ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-861/18 от 10.10.2018 Мясниковского районного суда (Ростовская область)

а-861/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2018 года с. Чалтырь Мясниковского района

Ростовской области

Мясниковский районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Даглдяна М.Г.

с участием представителя административного ответчика Администрации Мясниковского района по доверенности ФИО1

представителя заинтересованного лица ООО «Газпром трансгаз Краснодар» по доверенности ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к начальнику отдела строительства и ЖКХ Администрации Мясниковского района - главному архитектору ФИО4, Администрации Мясниковского района Ростовской области, заинтересованные лица: ООО «Газпром трансгаз Краснодар», ИП ФИО5, о признании незаконными решений, действий (бездействия),

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в Мясниковский районный суд Ростовской области с административным иском к начальнику отдела строительства и ЖКХ Администрации Мясниковского района - главному архитектору ФИО4, Администрации Мясниковского района, указав, что между ним и ИП ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи земельного участка кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, х, Ленинакан, <адрес>, <адрес> и земельного участка кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> Реализуя свое право на строительство индивидуального жилого дома, в порядке, предусмотренном ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, ДД.ММ.ГГГГ истцом было направлено в Администрацию Мясниковского района уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> Вышеуказанное уведомление полностью отвечает требованиям ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ. Уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела строительства и ЖКХ Администрации Мясниковского района - главный архитектор ФИО4 отказал административному истцу в размещении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке кадастровым номером 61:25:0600401:11342, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, по тем основаниям, что земельный участок находится в границах зон минимальных расстояний магистрального газопровода высокого давления Аксай - Таганрог (200 метров). Владельцем вышеуказанного газопровода является ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону». Согласно проекту детальной планировки территории, предоставленному административному истцу ИП ФИО5 в момент заключения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в охранную зону газопровода попадает часть земельного участка (примерно 22%) с северо-западной стороны. Оставшаяся часть земельного участка в охранную зону газопровода не попадает и является пригодной для индивидуального жилищного строительства. Общая площадь, пригодная для застройки, составляет примерно 44%. В то же время, согласно выписке из ЕГРН на земельные участки кадастровыми номерами , какие-либо охранные зоны, захватывающие их полностью или частично, отсутствуют, сведения об обременениях и ограничениях на использование земельных участков в государственном реестре не зарегистрированы. Сведения о газопроводе отсутствуют и в ПЗЗ Мясниковского района. При таких обстоятельствах, у административного истца есть основания усомнится в правильности сведений, указанных в проекте детальной планировки территории, представленном ему ИП ФИО5, и в целом в факте существования газопровода «Аксай - Таганрог» в данном месте. В радиусе 2 км от принадлежащего ФИО3 земельного участка отсутствуют какие-либо опознавательные знаки, предупреждающие о наличии газопровода высокого давления. На основании изложенного ФИО3 просил суд:

- признать незаконным отказ Администрации Мясниковского района в согласовании размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке кадастровом номером , расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> выраженный в уведомлении начальника отдела строительства и ЖКХ Администрации Мясниковского района - главного архитектора ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать Администрацию Мясниковского района повторно рассмотреть уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, и выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на земельном участке кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>

В судебном заседании административный истец ФИО3 уточнил административный иск в порядке ст.46 КАС РФ, указав, что ДД.ММ.ГГГГ земельные участки кадастровыми номерами были объедены в единый земельный участок кадастровым номером . В силу того, что уведомления подавались, и отказ был получен по обоим земельным участкам, а земельный участок кадастровым номером полностью унаследовал их конфигурацию и стал полным правопреемником, оспариваемые отказы в полной мере распространяются и на него. Из системного толкования положений ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ следует что орган местного самоуправления наделен правом проверки возможности или невозможности строительства на земельном участке, исходя из общих правил и норм землепользования, в то время как выбор места строительства на земельном участке, соблюдение минимальных отступов от границ земельного участка, санитарных и иных охранных зон, зон минимальных расстояний возлагается всецело на застройщика. Таким образом, в положения ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ законодатель заложил презумпцию добросовестности застройщика. Согласно схеме зон минимальных расстояний, выполненной кадастровым инженером ФИО7, площадь участка по данным ЕГРН: 1 000 кв. м, в т.ч. 519 кв. м - в зоне минимальных расстояний до зданий, сооружений (200 м) МГ Аксай-Таганрог; 481 кв. м - доступная площадь для индивидуального жилищного строительства. При таких обстоятельствах, отказ Администрации в согласовании размещения объекта индивидуального жилищного строительства не может считаться законным. На основании изложенного, ФИО3 просил суд:

- признать незаконным отказ Администрации Мясниковского района в согласовании объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке кадастровыми номерами , выраженный в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке начальника отдела строительства и ЖКХ Администрации Мясниковского района - главного архитектора ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать Администрацию Мясниковского района повторно рассмотреть уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке кадастровым номером , выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке кадастровым номером

В судебном заседании административный истец ФИО3 предъявленные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Мясниковского района по доверенности ФИО1 и административный ответчик начальник отдела строительства и ЖКХ Администрации Мясниковского района - главный архитектор ФИО4 в судебном заседании административный иск ФИО3 не признали, просили в удовлетворении требований административного истца отказать.

Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром трансгаз Краснодар» по доверенности ФИО2 в судебном заседании полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, просила в удовлетворении требований ФИО3 отказать, представив письменные возражения на административный иск.

Заинтересованное лицо ИП ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела была извещена, в связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, руководствуясь следующим.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС РФ.

Анализ положений статей 218, 227 КАС РФ приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.

В силу ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 г. № 341-ФЗ, от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (ч.4 названной статьи).

Согласно ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В соответствии с ч.7 той же статьи Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В судебном заседании установлено, что административному истцу ФИО3 принадлежали на праве собственности два земельных участка, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ:

- земельный участок площадью 500 кв. м, кадастровым номером , категории земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

- земельный участок площадью 500 кв. м, кадастровым номером категории земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в <адрес> с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указав, что он владеет земельным участком по адресу: <адрес>, уч.99, кадастровым номером на праве собственности, намерен построить на нём индивидуальный жилой дом размером 10 на 10 м, состоящий из 3-х этажей, в том числе 1 цокольный этаж, высотой 20 м, о чём уведомляет Администрацию Мясниковского района, в соответствии со ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ.

В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 направил в Администрацию Мясниковского района еще одно уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указав, что он также владеет земельным участком по адресу: <адрес>, уч.101, кадастровым номером и намерен построить на нём индивидуальный жилой дом размером 10 на 10 м, состоящий из 3-х этажей, в том числе 1 цокольный этаж, высотой 20 м, о чём уведомляет Администрацию Мясниковского района, в соответствии со ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Мясниковского района Ростовской области в лице начальника отдела строительства и ЖКХ - главного архитектора ФИО4 административному истцу ФИО3 было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, где указано, что по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, направленного ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ под , заявитель уведомляется о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, уч.101, по тому основанию, что участок находится в границах зон минимальных расстояний магистрального газопровода высокого давления Аксай - Таганрог (менее 200 м).

Также ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Мясниковского района ФИО3 было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, где указано, что по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, направленного ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ под , заявитель уведомляется о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, уч.99, по тому основанию, что участок находится в границах зон минимальных расстояний магистрального газопровода высокого давления Аксай - Таганрог (менее 200 м).

ДД.ММ.ГГГГ земельные участки кадастровыми номерами были объедены в единый земельный участок кадастровым номером , площадью 1 000 кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности на который было зарегистрировано за административным истцом ФИО3

Таким образом, после того, как административный истец обратился в Администрацию Мясниковского района с уведомлением о планируемом строительстве и получил отказ, изменились параметры, в том числе границы и площадь земельного участка, на котором планирует осуществлять строительство ФИО3 После регистрации права собственности на объединенный земельный участка административный истец не обращался в Администрацию Мясниковского района с уведомлением в порядке ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, следовательно, проверка соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства обязательным требованиям административным ответчиком не проводилась.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается лишь в том случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В данном случае суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что административным ответчиком допущено нарушение его прав, свобод и законных интересов, так как Администрацией Мясниковского района вопрос о соответствии обязательным требованиям объекта индивидуального жилищного строительства, возведение которого планируется на объединенном земельном участке, не рассматривался, решение по этому поводу не принималось.

Кроме того, суд отмечает и следующее. Как установлено в судебном заседании, ООО «Газпром трансгаз Краснодар» эксплуатирует производственно-технологический комплекс «Магистральный газопровод Аксай-Таганрог 1 нитка от 0-22 км» протяженностью 25,7 км, принадлежащий ПАО «Газпром» (свидетельство о регистрации права серия 61АГ ) на основании ежегодно заключаемого договора аренды -Д-30/18 от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении ограничений использования земельных участков, осуществления хозяйственной деятельности в границах охранных зон газопроводов, зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов или в умышленном блокировании объектов систем газоснабжения либо их повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Согласно п.7.15 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*, расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.

Согласно таблице 4 в населенных пунктах при наличии газопровода диаметром свыше 600 до 800 мм запрещено строительство одноэтажных и двухэтажных отдельно стоящих жилых зданий ближе чем на 150 м в обе стороны от оси магистрального газопровода, при наличии газопровода диаметром свыше 800 до 1000 мм запрещено строительство одноэтажных и двухэтажных отдельно стоящих жилых зданий ближе чем на 200 м в обе стороны от оси магистрального газопровода; минимальное расстояние от оси магистрального газопровода до населенного пункта составляет, при наличии газопровода диаметром свыше 600 до 800 мм - 200 м в обе стороны, в отношении газопровода диаметром свыше 800 до 1000 мм - 250 м в обе стороны.

Как следует из отзыва заинтересованного лица ООО «Газпром трансгаз Краснодар», для коттеджного поселка «Ваш выбор» разработан проект «Обоснования промышленной безопасности», который сокращает зону минимального расстояния «Магистрального газопровода Аксай-Таганрог 1 нитка от 0-22 км» до 200 м. В соответствии с этим документом, строительство коттеджей в поселке «Ваш выбор» возможно за пределами 200 м от оси газопровода. Однако это не освобождает застройщика от обязанности, в соответствии со ст.28 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», согласовать строительство с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией, т.е. ООО «Газпром трансгаз Краснодар».

В данном случае административным истцом представлена в материалы дела схема участка, составленная кадастровым инженером ФИО8, согласно которой, принадлежащий ФИО3 объединенный земельный участок площадью 1 000 кв. м кадастровым номером частично находится в зоне минимальных расстояний магистрального газопровода «Аксай - Таганрог».

Также данное обстоятельство нашло свое подтверждение в ходе допроса в судебном заседании свидетеля Свидетель №1 - ведущего инженера ООО «Газпром трансгаз Краснодар».

Учитывая приведенные нормы, суд исходит из того, что требования законодательства о газоснабжении носят специальный характер и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при принятии решений о развитии городских и сельских поселений или при согласовании строительства в пределах зоны минимальных расстояний газопроводов, в связи с чем, приходит к выводу об обоснованности довода административного ответчика о том, что отсутствие соответствующего согласования является препятствием для согласования строительства.

Доводы административного истца относительно того, что указание на необходимость представления вышеназванного согласования возлагает на ФИО3 не предусмотренную законом обязанность, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения, поскольку данное требование закреплено нормами действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179, 180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО3 к начальнику отдела строительства и ЖКХ Администрации Мясниковского района Ростовской области - главному архитектору ФИО4, Администрации Мясниковского района Ростовской области о признании незаконными решений, действий (бездействия) отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 октября 2018 года.

Судья Даглдян М.Г.