ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-82/19 от 20.03.2019 Глушковского районного суда (Курская область)

Дело а-82/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> 20 марта 2019 года

Глушковский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Сумщенко О.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бумах Н.Г.,

с участием:

административного истца ФИО2,

представителя административного истца ФИО3,

представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации муниципального образования «Поселок Теткино» Глушковского района Курской области о признании незаконным принятого по её заявлению решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка,

у с т а н о в и л :

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Поселок Теткино» Глушковского района Курской области, в котором просит суд признать незаконным решение по её заявлению об отказе в утверждении схемы расположения принадлежащего ей земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале площадью <данные изъяты> кв.м, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , государственная собственность на которые не разграничена, а также обязать утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале площадью 1297 кв.м, образуемого путём перераспределения земельного участка с кадастровым номером , и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

В обосновании административных требований ФИО2 указано, что она обратилась в администрацию поселка Теткино Глушковского района Курской области с заявлением от 27.11.2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, распложенного по адресу: <адрес>, находящегося в кадастровом квартале , площадью <данные изъяты> кв.м. В утверждении схемы административный ответчик отказал письмом от 29.11.2018 года по тем основаниям, что по вышеуказанному адресу имеется зарегистрированный земельный участок площадью 900 кв.м, рядом расположен земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, с объектом капитального строительства (жилой дом) площадью 24,9 кв.м, на который в 1992 году было выдано свидетельство о праве собственности на ФИО Отказ утвердить схему административный истец считает незаконным, поскольку схема расположения земельного участка была подготовлена в целях образования земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель муниципальной собственности в порядке ст.39.28 ЗК РФ. Указание на учтенный в ЕГРН земельный участок с кадастровым номером не соответствует действительности, так как в ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ этого земельного участка, его место расположения неизвестно. На спорной территории также отсутствует и объект капитального строительства (жилой дом) площадью 24,9 кв.м. Своим необоснованным отказом в утверждении схемы расположения земельного участка административный ответчик создает для нее препятствия в приобретении права собственности на земельный участок в порядке, предусмотренном ст.11.7,11.10, главой V.4 Земельного кодекса РФ на государственные земли, площадью 397 кв. м., путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

В судебном заседании административный истец ФИО2, ее представитель по доверенности ФИО3 административные исковые требования поддержали по заявленным в административном иске основаниям, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации МО «Поселок Теткино» Глушковского района Курской области по доверенности ФИО4 административный иск ФИО2 не признала, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения принадлежащего ФИО2 земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале площадью <данные изъяты> кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , государственная собственность на которые не разграничена, по тем основаниям, что на заявление ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. администрацией МО «Поселок Теткино» Глушковского района Курской области дан обоснованный ответ от 29.11.2018 года в установленном законом порядке, отказав ей в утверждении схемы с учетом того, что согласно выписке из учетной книги администрации земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежит ФИО2, соседний по адресу земельный участок с местоположением: <адрес>, является земельный участок с кадастровым номером общей площадью 300 кв.м., который принадлежит ФИО Таким образом, смежный участок является частной собственностью, а не муниципальной, как считает административный истец, что подтверждается ответом Рыльского отделения Черноземного филиала АО «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ» от 20.02.2019 года . Согласно п.4 ст.11.12 ЗК РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, которое при обращении в администрацию административный ответчик не предоставила, а распоряжение чужой собственностью является нарушением гражданского законодательства, так как согласно ст. 209 ГК РФ только собственнику принадлежит право владения, пользования, распоряжения своим имуществом. Кроме того, на земельном участке , согласно выписке из ЕГРН находится жилой дом с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ФИО1 Согласно п. 5 ст.11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участок, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. А наличие указанного жилого дома с кадастровым номером является прямым обременением. Таким образом, отказ администрации п.Теткино Глушковского района Курской области в утверждении схемы расположения земельного участка является законным и обоснованным, принятым с учетом положений п.п. 3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, в соответствии с которым основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч.1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2).

Согласно ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Гарантией защиты гражданских и иных прав граждан является предусмотренное ст.4 КАС РФ право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО2, являясь собственником земельного участка, с кадастровым номером с местоположением: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., с 18.02.2013 года, что подтверждается выписками из ЕГР недвижимости , от 20.03.2019 года, свидетельством о госрегистрации права собственности от 18.02.2013 года, 27.11.2018 года обратилась в администрацию МО «П. Теткино» Глушковского района Курской области с заявлением, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в кадастровом квартале , площадью <данные изъяты> кв.м., с целью использования: для личного подсобного хозяйства, приложив к заявлению копию паспорта, указанную схему расположения земельного участка.

Согласно ст.ст.4, 33 Устава МО «Поселок Теткино» Глушковского района Курской области администрация МО «Поселок Теткино» Глушковского района Курской области является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, осуществляет управление имуществом, находящимся в собственности поселка.

В утверждении схемы письмом главы поселка Теткино Глушковского района от 29.11.2018 года отказано по тем основаниям, что по вышеуказанному адресу имеется зарегистрированный земельный участок, площадью 900 кв.м., рядом расположен земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., с объектом капитального строительства (жилой дом) площадью <данные изъяты> кв.м., на который в 1992 году было выдано свидетельство о праве собственности на ФИО

Согласно представленных по запросу суда выписок из ЕГР недвижимости , от 20.03.2019 года, земельный участок с кадастровым номером , с местоположением: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, состоит на кадастровом учете, относится к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, право собственности на него ни на момент обращения административного истца к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, ни на момент рассмотрения дела не зарегистрировано. Указанный земельный участок с 29.04.2016 г. по 26.07.2018 г. был обременен арендой, о чем также свидетельствуют представленные документы по его аренде.

На земельном участке с кадастровым номером с местоположением: <адрес> расположен жилой дом с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ФИО1, что следует из выписок из ЕГР недвижимости от 20.03.2019 года, от 19.03.2019 года, а также ответом Рыльского отделения Черноземного филиала АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» от 20.02.2019 года .

Согласно п.3 ст.6 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п.1 ст.11.2, п.1 и 3 ст.11.7 ЗК РФ участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены ст.ст.39.27-39.29 ЗК РФ.

Статья 39.28 ЗК РФ предусматривает случаи перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Так, согласно п.п.2 ч.1 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель допускается в случае перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно ч.2 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. В силу ч.3 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно ч.1 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (ч.2 ст.11.10 ЗК РФ).

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.3 ст.11.10 ЗК РФ).

В соответствии с ч.13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Частью 16 ст.11.10 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п.3 ч.16 ст.11.10 ЗК РФ).

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определен ст.39.29 ЗК РФ.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (ч. 1).

При наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В силу п.2 ст.15 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п.1 ст.7 ЗК РФ земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В подтверждение оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, административным ответчиком предоставлены копии выписки из учетной книги администрации (л.д.32) выписки из решения сессии Теткинского поселкового Совета от 2 ноября 1992 года (л.д.52) и выданного на основании него свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей (л.д. 53) и информации (л.д.33), согласно которым, земельный участок с местоположением: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., передан в частную собственность с ФИО для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй данного пункта).

Между тем, согласно положениям пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.

Поскольку смежный земельный участок административным ответчиком был предоставлен в частную собственность до введения в действие Федерального закона от 25.10.2001 г. 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то в ЕГРН сведений о правообладателе не содержится.

В силу положений статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 г. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, смежный участок является частной собственностью, а не муниципальной, ввиду чего отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения на кадастровом плане соответствующей территории земельного участка, является обоснованным, связи с чем, суд приходит к выводу об отказе ФИО2 в удовлетворении её административных исковых требований, а доводы административного истца в их обоснование считает несостоятельными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.177-180, 227,228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО2 в удовлетворении её административных исковых требований о признании незаконным принятого по заявлению ФИО2 решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или кадастровых участков на кадастровом плане территории в кадастровом квартале площадью <данные изъяты> кв.м, образуемого путём перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности ФИО2, и земель, государственная собственность на которые не разграничена; об обязании администрацию муниципального образования «Поселок Теткино» Глушковского района Курской области утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале площадью <данные изъяты> кв.м, образуемого путём перераспределения земельного участка с кадастровым номером 46:03:020106:134, находящегося в собственности ФИО2, и земель, государственная собственность на которые не разграничена – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Глушковский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с которым лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться 25 марта 2019 года.

Председательствующий судья: О.П. Сумщенко