ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-793/2021 от 25.03.2021 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0-71

дело а-793/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2021 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> РБ в составе:

председательствующего судьи Проскуряковой Ю.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, пени

установил:

Межрайонная ИФНС по РБ обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, пени, указав в обоснование исковых требований на то, что, руководствуясь ст. 32, 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) инспекция надлежащим образом известила ФИО1 о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление, однако ФИО1 в установленные сроки не оплатила налог на доходы физического лица, а также налог на имущество физических лиц.

Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Мировым судьей был вынесен судебный приказ, но в связи с поступлением от должника возражений, судебный приказ был отменен.

Просит взыскать с ФИО1 налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ: в размере 29250 руб., пеня в размере 405,36 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 462 руб., пеня в размере 3,35 руб.

Представитель административного истца Межрайонная ИФНС по РБ ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала только в части взыскания налога на имущество. Исковые требования в части взыскания налога до доходы не признала, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала директором мебельного салона по трудовому договору у работодателя ФИО6 (ИП ФИО6, ООО «Элит»), который на тот момент являлся налоговым агентом и был обязан производить исчисления и удержание налога. При этом она полагала, что работодатель надлежащим образом исполняет налоговое законодательство и удерживает из заработной платы налоги, страховые взносы. За указанный период из налогового органа уведомлений о необходимости уплатить налог ей не приходило. Оснований не удерживать налог у работодателя не имелось. В срок до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, ФИО6 письменно не сообщал ни ей, как налогоплательщику, ни налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, о сумме неудержанного налога, что предусмотрено ч. 5 ст. 226 НК РФ. Об этом он сообщил в налоговый орган только в 2019 году, после того, когда узнал, что ответчик начала обращаться в различные инстанции с жалобами на него по несвоевременной выдаче заработной платы, утере трудовой книжки, неперечисление страховых взносов в Пенсионный фонд и просила провести проверку его деятельности.

Заинтересованные лица, не заявляющие самостоятельного требования относительно предмета спора, ФИО6 и ФИО7, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, обоснованных ходатайств об отложении судебного заседания в суд не направили.

В соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> РБ (http://oktiabrsky.bkr.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении копии определения о подготовке дела к судебному разбирательству с указанием всех реквизитов суда, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Изучив материалы дела, оценив все юридически значимые обстоятельства по делу, выслушав участника процесса, суд приходит к следующему.

На основании ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст.45 НК РФ).

В силу ч.2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговым периодом признается календарный год (ст.406 НК РФ).

В соответствии с ч. 3,4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Судом установлено, что ФИО1 является владельцем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый .

Межрайонная ИФНС России по <адрес>, надлежащим образом известила ФИО1 о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Наряду с этим ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлено требование об уплате налога с установленным сроком по оплате задолженности по налогу до ДД.ММ.ГГГГ.

Данное требование ответчиком оставлено без исполнения

В нарушение указанных выше норм, ФИО1, являющаяся собственником объектов налогообложения, не оплатила в полном объеме в установленные сроки сумму налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенных в границах городских округов.

С учета налоговые средства в указанный период сняты не были.

В силу п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также д ходы в виде материальной выгоды.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.

Указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 226 НК РФ лица именуются в главе 23 НК РФ налоговыми агентами.

Из пункта 2 статьи 226 НК РФ следует, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 НК РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

В соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме несдержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-11/566@ утверждены формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядок заполнения и формат ее представления в электронной форме, а также порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц (далее - Порядок).

Согласно разделу 1 Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц распространяется на налоговых агентов и устанавливает правила представления сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц налоговыми агентами в налоговые органы на бумажных носителях или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Справка представляется налоговыми агентами в налоговый орган в виде справки о доходах и суммах налога физического лица (форма 2-НДФЛ), действующей в соответствующем налоговом периоде.

Формирование сводных налоговых уведомлений производится на основании данных из справок о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ, представленных налоговыми агентами в налоговые органы Российской Федерации. При этом основанием для перерасчета НДФЛ на основании обращений налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации осуществляется после представления налоговым агентом уточняющих (аннулирующих) сведений.

Вместе с тем в случае несогласия с данными, содержащимися в справках по форме 2-НДФЛ, представленных налоговым агентом в налоговый орган, налогоплательщик вправе обратиться непосредственно к налоговому агенту о представлении в налоговый орган по месту своего учета уточняющей (аннулирующей) справки о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ. (Решение Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ N ЕД-3-9/4812@).

Как следует из пояснений представителя административного истца, ДД.ММ.ГГГГ налоговым агентом ФИО6 представлены в инспекцию сведения по форме 2-НДФЛ за 2016-2018 г. с признаком 2 (о невозможности удержать НДФЛ), с неудержанной суммой НДФЛ в отношении ФИО1

На основании представленных справок о доходах физического лица ответчику сформировано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на уплату НДФЛ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неуплатой налогоплательщиком НДФЛ на основании налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ инспекцией сформировано и направлено в адрес ФИО1 требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате НДФЛ и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое не было выполнено ответчиком. В этой связи, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который в последующем был отменен на основании поступившего от должника возражения.

Как было установлено в судебном заседании на основании представленных истцом по запросу суда справок о доходах физического лица ФИО1 2-НДФЛ, первоначально сданным налоговым агентом ФИО6 в адрес инспекции за 2016 год в 2017 году, за 2017 год в 2018 году, за 2018 год в 2019 году., они содержали признак 1, который в соответствии с Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-11/566@ означает, что справка 2-НДФЛ представляется в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ и налог в бюджет перечислен.

При этом, к исковому заявлению Межрайонной ИФНС по РБ приложены справки о доходах физического лица формы 2-НДФЛ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, с признаком 2, который означает, что справка 2-НДФЛ представляется в соответствии с п.5 ст. 226 и (или) п. 14 ст. 226.1 НК РФ и отражает сведения о доходах физлиц, с которых удержать налог не удалось.

Данные справки были представлены налоговым агентом ФИО6 в налоговый орган в 2019 году, из их содержания следует, что за 2016 год ответчиком получен доход в размере 108000 руб., исчисленная сумма налога – 14040 руб.; за 2017 год получен доход в размере 81000 руб., исчисленная сумма налога – 10530 руб.; за2018 год получен доход в размере 36000 руб., исчисленная сумма налога – 4680 руб.

Во всех вышеуказанных справках с признаком 1 и с признаком 2 указано, что удержанная сумма налога составляет 0 рублей.

По данному факту, представитель истца в судебном заседании предположила, что при подаче в инспекцию справок за 2016 год в 2017 году, за 2017 год в 2018 году, за 2018 год в 2019 году налоговым агентом ФИО6 была допущена ошибка, вместо признака 2 указан признак 1.

Допущенная ошибка также не была замечена налоговым органом, только в 2019 году, когда ФИО6 обратился в Межрайонную ИФНС России по <адрес> с корректировочной справкой 2-НДФЛ, указав в ней признак 2, ответчику было сформировано налоговое уведомление и требование об уплате налога на доходы физлиц за период с 2016 по 2018 годы, что по мнению представителя истца допустимо и действия должностных лиц инспекции по формированию ответчику налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ на основании справок от ДД.ММ.ГГГГ о доходах физического лица за 2016, 2017, 2018 г. соответствуют НК РФ.

При рассмотрении дела суду не удалось установить причины, по которым налоговым агентом ФИО6 не были соблюдены требования п.5 ст.226 НК РФ, в соответствии с которым он обязан был в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

ФИО6 и ФИО7, привлеченные судом к участию в деле на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц, не заявляющие самостоятельного требования относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, по запросу суда не представили расходно-кассовые ордера в отношении ФИО1, информацию о размере заработной платы ФИО1 в период с 2016 года по 2018 год, об исчислении и удержании из заработной платы ФИО1 налога за период с 2016 по 2018 годы.

Вместе с тем, суд не может оставить без внимания доводы административного ответчика о том, что в случае невозможности удержать налог по каким-либо причинам, налоговый агент ФИО6 должен был сообщить об этом и ФИО1, и в налоговый орган не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, но он ежегодно представлял в налоговый орган справки о доходах ФИО1 по форме 2-НДФЛ, с признаком 1, который подразумевает, что налог исчислен и удержан. Налоговый орган, ежегодно принимающий данные справки не принял мер реагирования, за весь период работы у работодателя ФИО6 с 2014 по 2018 год в ее адрес налоговым органом не направлялись уведомления и требования об уплате налога на доход в порядке ст. 228 НК РФ, следовательно налоговых задолженностей не имелось.

Довод административного истца о том, что действия должностных лиц инспекции по формированию ответчику налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ на основании справок от ДД.ММ.ГГГГ о доходах физического лица за 3 года-2016, 2017, 2018 соответствуют НК РФ, не может быть принят судом во внимание, поскольку в соответствии с п. 2.1 ст. 52 НК РФ, на которую ссылается истец, перерасчет сумм ранее исчисленных налогов осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом по таким видам налога как транспортный, земельный, налог на имущество физических лиц. Данная норма не относится к налогам на доходы физлиц.

В соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики осуществляют уплату налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

В то время, как административным истцом в адрес налогоплательщика ФИО1 налоговое уведомление о необходимости уплатить налог на доходы физлиц за 2016, 2017, 2018 годы направлено лишь только ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание все обстоятельства по делу, учитывая объяснения сторон, письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу о том, что в действиях административного ответчика ФИО1 не усматривается нарушений налогового законодательства в части неуплаты налога на доход физических лиц, поскольку работодателем ФИО4, как налоговым агентом, не выполнены свои обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, в обязанности которого входит исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата сумму налога в бюджет.

Налоговый агент ФИО4 обязан был удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика ФИО1 при их фактической выплате. Как видно из справок о доходах по форме 2-НДФЛ за 2016, 2017, 2018 годы ФИО1 ежемесячно производилось начисление заработной платы, что не позволяет сделать вывод о наличии оснований для невозможности удержать налог. Кроме того, налоговый агент ФИО6 не сообщал о невозможности удержать налог ни ФИО1, ни в налоговый орган в сроки, установленные налоговым законодательством.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, пени.

На основании ст. 114 КАС РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб., так как истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, пени,– удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ИНН <***> недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам, расположенным в границах городских округов в размере 462 рубля 00 копеек, пени в размере 3, 35 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

В остальной части в удовлетворении исковых требований –отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Октябрьского

районного суда <адрес> РБ Ю.В. Проскурякова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Ю.В. Проскурякова

Решение25.04.2021