ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-768/2021 от 23.07.2021 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело а-768/2021

УИД: 91RS0-62

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

23 июля 2021 года <адрес>

Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего – судьи Уржумовой Н.В.,

при секретаре – ФИО6,

с участием административного истца – ФИО4

представителя административного ответчика – ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> административное дело по административному иску ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 о признании незаконным и отмене решения государственного регистратора об отказе в государственной регистрации права, возложении обязанностей совершить определенные действия, заинтересованные лица по делу: Дачный потребительский кооператив «Дачно-лодочный кооператив «Нептун», <адрес> Республики ФИО2, Филиал ГУП РК «ФИО2 БТИ» в <адрес>,-

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2, заинтересованное лицо: государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 А.Д., в котором просила суд: признать незаконным и отменить решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 А.Д., оформленное сообщением от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права на нежилое здание с кадастровым номером обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру повторно рассмотреть заявление ФИО4 о государственной регистрации права собственности на нежилое здание с кадастровым номером

Исковые требования мотивированы тем, что с 1991 года истец является членом Дачного потребительского кооператива «Дачно-лодочный кооператив «Нептун» (далее ДПК «Дачно-лодочный кооператив «Нептун»), на территории Штормовского сельского поселения <адрес> Республики ФИО2. При приеме в члены кооператива, в пользование истцу был выделен земельный участок в секторе 21-Б (<адрес>) в пределах ДПК «Дачно-лодочный кооператив «Нептун». В 2013 году истцом на указанном земельном участке было возведено нежилое здание (дачный домик) площадью 118,2 кв. м. ДД.ММ.ГГГГ в установленном на тот период времени порядке, Инспекцией ГАСК в АР ФИО2 на названное нежилое здание была зарегистрирована Декларация №КР142130580 173. В дальнейшем указанное нежилое здание было поставлено на кадастровый учет, ему был присвоен кадастровый . ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанное выше нежилое здание. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО2 А.Д. истец была поставлена в известность о том, что государственная регистрация по ее заявлению была приостановлена по двум основаниям:ФИО2 в ходе межведомственного реагирования не смог подтвердить достоверность декларации № КР142 130580173 от ДД.ММ.ГГГГ; отсутствует государственная регистрация прав на земельный участок, на котором расположено нежилое здание, в отношении которого выдана Декларация. Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО2 А.Д. истец была поставлена в известность о том, что в государственной регистрации права собственности па нежилое здание с кадастровым номером 90:11:240901:244 истцу отказано по основаниям, указанным в уведомлении о приостановлении. Административный истец считает решение государственного регистратора ФИО2 А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации на ее имя права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 90:11:240901:244 незаконным, исходя из следующего. Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики ФИО2 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО2 и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики ФИО2 и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций иных видов, социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а "также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий па осуществление банковских операций и лицензии (разрешении) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами ФИО3, государственными и иными официальными органами Автономной Республики ФИО2, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики ФИО2 или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. На дату оформления декларации на территории Республики ФИО2 порядок получения разрешения на выполнения строительных работ регулировался Законом ФИО3 N 3038-VI от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании градостроительной деятельности», согласно ч.1, 5, 10, 11 ст.39 которого, приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов, относящихся к I-1II категорий сложности, и объектов, строительство которых осуществлялось па основании строительного паспорта, осуществляется путем регистрации соответствующей инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля на безвозмездной основе представленной заказчиком декларации о готовности об объекта к эксплуатации. Датой принятия в эксплуатацию законченного строительством объекта является дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации или выдачи сертификата. Заказчик в соответствии с законом несет ответственность за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации о готовности объекта к эксплуатации, и за эксплуатацию объекта без зарегистрированной декларации или сертификата. Закон Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике ФИО2» не содержит требований о подтверждении ранее выданной разрешительной документации, подтверждающей готовность объекта к эксплуатации. Ссылка государственного регистратора ФИО2 А.Д. в оспариваемом решении в качестве обоснования его принятия на ч.ч.1, 10 ст.40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, согласно которых, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости, не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя па такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи, не является состоятельной по тем основаниям, что вышеуказанная Декларация была оформлена до перехода ФИО2 под юрисдикцию Российской Федерации. С учетом изложенного, как указано в административном исковом заявлении, у государственного регистратора ФИО2 А.Д. отсутствовали предусмотренные законом основании для вынесения решения об отказе в государственной регистрации права собственности па вышеуказанное нежилое здание.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заменена сторона административного ответчика государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 А.Д. на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2, по тем основаниям, что государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 А.Д. освобожден от занимаемой должности (л.д.86).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле как заинтересованное лицо привлечен ДПК «Дачно-лодочный кооператив «Нептун» (л.д.119).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле как заинтересованное лицо привлечена <адрес> Республики ФИО2 (л.д.135).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле как заинтересованное лицо привлечен Филиал ГУП РК «ФИО2 БТИ» в <адрес> (л.д.178).

Административный истец в судебном заседании подержал заявленные требования и по основаниям, изложенным в иске, просил суд его требования удовлетворить в полном объеме, признав незаконным, отменить решение государственного регистратора Государственного комитета но государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 А.Д., оформленное сообщением от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права на нежилое здание с кадастровым номером 90:11:240901:244; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру повторно рассмотреть заявление ФИО4 о государственной регистрации права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 90:1 1:240901:244. Дополнительно пояснив, что право собственности на нежилое здание с кадастровым номером 90:11:240901:244, возникло у истца в 2006 году – на основании решения Сакского горрайсуда Автономной Республики ФИО2, в дальнейшем ею была проведена реконструкция, которая узаконена, что подтверждается Декларацией о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной в Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора в Республики ФИО2, в соответствии с действующим в то время на территории Республики ФИО2 законодательством; отсутствие сведений о регистрации указанной Декларации, не было в полной мере выяснено государственным регистратором, что повлекло принятие им незаконного решения, подлежащего отмене. Также истец пояснял, что Декларация не была признана недействительной, в связи с чем, государственный регистратор не имел оснований для непринятия Декларации как правоустанавливающего документа. Кроме этого, земельный участок, на котором расположено принадлежащее ей нежилое здание, находится в пользовании ДПК «Дачно-лодочный кооператив «Нептун», что подтверждается соответствующим государственным актом на право пользования землей серии Б от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимся у кооператива, в связи с чем, истец, как член кооператива, не могла и не должна предоставлять документы, подтверждающие ее личное право на земельный участок.

В судебном заседании представитель административного ответчика, просил суд отказать ФИО4 в удовлетворении административного иска в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.37-40), суть которых сводится к тому, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Пунктом 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В ФИО2 поступило заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности объекта недвижимости (нежилое здание), расположенного по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, с/с Штормовский, ОКЛК Нептун, сектор 256, уч. 5, кадастровый , общая площадь - 118,2 кв.м., лит. «А, а». В качестве документа основания государственной регистрации была предоставлена Декларация о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ № КР142130580173. Рассмотрев поступившее заявление ДД.ММ.ГГГГ, государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации права. Основания: пункты 5, 6, 7, 10 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ. Государственным регистратором было указано, что факт издания предоставленной декларации № КР142130580173 от ДД.ММ.ГГГГ не может быть подтвержден. Кроме того, государственный регистратор в качестве основания для отказа в регистрации указал на ч. 1, ч. 10 ст. 40 Закона № 218-ФЗ. Право заявителя на земельный участок не зарегистрировано, правоустанавливающий документ на земельный участок представлен не был. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором было принято решение об отказе государственной регистрации. Основание: ст. 27 Закона № 218-ФЗ. Обозначенный в заявлении объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет на основании заявления ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве документа основания кадастрового учета был предоставлен технический паспорт на дачный дом от ДД.ММ.ГГГГ (в Декларации от ДД.ММ.ГГГГ дата начала строительства ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому общая площадь объекта недвижимости составляет 109,4 кв.м (в Декларации от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь -118,2 кв.м, площадь застройки - 88,3 кв.м), а также указано на самовольную реконструкцию лит. «А». Кроме того, в ФИО2 поступило заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ об уточнении местоположения расположенного на земельном участке здания и изменении площади здания. В качестве основания проведения учета изменений был предоставлен Технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, площадь здания составляет 118,2 кв.м. Согласно раздела «перечень документов, использованных при подготовке технического плана здания» указаны: кадастровый план территории и Декларация об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. То есть, предоставленная для проведения государственной регистрации декларация от ДД.ММ.ГГГГ в техническом плане здания не значится, и, следовательно, сведения, содержащиеся в ней, не использовались для изготовления технического плана здания с площадью 118,2 кв.м. В силу ч. 1,ч. 10 ст. 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре движимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Согласно п. 11.1 Декларации от ДД.ММ.ГГГГ документом, удостоверяющим право собственности или пользования земельным участком является государственный акт на право пользования землей серии Б от ДД.ММ.ГГГГ.Вместе с тем, правоустанавливающий документ на земельный участок представлен не был и как было указано государственным регистратором право заявителя на земельный участок не зарегистрировано. Учитывая вышеизложенное, решение государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ об отказе заявителю в государственной регистрации права является законным, а требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ДПК «Дачно-лодочный кооператив «Нептун» - адвокат ФИО9 не явилась, извещена надлежаще, подала суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ДПК «Дачно-лодочный кооператив «Нептун»; просила принять законное и обоснованное решение на усмотрение суда

Представители заинтересованных лиц: <адрес> Республики ФИО2 и Филиала ГУП РК «ФИО2 БТИ» в <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, путем направления судебных повесток в адрес электронной почты указанных лиц, что подтверждается материалами дела.

От заместителя директора Филиала ГУП РК «ФИО2 БТИ» в <адрес> поступило в адрес суда заявление об исключении из числа заинтересованных лиц Филиала ГУП РК «ФИО2 БТИ» в <адрес>, которое определением суда от ДД.ММ.ГГГГ возвращено заявителю, как поданное неуполномоченным лицом.

Изучив доводы административного иска, письменные возражения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру в Республике ФИО2, заслушав пояснения административного истца, возражения представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, обозрев материалы дела на дачный домик уч-ка 5 сектора 25 б кооператива «Нептун», представленного по запросу суда Филиалом ГУП РК «ФИО2 БТИ» в <адрес> и, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, вместе с представленными суду административным ответчиком материалами, послужившими основанием для отказа в регистрации права собственности, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Согласно ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ, одной из задач административного судопроизводства, в частности, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Так, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ административный истец обратилась в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, общей площадью 118, 2 кв.м ( кадастровый ), находящееся по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, с\с Штормовской, ОКЛК Нептун, сектор 25б, уч. 5, приобщив к заявлению кадастровый паспорт (наименование Дачный дом), площадь: 118,2 кв.м, год ввода в эксплуатацию 2006, Декларацию №КР142130580 183, зарегистрированную в Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, о готовности объекта к эксплуатации на нежилое здание, площадью 118, 2 кв.м после проведенной реконструкции: демонтажа части существующего строения и т.д.; справки ДПК «Дачно-лодочный кооператив «Нептун» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО4 является действительным членом ДПК «Дачно-лодочный кооператив «Нептун» и использует выделенный земельный участок сектор 25-б по <адрес> данном земельном участке, расположено недвижимое имущество, построенное на личные средства и принадлежащее ФИО4 на праве собственности по адресу: РФ, РК, <адрес>, коса Южная ДПК «ДЛК «Нептун» <адрес>. Земельный участок по <адрес>, сектор 25-б входит в границы территории ДПК «ДЛК «Нептун», определенные Государственным Актом на право постоянного пользования землей серия Б от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО2 А.Д. истец была поставлена в известность о том, что государственная регистрация по ее заявлению была приостановлена по двум основаниям: ФИО2 в ходе межведомственного реагирования не смог подтвердить достоверность Декларации № КР142 130580173 от ДД.ММ.ГГГГ; отсутствует государственная регистрация прав на земельный участок, на котором расположено нежилое здание, в отношении которого выдана декларация.

При этом, как следует из уведомления государственного регистратора о приостановлении государственной регистрации, в соответствии с письмами Министерства строительства и архитектуры Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и Службы государственного строительного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, Служба не является правопреемником Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора в Автономной Республики ФИО2, документами государственный органов ФИО3 не обладает, архивами не располагает.

Таким образом, по мнению регистратора, сведения о подлинности деклараций выданных Инспекцией ГАСК могут быть запрошены в ГКУ РК «Государственной архив Республики ФИО2».

Однако согласно письму Государственного архива от ДД.ММ.ГГГГ № Т-1802 Инспекция ГАСК не является источником комплектования Государственного архива, документы на хранение в Государственный архив не поступали, информацией о местонахождении документов, Государственный архив не располагает.

Таким образом, факт издания представленной декларации № КР142 130580173 от ДД.ММ.ГГГГ не может быть подтвержден, следовательно, надлежащее извещение на строительство не представлено; представленные документы не являются подлинными или информация, содержащаяся в них, не является достоверной.

Кроме того, как указано в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, в Едином государственном реестре не зарегистрировано право заявителя на земельный участок.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО2 А.Д. истец была поставлена в известность о том, что в государственной регистрации права собственности па нежилое здание с кадастровым номером 90:11:240901:244 истцу отказано по основаниям, указанным в уведомлении о приостановлении

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами регистрационного дела, представленного суду ответчиком (л.д.41-60).

Оценивая правомерность и законность отказа от ДД.ММ.ГГГГ административного ответчика в регистрации права истца на недвижимое имущество, суд приходит к следующим выводам.

К функциям Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 отнесены: государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества; государственная кадастровая оценка объектов недвижимости, землеустройства; государственный мониторинг земель; государственный земельный надзор, надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Государственный кадастровой учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в частности, проведение правой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов – это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Неукоснительное исполнение актов правосудия, обязательных в равной мере для органов всех ветвей государственной власти, приобретает значение императива правового государства, в котором любые споры о праве разрешаются правовыми средствами. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение судебных решений не только наносит ущерб интересам правосудия, но и подрывает доверие граждан к судам и в целом - к государству, обязанному признавать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Отказывая ФИО4 в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по основаниям, изложенным в уведомлении о приостановлении, государственный регистратор ФИО2, в том числе, указывал, что ФИО2 в ходе межведомственного реагирования не смог подтвердить достоверность декларации № КР142 130580173 от ДД.ММ.ГГГГ. Указав при этом в уведомлении об отказе, что в соответствии с письмами Министерства строительства и архитектуры Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и Службы государственного строительного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, Служба не является правопреемником Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора в Автономной Республики ФИО2, документами государственный органов ФИО3 не обладает, архивами не располагает. Таким образом, по мнению регистратора сведения о подлинности деклараций выданных Инспекцией ГАСК могут быть запрошены в ГКУ РК «Государственной архив Республики ФИО2». Однако согласно письму Государственного архива от ДД.ММ.ГГГГ № Т-1802 Инспекция ГАСК не является источником комплектования Государственного архива, документы на хранение в Государственный архив не поступали, информацией о местонахождении документов, Государственный архив не располагает. Таким образом, факт издания представленной декларации № КР142 130580173 от ДД.ММ.ГГГГ не может быть подтвержден, следовательно, надлежащее извещение на строительство не представлено; представленные документы не являются подлинными или информация, содержащаяся в них, не является достоверной.

Вместе с тем, в материалах регистрационного дела отсутствует информация о направлении государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 А.Д. межведомственного запроса по представленной ФИО4 Декларации № КР142 130580173 от ДД.ММ.ГГГГ.

Также в материалах регистрационного дела отсутствуют письма Министерства строительства и архитектуры Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и Службы государственного строительного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, Государственного архива от ДД.ММ.ГГГГ № Т-1802, на которые в уведомлении об отказе в регистрации права, ссылается государственный регистратор.

Указанное позволяет суду сделать вывод о том, что в рамках рассмотрения государственным регистратором заявления конкретного лица – ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности на нежилое здание, общей площадью 118, 2 кв.м (кадастровый ), находящегося по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, с\с Штормовской, ОКЛК Нептун, сектор 25б, уч. 5, государственным регистратором не произведены необходимые действия и не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами основания для отказа заявителю в регистрации права собственности.

Кроме того, придя к выводу об отказе заявителю ФИО4 в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества на основании Декларации № КР142 130580173 от ДД.ММ.ГГГГ, государственным регистратором не учтено следующее.

Ст. 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики ФИО2 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО2 и города федерального значения Севастополя" установлено, что на территориях Республики ФИО2 и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами ФИО3, государственными и иными официальными органами Автономной Республики ФИО2, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики ФИО2 или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст.12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО2" к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики ФИО2 до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета ФИО5 Республики ФИО2 (часть 4 статьи 8 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО2").

Постановлением Государственного Совета Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 2039-6/14 утвержден Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов. Настоящий Порядок определяет процедуру принятия в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства на территории Республики ФИО2.

Постановлением Совета ФИО5 Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 264 утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.

Согласно подпункту 22 пункта 1 указанного перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объект недвижимого имущества и необходимым для государственной регистрации, является изданное (выданное) в установленном порядке на территории Республики ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ, решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 308-ЭС14-1939 по делу N 919/859/13, нормы Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ не имеют обратного действия, на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров, распространяется законодательство, которое действовало в момент их заключения. При этом нормы материального права украинского законодательства применяются с учетом отсутствия противоречий их нормам ФИО1 законодательства.

В статье 3 Закона ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1952-IV "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое и их обременениях" определено, что право на недвижимое имущество возникает с момента регистрации. Обязательной регистрации подлежит право собственности.

Пунктом 2 статьи 5 названного Закона ФИО3 установлено, что, если законодательством предусмотрено принятие в эксплуатацию объекта недвижимости, государственная регистрация прав на такой объект недвижимости проводится после принятия его в эксплуатацию в установленном законом порядке.

Согласно пункту 11 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 2039-6/14, зарегистрированная декларация или выданный сертификат являются основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов - воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в статистическую отчетность и оформления права собственности на него.

До ДД.ММ.ГГГГ порядок получения разрешения на выполнение строительных работ на территории Республики ФИО2 регулировался Законом ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности", а также Постановлениями ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 466 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах выполнения подготовительных и строительных работ" и N 461 от ДД.ММ.ГГГГ "О вопросах ввода в эксплуатацию готовых объектов".

В соответствии с положениями статьи 39 Закона ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности" прием в эксплуатацию законченных строительством объектов, относящихся к I - III категорий сложности, и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, осуществляется путем регистрации соответствующей инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля на безвозмездной основе представленной заказчиком декларации о готовности об объекта к эксплуатации.

Форма декларации о готовности объекта к эксплуатации, порядок ее представления и регистрации определялись ФИО3.

Датой принятия в эксплуатацию законченного строительством объекта является дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации или выдачи сертификата.

Заказчик в соответствии с законом несет ответственность за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации о готовности объекта к эксплуатации, и за эксплуатацию объекта без зарегистрированной декларации или сертификата.

Декларация о готовности объекта к эксплуатации нежилое здание общей площадью 118, 2 кв.м (кадастровый ), находящегося по адресу: Республика ФИО2, <адрес>, с\с Штормовской, ОКЛК Нептун, сектор 25б, уч. 5, была зарегистрирована инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля Автономной Республики ФИО2ДД.ММ.ГГГГ под номером КР142 130580173.

Закон Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ЗРК "О регулировании градостроительной деятельности в Республике ФИО2" не содержит требований о подтверждении ранее выданной разрешительной документации, подтверждающей готовность объекта к эксплуатации.

Таким образом, административным истцом были соблюдены все предписания действующего на тот момент законодательства ФИО3, регламентировавшего ввод нежилого здания в эксплуатацию после проведенной реконструкции.

Кроме того, административным истцом при рассмотрении настоящего дела суду была предоставлена копия решения Сакского горрайсуда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому за ФИО4 признано право собственности на недвижимое имущество: двухэтажный дачный домик лит. «А», общей площадью всего дачного домика 82,4 кв.м (копия приобщена к материалам дела).

Указанное решение вступило в законную силу и на основании решения суда на ФИО10 зарегистрировано право собственности в КРП «Бюро регистрации и технической инвентаризации <адрес>», что подтверждается материалами представленного суду Филиалом ГУП РК «ФИО2 БТИ» в <адрес> дела на дачный домик уч-ка 5 сектора 25 б кооператива «Нептун», которое было обозрено судом в рамках рассмотрения настоящего административного дела.

Декларацией № КР142 130580173 от ДД.ММ.ГГГГ, была узаконена проведенная ФИО4 реконструкция: демонтаж части существующего строения. Усиление несущей способности фундаментов. Усиление жёсткости конструкций. Внутренние и внешние отделочные работы. Перенос инженерных коммуникаций. Кровельные работы. Благоустройство прилежащей территории, в результате которых общая площадь строения стала составлять 118,2 кв.м, площадь застройки 88,3 кв.м.

Указанная Декларация № КР142 130580173 от ДД.ММ.ГГГГ, как обоснованно обращала внимание суда в судебном заседании административный истец, в установленном законом порядке не признана недействительной.

Возражения представителя административного ответчика в настоящем процессе о том, что на официальном сайте выдаче разрушительных документов, отсутствуют сведения о выдаче ФИО4 Декларации № КР142 130580173 от ДД.ММ.ГГГГ и Декларации о начале строительных работ КР 08212132852 от ДД.ММ.ГГГГ (на которую имеется ссылка в Декларации№ КР142 130580173 от ДД.ММ.ГГГГ) не принимаются судом во внимание, поскольку указанная информация при проведении экспертизы документов, предоставленных ФИО4 для регистрации права, государственным регистратором ФИО2 А.Д. не проверялась и не заявлялась государственным регистратором в качестве основания для отказа для регистрации за истцом права собственности на имущество.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности отказа государственного регистратора ФИО2 в регистрации права собственности ФИО4 на объект недвижимого имущества по основаниям непринятия как правоподтверждающего документа истца Декларации № КР142 130580173 от ДД.ММ.ГГГГ.

Также, в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО4 в государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, вторым основанием указано об отсутствии у заявителя права на земельный участок.

Вместе с тем, во всех представленных государственному регистратору заявителем документах, в том числе, и в Декларации № КР142 130580173 от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что принадлежащее административному истцу здание расположено на земельном участке по <адрес>, сектор 25-б, который входит в границы территории ДПК «ДЛК «Нептун», определенные Государственным Актом на право постоянного пользования землей серия Б от ДД.ММ.ГГГГ.

Заверенная копия Государственного Акта на право постоянного пользования землей серия Б от ДД.ММ.ГГГГ, выданного кооперативу «Нептун», правопреемником прав и обязанностей которого является заинтересованное лицо по настоящему делу: Дачный потребительский кооператив «Дачно-лодочный кооператив «Нептун», была предоставлена суду представителем ДПК «Дачно-лодочный кооператив «Нептун» и приобщена к материалам дела (л.д.173-174).

Административный истец является членом ДПК «Дачно-лодочный кооператив «Нептун» и как член кооператива (наравне с другими членами кооператива) обладает правом бессрочного пользования земельным участком, на котором расположено, в том числе и ее имущество – нежилое здание.

При этом, следует учитывать, что Декларация была получена и зарегистрирована в компетентных органах ФИО3 административным истцом до перехода ФИО2 под юрисдикцию Российской Федерации и возникновение у истца права на нежилое здание не связывалось в наличием у такого лица прав на земельный участок, согласно действующему в тот период на территории Республики ФИО2, законодательству.

По изложенным основаниям, суд находит необоснованным отказ государственного регистратора в регистрации права собственности истца на нежилое здания – в связи с отсутствием у ФИО4 правоустанавливающего документа на земельный участок.

С учетом изложенного в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ФИО4 исковых требований.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заменена сторона административного ответчика государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 А.Д. на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2, по тем основаниям, что государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 А.Д. освобожден от занимаемой должности.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым признать незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 А.Д., оформленное сообщением от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права на нежилое здание с кадастровым номером 90:11:240901:244 и возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО4 о государственной регистрации права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 90:1 1:240901:244 на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 291-294 КАС Российской Федерации, -

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО4 – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 А.Д., оформленное сообщением от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права ФИО4 на нежилое здание с кадастровым номером 90:11:240901:244.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру повторно рассмотреть заявление ФИО4 о государственной регистрации права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 90:1 1:240901:244.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики ФИО2 в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд <адрес>.

Судья Н.В.Уржумова

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Н.В.Уржумова