К делу №а-875/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 13 ноября 2020 года
Калининский районный суд в составе председательствующего Чахова Г.Н., при секретаре Булгаковой М.Б., с участием заместителя прокурора <адрес>Саркисова А.В., представителя административного ответчика по доверенности Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бойкопонурского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Калининский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Бойкопонурского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия, в котором указано, что во исполнение задания прокуратуры края от ДД.ММ.ГГГГ№ прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной собственности, по результатам которой установлено, что администрацией Бойкопонурского сельского поселения допускаются нарушения закона в данной сфере правоотношений.
Согласно п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу ч.5 ст.51 Закона №131-ФЗ, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст.209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, право владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По результатам изучения реестра муниципальной собственности, подготовленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (далее - Реестр), установлено, что он составлен с нарушениями ч.5 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Порядок). В частности, в разделе 1 Реестра не указаны основания возникновения права муниципальной собственности и кадастровые номера объектов недвижимости - помещений, дорог, газоснабжающих распределительных сетей, поскольку процедура регистрации права муниципальной собственности на них вопреки ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не инициировалась. Детские игровые комплексы подлежат переносу в раздел 2 Реестра, поскольку не являются недвижимым имуществом.
Допускаются факты необоснованного включения в раздел 2 Реестра объектов в отсутствие предусмотренных законом оснований. Так, бумажные издания не являются движимым имуществом и подлежат исключению из реестра, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования <адрес>, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием <адрес>, в состав которого они входят» муниципальному образованию Бойкопонурское сельское поселение не передавались.
Администрацией поселения вопреки требованиям ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не проводится ежегодный анализ необходимости актуализации условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе внесение изменений в муниципальные программы (подпрограммы) с учетом национальных и местных социально- экономических, экологических, культурных и других особенностей, а также формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях поселения и обеспечение ее деятельности.
В нарушение ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решения координационных (совещательных) органы в области развития малого и среднего предпринимательства органом местного самоуправления, в том числе для решения вопросов отчуждения муниципального имущества и, как следствие, извлечения прибыли не учитываются при принятии решений о заключении соответствующих сделок, инвентаризация имущества муниципалитета проводится ненадлежащим образом.
Несмотря на необходимость мобилизации доходов в местный бюджет, оптимизации использования муниципального имущества, недопущения его ухудшения, снижения бремени расходов по содержанию объектов муниципальной собственности органом местного самоуправления в нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ч.3 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» актуализация плана приватизации муниципального имущества Бойкопонурского сельского поселения в 2019 - 2020 г.г. не проводилась.
Данные факты нашли свое отражение в представлении от ДД.ММ.ГГГГ№, внесенном прокуратурой района главе администрации поселения. По результатам рассмотрения акта реагирования органом местного самоуправления указано на устранение нарушений в будущем.
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения закона, отраженные в представлении прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ№ в полном объеме не устранены, что подтверждается объяснением и.о. главы поселения от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства в соответствии со ст.218 КАС РФ дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, сторона административного истца просит суд:
1) Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бойкопонурское сельское поселение <адрес> при осуществлении полномочий в сфере распоряжения муниципальной собственностью.
2) Обязать администрацию Бойкопонурского сельского поселения устранить нарушения ч.5 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» путем внесения в реестр муниципальной собственности сведений об основаниях возникновения права муниципалитета на объекты недвижимости и их кадастровых номерах; проведения анализа необходимости актуализации условий для развития малого и среднего предпринимательства; проведения инвентаризации имущества муниципалитета; актуализации плана приватизации муниципального имущества Бойкопонурского сельского поселения.
В судебном заседании прокурор Саркисов А.В. поддержал доводы и требования указанные в иске.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Ч. не имел возражений против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Согласно п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ч.5 ст.51 Закона №131-ФЗ, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, право владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной собственности, по результатам которой установлено, что администрацией Бойкопонурского сельского поселения допускаются нарушения закона в данной сфере правоотношений.
По результатам изучения реестра муниципальной собственности, подготовленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (далее - Реестр), установлено, что он составлен с нарушениями ч.5 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Порядок). В частности, в разделе 1 Реестра не указаны основания возникновения права муниципальной собственности и кадастровые номера объектов недвижимости - помещений, дорог, газоснабжающих распределительных сетей, поскольку процедура регистрации права муниципальной собственности на них вопреки ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не инициировалась. Детские игровые комплексы подлежат переносу в раздел 2 Реестра, поскольку не являются недвижимым имуществом.
Допускаются факты необоснованного включения в раздел 2 Реестра объектов в отсутствие предусмотренных законом оснований. Так, бумажные издания не являются движимым имуществом и подлежат исключению из реестра, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования <адрес>, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием <адрес>, в состав которого они входят» муниципальному образованию Бойкопонурское сельское поселение не передавались.
Администрацией поселения вопреки требованиям ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не проводится ежегодный анализ необходимости актуализации условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе внесение изменений в муниципальные программы (подпрограммы) с учетом национальных и местных социально- экономических, экологических, культурных и других особенностей, а также формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях поселения и обеспечение ее деятельности.
В нарушение ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решения координационных (совещательных) органы в области развития малого и среднего предпринимательства органом местного самоуправления, в том числе для решения вопросов отчуждения муниципального имущества и, как следствие, извлечения прибыли не учитываются при принятии решений о заключении соответствующих сделок, инвентаризация имущества муниципалитета проводится ненадлежащим образом.
Несмотря на необходимость мобилизации доходов в местный бюджет, оптимизации использования муниципального имущества, недопущения его ухудшения, снижения бремени расходов по содержанию объектов муниципальной собственности органом местного самоуправления в нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ч.3 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» актуализация плана приватизации муниципального имущества Бойкопонурского сельского поселения в 2019 - 2020 г.г. не проводилась.
Данные факты нашли свое отражение в представлении от ДД.ММ.ГГГГ№, внесенном прокуратурой района главе администрации поселения. По результатам рассмотрения акта реагирования органом местного самоуправления указано на устранение нарушений в будущем.
В свою очередь, до настоящего времени нарушения закона, отраженные в представлении прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ№ в полном объеме не устранены, что подтверждается объяснением и.о. главы поселения от ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах, на администрацию Бойкопонурского сельского поселения <адрес> федеральным законодательством возложена обязанность по соблюдению законодательства о муниципальной собственности, при этом в судебном заседании установлено, что на момент проведения вышеуказанной проверки, достаточных мер, направленных на выполнение вышеуказанных требований законодательства не принято.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227,228,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бойкопонурского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия – удовлетворить в полном объеме.
1) Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бойкопонурское сельское поселение <адрес> при осуществлении полномочий в сфере распоряжения муниципальной собственностью.
2) Обязать администрацию Бойкопонурского сельского поселения устранить нарушения ч.5 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» путем внесения в реестр муниципальной собственности сведений об основаниях возникновения права муниципалитета на объекты недвижимости и их кадастровых номерах; проведения анализа необходимости актуализации условий для развития малого и среднего предпринимательства; проведения инвентаризации имущества муниципалитета; актуализации плана приватизации муниципального имущества Бойкопонурского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия.