Дело №а-7554/19 22 августа 2019 года
47RS0№-45
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре ФИО5,
с участием помощника Всеволожского городского прокурора <адрес>ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № о признании незаконным и отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу №, в обоснование требований указав, что решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу №ФИО2 зарегистрирована кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по Муринскому пятимандатному избирательному округу №.
ДД.ММ.ГГГГ решением № Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу №ФИО3 был зарегистрирован кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по Муринскому пятимандатному избирательному округу №.
Административный истец полагает, что решение административного ответчика о регистрации ФИО3 в качестве кандидата в депутаты является необоснованным и незаконным, так как принято с нарушением требований, предусмотренных положениями федерального закона №67-ФЗ.
Административный истец полагает, что все подписи в подписных листах, предоставленных заинтересованным лицом административному ответчику, являются недействительными.
Форма подписного листа, требуя указания рода занятий, различает понятия «временно неработающий» и «домохозяйка».
В заявлении о согласии баллотироваться заинтересованное лицо указало, что является домохозяином.
При этом в подписных листах, предоставленных заинтересованным лицом административному ответчику указано, что заинтересованное лицо является временно неработающим.
Таким образом, нарушение формы подписного листа, установленной Приложением 8 к названному Федеральному закону, является достаточным основанием для признания недействительными содержащихся в нем подписей.
Таким образом, документы на выдвижение и регистрацию поданы заинтересованным лицом в обход требований, установленных действующим законодательством.
В связи с чем административный истец просит суд:
- признать незаконным и отменить решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.9-12).
В настоящее судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени слушания дела (л.д.78), направила в суд своего представителя, который административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика полагал административные исковые требования подлежащими удовлетворению, по мотивам, изложенным в письменных возражениях (л.д.55).
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.64-65).
Представитель заинтересованного лица – Избирательной комиссии <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения административного дела (л.д.75-76), в настоящее судебное заседание не явился, представил письменный мотивированный отзыв по административному иску, в котором просил об отказе в удовлетворении административных исковых требований, заявил просьбу о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя (л.д.79-84).
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие не явившегося административного истца, извещенного надлежащим образом, направившего в суд своего представителя, применительно к положениям ч.3 ст.243, ст.150 КАС РФ.
Выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив и оценив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Материалами административного дела установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес> с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Муринское городское поселение Всеволожского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва» на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>» четвертого созыва (л.д.30).
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва на избирательную комиссию Всеволожского муниципального района», на период подготовки и проведения выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> возложены полномочия: окружной избирательной комиссии Муринского пятимандатного избирательного округа № на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Муринского пятимандатного избирательного округа № на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Муринского пятимандатного избирательного округа № на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Муринского пятимандатного избирательного округа № на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района (л.д.31).
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 была зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты совета депутатов МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по Муринскому пятимандатному избирательному округу №, выдвинутого в порядке самовыдвижения (л.д.67).
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО3 был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты совета депутатов МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по Муринскому пятимандатному избирательному округу №, выдвинутого в порядке самовыдвижения (л.д.29).
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.
В соответствии с этим в целях реализации прав лиц, участвующих в деле, а также возможности исполнения ими своих процессуальных обязанностей, закрепленных в статье 45 КАС РФ, суд в силу пункта 7 статьи 6, статьи 14 КАС РФ, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, не только проверяет, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания по правилам главы 9 КАС РФ, но и применительно к части 9, части 11 статьи 226, части 3 статьи 62 КАС РФ распределяет бремя доказывания между сторонами и устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела согласно нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Частью 2 названной нормы права установлено, что суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Суд приходит к выводу о том, что ФИО3 не представил доказательств соответствия данных о своей занятости в подписных листах (временно неработающий) и в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты (домохозяин).
ДД.ММ.ГГГГФИО3 представил в Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, в котором в графе «основное место работы или службы, занимаемая должность, род занятий» указал «домохозяин» (л.д.34-35), в подтверждение указанного им в заявлении статуса ФИО3 документов не представил.
В подписных листах от ДД.ММ.ГГГГ, представленных ФИО3 в Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу №, ФИО3 указал «временно неработающий» (л.д.40-46).
Таким образом, из подписных листов, оформленных ДД.ММ.ГГГГ следует, что в каждом из них избиратели высказывали поддержку, принимая достоверной информацию о том, что ФИО3 является «временно неработающим».
Решением № территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Муринскому пятимандатному избирательному округу №ФИО3, выдвинутому в порядке самовыдвижения, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56).
Постановлением Избирательной комиссии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О жалобе кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Муринскому пятимандатному избирательному округу №ФИО3 на решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№», решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Муринскому пятимандатному избирательному округу №ФИО3, выдвинутого в порядке самовыдвижения – отменено; обязана территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района повторно рассмотреть вопрос о регистрации ФИО3 не позднее, чем на следующий день после принятия настоящего решения (л.д.57-59).
ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № вынесла решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Муринскому пятимандатному избирательному округу №ФИО3, выдвинутого в порядке самовыдвижения», которым в соответствии с Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О жалобе кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Муринскому пятимандатному избирательному округу №ФИО3 на решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№» территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района решила: отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Муринскому пятимандатному избирательному округу №ФИО3, выдвинутого в порядке самовыдвижения»; зарегистрировать кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Муринскому пятимандатному избирательному округу №ФИО3, выдвинутого в порядке самовыдвижения, ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 25 минут (л.д.29).
Указанное решение административного ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ административный истец просит признать незаконным и отменить по мотивам, изложенным в административном иске.
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Таким образом, административный иск о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата применительно к содержанию спорных правоотношений отсылает к проверке обстоятельств, указанных в подпункте «д» пункта 24 статьи 38 упомянутого Федерального закона - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктами «г», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Указанная форма, установлена Приложением 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и, в частности, предусматривает, что лицам, подписавшим подписной лист в поддержку самовыдвижения или выдвижения от избирательного объединения, известно, что кандидат работает в конкретном месте по соответствующей занимаемой должности, или имеет определенный род занятий.
Иное оформление подписного листа не допускается и свидетельствует о нарушении его формы, а следовательно, о недействительности всех подписей избирателей.
Такой смысл закона придается ему и судебной практикой (Определение Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74-АПГ14-10, опубликовано в «Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ)).
Согласно пункту 57 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
Следовательно, форма подписного листа, требуя указания рода занятий, различает понятия «временно неработающий» и «домохозяйка».
Указание этих же сведений является применительно к п.2 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» условием выдвижения кандидата. Искажение таких сведений является существенным нарушением кандидатом законодательства о выборах, поскольку, устанавливая порядок выдвижения и регистрации кандидатов, законодатель в интересах избирателей вправе требовать внесения в избирательные документы, в том числе в подписные листы, конкретного места работы или рода занятий.
При исследовании подписных листов, представленных в Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу №ФИО3, установлено, что в них указано «временно неработающий», в то время как в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты - «домохозяин».
Таким образом, нарушение формы подписного листа, установленной Приложением 8 к названному Федеральному закону, является достаточным основанием для признания недействительными содержащихся в нем подписей.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что указание в согласии баллотироваться «домохозяин», а в подписных листах «временно неработающий» расценивается судом как существенное нарушение, и является основанием для отказа в регистрации кандидату в депутаты.
При данных обстоятельствах решение Территориальной избирательной комиссией Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ№ регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Муринскому пятимандатному избирательному округу №, является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.239-244, 175-180, 111, 103, 112 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № о признании незаконным и отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Решение Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Муринскому пятимандатному избирательному округу №ФИО3, выдвинутого в порядке самовыдвижения».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение пяти дней со дня принятия судом решения, через суд его постановивший.
Судья: