ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-878/19 от 11.03.2019 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело а-878/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2019 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,

при секретаре – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий. Свои требования мотивировала тем, что она является реабилитированным лицом – дочерью ФИО6, 1929 года рождения. Мать была репрессирована в виде выселения по национальному признаку ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления ГОКО СССР сс от ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> в <адрес>, затем переселена в <адрес>. Состояла на учете спецпоселения органов МВД СССР до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч.1 ст. 1.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» истец, как находившаяся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями и иными лицами в ссылке, высылке, на спецпоселении, признана подвергшейся политическим репрессиям и реабилитирована. Ее отец – ФИО7, 1918 года рождения, уроженец Биюк-<адрес>, являлся членом ВКП (б) с 1944 года, окончил 8 классов в 1937 году, обучался в военной школе ШМАС с 1939 года, с 1938 года служил в Советской Армии и ВВС, участвовал в Финской войне с 1939 года. На фронтах Отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Имел много наград. Впоследствии также был репрессирован. В соответствии с п.2 ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета. В соответствии со ст.16.1 указанного Закона реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации. В настоящее время истец является единственной наследницей после смерти своих реабилитированных родителей. На ее неоднократные обращения к Президенту Российской Федерации, ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации ФИО8 по вопросу возврата конфискованного у ее родителей при незаконных репрессиях и депортации в виде квартиры на <адрес> в <адрес>, получила формальные отписки. Ее отцу ФИО7 с его родителями перед уходом на фронт принадлежал дом и земельный участок в Биюк-Ламбад (в настоящее время – Малый Маяк) <адрес>. В ноябре 2017 года и ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию <адрес> с заявлениями о возмещении вреда, причиненного в связи с политическими репрессиями. Из письма Отдела по межнациональным отношениям Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ее обращение будет рассмотрено на заседании комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий муниципального образования городской округ Симферополь. Однако до настоящего времени ее заявление не рассмотрено и ответ не предоставлен. Таким образом, административным ответчиком нарушено ее наследственное право на возмещение вреда, причиненного в связи с политическими репрессиями ее отца ФИО7 Учитывая изложенное, просит признать незаконным бездействие Администрации <адрес>, выраженное в уклонении от рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ о возмещении вреда, причиненного в связи с политическими репрессиями; обязать ответчика рассмотреть ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО1 и ее представитель в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, подал письменное ходатайство, в котором возражал против заявленных требований, полагает, что административным истцом не доказано, что ее права и законные интересы были нарушены со стороны административного ответчика Администрации <адрес>. Согласно ответу Отдела по межнациональным отношениям Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заявление ФИО1 находится в стадии рассмотрения и будет рассмотрено после внесения изменений в состав комиссии. Таким образом, требования о признании незаконными действий Администрации <адрес>, а также возложении обязанности совершить определенные действия, являются незаконными и необоснованными. В связи с чем просит в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о следующем.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа ФИО3 власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными ФИО3 или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, ФИО3 или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные ФИО3 или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных ФИО3 или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных ФИО3 или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные ФИО3 или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что согласно справке о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ № Д-70, истец ФИО1, как находившаяся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована (л.д.5).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о рассмотрении вопроса о возмещении вреда, причиненного в связи с политическими репрессиями, в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» (л.д.13).

Обращаясь в суд, административный истец указала на то, что ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок рассмотрено не было, чем нарушены ее права, гарантированные действующим законодательством.

Введенная в действие Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ статья 16.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» устанавливает, что реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.

Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производятся реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.

Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.

В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.

Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий».

Согласно Положению о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Положение), право на возврат, возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за конфискованное на территории Российской Федерации имущество имеют граждане России, граждане государств - бывших республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, необоснованно репрессированные по политическим мотивам судебными, внесудебными, административными органами, а также иными органами, наделявшимися административными полномочиями, и впоследствии реабилитированные, независимо от того, где указанные реабилитированные лица были репрессированы и проживают в настоящее время.

Вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитированным лицам рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (далее именуется - комиссия), образованными в установленном законодательством порядке. Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации подается в комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.

Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации должно быть подано в течение трех лет после введения в действие статьи 16.1 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», а в случае более поздней реабилитации - не позднее трех лет с момента получения документа о реабилитации (пункт 4 Положения).

На основании данных о составе конфискованного имущества комиссия определяет его стоимость и выносит заключение о возврате этого имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.

Заключение комиссии, подписанное председателем и секретарем комиссии, передается в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления для принятия ими решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.

Решение указанных органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации и заключение комиссии передаются юридическому или физическому лицу, у которого находится это имущество; финансовому органу для выплаты установленной суммы возмещения причиненного ущерба, а также на хранение в делах того органа, который принял решение о реабилитации и у которого находятся материалы уголовного или административного дела. Последний экземпляр выдается заявителю.

Срок рассмотрения заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации с момента поступления в комиссию до вынесения ею заключения не должен превышать 6 месяцев (пункт 6 Положения).

Письмом Отдела по межнациональным отношениям Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 сообщено, что ее обращение будет рассмотрено на заседании комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий муниципального образования городской округ Симферополь, о результатах рассмотрения она будет проинформирована дополнительно (л.д.12).

Согласно информации Отдела по межнациональным отношениям Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 сообщено, что в связи с кадровыми изменениями в Администрации <адрес> будут внесены изменения в состав Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. После утверждения нового состава ее обращение будет рассмотрено на заседании Комиссии, о результатах рассмотрения она будет проинформирована дополнительно (л.д.27).

Таким образом, из материалов дела следует, что заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> до настоящего времени не рассмотрено, при этом, срок рассмотрения заявления с момента поступления в комиссию, который в соответствии с п. 6 Положения составляет 6 месяцев, истек.

Вместе с тем, суд полагает, что при рассмотрении заявления ФИО1 Администрацией <адрес> бездействия допущено не было, поскольку, как установлено в судебном заседании, заявление не было рассмотрено в связи с кадровыми изменениями в составе Комиссии.

Так, согласно Положению о Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, Комиссия образована в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий», постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий», пунктом 3 Постановления ФИО3 Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании Комиссии Совета министров Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий».

Согласно п. 7 Положения о Комиссии, утвержденного Постановлением ФИО3 Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ персональный состав комиссии, а также Положение о Комиссии утверждаются ФИО3 Советом Республики Крым.

В соответствии с Положением о Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение), в состав Комиссии входят ФИО2 Симферопольского городского совета, работники администрации <адрес>, органов социальной защиты населения и других учреждений. В работе Комиссии вправе принимать участие заявитель или его представители, работники ФИО3, муниципальных и общественных организаций, имеющих отношение к обсуждаемому вопросу, а также представители средств массовой информации. В Комиссию также включаются представители общественных организаций и объединений граждан, пострадавших от политических репрессий, на основании решений руководящих органов этих организаций и объединений.

Согласно п. 2.3 Положения председателем Комиссии назначается глава администрации <адрес>, заместителем председателя Комиссии - заместитель главы администрации <адрес>.

Председатель Комиссии:

- возглавляет Комиссию;

- осуществляет организацию деятельности Комиссии;

- председательствует на заседаниях Комиссии;

- определяет перечень вопросов, вынесенных на повестку дня;

- подписывает решения Комиссии.

Председатель Комиссии организует работу по разработке, согласованию и утверждению Регламента Комиссии.

В случае невозможности исполнения полномочий председателем Комиссии соответствующие полномочия по его поручению временно исполняет заместитель председателя Комиссии.

Согласно 2.4 Положения, состав Комиссии, а также Положение о Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий утверждаются решением сессии Симферопольского городского совета.

Как следует из данного Положения, председателем Комиссии является Глава администрации <адрес>ФИО9, заместителем председателя Комиссии – заместитель Главы администрации <адрес>ФИО10

Вместе с тем, в настоящее время ни ФИО9, ни ФИО10, не занимают должности Главы администрации <адрес>, и его заместителя.

Таким образом, исполнение соответствующих полномочий председателя Комиссии, и его заместителя в настоящее время осуществляться не могут, соответственно не может осуществляться сама организация деятельности Комиссии.

Вместе с тем, учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено, что обращение административного истца ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок рассмотрено не было, чем были нарушены права истца, гарантированные действующим законодательством, суд полагает требования истца о понуждении ответчика рассмотреть ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ законными и обоснованными.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 1, 3, 6, 15, 16, 59-62, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию <адрес> рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий».

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Федоренко Э.Р.

Решение суда в окончательной форме постановлено ДД.ММ.ГГГГ.