Дело №а-809/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2020 года <адрес>
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Рахимовой С.К.,
при секретаре ФИО5,
с участием представителя административных истцов ШВГ представителя административного ответчика администрации городского округа города ГЭР административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ПСС, СИМ к администрации городского округа <адрес>, должностным лицам администрации <адрес>АИС, НАИ о признании действий должностных лиц об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия незаконными, возложении обязанности на орган местного самоуправления информировать организаторов публичного мероприятия о датах, времени и теме митингов, заявленных ранее,
УСТАНОВИЛ:
ПСС., СИМ. обратились с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации городского округа <адрес>, должностным лицам администрации города АИС, <данные изъяты>
В обоснование иска указали, что согласно распоряжению главы администрации ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ№р, уполномоченным представителем администрации ГО <адрес> РБ и ответственным за принятие и регистрацию уведомлений о проведении публичных мероприятий назначен начальник информационно-аналитического отдела, то есть НАИДД.ММ.ГГГГ ими были поданы уведомления на митинги на 16, 17, 18, 19, ДД.ММ.ГГГГ с 14.00 до 17.59 часов. В это же время, ДД.ММ.ГГГГ ими поданы заявления о предоставлении информации о теме публичного мероприятия, в случае, если оно заявлено и согласовано на эти же даты. Информация была запрошена немедленно в документированном виде, т.к. актуальность этой информации теряет смысл, если она будет выдана позже.ДД.ММ.ГГГГ ими были получены ответы из Администрации <адрес> за подписью АИС., подготовленные НАИ., о невозможности согласования митингов на 16, 17, 18, ДД.ММ.ГГГГ по причине согласования на эти даты публичных мероприятий, ранее заявленных другими организаторами.Также ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ № о том, что уведомление на митинг на ДД.ММ.ГГГГ было подано с нарушением срока.ДД.ММ.ГГГГ уведомление подано на ДД.ММ.ГГГГ за 15 дней, в соответствии с частью 6 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Также полагают, что их право нарушено тем, что ответчики не дали информацию о теме митинга, на котором они имели право принять участие.Митинги на 16 - ДД.ММ.ГГГГ уже состоятся, когда через месяц они получат ответы на запрос информации.
Просили суд, признать незаконным действие должностных лиц Администрации ГО <адрес>АИС., НАИ. в отказе в согласовании митингов на 16,17,18,19.03.2020без предложения альтернативных мест и времени для проведения публичных мероприятий и воспрепятствующим законному проведению митингов; признать незаконным ответ должностных лиц Администрации ГО <адрес>АИСНАИ от ДД.ММ.ГГГГ 47/12-2288 о том, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на проведение публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ подано с несоблюдением сроков подачи уведомления и воспрепятствующим законному проведению митинга; возложить на Администрацию ГО <адрес> обязанность информировать организаторов публичных мероприятий о датах, времени и теме митингов, заявленных ранее.
В ходе рассмотрения дела, представитель административного истца ШВГ административное исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации городского округа <адрес>ГЭР просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку действия должностных лиц законны, ответ на обращение относительно дат, времени и теме митингов, заявителям был дан в установленный ФЗ № срок.
Административный ответчик НАИ с требованиями административных истцов не согласился, просил в иске отказать, пояснив, что ответ на обращение заявителей о теме и времени проведения митингов был дан в письменной форма, а согласовать иное время и место проведения публичного мероприятия не представляется возможным, поскольку поступает много уведомлений о проведении митингов.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в суд не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав доводы участвующих лиц, исследовав материалы дела, и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ с 09 часов 30 мин. до 09 часов 35 мин. от административных истцов в администрацию <адрес> поступили уведомления о проведении публичного мероприятия в форме митинга на площади перед кинотеатром «Октябрь», на пересечении <адрес> на 16, 17, 18, 19, ДД.ММ.ГГГГ с 16 часов 00 минут до 17 часов 59 минут. с предполагаемым количеством участников 495 человек. Цель мероприятия: выразить мнение горожан, а также жителей близлежащих территорий по темам: социально-экономического положения граждан; реформе в сфере обращения с отходами и перехода к раздельному сбору и переработке мусора; проблема реализации права на благоприятную окружающую среду и доступа к экологической информации.
Указанные уведомления подписаны в частности административными истцами ПСССИМ
Уведомления приняты уполномоченным представителем администрации городского округа <адрес> и ответственным за принятие и регистрацию уведомлений о проведении публичных мероприятий начальником информационно - аналитического отдела НАГ
Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ за №№, 47/12-2285, 47/12-2286, 47/12-2287 заместитель главы администрации <адрес>АИС. уведомила организаторов публичных мероприятий о том, что органом местного самоуправления не представляется возможным согласовать проведение публичного мероприятия, так как в администрацию ранее поступили уведомления о проведении публичных мероприятий в указанных административными истцами месте и времени.
Обращаясь в суд с настоящим иском, административные истцы, ссылаясь на нарушение ответчиком положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также на нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав собираться мирно, проводить собрания, митинги, поскольку отказав в согласовании митинга, орган местного самоуправления не предложил альтернативное место и (или) время проведения публичного мероприятия.
Суд принимая внимание обстоятельна дела, полагает необходимым согласиться с доводами административных истцов, по следующим основаниям.
В силу Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31).
На обеспечение реализации указанного конституционного права граждан Российской Федерации направлен Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", предусматривающий, что организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (пункт 1 части 3 статьи 5).
В соответствии с положениями названного федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 4 статьи 5, часть 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
После получения уведомления о проведении публичного мероприятия уполномоченный орган в силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения указанного уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного федерального закона.
Уполномоченный орган отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированным в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами.
При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.
Изложенное полностью согласуется с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 13 постановления от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", о том, что судам следует учитывать, что при направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретные место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению.
Вместе с тем, уведомления от ДД.ММ.ГГГГ за №№, № о невозможности согласования проведения публичного мероприятия направленные заместителем главы администрации <адрес>АИС в адрес организаторов публичных мероприятий в нарушении Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и разъяснений данных в вышеуказанном Постановлении Пленума не содержат предложения об изменении места и (или) время проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения целей этого мероприятия.
Следовательно, доводы истцов о незаконности действия должностного лица в части отказа в согласовании митингов ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ без альтернативного предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения целей этого мероприятия нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Оснований для признания действия должностного лица администрации <адрес>НАИ об отказе в согласовании митингов у суда не имеется, поскольку в материалах дела не содержится сведений о том, что им принимались решения в части согласования митингов в указные выше даты.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением административные истцы также просят признать незаконным ответ должностных лиц администрации ГО <адрес>АИС., НАИ от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на проведение публичного мероприятия на ДД.ММ.ГГГГ подано с несоблюдением сроков подачи уведомления.
Суд принимая внимание обстоятельна дела, полагает необходимым согласиться с требованиями административных истцов, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Из разъяснений, данных в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" следует, что сроки подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях и исчисляемые в календарных днях, не включают дни направления уведомления и проведения публичных мероприятий.
Соответственно, уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть получено органом публичной власти не ранее дня, после которого остается 15 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия, и не позднее дня, после которого остается 10 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия.
Принимая во внимание, что уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга на ДД.ММ.ГГГГ подано ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с учетом положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и вышеуказанных разъяснений, данных в Постановлении Пленума, суд полагает, что уведомление о проведении публичного мероприятия на ДД.ММ.ГГГГ подано в установленный законом срок.
Принимая во внимание указные обстоятельства, следует признать, что ответ должностного лица администрации <адрес>АИС. от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что уведомление о проведении публичного мероприятия на ДД.ММ.ГГГГ подано с несоблюдением срока его подачи, не согласуется с вышеприведенной нормой права и разъяснениями, данными в вышеуказанном Постановлении Пленума.
В части требований административных истцов к административному ответчику НАИ., следует отказать, поскольку данный ответ дан не им, а АИС
Также суд не находит оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности информировать организаторов публичного мероприятия о датах, времени и теме митингов, заявленных ранее, поскольку Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" такая обязанность на него не возлагается.
Вместе при обращении в орган местного самоуправления, организаторы публичного мероприятия не лишены права на получение такой информации в установленном законом порядке. При этом, суд также принимает во внимание, что на обращения организаторов публичных мероприятий о предоставлении информации, органом местного самоуправления запрашиваемая информация была предоставлена.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 270-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ПСС, СИМ к администрации городского округа <адрес>, должностным лицам администрации <адрес>АИС, НАИ о признании действий должностных лиц об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия незаконными, возложении обязанности на орган местного самоуправления информировать организаторов публичного мероприятия о датах, времени и теме митингов, заявленных ранее - удовлетворить частично.
Признать незаконным действие должностного лицазаместителя главы администрации ГО <адрес> по социальным вопросам <данные изъяты> об отказе в согласовании митингов на ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ без предложения альтернативных мест и (или) времени для проведения публичных мероприятий.
Признать незаконным ответ должностного лицазаместителя главы администрации ГО <адрес> по социальным вопросам АИС от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о проведении публичного мероприятия на ДД.ММ.ГГГГ подано с несоблюдением сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
В остальной части административного искового заявления - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нефтекамский городской суд.
Судья С.К.Рахимова
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.