ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-820/2018 от 25.04.2018 Видновского городского суда (Московская область)

Дело а-820/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2018 г. <адрес>

Видновский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Побединской М.А.,

при секретаре Бахтеревой М.А.,

с участием: представителя административного ответчика администрации Ленинского муниципального района <адрес> ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Ленинского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО3 обратилась в суд с административным иском к администрации Ленинского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

В обоснование требований указано, что ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок категории: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 50:21:0030208:1268, площадью 400 +/- 7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, г.<адрес>, д. Спасское. ДД.ММ.ГГГГ представитель истца обратился в Отдел архитектуры управления архитектуры и строительства администрации Ленинского муниципального района <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке. Решением администрации Ленинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче разрешения на строительство. Административный истец считает данный отказ незаконным, нарушающим ее права и законные интересы. Просит признать отказ администрации Ленинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство индивидуального 3-этажного жилого дома общей площадью 250 кв.м, площадью застройки 92 кв.м, на земельном участке по адресу: <адрес>, г.<адрес>, д. Спасское, незаконным.

В судебное заседание административный истец ФИО3 не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального района <адрес> ФИО2, действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с ч.1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В силу ч.1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.

В силу ч.9.1 ст. 51 ГрК РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

В соответствии с ч.9 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на строительство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи, в которых направление указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов осуществляется исключительно в электронной форме.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок категории: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 50:21:0030208:1268, площадью 400 +/- 7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, г.<адрес>, д. Спасское.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Отдел архитектуры управления архитектуры и строительства администрации Ленинского муниципального района <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенным по адресу: <адрес>, г.<адрес>, д. Спасское.

ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления архитектуры и строительства администрации Ленинского муниципального района <адрес> принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство. Отказ мотивирован тем, что предоставленные документы не соответствуют требованиям, установленным градостроительным регламентом (п.13.1.2 Административного регламента Министерства строительного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). <адрес> земельного участка для застроенных территорий согласно СП30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» составляет 500 кв.м. Площадь принадлежащего административному истцу ФИО3 земельного участка (400 кв.м) не соответствует предельно допустимому минимальному значению. Кроме того, не представлена схема планировочной организации земельного участка с указанием объекта капитального строительства (п.10.1.4.3 Административного регламента Министерства строительного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

Удовлетворяя административный иск частично, суд учитывает, что указание административным ответчиком на отсутствие схем планировочной организации не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Согласно п.13.1.2 Административного регламента Министерства строительного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В соответствии с ч.1 ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Вместе с тем, в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка правила землепользования и застройки органом местного самоуправления до настоящего времени не утверждены, а, следовательно, градостроительные регламенты не установлены.

Согласно п.4.1.1 СП30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» градостроительные характеристики территорий малоэтажного жилищного строительства должны определяться местом размещения территории планировочной и функциональной структуре городских, сельских и других поселений, типы которой определены ст.5 ГрК РФ. Исключение составляют поселения, упомянутые в п.4 ст.6 ГрК РФ, требующие особого регулирования градостроительной деятельности, в первую очередь, в Москве и Санкт-Петербурге.

Согласно п.4.1.4 СП30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» при размещении и планировочной организации территории малоэтажного жилищного строительства должны соблюдаться требования по: охране окружающей среды, защите территории от шума и выхлопных газов, транспортных магистралей, электрических и электромагнитных излучений, от выделяемого из земли радона. Требования к площади участка не установлены.

Согласно п. 5.3.1 СП30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» предельные размеры земельных участков для усадебных, одно-, двухквартирных и многоквартирных блокированных жилых домов устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с территориальными строительными нормами в зависимости от типа дома и других местных особенностей.

Таким образом, указанный свод правил не устанавливает каких-либо требований к предельным размерам приквартирных земельных участков.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Ленинского муниципального района <адрес> в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем административному истцу земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, не отвечает требованиям действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации Ленинского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Обязать администрацию Ленинского муниципального района <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

В удовлетворении административного иска в части возложения обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Видновский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий М.А. Побединская