Дело №а-7522/2021 24 июня 2021 года
47RS0№-21
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску СНТ «Ковалево» к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконным отказа, обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
Уточнив административные исковые требования в порядке ст.46 КАС РФ, СНТ «Ковалево» обратилось в суд с административным иском к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Ковалево» направило в адрес администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> заявление, входящий №.0-15, об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1136814 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ письмом исходящий №.0-15, административный ответчик уведомил СНТ «Ковалево», что в соответствии с п.п.3 п.2.10 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования», утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании п.п.3 п.16 ст11.10, п.6 ст.11.9, п.п.5 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ, администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> принято решение об отказе в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Административный истец указывает, что СНТ «Ковалево» располагается на земельном участке площадью 1136814 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в административных границах МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>.
Вышеуказанная территория используется СНТ «Ковалево» на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью 33491 и садово-огородническим коллективом военнослужащих «Всеволожская окраина» договора об условиях землепользования, а также на основании Распоряжения начальника Службы строительства и расквартирования ВС РФ от 1993 г. №/Зл/8067 о передаче в народное хозяйство участков общей площадью 712 га жилищно-строительному товариществу «Полигон» под комплексное жилищное строительство. При этом, Полигону ЖС были переданы часть территории в 1992 году (основания: протокол о намерении от ДД.ММ.ГГГГ, договор совместной деятельности в жилищном строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, акт работы комиссии по приему-передаче от ДД.ММ.ГГГГ с указанием землепользователей, которым передаются земли, основания передачи и документы-основания передачи).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ на совместном совещании администрации <адрес> и Министерства обороны РФ принято решение о передаче земельных участков Ржевского полигона, не используемых для нужд Министерства обороны РФ, в собственность <адрес>.
Также, в рамках арбитражного дела №А56-108939/2018 (судья ФИО5) по иску ФГКУ СЗТУИО Министерства обороны к СНТ «Ковалево» об истребовании имущества из чужого незаконного владения, рассматриваемого в Арбитражном суде Санкт- Петербурга и <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение, в котором установлено, что административный истец является единственным правопреемником ОНТ «Всеволожская окраина» и, предоставленное войсковой частью ОНТ «Всеволожская окраина» право пользования земельными участками перешло в связи с правопреемством административному истцу.
Вышеописанные обстоятельства свидетельствуют о том, что территория, занимаемая СНТ «Ковалево» не используется для нужд Министерства обороны РФ и с 1998 года используется для садово-огороднические цели.
Кроме того, факт не использования Министерством обороны РФ территории, занимаемой СНТ «Ковалево», подтверждается и тем обстоятельством, что ранее данная территория была поставлена на кадастровый учет (кадастровые номера участков 47:07:1302140:1, 47:07:1302124:2, 47:07:1302138:1), что подтверждалось выписками из Кадастровой палаты.
Как установлено Тринадцатым арбитражным апелляционным судом в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А56-32738/2016, границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. У земельного участка с кадастровым номером 47:07:1302138:1 не имеются координаты поворотных точек на местности; сведения о границах и кадастровых номерах смежных земельных участков также отсутствуют. Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ арбитражный суд истребовал из кадастровой палаты кадастровые дела в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:1302140:1, 47:07:1302124:2, 47:07:1302138:1, общей площадью 1 369 718 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Из ответа Кадастровой палаты следует, что кадастровые дела в отношении спорных участков отсутствуют».
Также в материалах арбитражного дела №А56-108939/2018 (судья ФИО5) имеется, исследованный судом, генеральный план Ржевского военного полигона в границы которого, истребуемый земельный участок не входит, что также подтверждает факт не использования данной территории Министерством Обороны РФ.
При принятии администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1136814 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ответчик не применил закон, подлежащей применению, а именно п.п.8. п.1 ст. 1 ЗК РФ, ст.ст. 1, 9, 10, 30, 35, 37 ГрК РФ.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> земельный участок 47:07:1302140:1 (исходный земельный участок) включен в границы земель населенных пунктов, имеет категорию земель населенных пунктов, территориальная зона ТЖ-5.
Данное обстоятельство также подтверждается заключением управления архитектуры и градостроительства администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 47:07:1302140:1, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1136814 кв.м., частично относится к: ТЖ-5 - Территориальная зона; ТЖ-5-1 -Территориальная зона; ТР-5 - Территориальная зона; ТЗН-1 - Территориальная зона.
Однако административным ответчиком сделан вывод о том, что данный участок относятся к категории земель: промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Административный ответчик, отказывая в утверждении схемы земельного участка, не принял во внимание Правила землепользования и застройки МО «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес>, не применил нормы ГрК РФ, регламентирующие порядок определения разрешенного использования.
Административный истец полагает, что решение администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> является незаконным, в связи с чем просит суд:
- признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Всеволожский муниципальный район» об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1136814 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- обязать администрацию МО Всеволожский муниципальный район» утвердить схемы расположения земельного участка площадью 1136814 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административных исковых требований СНТ «Ковалево» к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконным отказа, обязании произвести действия – отказано.
Апелляционным Определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
ДД.ММ.ГГГГ Определением Всеволожского городского суда <адрес> административное дело принято к производству суда.
В настоящем судебном заседании председатель СНТ «Ковалево», а также представитель административного истца поддержали заявленные уточненные административные исковые требования, просили суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте рассмотрения административного дела, представила заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом путем направления судебной повестки заказной почтой с почтовым идентификатором 18864060070170, ДД.ММ.ГГГГ вручено адресату, представлена письменная позиция по административному делу.
Представитель заинтересованного лица Министерства обороны Российской Федерации, извещенный надлежащим образом путем направления судебной повестки регистрируемым почтовым отправлением 18864060070187, ДД.ММ.ГГГГ вручено адресату, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении дела не представил.
При таком положении дела, суд, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ приступает к рассмотрению дела в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами административного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Ковалево» обратилось в администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> с заявлением, входящий №.0-15, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, установлении категории земли населенных пунктов, вида разрешенного использования для ведения садоводства (для ведения дачного хозяйства или для размещения индивидуальных жилых домов). В соответствии с заключением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и Выпиской из ПЗЗ указанный в схеме расположения земельный участок попадает в зоны ТЖ -5 и ТЖ 5-1. Также административный истец просил рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду земельного участок ориентировочной площадью 1136814 кв.м., находящегося в кадастровых кварталах: 47:07:1302140; 47:07:1302198; 47:07:1302124; 47:07:1302138 по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством РФ и с 137 ФЗ и ст.39.5 и 39.6 ЗК РФ. Документами основаниями раннего предоставления указанного земельного участка могут являться: Решение о передаче земельных участков в народное хозяйство от ДД.ММ.ГГГГ№л/8067 начальника службы строительства и расквартировки ВС РФ генерал-полковника ФИО3 и договор об условиях землепользования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между войсковой частью 33491 и садово-огородническим коллективом военнослужащих «Всеволожская окраина», а так же Распоряжение главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О распределении земельных участков, переданных в народное хозяйство из состава земель <адрес>, находящихся в пользовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств» и Постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении результатов инвентаризации земель на территории <адрес>, находящихся в пользовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества независимых государств». Указанные земельные участки используются садоводством в соответствии с генеральным планом организации и застройки утверждённого ДНП «Ковалево» (оно же ранее ДНП «Всеволожская окраина» и оно же ранее ОНТ «Всеволожская окраина»). На территории ДНП «Ковалево» возведен православный храм Харлампия Великого, построены дороги, протянуты ЛЭП, построена сеть водоснабжения, а также построены садовые дома в количестве 932 (на каждый садовый дом имеется технический план) и хозяйственные постройки, данные земельные участки используются членами ДНП «Ковалево» более 20 лет.
К заявлению административный истец приложил: схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копию договора от ДД.ММ.ГГГГ об условиях заключенного между войсковой частью 33491 и садово-огородническим коллективом военнослужащих «Всеволожская окраина», копию решения о передаче земельных участков в народное хозяйство от ДД.ММ.ГГГГ№л/8067 начальника службы строительства и расквартировки ВС РФ генерал-полковника ФИО3, копию заключения администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, выписку из ПЗЗ.
Решением земельной комиссии администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ ДНП «Ковалево» в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1136814 кв.м. на кадастровом плане территории, в кадастровых кварталах 47:07:1302140, 47:07:1302198, 47:07:1302124, 47:07:1302138, установив категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства (для ведения дачного хозяйства или для размещения индивидуальных жилых домов), расположенного по адресу: <адрес>, и предоставить земельный участок в аренду в соответствии со ст.39.5, ст.39.6 ЗК РФ, отказано, в связи с тем, что формируемый земельный участок образуется за счет земельного участка с кадастровым номером 47:07:1302140:1, с категорий земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с видом разрешенного использования - «для спецнадобностей», находящегося в собственности Российской Федерации (номер и дата государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ), а так же в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «СЗТУ ИО» Министерства обороны Российской Федерации (номер и дата государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ), основание: Земельный кодекс РФ (пп.3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9, п.п.5 п.5 ст.27).
В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ, исходящий №.0-15 отв. администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> рассмотрев заявление СНТ «Ковалево» от ДД.ММ.ГГГГ (вх.№.0-15), об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1136814 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, сообщила следующее. В соответствии с п.п.3 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Из п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации и подлежат использованию в соответствии с установленным для них целевым назначением. Более того, в силу п.п.5 п.5 ст.27 настоящего Кодекса, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд ограничены в обороте. Приведенные нормы не допускают образование земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с целью ведения садоводства. По результатам рассмотрения данного заявления администрацией установлено, что подлежащий образованию в соответствии представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельный участок образуется за счет земельного участка с кадастровым номером 47:07:1302140:1, с категорий земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с видом разрешенного использования - «для спецнадобностей», находящегося в собственности Российской Федерации (номер и дата государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ), а так же в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «СЗТУ ИО» Министерства обороны Российской Федерации (номер и дата государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ). Учитывая изложенное, в соответствии с п.п.3 п.2.10 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение и выдаче схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования», утвержденного постановлением администрации ДД.ММ.ГГГГ№, на основании п.п.3 п.16 ст. 11.10, п.6 ст.11.9, п.п.5 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией принято решение об отказе в утверждении представленной схемы расположение земельного участка на кадастровом плане территории.
Указанное решение административный истец просит признать незаконным по основаниям, изложенным в административном иске.В силу п.16 ст.11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно ст.11.9 ЗК РФ установлены следующие требования к образуемым и измененным земельным участкам: 1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. 2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. 4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. 5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. 6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно ч.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 2) из состава земель лесного фонда; 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; 7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; 9) занятые объектами космической инфраструктуры; 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч.2 указанной статьи обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно представленной выкопировке из Правил землепользования и застройки МО «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в территориальной зоне ТЖ-5, которая, согласно градостроительному регламенту, предусматривает основные виды разрешенного использования «размещение индивидуального жилого дома (жилых домов)», «ведение садоводства», «ведение дачного хозяйства», что соответствует видам разрешенного использования, указанным в заявлении административного истца.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 47:07:1302140:1, с категорий земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с видом разрешенного использования - «для спецнадобностей», являющийся собственностью Российской Федерации, передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Границы земельного участка не установлены в предусмотренном законодательством порядке.
Таким образом, из имеющихся в материалах дела документов не усматривается, что испрашиваемый СНТ «Ковалево» земельный участок имеет наложение на границы земельного участка с кадастровым номером 47:07:1302140:1.
Однако в материалы административного дела представлена выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:1302138:1. Данный земельный участок расположен в кадастровом квартале 47:07:1302138, который в свою очередь включает в себя единственный вышеуказанный земельный участок, то есть весь кадастровый квартал является земельным участком. Из выписки из ЕГРН также следует, что границы земельного участка установлены в предусмотренном законодательством порядке, координаты поворотных точек закреплены на местности. Право собственности на земельный участок принадлежит Российской Федерации. Земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается также представленным в материалы административного дела ФИО2 имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (п.9 Приложения № к ФИО2).
Порядок предоставления земельных участков Министерством гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, регулируется положениями ст.39.10 ЗК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования». В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ исключена возможность предоставления земельных участков в аренду в рамках указанного порядка. Таким образом, земельные участки Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время в аренду не предоставляются, в тоже время указанные земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в целях, не связанных со строительством.
Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с ч. 3 ст. 269 ГК РФ и право аренды в соответствии со ст. 606 ГК РФ предусматривают правомочия владения и пользования земельными участками, нахождение одного и того же земельного участка на праве аренды у одного лица и праве постоянного (бессрочного) пользования у другого лица приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением его правообладателями.
Также суд принимает во внимание следующее.
Согласно письменной позиции ФГКУ «Северо-западного территориальное управление имущественных отношений», изложенной в письменных возражениях на административный иск, земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1302140:1, 47:07:1302124:2, 47:07:1302138:1, расположенные по адресу: <адрес>, имеющие категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для спецнадобностей, находятся в федеральной собственности. На указанные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения. Спорные земельные участки входят в состав территории Ржевского артиллерийского полигона, предоставленного в ведение Министерства обороны, а именно, войсковой части 33491, на основании государственного акта на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ серия А-1 №. Государственным агропромышленным комитетом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен список координат точек поворота внешней границы землепользования в/ч 33491. Впоследствии данный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера 47:07:0000000:122. На данный земельный участок было зарегистрировано право собственности Российской Федерации. В дальнейшем распоряжением ТУ Росимущества по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок с кадастровым номером 47:07:00-00-000:0122 был разделен на 86 земельных участков. На основании ФИО2 министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ вновь образованные 86 земельных участков закреплены на праве постоянного бессрочного пользования за ФГКУ Центральное ТУИО» Минобороны России, а в последствии в соответствии с ФИО2 имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении недвижимого имущества…) упомянутые земельные участки были закреплены на праве постоянного бессрочного пользования за ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России. Указанные обстоятельства отражены в рамках арбитражных дел №№ А56-108939/2018, А56-32738/2016.
В соответствии со ст.ст.1, 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации, управление которой осуществляется Министром обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, функции по управлению земельными участками, находящимися у Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
ФИО2 Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ выполнение указанных выше функций возложено на ФИО2 имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Вступившим в силу судебным актом по делу №А56-32738/2016 установлено, что на территории земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:1302140:1, 47:07:1302124:2, 47:07:1302138:1 располагается СНТ «надежда». Вместе с тем, настоящее административное исковое заявление подано СНТ «Ковалево».
ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» указывает, что договор об условиях землепользования между войсковой частью 33491 и садово-огородническим коллективом военнослужащих «Всеволожская окраина» от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждают правомерность пользования СНТ «Ковалево» земельными участками Минобороны России ввиду следующего.
Из анализа условий данного договора следует, что войсковая часть предоставила ОНТ «Всеволожская окраина» право пользования участком на свободных землях части (полигона) в границах указанных в Приложении 1 (п.1 договора). При этом, ответчик не предоставил надлежащих доказательств, достоверно свидетельствующих, что занимаемые ДНП земельные участки образованы именно на земельных участках, предоставленных по вышеуказанному договору. В материалы дела не представлено приложение № к договору, картографический материал к договору, из которых можно было бы однозначно определить территориальное расположение предоставленных ОНТ «Всеволожская окраина» земель и их границы.
ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» полагает, что указанный договор от ДД.ММ.ГГГГ прекратил свое действие, поскольку войсковая часть 33491 в 2012 году была реорганизована в форме присоединения к ФБУ – Управление Ленинградского военного округа, которое в свою очередь было ликвидировано в 2013 г., в связи с чем согласно ст.419 ГК РФ, действия указанного договора было прекращено. При этом в настоящее время ДНП «Ковалево» не имеет каких-либо договорных отношений ни с собственником земельных участков – Российской ФИО1 в лице Минобороны России, ни с правообладателем - Учреждением.
Также следует отметить следующее. Изъятие земельных участков из состава земель Министерства Обороны производится посредством соблюдения специальной процедуры, установленной ФИО2 Министра ССР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота».
Указанное Положение в соответствии с ФИО2 Министра Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ признано действующим в Вооруженных Силах Российской Федерации с изменениями и дополнениями.
Согласно п.102 Положения установлено, что передача земель в постоянное пользование землепользователям других министерств и ведомств может осуществляться только в порядке оформления возврата земель в народное хозяйство.
В соответствии с пунктами 110, 111 Положения перечни земельных участков, подлежащих возврату в народное хозяйство, квартирно-эксплуатационными частями Министерства обороны Российской Федерации согласовываются с главными штабами видов Вооруженных Сил Российской Федерации, начальниками управлений Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставляются на утверждение заместителю Министра обороны Российской Федерации по строительству и расквартировании войск. В материалы дела, доказательства, подтверждающие согласование вопроса о возвращении в народное хозяйство спорных земельных участков поименованными выше государственными органами и должностными лицами и прекращение у войсковой части 33491 права пользования спорными земельными участками в порядке, предусмотренном нормами действующего законодательства.
По мнению суда, данная правовая позиция ФГКУ «Северо-западное ТУИО» Минобороны России согласуется с изложенной выше позицией суда.
Довод стороны административного истца о том, что заявление СНТ «Ковалево» рассмотрено на заседании земельной комиссии в день обращения с заявлением о согласовании схемы расположениях земельного участка, то есть ДД.ММ.ГГГГ, что влечет за собой незаконность оспариваемого решения, не принимается во внимание судом, так как нормативным правовым актом – административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования», рассмотрение данного заявления в день его поступления, не запрещено.
При таком положении дела, суд приходит к выводу о том, что часть испрашиваемого СНТ «Ковалево» земельного участка, согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, является ограниченным в обороте земельным участком, в связи с чем, решение администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ исходящий №.0-15 отв. в адрес СНТ «Ковалево», является законным, обоснованным, а административные исковые требования СНТ «Ковалево» - не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150, 175-180, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований СНТ «Ковалево» к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконным отказа, обязании произвести действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья: