ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-8125/2021 от 03.08.2021 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-8125/2021 (47RS0-31)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2021 года <адрес>

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Витер Л.В.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению генерального директора АО «Научно-производственное объединение «Поиск» (АО «НПО «Поиск») к Всеволожской городской прокуратуре о признании предостережения незаконным

УСТАНОВИЛ:

Генеральный директор АО «НПО Поиск» обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным предостережение исполняющего обязанности городского прокурора Всеволожской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения закона.

В обоснование своих требований административный истец указал, что исполняющим обязанности городского прокурора Всеволожской городской прокуратуры советником юстиции ФИО5 по результатам проверки исполнения законодательства в сфере государственного оборонного заказа АО «НПО «Поиск» в отношении генерального директора - ФИО2 вынесено предостережение от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения требований федерального законодательства в сфере государственного оборонного заказа и разъяснено, что в случае наступления негативных последствий непринятия мер по повышению уровня диверсификации генеральный директор АО «НПО «Поиск» ФИО6 может быть привлечен к установленной законом ответственности.

Административный истец считает данное предостережение противоречащим ст.25.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре» ввиду отсутствия доказательств достоверных сведений о готовящихся противоправных деяниях.

По мнению административного истца, указание на то, что доля высокотехнологической продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции за 2020 год заказа АО «НПО «Поиск» составила 0%, что не позволит организации стабильно функционировать в условиях отсутствия либо снижения числа контрактов в сфере государственного оборонного заказа и не соответствует доле высокотехнологической продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, которую необходимо обеспечить ФИО1 поручениям ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ Пр1845, от ДД.ММ.ГГГГ Пр-2346, не свидетельствует о нарушении НПО «Поиск» законодательства РФ. Считает, что поручение ФИО1 РФ не является нормативно-правовым актом и не содержит норм права, обязывающих организацию увеличивать производство высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции. Ссылку на неисполнение поручения ФИО1 РФ считает несостоятельной, та как поручения направлены для исполнения Правительству РФ.

Считает, что в Предостережении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют достоверные сведения о готовящихся должностными лицами противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам, либо охраняемым законом правам и свободам граждан. Также отсутствуют сведения о неправомерных действиях должностного лица, наименование закона, которому они противоречат, наступившие последствия.

Также полагает, что предостережение незаконно возлагает на АО «НПО «Поиск» обязанность по производству высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности общества в силу следующего.

АО «НПО «Поиск» входит в состав холдинговой компании АО «НПК «Техмаш» и занимается разработкой и производством механических, электромеханических и электронных многофункциональных взрывателей для всех видов боеприпасов. ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ АО «НПО «Поиск» является стратегическим объектом, уставны капитал которого на 100% принадлежит Российской Федерации в лице Государственной Корпорации «Ростехнологии».

На основании запросов ГК «Ростех» и подведомственных АО «НПК «Техмаш» организаций, административный истец регулярно направляет сведения о проектах разработанной высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения для включения указанной продукции в каталог продукции гражданского назначения организаций оборонно-промышленного комплекса, а также информацию о необходимом финансировании для запуска производства (исх. От ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку основной вид деятельности АО «НПО «Поиск» - изготовление и поставка продукции в области государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества, производство указанной высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения потребует увеличения трудовых ресурсов, расширение производства и выделение дополнительного материального обеспечения.

В связи с отсутствием бюджетного финансирования, изготовление такой продукции возможно только при наличии заявок и 100% предоплаты. За период 2019-2020гг заказы на изготовление и поставку указанной продукции отсутствуют.

Помимо указанного, считает, что предостережение выдано ненадлежащему лицу в нарушение п.2.3 Указаний Генпрокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ, так как предостережение выдано представителю АО «НПО «Поиск» в отсутствие доверенности с полномочиями, дающим право представлять интересы и получать документы от имени ФИО2, как от должностного лица, письменные объяснения от должностного лица не истребовались.

Ссылаясь на изложенное, административный истец обратился с настоящим административным иском.

В судебное заседание представитель административного истца явился, поддержал доводы и основания административного иска, просил удовлетворить требования.

Представитель Всеволожского городского прокурора явился, возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Административный ответчик – <адрес> не явился, уведомлен надлежащим образом. Решение об обязательной явке судом не принималось.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает следующее.

Установлено, что городской прокуратурой в соответствии с поручением прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства в сфере государственного оборонного заказа АО «НПО «Поиск».

ДД.ММ.ГГГГ вынесение предостережение в адрес генерального директора АО НПО «Поиск» ФИО2 о недопустимости нарушений требований федерального законодательства в сфере государственного оборонного заказа и разъяснено, что в случае наступления негативных последствий не принятие мер по повышению уровня диверсификации, генеральный директор может быть привлечен к установленной законом ответственности.

Как следует из положений ст.3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также ФИО1 Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, ФИО1 Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в ФИО1 Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации, определяются правилами настоящей главы.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 425-8 утверждена Государственной программа Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", задачами которой является: стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса на основе обеспечения развития и использования современных компьютерных технологий; продвижение продукции военного назначения на мировые рынки вооружений; создание условий для диверсификации и развития производства высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения; обеспечение финансово-экономической устойчивости и развития кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса.

Программа реализуется в два этапа: I этап - 2016 - 2020 годы; II этап - 2021 - 2027 годы.

При этом, государственная политика в области развития оборонно-промышленного комплекса осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения обороны страны и национальными целями развития.

Цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса, а также источники и механизмы ресурсного обеспечения ее реализации определены Основами государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации.

Основными целями государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса в долгосрочной перспективе являются динамичное развитие его научно-технического, производственно-технологического, кадрового и интеллектуального потенциалов, наращивание и реализация конкурентных преимуществ оборонно-промышленного комплекса.

С учетом положений программных документов в области развития оборонно-промышленного комплекса, а также необходимости достижения национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", целью государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" (далее - Программа) является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе стимулирования развития оборонно-промышленного комплекса.

Результатами реализации мероприятий Программы станут: увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, до 40 процентов к 2027 году.

Показатель "Доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса" включен в действующую редакцию Программы взамен показателя "Доля продукции гражданского назначения в общем объеме промышленной продукции, произведенной в оборонно-промышленном комплексе" в целях обеспечения проведения непосредственной оценки и мониторинга достижения установленных показателей увеличения доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса. Этот мониторинг осуществляется во исполнение поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Пр-2346 (подпункт "ж" пункта 1), а также по итогам совещания по вопросу диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса от ДД.ММ.ГГГГ N Пр-288 (подпункт "б" пункта 2) по форме N 1-ПО (приказ Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ N 62) и приложению N 1 к указанной форме N 1-ПО (приказ Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ N 659).

Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года утверждены Правительством РФ ДД.ММ.ГГГГ, так в целях обеспечения динамичного развития научно-технического, производственно-технологического, кадрового и интеллектуального потенциалов оборонно-промышленного комплекса (ОПК) будет осуществляться решение в частности, следующих задач: формирование опережающего научно-технического задела, разработка и производство перспективных образцов ВВСТ, продукции двойного и гражданского назначения.

Развитие ОПК предполагает диверсификацию производства, направленную на увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции.

Диверсификация производства ОПК позволит:

выполнить государственный заказ на высокотехнологичную продукцию;

поддерживать технологическое лидерство за счет сохранения и развития основных компетенций, технологической базы и кадрового потенциала ОПК;

нивелировать сокращение объемов государственного оборонного заказа после 2020 года;

создать конкурентоспособную продукцию двойного и гражданского назначения, востребованную на внутреннем и внешнем рынках;

создать дополнительные рабочие места за счет мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики.

Диверсификация производства будет осуществляться в том числе с использованием мер государственной поддержки, включая:

субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам и предоставление льготных кредитов на осуществление проектов по выпуску высокотехнологичной продукции;

субсидирование затрат организаций на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям.

Будет выработан комплекс мер по обеспечению заинтересованности потенциальных потребителей высокотехнологичной продукции гражданского назначения в закупке такой продукции, включающий: создание механизмов достижения ключевых показателей эффективности через использование различных форматов взаимодействия организаций ОПК и потенциальных потребителей их продукции; предоставление преференций организациям, закупающим высокотехнологичную продукцию ОПК, введение ответных мер по защите внутреннего рынка от импорта высокотехнологичной продукции, аналоги которой могут производить организации ОПК.

В рамках выполнения поручения Генеральной прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере государственного оборонного заказа АО НПО «Поиск».

Проверкой установлено, что АО НПО «Поиск» включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, исполняет контракты в сфере государственного оборонного заказа. Выявлено, что по представленным сведениям за 2020 года доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объем продукции заказа АО НПО «Поиск» составила 0%, что не позволит организации стабильно функционировать в условиях отсутствия либо снижения числа контрактов в сфере государственного оборонного заказа и не соответствует доле высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, которую необходимо обеспечить ФИО1 поручению ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ Пр-1845, от ДД.ММ.ГГГГ Пр-2346.

В связи с чем, проверкой правомерно сделан вывод о том, что не достижение в 2020 году необходимого уровня диверсификации свидетельствует о реальной возможности не достижения в дальнейшем установленной поручениями ФИО1 РФ доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, не менее 30% к 2025 году.

Ссылка административного истца на то, что АО НПО «Поиск» входит в состав холдинговой компании АО «Научно-производственный концерн «Технологии машиностроения», которая учреждена Госкорпорацией «Ростех», в связи с чем, наличие контрактов на изготовление продукции гражданского и двойного назначения зависит от заказов, поступивших от головной компании, не освобождает АО НПО «Поиск» от выполнения указаний ФИО1 РФ, в силу того, что доля РФ в уставном капитале организации составляет 100%, соответственно, вышеуказанные предписания главы государства непосредственно относятся и должны неукоснительно исполняться административным истцом.

Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

В силу п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными законами в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для обеспечения федеральных нужд, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силе пп.7 п.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" основой для формирования государственного оборонного заказа являются, в том числе решения Президента Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации в области обороны и безопасности Российской Федерации.

ФИО1 пункту 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации") прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 22 и статья 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

ФИО1 пункту 1.4 указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" (далее - указание) предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам.

Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур предписано обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении (пункт 3 указания); применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности, а также разъяснять должностным лицам, что предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд (пункт 4 указания).

С учетом изложенного обжалуемое предостережение постановлено уполномоченным органом в соответствии с требованиями закона.

Предостережение о недопустимости нарушения закона является мерой прокурорского реагирования, не порождает негативных последствий в виде обязания совершения определенных действий.

ФИО1 п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Оценивая в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд считает что требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Генеральному директору АО «НПО Поиск» ФИО2 в удовлетворении требования о признании незаконным предостережение исполняющего обязанности городского прокурора Всеволожской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения закона – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года