ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7774/202125И от 25.06.2021 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-7774/2021 25 июня 2021 года

47RS0-38

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Комитету Государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> о признании незаконным решения, обязании произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

Уточнив административные исковые требования в порядке ст. 46 КАС РФ, ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Комитету Государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес>, в обоснование требований указав, что Всеволожским городским судом <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о признании незаконным уведомления об отказе во включении в реестр пострадавших граждан и об обязании Комитета Государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, повторно рассмотреть заявление административного истца о включении в реестр пострадавших граждан.

Комитет Государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> при исполнении данного решения суда повторно выдал административному истцу отказ, обосновав его тем, что у него нет более полномочий по рассмотрению вопроса по включению в реестр по Приказу /пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду того, что ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №151-ФЗ в статью 23 ФЗ РФ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

ФИО2 не согласна с вынесенными административным ответчиком отказом, в связи с чем просит суд:

- уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №ГР-747/2019-0-3 признать незаконным;

- обязать Комитет Государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> включить в реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства, чьи права нарушены, на момент первичного обращения ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования ФИО2 удовлетворены частично.

Апелляционным Определением Ленинградского областного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

Определением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное дело по административному иску ФИО2 принято к производству суда.

В настоящее судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела лично, а также путем направления смс-извещения.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела путем направления судебной повестки регистрируемым почтовым отправлением 18864060088175, которое ДД.ММ.ГГГГ вручено адресату, ранее представила в суд письменные возражения по административному иску, в которых просила об отказе в удовлетворении административных исковых требований, полагая их необоснованными.

Суд, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ, приступает к рассмотрению административного дела в отсутствие не явившегося административного ответчика, явка которых не была признана судом обязательной.

Выслушав мнение административного истца, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами административного дела установлено, что ФИО2 и ЖСК «Молодежный Квартал» ДД.ММ.ГГГГ заключили договор паевого взноса , согласно которому ЖСК «Молодежный Квартал» участвует в строительстве жилого дома по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Романовское сельское поселение, участок Центральное отделение, кадастровый , которым предусмотрено получение в собственность после окончания строительства жилого помещения.

Обязательства по договору паевого взноса административным истцом исполнены в полном объеме на общую сумму.

Обязательства по договору паевого взноса ЖСК «Молодежный Квартал» не исполнены.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в Комитет Государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан регистрационный номер ГР-747/2019, приложив к нему копии документов: паспорта; договора паевого взноса от ДД.ММ.ГГГГ; платежных документов.

Уведомлением об отказе во включении в реестр пострадавших граждан №ГР-747/2019-0-1 от ДД.ММ.ГГГГ Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> указал, что по результатам рассмотрения представленного административным истцом заявления о включении в реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого предусмотрено ч.7 ст.23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», принято решение об отказе во включении административного истца в указанный реестров соответствии с п.п.1 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр, в связи с несоответствием п.п.1 п.2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-пр, так как привлечение денежных средств административного истца для строительства многоквартирного дома по адресу: <адрес>, уч. «Центральное отделение» осуществлялось ЖСК «Молодежный Квартал» на основании договора паевого взноса от ДД.ММ.ГГГГ, не являющегося договором участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ.

Решением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу а-5691/2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской обязан в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (входящий номер ГР-747/2019) о включении в Реестр пострадавших граждан.

Решение Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции по делу а-7243/2020 решение Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения, а кассационная жалоба комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> - без удовлетворения.

Во исполнение решения Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу а-5691/2019 Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> рассмотрено заявление ФИО2 о включении в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого предусмотрено ч.7 ст.23 Федерального закона 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (ГР-747/2019-0-1 от ДД.ММ.ГГГГ,). По результатам рассмотрения сообщено следующее. Решением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-5691/19 в редакции апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-5721/2019 на комитет возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ФИО2 о включении в Реестр пострадавших граждан. В соответствии с ч.4 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской ФИО1» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. На основании пп. «в» п.15 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ч.7 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (которой ранее были установлены полномочия контролирующего органа по признанию в соответствии с, установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра таких граждан) признана утратившей силу. В то же время, п.16 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской ФИО1" и отдельное законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ст.23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве, многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части ведения Единого реестра проблемных объектов, который формируются в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Указанные положения федерального закона вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ комитет более не наделен полномочиями по признанию в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра таких граждан.

Решение Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес>, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ГР-747/2019-0-3 административный истец просит суд признать незаконным по основаниям, изложенным в административном иске.

Рассматривая заявленные административные исковые требования, суд принимает во внимание следующее.

Одной из важнейших задач административного судопроизводства является правильное разрешение административных дел (ст.3 КАС РФ).

В соответствии с ч.5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

В соответствии с ч.2 ст.178 КАС Российской Федерации при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

В Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-О указано, что данное законоположение обеспечивает правильное рассмотрение и разрешение административных дел на основе принципов независимости судей, законности и справедливости, состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда. Эта норма закрепляет процессуальные гарантии реализации права граждан на судебную защиту, тем самым конкретизируя положения ст.46 Конституции Российской Федерации.

Согласно положениям ст.4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В Кассационных определениях от ДД.ММ.ГГГГ по административным делам №а-13228/2020, 88а-13423/2020, от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу а-12737/2020, от ДД.ММ.ГГГГ по административным делам №а-9088/2020, 88а-8988/2020, от ДД.ММ.ГГГГ по административным делам №а-9084/2020, 88а-9380/2020, 88а-9079/2020, 88а-9378/2020, 88а-9083/2020, а также в определениях по аналогичным делам с участием комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> в качестве административного ответчика Третий кассационный суд общей юрисдикции, рассматривая кассационные жалобы административного ответчика, пришел к выводу о правомерности применения Всеволожским городским судом <адрес> норм, действующих на момент возникновения правоотношений между административным истцом и комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес>, а именно до утраты полномочий по признанию в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра таких граждан.

Способ восстановления нарушенного права административного истца в виде повторного рассмотрения комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> заявления административного истца, предполагающее применение административным ответчиком норм, действующих на день возникновения правоотношений, отвечает задаче административного судопроизводства, установленной в ст. 3 КАС РФ, а именно, обеспечивает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан сфере административных и иных публичных правоотношений.

В "Обзоре судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, указано, что участие в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости является способом реализации права каждого на жилище, гарантированного Конституцией Российской Федерации (ч.2 ст.40 Конституции Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что право на судебную защиту, признаваемое и гарантируемое согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, не подлежит ограничению и предполагает наличие гарантий, позволяющих реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям равенства и справедливости. Суды при рассмотрении конкретных дел обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а отсутствие необходимого правового механизма не может приостанавливать реализацию вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П).

Именно судебная власть, действующая на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия, по своей природе в наибольшей мере предназначена для решения правовых споров, в том числе в случаях, касающихся уяснения нормативного содержания оценочных понятий, устанавливаемых законодателем в рамках дискреционных полномочий (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П).

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (ст.9 КАС РФ).

ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр, которым утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и Правила ведения реестра пострадавших граждан, который с ДД.ММ.ГГГГ не действует в связи с признанием утратившим силу приказом названного министерства от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

Согласно пункту 3 Приложения приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр гражданин относится к числу пострадавших граждан, если является участником долевого строительства проблемного объекта, его денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, он исполнил условия договора и соответствует критериям, установленным пунктом 2 этого приложения.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №151-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктом «в» п.15 ст.1 которого ч. 7 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ

С указанной даты реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, не ведется.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №151-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ ведется реестр проблемных объектов.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №151-ФЗ введен в действие пункт 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ ведется Единый реестр проблемных объектов.

Согласно ч.1.1 ст.23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ проблемным объект признается в случае, если: в отношении такого объекта застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома; в отношении такого объекта застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) иного объекта недвижимости; в отношении такого объекта застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве; застройщик объекта признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что для признания объекта проблемным достаточно установить наличие любого из перечисленных условий.

Единый реестр проблемных объектов формируются в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации (часть 1.2 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ).

В соответствии с частью 3.1 статьи 23.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ субъектом информации является контролирующий орган субъекта Российской Федерации, которым, не смотря на изменения в законе, был и остается административный ответчик.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила размещения информации субъектами информации в единой информационной системе жилищного строительства, которые вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Информация об объекте, обладающем признакам проблемного объекта, указанным в части 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ, в реестр проблемных объектов, в том числе, контролирующим органом, отвечающим за достоверность этих сведений, вносится самостоятельно.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в статью 2 Положения «О комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес>», утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и изменен перечень полномочий административного ответчика. Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> утратил полномочие по принятию решения о признании (об отказе в признании) в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра пострадавших граждан в соответствии с правилами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, однако, приобрел полномочия по формированию и ведению плана-графика реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в реестр проблемных объектов, размещению в Единой информационной системе жилищного строительства сведений из утвержденного высшим должностным лицом <адрес> плана-графика реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в реестр проблемных объектов, и информации по реализации мероприятий указанного плана-графика.

Изменения, внесенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №151-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ в части исключения полномочий по ведению реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены и установления порядка ведения единого реестра проблемных объектов, по своему конституционно-правовому смыслу направлены на защиту прав и законных интересов граждан – участников долевого строительства. Законодателем был введен новый механизм реализации способа восстановления нарушенных прав участников долевого строительства, как группы лиц, в отношении которых застройщиком были нарушены обязательства, постольку, поскольку внесенные в федеральный закон изменения позволяют внести в реестр проблемных объектов многоквартирный дом, отвечающий установленным критериям оценки, и исключить необходимость принятия уполномоченным органом решения в отношении каждого гражданина, который приобретал жилое помещение в этом многоквартирном доме путем участия в долевом строительстве.

Исходя из норм ст. 2 Положения «О комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес>», утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик является органом исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение гражданину, права и законные интересы которого были нарушены в результате неисполнения застройщиком своих обязательств, возможности реализовать свое конституционное право на жилище и приобретения частной собственности.

В силу ч.1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение суда, в котором в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд обязал повторно рассмотреть заявление административного истца с учетом норм, действующих на дату возникновения правоотношений, подлежало исполнению административным ответчиком, в том числе, с учетом полномочий, которыми был наделен комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> на дату возникновения правоотношений.

Из оспариваемого решения не следует, что Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> при повторном рассмотрении заявления административного истца исходил из полномочий, которыми обладал комитет на дату возникновения правоотношений в соответствии со ст.2 Положения «О комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес>», утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а именно полномочий по принятию решения о признании (об отказе в признании) в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра пострадавших граждан.

Из оспариваемого письма следует, что административный ответчик не рассмотрел повторно по существу заявление административного истца, ссылаясь на отсутствие у него полномочий в связи с внесенными в законодательство изменениями.

Изложенное, по мнению суда, свидетельствует о незаконности оспариваемых решений и о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований административного истца о признании незаконными оспариваемых решений.

В вышеуказанных судом кассационных определениях Третий кассационный суд общей юрисдикции неоднократно указывал, что Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> не наделен правом толковать закон, однако, внесенные законодателем изменения, которые установили новый правовой механизм защиты прав и законных интересов участников долевого строительства многоквартирных домов, нуждающихся в поддержке, не должны ущемлять конституционные права граждан.

Суд принимает во внимание, что изменения в законодательство были внесены после подачи административным истцом заявлений о включении в реестр пострадавших граждан. При рассмотрении административного дела а-5691/2019 судом было установлено, что административным истцом были поданы все документы, необходимые для рассмотрения заявления.

Суд также принимает во внимание, что изменение законодательства повлекло за собой нарушение прав и законных интересов административного истца, которое продолжается по настоящее время. Таким образом, обязание судом комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> повторно рассмотреть заявление не приведет к восстановлению нарушенного права административного истца.

В соответствии с п.8 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр, решение о включении заявителя в реестр принимается контролирующим органом в течение 14 рабочих дней с даты поступления заявления.

Административный истец в качестве способа восстановления нарушенного права ошибочно указала дату обращения ДД.ММ.ГГГГ, в то время как ФИО2 обратилась в комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем административные исковые требования в данной части подлежат частичному удовлетворению.

При таких обстоятельствах, применительно к положениям ст.ст. 178, 227 КАС РФ в качестве способа восстановления нарушенного права суд полагает нужным обязать Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> в течение 14 рабочих дней с даты вступления в законную силу настоящего решения суда, включить ФИО2 в Реестр пострадавших граждан, с даты обращения административного истца с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по вышеизложенным судом основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 150, 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2 к Комитету Государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> о признании незаконным решения, обязании произвести действия – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение №ГР-747/2019-0-3 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2.

Обязать Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы <адрес> в течение 14 рабочих дней с даты вступления в законную силу настоящего решения суда, включить ФИО2 в Реестр пострадавших граждан, с даты обращения административного истца с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья: