Дело №а-841/2020
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Благодатной Е.Ю.,
при секретаре – Сорокиной Е.С.
с участием административного истца - ФИО3
представителя административного ответчика – Администрации г.ФИО5,
при ведении аудиопротоколирования,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, Управление муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным предписания Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об устранении нарушений земельного законодательства»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым с требованиями признать незаконным Предписание Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об устранении нарушений земельного законодательства».
Заявленные требования мотивированы тем, что обжалуемое предписание об устранении нарушений земельного законодательства № 11/02-06/3591 от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было вынесено преждевременно, поскольку предварительно необходимо было предоставить возможность административному истцу обосновать свою правоту.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по мотивам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Администрации <адрес> Республики Крым ФИО6 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Заинтересованное лицо МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, Управление муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении слушания дела в суд не поступало.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (части 8,9 статьи 226 КАС Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с ч.3 ст.7 Конституции РК, органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления, образованные на территории Республики Крым, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Крым, законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым.
Местное самоуправление в <адрес> обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерацией, федеральным законом, Конституцией Республики Крым и законом Республики Крым самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользование и распоряжение муниципальное собственностью.
Согласно ст.17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся в т.ч. установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 26 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (пункт 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора) (пункт 2).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом (подпункт 4); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).
По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 7).
Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 8).
Как следует из материалов дела, Управлением муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-р в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка по вопросу соблюдения требований земельного законодательства Российской федерации при использовании земельного участка расположенного по адресу: г.<адрес>Элеваторный, 15.
В ходе проверки было установлено, что на территории общего пользования в районе установки общественного транспорта по адресу: <адрес>, пер.Элеваторный, 15 расположено одноэтажное капитальное строение, используемое в качестве торгового павильона, о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№з.
17.09.2019г. Администрацией <адрес> Республики Крым было вынесено Предписание «Об устранении нарушений земельного законодательства» №, согласно которого ФИО1 предписано устранить допущенное нарушение в срок до 08.01.2020г. Нарушение может быть устранено освобождением самовольно занятого земельного участка либо оформлением прав на использование земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Определяя правомерность вынесенного должностными лицами Администрации <адрес> Республики Крым предписания, судом установлено следующее.
В соответствии со ст. 46 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ N 61 Администрация <адрес> Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Крым.
Согласно пункта 1.1 Положения об Управлении муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым, утвержденного решением 22-й сессии Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N 286 Управление муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым является структурным подразделением Администрации <адрес> Республики Крым.
Пунктом 1.3 Административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 4230 установлено, что исполнение муниципальной функции осуществляется Администрацией <адрес> Республики Крым.
Решением 22-й сессией Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об Управлении муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым, согласно которому Управление осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель городского округа Симферополь (п. 2.5.1. Положения).
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление властных полномочий, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно. Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.
Из существа предписания усматривается, что последнее содержит конкретные указания должностного лица административного органа муниципального контроля, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю. Формулировки предписания исключают возможность двоякого толкования, и они доступны для понимания всеми лицами.
Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев.
Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен:
- на основании ходатайства лица, в отношении которого вынесено предписание об устранении нарушений законодательства,
- по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа) в случае наличия документально подтвержденных оснований необходимости продления срока для обеспечения устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.
В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства.
В течение пятнадцати рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием, организуется проведение внеплановой проверки с целью определения факта устранения указанного нарушения.
В случае выявления факта неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, в установленном порядке:
- выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства;
- принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 25 или 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, что оспариваемое Предписание вынесено уполномоченным должностным лицом, в рамках определенной компетенции и в соответствии с нормами законодательства.
Согласно ч.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, из анализа указанных правовых норм следует, что использование земель без документов, удостоверяющих право на земельный участок не допускается.
Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ№з выявлено нарушение законодательства Российской Федерации, выразившееся в самовольном занятии ФИО1 земельного участка муниципальной собственности общей площадью 24,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пер. Элеваторный 15, используемого под размещение одноэтажного капитального строения, используемого в качестве торгового павильона.
Согласно письма МКУ Департамента развития муниципальной собственности администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ по учетным данным ФИО7 в числе граждан, которым решениями исполнительного комитета, сессий Симферопольского городского совета, постановлениями администрации <адрес> не значится передача в собственность, пользование либо аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Элеваторный, 15 не принимались.
Согласно уведомления № от 25.12.2019г. выданного на имя ФИО1, Управление муниципального контроля администрации <адрес> уведомляет о том, что в соответствии с распоряжением администрации <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой выездной проверки гражданина» с целью исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля, проверки исполнения предписания об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с 09 по ДД.ММ.ГГГГ будет проведена внеплановая проверка в части соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, пер.Элеваторный 15.
Согласно акта проверки №з от 10.01.2020г. нарушения допущенные ФИО1 установленные в ходе проверки от 06.09.2019г. не устранены, документы подтверждающие, что ФИО1 предпринималась какие-либо меры для устранения нарушений закона при использовании земельного участка не предоставлены.
Постановлением Государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастра Республики Крым № от 14.10.2019г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок».
В силу части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, на момент проведения Управлением муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым проверки соблюдения требований земельного законодательства по адресу: <адрес>, пер. Элеваторный, 15 у ФИО1 не имелись документы, подтверждающие правомерность занятия земельного участка площадью 24,3 кв.м. из земель муниципальной собственности.
Суду также не представлено соответствующих документов, подтверждающие правомерность занятия ФИО1 земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, пер. Элеваторный 15. Доводы представителя ответчика о том, что административному истцу принадлежит данный земельный участок в силу приобретательской давности, также ничем не подтверждены.
Учитывая установленные в ходе рассмотрения административного дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание принято уполномоченным должностным лицом, в рамках определенной компетенции и в соответствии с нормами законодательства. Требования законодательства при проведении внеплановой выездной проверки соблюдены. Оснований влекущих недействительность результатов проверки по делу не установлено.
Оснований для признания предписания выданного административным ответчиком незаконным, таким, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, в ходе рассмотрения административного дела не установлено.
Исходя из доводов административного истца и заявленных им требований, принимая решение в соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований госпошлина по делу взысканию с административного ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, Управление муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным предписания Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об устранении нарушений земельного законодательства» – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Благодатная
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.