ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-804/2022 от 02.03.2022 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

К делу а-804/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 марта 2022 года <адрес>

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи – Хуаде А.Х., при секретаре судебного заседания ФИО8,

с участием административного истца ФИО1, представителей административного ответчика ГКУ РА «Центр труда и социальной защиты населения» по доверенности ФИО9 и ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 ГКУ РА «Центр труда и социальной защиты населения» о признании решения об отказе в назначении и выплате единовременной выплаты незаконным и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратилась в суд с административным иском к ГКУ РА «Центр труда и социальной защиты населения»о признании решения об отказе в назначении и выплате единовременной выплаты незаконным и возложении обязанности. В обоснование указала, что она является матерью троих детей ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с рождением третьего ребенка она обратилась к ответчику с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты, как нуждающейся в поддержке семьи при рождении третьего ребенка, а также выплате единовременного пособия многодетной семье на третьего ребенка.

Согласно протоколу ЕКУ РА «ЦТСЗН» вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка. Согласно протоколу ГКУ РА «ЦТСЗН» вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе выплаты единовременного пособия многодетной семье на 3 ребёнка. Считает решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, так как они противоречат федеральным законам и гарантированным Конституцией РФ правам, нарушают ее права на назначение и выплату пособий в связи с рождением третьего ребенка.

Просит суд признать незаконными и отменить решение Государственного Казенного Учреждения Республики Адыгея «Центр труда и Социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении 3 ребенка вынесенное на основании протокола ГКУ РА «ЦТСЗН»; признать незаконным и отменить Решение Государственного Казенного Учреждения Республики Адыгея «Центр труда и Социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе выплаты единовременного пособия многодетной семье на 3 ребёнка вынесенное на основании протокола ГКУ РА «ЦТСЗН»; признать за ней право на меру социальной поддержки в виде назначения пособия в виде ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и назначении и выплате единовременного пособия многодетной семье на 3 ребёнка; обязать Государственное Казенное Учреждение Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» назначить ей и выплатить пособия в виде ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и единовременного пособия многодетной семье на 3 ребёнка.

В письменных возражениях относительно административных требований, административный ответчик указал, что пунктом 4 ст. 7 Закона «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» предусмотрена мера социальной поддержки многодетной семьи в виде единовременной выплаты в размере 50000 рублей на третьего ребенка или последующих детей, родившихся (усыновленных) начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее многодетная семья не воспользовалась правом на получение единовременной выплаты.

Статей 7.1. Закона установлено, что право на получение единовременной выплаты имеет один из родителей (усыновитель) на третьего ребенка или последующих детей, рождение которых зарегистрировано органами записи актов гражданского состояния по месту жительства родителей (усыновителей) на территории Республики Адыгея.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ГКУ РА «ЦТСЗН» с заявлениями о назначении единовременной выплаты на третьего ребенка и ежемесячной денежной выплаты, в связи с рождением третьего ребенка, на ФИО5 Согласно свидетельству о рождении сер. VI-АГ , предоставленному заявителем, рождение ФИО5 зарегистрировано Отделом записи актов гражданского состояния Центрального внутригородского округа <адрес> управления записи актов гражданского состояния <адрес>.

С учетом предоставленных документов, 10.09.2021г. были приняты решения об отказе в назначении единовременной выплаты на основании п. 1 ст.7.1. Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» и об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка, в соответствии с п. 3 Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Закона Республики Адыгея «О ежемесячной денежной выплате нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей». Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала исковые требования и просила удовлетворить.

Представители административного ответчика ГКУ РА «Центр труда и социальной защиты населения»доводы письменных возражений поддержали и возражали против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 матерью троих малолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ГКУ РА «ЦТСЗН» с заявлениями о назначении единовременной выплаты на третьего ребенка и ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка на ФИО5

Согласно протоколу ГКУ РА «ЦТСЗН» вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка.

Согласно протоколу ГКУ РА «ЦТСЗН» вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе выплаты единовременного пособия многодетной семье на третьего ребёнка.

Основанием вынесения оспариваемых решений об отказе в выплате единовременного пособия многодетной семье на 3 ребенка согласно протоколу послужило получение свидетельства о рождении Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес>, что противоречит требованиям п. 1 ст. 7.1 Закона РА от 28.09.1994г. «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» согласно которому право на получение единовременной выплаты имеют родители на 3 ребёнка, рождение которых зарегистрировано органами ЗАГС по месту жительства родителей на территории Республики Адыгея.

Основанием отказа по решению от ДД.ММ.ГГГГ согласно протоколу является выдача свидетельства о рождении ребенка в <адрес>, что противоречит требованиям п. 3 Постановления Кабинета Министров РА от 07.02.2020г. «О ежемесячной денежной выплате нуждающимся в поддержке семьям при рождении 3 ребенка или последующих детей», согласно которого данная выплата устанавливается для детей, рождение которых зарегистрировано органами ЗАГС по месту жительства родителей на территории Республики Адыгея.

Таким образом, оснований для признания оспариваемых решений административного ответчика незаконными и их отмене, судом не усматривается.

Вместе с тем, в соответствии с Конституцией Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Статьей 7 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N 117-1 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства»предусмотрено, что в <адрес> за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея многодетным семьям устанавливаются меры социальной поддержки.

Пункт 4 ч. 1 ст. 7 Закона РА от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» устанавливает меру социальной поддержки в виде единовременной выплаты пособия на рождение третьего ребенка.

В частности пунктом 4 части 1 данной статьи установлена мера социальной поддержки в виде единовременной выплаты в размере 50000 рублей на третьего ребенка или последующих детей, родившихся (усыновленных) начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее многодетная семья не воспользовалась правом на получение единовременной выплаты (далее - единовременная выплата).

Нормативными правовыми актами Республики Адыгея установлен территориальный ценз, согласно которому, в целях получения указанной государственной услуги, необходимо, чтобы рождение ребенка было зарегистрировано органами записи актов гражданского состояния на территории Республики Адыгея по месту жительства родителей.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об актах гражданского состояния» от ДД.ММ.ГГГГ № 143-ФЗ свидетельство о рождении ребенка можно получить по месту фактического рождения ребенка.

При этом административный истец, как мать ребенка, так и отец ребенка зарегистрированы и постоянно проживают в <адрес>, по адресу: <адрес>. На территории <адрес> или иного субъекта Российской Федерации не проживают.Факт регистрации рождения ребенка на территории другого региона не порождает для истца каких-либо прав на получение государственной социальной поддержки на территории этого региона. Один лишь факт получения свидетельства о рождении на территории <адрес> не может сам по себе служить основанием ограничения реализации прав и свобод административного истца и членов ее семьи, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Доказательств получения ФИО1 единовременной выплаты на третьего ребенка административным ответчиком в нарушение положений ст.62 КАС РФ суду представлено не было.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на получение единовременной выплаты в связи с рождением третьего ребенка ФИО5, в размере 50 000 руб.

При таких обстоятельствах, учитывая наличие у ФИО1 права на получение единовременной выплаты в размере 50000 рублей на третьего ребенка, суд считает заявленные административным истцом требования в части признания за ней права на меры социальной поддержки и возложении обязанности назначить и выплатить единовременную выплату при рождении третьего ребенка обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО11 ЗухрыАскарбиевны к ГКУ РА «Центр труда и социальной защиты населения» о признании решения об отказе в назначении и выплате единовременной выплаты незаконным и возложении обязанности, удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на меру социальной поддержки в виде назначения пособия в виде ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и назначении и выплате единовременного пособия многодетной семье на третьего ребёнка.

Обязать Государственное Казенное Учреждение Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» назначить ФИО1 и выплатить пособие в виде ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и единовременного пособия многодетной семье на третьего ребёнка, установленное Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N 117-1 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства».

В удовлетворении требований ФИО6 признании незаконными и отмене решения Государственного Казенного Учреждения Республики Адыгея «Центр труда и Социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка, вынесенное на основании протокола ГКУ РА «ЦТСЗН» и о признании незаконным и отменерешения Государственного Казенного Учреждения Республики Адыгея «Центр труда исоциальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе выплаты единовременного пособия многодетной семье на третьего ребёнка, вынесенное на основании протокола ГКУ РА «ЦТСЗН» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба через Майкопский городской суд в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись А.Х. Хуаде

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

УИД 01RS0-52

Подлинник решения находится в материалах дела

а-804/2022 в Майкопском городском суде <адрес>