ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-779//17Г от 15.11.2017 Зеленчукского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело а – 779//2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Зеленчукский районный суд КЧР в составе:

председательствующего судьи Тешелеевой Д.А.,

помощника прокурора Зеленчукского района КЧР Казиева К.Х.,

при секретаре судебного заседания Шидаковой З.О.,

с участием представителя административного ответчика администрации Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Зеленчукского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц к Кардоникскому сельскому поселению Зеленчукского муниципального района КЧР о признании бездействия администрации Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР, выразившегося в невыполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле незаконным, требование прокурора об их устранении законным,

установил:

Прокурор Зеленчукского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Кардоникскому сельскому поселению Зеленчукского муниципального района КЧР о признании бездействия администрации Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР, выразившегося в невыполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле незаконным.

В обоснование иска прокурор указал следующее,

Прокуратурой Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики в феврале 2017 года по заданию прокуратуры КЧР проведена проверка исполнения Кардоникским сельским поселением Зеленчукского муниципального района КЧР законодательства о погребении и похоронном деле и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела, по результатам которой 13.02.2017 года в связи с отсутствием на местном уровне специализированной службы по вопросам похоронного дела прокурором района в адрес главы Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, недопущении их впредь и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. До настоящего времени допущенные нарушения не устранены, в связи с чем бездействием администрации нарушаются права неопределённого круга лиц.

23.03.2017 года в прокуратуру Зеленчукского района главой администрации Кардоникского сельского поселения направлена информация об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. По итогам рассмотрения представления в отношении должностного лица администрации Кардоникского сельского поселения, допустившего нарушения законодательства, применены меры дисциплинарного характера.

В период с сентября 2017 года до настоящего времени прокуратурой Зеленчукского района во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации проводится проверка законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой в адрес главы Кардоникского сельского поселения Зеленчукского района направлен запрос с целью проверки реального устранения нарушений требований законодательства о погребении и похоронном деле и, соответственно, исполнения требований прокурора Зеленчукского района.

11.10.2017 года главой Кардоникского сельского поселения Зеленчукского района в прокуратуру Зеленчукского района направлена информация, согласно которой на местном уровне специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Согласно ст. 25 Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно п. 11 ст. 2 Закона КЧР от 09.11.2015 №76-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения закреплено за сельскими поселениями.

Статьёй 26 Закона о погребении и похоронном деле определено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счёт средств соответствующих бюджетов. Финансовое обеспечение кладбищ, находящихся в ведении органов местного самоуправления, осуществляется за счёт средств бюджетов муниципальных образований.

Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 года №145-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счёт субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

В соответствии с Приказом Минфина России от 01.07.2013 №65 н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» оплата ритуальных услуг относится к расходам бюджета, на финансовое обеспечение возмещения федеральными органами исполнительной власти расходов на погребение, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Статьёй 29 Закона установлено, что органы местного самоуправления районов, поселений создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг на погребение: оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий), погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

В силу части 3 ст.9 Федерального закона от 12 января 1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» услуги по погребению, указанные в п. 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных направлении деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции являются совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи). Отсутствие установленных расценок на услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню услуг по погребению создаёт предпосылки к возникновению коррупционных проявлений при выплате социального пособия на погребение, установленного ст. 10 ФЗ «О погребении и похоронном деле», не эффективному использованию бюджетных средств.

Однако, в нарушение ч.ч. 1,2 ст.9, ст. 18, ст.25, ст.26, ч. 1,2 ст.29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», п. 11 ст. 2 Закона КЧР «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике», ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, п.14 ст.7 Федерального закона «О противодействии коррупции» администрацией Кардоникского сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, не определена, финансовое обеспечение похоронного дела за счёт средств бюджета муниципального образования на территории поселения надлежащим образом не осуществляется.

Кроме того выявленные нарушения не соответствуют принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному ст. 34 Бюджетного кодекса.

Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела в администрации сельского поселения препятствует оказанию гарантированных услуг по погребению, чем нарушаются права жителей сельского поселения.

Сложившаяся ситуация способствует совершению коррупционных проявлений, так как отсутствие чёткой регламентации прав граждан и организаций может позволить органам местного самоуправления или организациям злоупотреблять правом заявителя.

Бездействием администрации Кардоникского сельского поселения Зеленчукского района нарушаются права неопределённого круга лиц. Бездействие выражено в неисполнении законных требований прокурора об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, а также бюджетного законодательства. Указанные нарушения законодательства являются недопустимыми и должны быть немедленно устранены.

Данное заявление подано прокурором в интересах неопределённого круга лиц, так как бездействие администрации Кардоникского сельского поселения касается сферы правоотношений, рассчитанных на неограниченный круг субъектов.

Согласно ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 №21-ФЗ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Предъявление прокурором иска в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав (статьи 15 и 46) и законных интересов неопределённого круга лиц обусловлено в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем для предупреждения возникновения коррупции в деятельности органов местного самоуправления.

В судебном заседании прокурор поддержал административный иск по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района –глава администрации ФИО1 иск прокурора признал, объяснил, что бюджет Кардоникского сельского поселения не позволяет в полном объеме исполнять положения Федерального закона «О погребении и похоронном деле», так как в основном бюджет сельского поселения формируется за счет налоговых платежей, но таковых мало. Поэтому в 2016 г. и первом полугодии 2017 года в бюджете ФИО2 средств на организацию услуг по погребению не было предусмотрено. Контроль за расходованием бюджетных средств специализированными службами по вопросам похоронного дела не осуществляется.

Специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории поселения отсутствует, В настоящее время решается вопрос о создании такой службы.

Заслушав прокурора, объяснения главы администрации Кардоникского сельского поселения, исследовав представленные в суд доказательства, суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 №21-ФЗ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Предъявление прокурором иска в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав (статьи 15 и 46) и законных интересов неопределённого круга лиц обусловлено в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем для предупреждения возникновения коррупции в деятельности органов местного самоуправления.

Судом установлено, что Кардоникским сельским поселением не исполняются требования ФЗ от 12.01.1996 г. № 8 ФЗ «О погребении и похоронном деле»

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Согласно ст. 25 Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно п. 11 ст. 2 Закона КЧР от 09.11.2015 №76-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения закреплено за сельскими поселениями.

Статьёй 26 Закона о погребении и похоронном деле определено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счёт средств соответствующих бюджетов. Финансовое обеспечение кладбищ, находящихся в ведении органов местного самоуправления, осуществляется за счёт средств бюджетов муниципальных образований.

Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 года №145-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счёт субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

В соответствии с Приказом Минфина России от 01.07.2013 №65 н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» оплата ритуальных услуг относится к расходам бюджета, на финансовое обеспечение возмещения федеральными органами исполнительной власти расходов на погребение, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Статьёй 29 Закона установлено, что органы местного самоуправления районов, поселений создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг на погребение:

-оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий), погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

В силу части 2 ст.9 Федерального закона от 12 января 1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» услуги по погребению, указанные в п. 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных направлении деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции являются совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи). Отсутствие установленных расценок на услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню услуг по погребению создаёт предпосылки к возникновению коррупционных проявлений при выплате социального пособия на погребение, установленного ст. 10 ФЗ «О погребении и похоронном деле», не эффективному использованию бюджетных средств.

Вместе с тем, в нарушение ч.ч. 1,2 ст.9, ст. 18, ст.25, ст.26, ч. 1,2 ст.29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», п. 11 ст. 2 Закона КЧР «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике», ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, п.14 ст.7 Федерального закона «О противодействии коррупции» администрацией Кардоникского сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, не определена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, финансовое обеспечение похоронного дела за счёт средств бюджета муниципального образования на территории поселения надлежащим образом не осуществляется.

Эти нарушения не соответствуют принципу эффективности использования бюджетных средств, установленных ст. 34 Бюджетного кодекса.

Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела в администрации сельского поселения препятствует оказанию гарантированных услуг по погребению, чем нарушаются права жителей сельского поселения.

Сложившаяся ситуация способствует совершению коррупционных проявлений, так как отсутствие чёткой регламентации прав граждан и организаций может позволить органам местного самоуправления или организациям злоупотреблять правом заявителя.

Бездействием администрации Кардоникского сельского поселения Зеленчукского района нарушаются права неопределённого круга лиц. Бездействие выражено в неисполнении законных требований прокурора об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, а также бюджетного законодательства. Указанные нарушения законодательства являются недопустимыми и должны быть немедленно устранены.

Исследованные доказательства подтверждают обоснованность административного иска прокурора Зеленчукского района КЧР.

На основании ст.ст.18, 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, п.11 ст.2 Закона КЧР от 09.11.2005 г. № 76-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в КЧР», руководствуясь ст. ст. 175- 180, 227 КАС РФ,

решил:

Удовлетворить административное исковое заявление прокурора Зеленчукского района КЧР к административному ответчику администрации Кардоникского сельского поселения.

Признать бездействие администрации Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР, выразившееся в не исполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле, незаконным, требования прокурора об их устранении законными.

Обязать администрацию Кардоникского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР устранить нарушения требований законодательства о погребении и похоронном деле, а именно: создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Кардоникского сельского поселения в срок до 31 декабря 2017 года.

Решение может быть обжаловано через Зеленчукский районный суд в судебную коллегию по административным делам Верховного суда КЧР в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 20 ноября 2017 года.

С у д ь я: