 № EZ001230800HK.

В силу пункта 7 статьи 258 Таможенного кодекса, при проведении таможенного контроля в отношении товаров, перемещение которых через таможенную границу Союза осуществляется физическим лицом без таможенного декларирования, должностное лицо таможенного органа вправе потребовать у физического лица предъявление таких товаров, а также представление имеющихся у него документов, подтверждающих достоверность заявленных физическим лицом сведений, в том числе, по результатам его устного опроса.

Как поясняет административный истец, в почтовом отправлении товары для личного пользования, для его друзей согласно договора-соглашения, он сам является только его получателем (объяснение Тимохин А.И.).

В соответствии с пунктом 7 статей 258, 328 Таможенного кодекса таможенным инспектором ФИО1ДД.ММ.ГГГГ проведен таможенный досмотр товара с его фотофиксацией, по результатам досмотра составлен Акт таможенного досмотра (товар, наличие 3 предметов: две магнитолы, 1 регистратор).

Исходя из положений подпункта 46 пункта 1 статьи 2 таможенного кодекса, товарами для личного пользования являются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 2 Таможенного кодекса для целей Таможенного кодекса используется понятие «члены семей» в значениях, определенных Венской конвенцией о дипломатических сношениях от ДД.ММ.ГГГГ и Венской конвенцией о консульских сношениях от ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу, придаваемому указанными конвенциями, к членам семьи лица относятся только лица, проживающие совместно с ним.

В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации, члены семьи – это супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные) (понятие применяется в силу положений п.2 ст.2 Таможенного кодекса).

Согласно пункта 1 статьи 80, пункта 2 статьи 324 Таможенного кодекса, лица, определенные Кодексом, обязаны предоставлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с Таможенным кодексом для совершения таможенных операций, а таможенные органы проверяют достоверность сведений, правильность заполнения и (или) оформления документов, соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдение порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с Таможенным кодексом помещению под таможенные процедуры, соблюдение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

В случаях, если перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза физическими лицами товары не отнесены к товарам личного пользования, по результатам таможенного контроля таможенными органами выносится решение о неотнесении товаров к товарам для личного пользования.

В ходе таможенного контроля и определения предназначения товаров, таможенным инспектором получены сведения: согласно выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГТимохин А.И. (ОГРНИП 31786170007378) являлся индивидуальным предпринимателем, код и наименование основного вида деятельности: 54:32 Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. Дополнительные виды деятельности 45:20 Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, 45.31.1 Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов.

По результатам таможенного контроля таможенный инспектор пришел к выводу, что предназначение товара (штатные магнитолы, видеорегистратор), перемещаемых в МПО Тимохин А.И., подлежат определению как не связанные с личным пользованием, а предназначены для третьих лиц (ФИО2 и ФИО3).

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Сургутского таможенного поста в соответствии со статьей 256 Таможенного кодекса принято решение об отказе в выпуске товаров для личного пользования, которое лично вручено Тимохин А.И.

Доводы Тимохин А.И. о законности заключения договора-соглашения с ФИО2 и ФИО3 в соответствии с которым он был обязан заказать и получить вышеуказанные товары для их личного использования, судом не принимаются, поскольку в соответствии с требованиями Таможенного законодательства данный факт не может являться основанием для неотнесения товара к товарам для личного потребления.

В связи с изложенным оспариваемое решение о неотнесении товаров к товарам для личного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, принятое главным государственным таможенным инспектором ФИО1, соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Таможенного кодекса ЕАЭС, составлено по форме и в порядке, утвержденными приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы решения о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, порядка ее заполнения, внесения изменений в такое решение».

Решение принято и действия совершены должностным лицом таможенного органа в соответствии с законом и в пределах полномочий, предоставленных законом указанному должностному лицу.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения и действий (бездействия) и отсутствии при этом нарушения прав и законных интересов истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска не находит.

Руководствуясь статьями 175-178, 292-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Тимохин А.И. к Тюменской таможне, главному государственному таможенному инспектору ГГТИ ОТОиТК ФИО1 о признании незаконным решения Сургутского таможенного поста Тюменской таможни о неотнесении товара к товарам для личного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, признании товара по акту таможенного досмотра товаром личного пользования, а также дать разрешение сотрудникам таможенного органа на выдачу почтового отправления № EZ001230800HK, оставить без удовлетворения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд <адрес>-Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий О.В. Шерстобитов

КОПИЯ ВЕРНА ДД.ММ.ГГГГ

Подлинный документ находится в деле а-7457/2020

86RS0-05

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Сургутского городского суда

_____________________________ О.В. Шерстобитов

Судебный акт не вступил в законную силу

«_____»__________________20_____г.

Секретарь суда ________________________________