ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-856/2022 от 29.04.2022 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело а-856/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2022 года г. Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Загитовой Л.В.

при секретаре Набиуллиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению ФИО5 к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, руководителю исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ФИО1, руководителю Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан ФИО2, Муниципальному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан о признании незаконными решения должностных лиц органов местного самоуправления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях перераспределения земельных участков,

Заинтересованное лицо: исполнительный комитет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан,

установил:

ФИО5 обратилась в суд с административным иском о признании незаконными решения руководителей исполнительного комитета ЗМР РТ ФИО1 и МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО2 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка образуемой площадью 600 кв.м на кадастровом плане территории, выраженные в письмах исх. ЛП/82 от 08.11.2021, исх. от 14.10.2021; возложении обязанности на исполнительный комитет ЗМР РТ и МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ повторно рассмотреть заявление ФИО5 об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером :928 образуемой площадью 600 кв.м на кадастровом плане территории.

В обоснование административного иска указано, что являясь собственником земельного участка с кадастровым номером :928, категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», площадью 400 кв.м +/- 7 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>. Для утверждения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером :928 в целях перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности, ФИО5 обратилась в МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ. В указанной схеме предусмотрено увеличение площади земельного участка на 200 кв.м, то есть с 400 кв.м до 600 кв.м. Руководитель МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ в письме от 01.04.2021 сообщает, что органом местного самоуправления подготовлен акт согласования вида разрешенного использования земельного участка, и ФИО5 необходимо получить согласование, за которым административный истец обратилась в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. 01.07.2021 в письме Центральное территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан сообщило ФИО5, что не возражает против увеличения площади земельного участка с кадастровым номером :928 на 200 кв.м, и указало, что образуемый земельный участок не находится в составе водоохраной зоны водных объектов. После получения согласования от Минэкологии РТ, административный истец со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемой площадью 600 кв.м обратилась в МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ. 14.10.2021 руководителем МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО2 в письме сообщается: испрашиваемая Вами территория является территорией общего пользования, рядом с земельным участком расположен водный объект (озеро), ширина водоохранной зоны которого устанавливается в соответствии со ст.65 Водного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст.39.28, п. 4, п.5, п.6 ст.11.9, пп.3 п.16 ст.11.10, пп.11, пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, согласование актов согласования вида разрешенного использования и утверждения схемы расположения земельного участка, не предоставляется возможным. 08.11.2021 в письме ЛП/82 руководителя исполнительного комитета ЗМР РТ ФИО1 содержится аналогичный отказ в перераспределении земельного участка с кадастровым номером :928. В связи с принятыми решениями об отказе административный истец обратился в ООО «Центр оценки и кадастра». В Экспертном заключении № от 23.12.2021 ООО «Центр оценки и кадастра» экспертом сделан вывод, что образуемый земельный участок не располагается в береговой полосе и водоохранной зоне водного объекта. Образуемый земельный участок с кадастровым номером :928 площадью 600 кв.м соответствует градостроительным нормам и требованиям водного законодательства.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.155).

Представитель административного истца ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, пояснив, что согласно имеющемуся в материалах дела предметному ответу Министерства экологии, оно не возражает против согласования расположения земельного участка с кадастровым номером :928 площадью 600 кв.м, допуская увеличение его площади на 200 кв.м. Изначально на приеме руководитель МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО2 подтвердила перераспределение земельного участка в пределах минимального размера до 6 соток, но при согласовании границ в исполнительном комитете ЗМР РТ получен отказ. Расстояние от границы водного объекта по Публичной кадастровой карте, по официальным геодезическим измерениям составляет 39,08 м, доступ к местам общего пользования имеется.

Административный ответчик руководитель МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается подписью на справочном листе по данному делу.

Представитель административного ответчика МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, что подтверждается подписью представителя ФИО4, действующей по доверенности, на справочном листе по данному делу, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с исковыми требованиями не согласны (л.д.159).

Представитель административных ответчиков исполком ЗМР РТ и руководителя исполкома ЗМР РТ ФИО1 ФИО6, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании в удовлетворении требований просила отказать, указав, что изначально для рассмотрения вопроса о перераспределении земельного участка ФИО5 предоставлялся определенный пакет документов, по которым было рассмотрено заявление, дан законный и обоснованный отказ. В настоящее время истец базируется на содержании экспертного заключения, которое не было предоставлено в досудебном порядке в МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ, и соответственно, надлежащим образом специалистами не рассмотрено, соответствующая оценка не дана.

Представитель заинтересованного лица исполнительный комитет Осиновского сельского поселения ЗМР РТ в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д.154), представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, рассмотрение дела по существу оставляют на усмотрение суда (л.д.166).

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), а также учитывая положения ст.150 КАС РФ, данное дело рассмотрено в отсутствие административного истца с участием его представителя, административного ответчика руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ, представителя административного ответчика МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ, представителя заинтересованного лица.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административных ответчиков руководителя исполкома ЗМР РТ и представителя исполкома ЗМР РТ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Часть 1 ст.218 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом ч. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании из материалов дела установлено следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, ФИО5 на основании заочного решения Зеленодольского городского суда РТ от 18.11.2014 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 400+/- 7 кв.м, категория земель: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером :928 по адресу: <адрес> (л.д.22-24, 90-91, 94-96).

Исполнительным комитетом ЗМР РТ рассмотрено заявление ФИО5 о предоставлении сведений о градостроительной зоне и видах разрешенного использования земельного участка. В ответе от 09.02.2021 сообщается, что Правила землепользования и застройки Осиновского сельского поселения ЗМР РТ утверждены решением Совета Зеленодольского муниципального района от 14.12.2020. Земельный участок с кадастровым номером :928, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в зоне Ж1 (Зона индивидуальной жилой застройки). Для земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» минимальный размер земельного участка 600 кв. м, максимальный размер земельного участка 5000 кв.м (л.д.15-18).

24.02.2021 ФИО5 через филиал ГБУ МФЦ Зеленодольского района обратилась в исполнительный комитет ЗМР РТ с заявлением об утверждении схемы земельного участка с кадастровым номером :928, вид разрешенного использования: земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД), категория земель: земли населенных пунктов, площадью 700 кв.м, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территорий (л.д.84,85).

К указанному заявлению приложены подготовленные кадастровым инженером ООО «Кадастровый инженер» схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий (л.д.87), ситуационный план (л.д.88), заключение кадастрового инженера, согласно которому, на дополнительном испрашиваемом земельном участке объекты капитального строительства отсутствуют (л.д.89).

В ответе на заявление ФИО5 от 24.02.2021 и.о. руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО7 сообщается следующее. Согласно пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, а также в соответствии с п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим законодательством. На основании изложенного, в соответствии с п.16 ст.11.10, п.11 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, утверждение схемы расположения земельного участка не представляется возможным (л.д.92).

01.04.2021 ФИО5 через филиал ГБУ МФЦ Зеленодольского района обратилась в исполнительный комитет ЗМР РТ с заявлением об утверждении схемы земельного участка с кадастровым номером :928, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территорий (л.д.99, 100, 120).

К указанному заявлению приложены план-схема участка (л.д.102), ситуационный план (л.д.103), заключение кадастрового инженера, согласно которому, на дополнительном испрашиваемом земельном участке объекты капитального строительства отсутствуют (л.д.104).

В ответе на заявление ФИО5 от 01.04.2021 руководителем МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО2 сообщается следующее. В целях недопущения нарушения требований к образуемым и изменяемым земельным участкам, установленных пунктами 4 и 5 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ при формировании земельного участка путем перераспределения проводится согласование с соответствующими службами на техническую возможность использования данного земельного участка. В связи с чем, уполномоченным органом подготовлен акт согласования вида разрешенного использования земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером :928 (л.д.28,110).

В запросе от 05.04.2021 , подготовленном и направленном в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан Главе Осиновского сельского поселения ЗМР РТ ФИО8, руководитель МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО2 для рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка с кадастровым номером :928, расположенного по адресу: <адрес>, просит предоставить следующую информацию: возможность формирования на испрашиваемой территории самостоятельного земельного участка, расположенного рядом с земельным участком по <адрес>; сужение проезжей части при перераспределении данного земельного участка; нарушение линий застройки; наличие охранных зон электросетей, газопровода и водоснабжения; наличие либо отсутствие строений и сооружений на данном земельном участке; согласие либо аргументированный отказ в перераспределении испрашиваемого земельного участка. В качестве приложения указана схема земельного участка (л.д.105).

В ответе на письмо от 05.04.2021 Главой Осиновского сельского поселения ЗМР РТ сообщается, что исполнительный комитет Осиновского сельского поселения не возражает в формировании испрашиваемого земельного участка, согласно прилагаемой схеме, с кадастровым номером :928, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, для дальнейшего оформления законным путем (л.д.106).

15.07.2021 () Главой Осиновского сельского поселения ЗМР РТ в дополнение к ответу на письмо от 05.04.2021 сообщается, что Осиновское сельское поселение возражает в формировании испрашиваемого земельного участка, согласно прилагаемой схеме, с кадастровым номером :928, расположенного по адресу: <адрес>, так как к данному земельному участку доступ к проезду отсутствует (л.д.113).

01.07.2021 Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ЦТУ МЭПР РТ) в адрес ФИО5 направлен ответ по результатам рассмотрения поступивших материалов: заявление ФИО5 о согласовании вида разрешенного использования земельного участка площадью 200 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства на территории с. <адрес> Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан; акт согласования вида разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства», в целях последующего распределения, расположенного по адресу: <адрес>; ситуационный план с указанием испрашиваемого земельного участка. При рассмотрении материалов установлено: земельный участок площадью 200 кв.м расположен с западной стороны земельного участка с кадастровым номером :928 по ул.<адрес> Зеленодольского муниципального района, вне водоохранной зоны водных объектов. Испрашиваемый участок примыкает к ранее отведенному земельному участку. Категория земель – земли населенных пунктов. Рассмотрев представленные материалы, ЦТУ МЭПР РТ не возражает против предоставления и использования земельного участка площадью 200 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства на территории с. <адрес> Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, при обязательном выполнении следующих условий: использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к категории земель разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде; исполнения мероприятий по снятию, хранению и использованию плодородного слоя почвы при производстве строительных работ в соответствии с требованиями ГОСТа №17.5.3.04-83, №17.5.1.01-83; проектирования строительства и размещения объекта в соответствии с требованиями СП42.13330.2011. «Свод правил. Гладостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» (л.д.20-21).

10.08.2021 ФИО5 в заявлении, поданном руководителю МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО2 (л.д.115), просит подписать акты согласования вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> земельным участком <адрес>. В приложении к заявлению указаны акт согласования в 3-х экземплярах (л.д.117-118), ситуационный план в 3-х экземплярах (л.д.119).

В ответе, подготовленном МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан от 14.10.2021 на указанное обращение, и подписанном руководителем МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО2, сообщается следующее. Комиссией по землепользованию и застройке Зеленодольского муниципального района и г. Зеленодольска по результатам рассмотрения заявления ФИО5 принято решение об отказе в перераспределении земельного участка, согласно пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в перераспределении земельного участка в случае перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок. Испрашиваемая территория является территорией общего пользования, рядом с земельным участком расположен водный объект (озеро), ширина водоохранной зоны которого устанавливается в соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ. В соответствии со ст.39.28, п. 4, п.5, п.6 ст.11.9, пп.3 п.16 ст.11.10, пп.11, пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, согласование актов согласования вида разрешенного использования и утверждение схемы расположения земельного участка, не представляется возможным (л.д.26,48,121).

В ответе, подготовленном в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан от 08.11.2021 ЛП/82 (л.д.27), за подписью ФИО1, на обращение ФИО5 на личном приеме у руководителя исполнительного комитета ЗМР РТ по вопросу перераспределения земельного участка с кадастровым номером :928, сообщается следующее: исполнительным комитетом ЗМР РТ принято решение об отказе в перераспределении земельного участка, согласно пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в перераспределении земельного участка в случае перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок. Испрашиваемая территория является территорией общего пользования, рядом с земельным участком расположен водный объект (озеро), ширина водоохранной зоны которого устанавливается в соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ. В соответствии со ст.39.28, п. 4, п.5, п.6 ст.11.9, пп.3 п.16 ст.11.10, пп.11, пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, перераспределение земельного участка не представляется возможным (л.д.27, 47, 123).

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ, при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлен статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, согласно пункту 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии следующих оснований:

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса

Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Исходя из положений статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4); не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5).

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Статьей 25 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Осиновское сельское поселение» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Совета Зеленодольского муниципального района от 14.12.2020, установлены предельные размеры земельных участков для зоны индивидуальной жилой застройки: минимальная площадь 600 кв. м, максимальная 5000 кв. м.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

В соответствии со статьей 5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются, в частности, на поверхностные водные объекты, к которым, в свою очередь, относятся водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Статья 6 Водного кодекса РФ предусматривает, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1). Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2). Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (часть 6).

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Частью 2 статьи 65 Водного кодекса РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта) (часть 3 статьи 65 Водного кодекса РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Часть 11 указанной статьи предусматривает, что ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.03.2016 № 164 «Об утверждении требований к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта)».

Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – Министерство) рассмотрено обращение руководителя исполнительного комитета ЗМР РТ об установлении местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон (далее – ВОЗ) и прибрежных защитных полос (далее – ПЗП) озера без названия по <адрес> в с. <адрес> Зеленодольского района Республики Татарстан (далее – озеро) и внесении полученных сведений в Государственный водный реестр (далее – в ГВР) и Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В письме от 28.04.2022 сообщается следующее. Министерством в соответствии со ст.26 Водного кодекса РФ в рамках переданных полномочий в области водных отношений за счет средств федерального бюджета проводятся работы по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ ВОЗ и ПЗП водных объектов, расположенных на территории Республики Татарстан, по результатам которых сведения о береговой линии (границы водного объекта), границах ВОЗ и ПЗП в соответствии с п.14 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, к приказу Минприроды России от 29.09.2010 №425 вносятся в установленном законом порядке в ГВР и ЕГРН. В настоящее время в соответствии с Регламентом формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов (далее – ФАВР) готовится пакет обосновывающих материалов по водохозяйственным и водоохранным мероприятиям Республики Татарстан, в том числе на проведение в 2023г. и на плановый период 2024г. и 2025г. работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ ВОЗ и ПЗП водных объектов, расположенных на территории Республики Татарстан, куда возможно будет включено Озеро. С учетом вышеизложенного, проведение работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ ВОЗ и ПЗП Озера будет возможно не ранее 2023г. при успешной защите бюджетных проектировок в ФАВР в 2022г. Дополнительно сообщается, что отсутствие сведений о водном объекте в ГВР не исключает необходимость обеспечения режима общего пользования водным объектом, его береговой полосой и, соответственно, соблюдения законодательных запретов и ограничений (л.д.161).

По заказу представителя административного истца ФИО12, обратившегося в ООО «Центр оценки и кадастра» со следующими вопросами: составить схему образуемого земельного участка с кадастровым номером :928 площадью 600 кв. м с отображением космических снимков, данных ЕГРН, схемы расположения земельного участка на кадастровым плане территории, подготовленной кадастровым инженером ФИО17, с указанием расстояния от водного объекта до образуемого земельного участка площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>; соответствует ли земельный участок, образуемый путем перераспределения, площадью 600 кв. м, с кадастровым номером :928, градостроительным нормам и требованиям водного законодательства. 23.12.2021 составлено экспертное заключение № (л.д.11-34). Ответ на вопрос №1: Схема изготовлена, входит в состав заключения (Приложение №1 – л.д.14). Ответ на вопрос №2: Согласно предоставленным сведениям от исполнительного комитета ЗМР РТ (Приложение №2 – л.д.15-18), земельный участок с кадастровым номером :928 располагается в градостроительной зоне Ж1, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», минимальный размер участка 600 кв.м, максимальный – 5000 кв.м. В настоящее время площадь земельного участка с кадастровым номером :928 по данным ЕГРН составляет 400 кв.м, что меньше минимальных размеров земельных участков для данного вида разрешенного использования, установленного ПЗЗ Осиновского сельского поселения ЗМР РТ. Образуемый земельный участок с кадастровым номером :928 путем перераспределения участка составит 600 кв.м, данная площадь соответствует минимальному размеру земельного участка для градостроительной зоны Ж1. Согласно Градостроительной карте (Приложение №3 – л.д.19), образуемый земельный участок располагается в одной градостроительной зоне Ж1, охранные зоны на образуемом участке, поставленные на кадастровый учет, отсутствуют. Согласно ч.6 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более, чем 10 км. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более, чем 10 км, составляет 5 м. Согласно Приложению №1, по данным ЕГРН ближайшим к водоему земельным участком является земельный участок с кадастровым номером :547 (разрешенное использование – ведение личного подсобного хозяйства). Земельный участок с кадастровым номером :928 расположен за земельным участком с кадастровым номером :547, на второй линии. Минимальное расстояние от границ водоема до земельного участка с кадастровым номером :928 составляет 39,08 м по данным ЕГРН. Соответственно, образуемый земельный участок не располагается в береговой полосе. Данный факт подтверждает ответ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 01.07.2021 (Приложение №4 л.д.20-21). Земельный участок с кадастровым номером :928 также не располагается в водоохранной зоне в соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ. Данный факт подтверждается отсутствием охранной зоны водного объекта в ЕГРН на образуемый земельный участок с кадастровым номером :928 площадью 600 кв. м, и ответом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Вывод: образуемый земельный участок не располагается в береговой полосе и водоохранной зоне водного объекта. Образуемый земельный участок с кадастровым номером :928 площадью 600 кв. м соответствует градостроительным нормам и требованиям водного законодательства.

Принимая во внимание, что достоверных доказательств по определению местоположения береговой линии водного объекта (озеро), а также расстояния от границы водного объекта до ближайшей к озеру границы образуемого земельного участка, административными ответчиками не представлено, охранные зоны на образуемом участке, поставленные на кадастровый учет, отсутствуют, доступ к местам общего пользования имеется, суд приходит к выводу, что ответ руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ исх. от 14.10.2021 об отказе в согласовании актов согласования вида разрешенного использования и утверждении схемы расположения земельного участка, ответ руководителя исполнительного комитета ЗМР РТ исх.ЛП/82 от 08.11.2021 об отказе в перераспределении земельного участка противоречат нормам действующего законодательства и нарушают право административного истца, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными оспариваемые решения, выраженные в вышеуказанных ответах, и об обязании МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ и исполнительный комитет ЗМР РТ рассмотреть заявление ФИО5 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером :928 образуемой площадью 600 кв. м на кадастровом плане территории повторно, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180, 218, 219, 226, 227, 360, ч.1 ст. 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО5 удовлетворить.

Признать незаконными решения руководителей исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ФИО1 и муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан ФИО2 об отказе ФИО5 в перераспределении земельного участка образуемой площадью 600 кв.м на кадастровом плане территорий, выраженные в письмах исх. ЛП/82 от 08.11.2021, исх. от 14.10.2021.

Обязать исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и муниципальное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений ФИО9 муниципального района» Республики Татарстан повторно рассмотреть заявление ФИО5 об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером :928, образуемой площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 18.05.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Решение27.05.2022