Дело №а-80/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский «18» января 2019 года
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Захарова Р.П.,
при секретаре судебного заседания Пряхиной И.А.,
с участием административного истца – помощника прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Серединцева С.Н.,
административного ответчика – представителя администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области ФИО1, имеющего высшее юридическое образование, действующего на основании доверенности от 18.01.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новоаннинского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании выполнить действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новоаннинского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с административным иском к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании выполнить действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства. В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в деятельности администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой установлено, что по состоянию на 31.10.2018 года администрацией района не утверждена и не разработана муниципальная программа по профилактике терроризма и экстремизма на территории Новоаннинского муниципального района. Частью 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» противодействие экстремистской деятельности основывается, в том числе и на принципе приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности. В силу статьи 5 указанного закона в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Статьей 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений. Согласно п. 5 «Концепции противодействия терроризму в РФ», утвержденной 05.10.2009 года, общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно п. 7 Концепции субъектами противодействия терроризму являются, в том числе, органы местного самоуправления. Пунктом 11 Концепции установлено, что к одним из основных задач противодействия терроризму относится предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера, а также противодействие распространению идеологии терроризма и активация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий. Меры организационно-технического характера (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшения технической оснащенности субъектов противодействия терроризму), является одной из основных мер предупреждения (профилактике) терроризма (п. 21 Концепции). Прокуратурой района по выявленным нарушениям в адрес главы администрации Новоаннинского муниципального района 31.10.2018 года вынесено представление с требованием принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений законодательства. Администрация района в ответе от 29.11.2018 года указала, что на территории Новоаннинского муниципального района Волгоградской области действует муниципальная программа «Профилактика правонарушений на территории Новоаннинского муниципального района Волгоградской области на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением администрации Новоаннинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-а. Однако, данная программа предусматривает частичные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма, и не устанавливает финансового обеспечения профилактики терроризма и экстремизма в целом. Таким образом, администрацией Новоаннинского муниципального района Волгоградской области не приняты меры по устранению указанных нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, указанные в представлении прокуратуры от 31.10.2018 года, чем проявлено бездействие. Просит суд: признать незаконным бездействие администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в не разработке и непринятии муниципальной программы по вопросам профилактики терроризма и экстремизма на территории Новоаннинского муниципального района Волгоградской области; обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области разработать и принять муниципальную программу (программы) по вопросам профилактики терроризма и экстремизма на территории Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
Административный истец – помощник прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Серединцев С.Н. в судебном заседании заявленные требования уточнил, просит признать незаконным бездействие администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в не разработке и непринятии муниципальной программы по вопросам профилактики терроризма и экстремизма на территории Новоаннинского муниципального района Волгоградской области и обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и принять муниципальную программу (программы) по вопросам профилактики терроризма и экстремизма на территории Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
Административный ответчик – представитель администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в судебном заседании возражает в удовлетворении административного искового заявления прокурора Новоаннинского района Волгоградской области, пояснив, что в настоящее время ведется работа по разработке муниципальной программы по вопросам профилактики терроризма и экстремизма на территории Новоаннинского муниципального района.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (ч. 6.1 ст. 15).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» противодействие экстремистской деятельности основывается, в т ом числе, и на принципе приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности. В целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5).
Приказом Президента РФ от 28.11.2014 года № Пр-2753 утверждена «Стратегия противодействия экстремизма в Российской Федерации до 2025 года», которая является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.
К субъектам противодействия экстремизму относятся, в том числе, и органы местного самоуправления (подп. «в» п.4 Стратегии). Одним из основных направлений государственной политики по противодействию экстремизму является принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов, а также принятие управленческих решений, разработка проектов нормативных правовых актов и программных документов в сфере противодействия экстремизму с учетом национальных, конфессиональных и региональных факторов (п. 27).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в систему принципов противодействия терроризму в Российской Федерации, в том числе входят принципы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, а также приоритет мер предупреждения терроризма. Статьей 5.2 данного закона установлено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Согласно п. 5 «Концепции противодействия терроризму в РФ», утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 года, общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно п. 7 Концепции субъектами противодействия терроризму являются, в том числе, органы местного самоуправления. Пунктом 11 Концепции установлено, что к одним из основных задач противодействия терроризму относится предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера, а также противодействие распространению идеологии терроризма и активация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий. При осуществлении деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма применяются меры, направленные на снижение уровня угроз террористических актов, урегулирование экономических, политических, социальных, национальных и конфессиональных противоречий, которые могут привести к возникновению вооруженных конфликтов и, как следствие, способствовать террористическим проявлениям; предупреждение террористических намерений граждан; затруднение действий субъектов террористической деятельности. При этом используются различные формы общей и адресной профилактики, осуществляемой с учетом демографических, этноконфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей объекта, к которому применяются меры профилактического воздействия. Меры организационно-технического характера (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшения технической оснащенности субъектов противодействия терроризму), является одной из основных мер предупреждения (профилактике) терроризма (п. 21 Концепции). В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п.29).
Судом установлено, что администрацией Новоаннинского муниципального района Волгоградской области по состоянию на 31.10.2018 года не утверждена и не разработана отдельная муниципальная программа по профилактике терроризма и экстремизма на территории района, что подтверждается актом проверки от 31.10.2018 года /л.д. 9-10/, а также не отрицается представителем административного ответчика в судебном заседании.
Прокуратурой Новоаннинского района Волгоградской области в адрес главы администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремизму /л.д. 11-16/.
До настоящего времени администрацией Новоаннинского муниципального района Волгоградской области не разработана и не принята муниципальная программа по вопросам профилактики терроризма и экстремизма на территории района. Доказательств обратного суду не представлено.
Представленная в материалы дела муниципальная программа «Профилактика правонарушений на территории Новоаннинского муниципального района Волгоградской области на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 26.12.2016 года №-а, предусматривает частичные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма (в отдельных сферах), и не устанавливает финансового обеспечения профилактики терроризма и экстремизма в целом.
На основании изложенного, административное исковое заявление прокурора Новоаннинского района Волгоградской области к администрации Новоаннинского муниципального района подлежит удовлетворению.
Руководствуясь Федеральным законом от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», Федеральным законом от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Новоаннинского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании выполнить действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в не разработке и непринятии муниципальной программы по вопросам профилактики терроризма и экстремизма на территории Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
Обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальную программу (программы) по вопросам профилактики терроризма и экстремизма на территории Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новоаннинский районный суд Волгоградской области.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 23 января 2019 года с помощью компьютера.
Председательствующий судья: Р.П. Захаров