к делу №а-801/2022
23RS0№-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2022 г. город Белореченск.
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Черепова Р.В.,
секретаря судебного заседания Григорян В.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представившего удостов. № 5156 и ордер №982359 от 14.04.2022 г.,
представителя административного ответчика по доверенности № Д-1 от 10.01.2022 г. - ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 атольевича к ОМВД России по Белореченскому району Краснодарского края о признании незаконными действия (бездействия) и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец просит суд признать незаконными действия (бездействия) отдела Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю по Белореченскому району Краснодарского края, выразившееся в неоплате вознаграждения труда адвоката ФИО1 в соответствии с Постановлением об оплате труда адвоката по уголовному делу № в отношении ФИО4 и обязать отдел Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю в Белореченском районе устранить допущенные нарушения, оплатив труд адвоката Наумой Ирины Юрьевны согласно вышеуказанного постановления на общую сумму 18 030 рублей путем перечисления денежных средств на расчетный счет адвокатского кабинета.
В обоснование заявленных требований административный истец пояснил, что она работает адвокатом Адвокатского кабинета Адвокатской палаты Краснодарского края. По дежурству и назначению она участвовала в уголовных делах согласно ст. ст. 50, ст.51 УПК РФ. В настоящее время по одному уголовному делу за период 2020-2021 г. оплата ОМВД России по Белореченскому району Краснодарского края ей произведена не была. Данное постановление по оплате труда адвоката было подписано следователем, начальником следственного отдела и утверждены начальником отдела МВД России по Белореченскому району. Однако данное постановление было возвращено без оплаты, со ссылкой бухгалтерии отдела МВД России по Белореченскому району на то, что финансовое обеспечение расходных обязательств по выплате процессуальных издержек подлежат осуществлению в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. При этом, операции по исполнению бюджета подлежат завершению 31 декабря, когда прекращает свое действие бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года.
В данном случае, при участии на предварительном следствии по ст. 50, ст.51 УПК РФ административный истец, как адвокат, участвовала в следственных действиях и считает, что имеются все основания для оплаты её труда независимо от операции по исполнению бюджета. Уголовное дело было начато в конце 2020 г. и закончено в январе 2021 года, соответственно, заявление на оплату административным истцом было подано после окончания предварительного расследования. Разграничивать постановления по оплате на 2020 и 2021г. по одному уголовному делу нет необходимости. Период подачи заявления и оплаты зависят так же от длительности расследования уголовного дела, проверки и подписания постановления по оплате труда адвоката следователем, и вышестоящим руководством.
Сроки исковой давности в настоящее время не истекли и данную задолженность необходимо оплатить из средств Федерального бюджета. В добровольном порядке это невозможно, и данные постановления уже возвращены с указанием бухгалтерии ОМВД о невозможности их реализации.
В настоящее время не оплачено постановление по уголовному делу с участием административного истца как защитника.
Уголовное дело № в отношении ФИО4 в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.155, ч.1 ст.161, ч.1 ст.158, ч. 1 ст. 161, п. а ч. 2 ст. 161, ч. 2 ст. 159 УК РФ, срок предварительного следствия составляет с дата по дата С участием защитника ФИО1 выполнялись следующие следственные действия: допрос в качестве подозреваемого (дата), допрос в качестве подозреваемого, задержание (дата, дата), предъявление обвинения, допрос в качестве обвиняемого, мера пресечения в суде (17.10.2020г – выходной), допрос обвиняемого, ознакомление с заключением эксперта (13.11.2020г., 11.12.2020г.), продление стражи в суде (15.12.2020г.), очная ставка (16.12.2020г.), предъявление обвинения, допрос в качестве обвиняемого, уведомление об окончании следственных действий (17.12.2020г.), продление меры пресечения, ознакомление обвиняемого с материалами уголовного дела (12.01.2021г.). Всего затрачено 10 дней, из них 1 день в выходной. ФИО5 обвиняется в совершении более трех преступлений, оплату услуг адвоката следует произвести из денежных фондов Федерального бюджета из расчета 1680 рублей фиксированной ставки оплаты в день в 2020 году 9 дней, из них один в выходной, и 1 день в 2021 году – 1930 рублей, на общую сумму 18030 рублей (в связи со сложностью уголовного дела, более трех преступлений).
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила заявление в котором поддерживает административные исковые требования, настаивает на их удовлетворении, дело просит рассмотреть в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, полностью поддержал заявленные требования, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика, заявленные административные исковые требования не признала, пояснив, что оснований для удовлетворения административных исковых требований нет.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает правильным в удовлетворении административных исковых требований отказать по следующим основаниям.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ «гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п.5 ч.3 ст. 49 УПК РФ защитник допускается к делу с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.
Положения ст. 50 УПК РФ определяют, что в случае участия адвоката в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 8 ст. 25 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определено, что труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов.
Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии требованиями ст. 131 УПК РФ процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.
К процессуальным издержкам относятся: суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым, а также адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, на покрытие расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием (расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
Порядок и размеры возмещения процессуальных издержек, за исключением размеров процессуальных издержек, предусмотренных пунктами 2 и 8 части второй настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В ст. 23. Постановления Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» указано, что при определении размера вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, подлежит учету время, затраченное адвокатом на осуществление полномочий, предусмотренных частями первой и второй статьи 53 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также на осуществление других действий адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи при условии предоставления подтверждающих документов.
Время занятости адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, исчисляется в днях, в которые он был фактически занят осуществлением полномочий адвоката по соответствующему уголовному делу, вне зависимости от продолжительности работы по данному уголовному делу в течение дня, в том числе в течение нерабочего праздничного дня или выходного дня либо ночного времени.
Размер вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, исчисляется со дня возникновения или прекращения фактических обстоятельств, указанных в пункте 22 (1) настоящего Положения.
В случае осуществления полномочий адвокатом хотя бы частично в ночное время размер его вознаграждения устанавливается за данный день по ночному времени.
При длительном участии переводчика, а также адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, заявление подается переводчиком или адвокатом, участвующим в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, соответственно в орган дознания, орган предварительного следствия или суд ежемесячно, в соответствии с пунктом 26 Постановления Правительства.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Правительства возмещение процессуальных издержек подотчетным лицам по уголовным делам в размере, установленном пунктами 2 - 11, 19, 20, 22, 22(1), 24 и 24(1) настоящего Положения, а также выплата вознаграждения адвокату осуществляются на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определения суда (решение уполномоченного государственного органа), вынесенного по результатам рассмотрения письменного заявления указанных лиц или их представителей, составленного в произвольной форме, с приложением в случаях, предусмотренных пунктами 5, 9, 12 - 18, 22, 23, 24 и 24(1) настоящего Положения, соответствующих документов, за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на указанные цели федеральным судам общей юрисдикции, государственным органам, наделенным полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, после исполнения подотчетными лицами своих процессуальных обязанностей.
В соответствии со ст.28. Положения решение уполномоченного государственного органа, указанное в пункте 25 настоящего Положения, заверенное печатью этого органа, направляется в соответствующую финансовую службу (орган, подразделение органа) для выплаты денежных сумм подотчетным лицам или их представителям по месту ее нахождения или посредством перечисления указанных в решении денежных сумм на текущий (расчетный) счет подотчетного лица по его ходатайству.
Частью 1 ст. 132 УПК РФ определено, что процессуальные издержки взыскиваются с осужденных, а также с лиц, уголовное дело или уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, не дающим права на реабилитацию, или возмещаются за счет средств федерального бюджета.
При этом пунктом 4 Постановления Правительства определено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на содержание судов и государственных органов, наделенных полномочиями по производству дознания и предварительного следствия.
В соответствии с пунктом 1 ст. 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Пунктом 3 этой же статьи БК РФ определено, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий казначейское обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.
Согласно представленным ФИО1 документам и пояснениям ее представителя следует, что уголовное дело № в отношении ФИО4 в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.155, ч.1 ст.161, ч.1 ст.158, ч. 1 ст. 161, п. а ч. 2 ст. 161, ч. 2 ст. 159 УК РФ, срок предварительного следствия составляет с дата по дата С участием защитника ФИО1 выполнялись следующие следственные действия: допрос в качестве подозреваемого (дата), допрос в качестве подозреваемого, задержание (дата, дата), предъявление обвинения, допрос в качестве обвиняемого, мера пресечения в суде (17.10.2020г – выходной), допрос обвиняемого, ознакомление с заключением эксперта (13.11.2020г., 11.12.2020г.), продление стражи в суде (15.12.2020г.), очная ставка (16.12.2020г.), предъявление обвинения, допрос в качестве обвиняемого, уведомление об окончании следственных действий (17.12.2020г.), продление меры пресечения, ознакомление обвиняемого с материалами уголовного дела (12.01.2021г.). Всего затрачено 10 дней, из них 1 день в выходной. ФИО5 обвиняется в совершении более трех преступлений, оплату услуг адвоката следует произвести из денежных фондов Федерального бюджета из расчета 1680 рублей фиксированной ставки оплаты в день в 2020 году 9 дней, из них один в выходной, и 1 день в 2021 году – 1930 рублей, на общую сумму 18030 рублей (в связи со сложностью уголовного дела, более трех преступлений).
В соответствии с пп. 63 п. 12 Указа Президента Российской Федерации от дата № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации орган государственной власти является получателем бюджетных средств, из чего следует, что Отдел МВД России по Белореченскому району финансируется за счет средств федерального бюджета, и расходует их в строгом соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч.1. ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 этой же статьи финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
На основании ч. 9 ст. 161 БК Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.
Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, на основании ч. 11 ст. 161 БК РФ.
Согласно Указу Президента РФ от 21.01.2020 N 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» - Министерство внутренних дел РФ входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
На основании всего вышеизложенного и в своей совокупности, оплата услуг адвоката по постановлениям следователей (дознавателей) производится только после предоставления указанных постановлений, оформленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240. Однако оплата действий адвоката ФИО1, произведенных в 2020 году по уголовным делам Отделом МВД России по Белореченскому району не может быть произведена в связи с тем, что, финансирование финансового 2020 года прекращено 31.12.2020, а в указанный период времени заявлений от ФИО1 на оплату его услуг не поступало, в то время как указано выше, при длительном участии адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, заявление подается адвокатом, участвующим в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, соответственно в орган дознания, орган предварительного следствия или суд ежемесячно, в соответствии с пунктом 26 Постановления Правительства.
Таким образом действия (бездействия) Отдела МВД России по Белореченскому району по неоплате постановлений на оплату услуг адвоката по уголовным делам, произведенных в 2020 году и вынесенных за пределами финансового года, соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Кроме того, достоверно установлено, что административным истцом требования законодательтства проигнорированы, заявления об оплате услуг адвоката им поданы по окончанию предварительного расследования, то есть в 2021 году, что и указано в административном исковом заявлении.
Таким образом ФИО1 зная о требованиях УПК РФ, Постановления Правительства РФ 1240, Бюджетного кодекса РФ, не реализовала свое право на оплату своих услуг в качестве адвоката, не направив заявление о выплате денежных средств за участие в уголовных делах в 2020 году, административный истец указывает на не оплату за следственные действия с ее участием, имевшие место в 2021 году, в связи с чем Отдел МВД России по Белореченскому району был лишен законной возможности на реализацию норм УПК РФ, Постановления Правительства и БК РФ в установленные законом сроки.
Сведений о том, что административный истец обращался к административному ответчику с соответствующими заявлениями и ему в выплатах было отказано, либо не произведены соответствующие выплаты, суду не представлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, ст. 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к ОМВД России по Белореченскому району Краснодарского края о признании незаконными действия (бездействии) и обязании, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 14 апреля 2022 года.
Судья Черепов Р.В.