ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-884/2021 от 26.02.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело а-884/2021

УИД 44RS0-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 года <адрес>

Свердловский районный суд <адрес> в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, действующих в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Комитету образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия при устройстве ребенка в дошкольное образовательное учреждение, обязании создать и предоставить ребенку место дошкольном образовательном учреждении,

установил:

ФИО2, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия при устройстве ребенка в дошкольное образовательное учреждение, обязании создать и предоставить ребенку место в дошкольном образовательном учреждении. В обоснование требований указала, что <дата>ФИО4, действуя в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1, <дата> года рождения, обратился к административному ответчику с заявлением о постановке ребенка на учет для получения места в МБДОУ <адрес> «Центра развития ребенка – Детский сад ». Согласно данным электронного учета очередь ФИО1 на зачисление в дошкольное образовательное учреждение до настоящего момента не подошла, направление в дошкольное образовательное учреждение не выдано. В целях реализации ребенком права на образование она обратилась в Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации <адрес> с заявлением о предоставлении места в детском дошкольном образовательном учреждении. <дата> ею получен ответ об отказе в предоставлении ее ребенку места в дошкольном образовательном учреждении без указания законных причин. При этом уполномоченный орган лишь сообщил о необходимости ожидания в очереди и о распределении мест электронной системой. Вместе с тем такого основания для отказа в приеме в образовательную организацию действующее законодательство не предусматривает. Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. При этом государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. С учетом изложенного, ссылаясь на то, что автоматический режим комплектования детей нарушает конституционное право ее ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование, просит признать незаконным и дискриминационным бездействие Комитета образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации <адрес> в решении вопроса устройства ФИО1, <дата> года рождения, в группу полного дня в МБДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – Детский сад » в 2020/2021 учебном году; обязать Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации <адрес> в течение одного месяца создать и предоставить несовершеннолетнему ФИО1, <дата> года рождения, место в группе полного дня в МБДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад ».

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование городской округ <адрес> в лице Администрации <адрес>.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Комитета образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации <адрес>ФИО5 в судебном заседании заявленные требования не признала, указала, что ФИО1 состоит на учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в образовательных организациях <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, с <дата>. Правом на первоочередное, внеочередное или преимущественное зачисление в дошкольное учреждение не обладает. Желаемыми дошкольными учреждениями по заявлению родителей указаны Центр развития ребенка – Детский сад , Детский сад и Детский сад <адрес>. Учитывая количество свободных мест в группах раннего возраста, набираемых в указанных садах на <дата>, и электронную очередность заявлений о предоставлении мест детям в данных детских садах, предоставить место ФИО1 в этих дошкольных образовательных учреждениях не представилось возможным, так как это нарушило бы права детей, поставленных на учет в более ранние сроки. Вместе с тем родителям мальчика неоднократно предлагали варианты устройства ребенка в другие детские сады <адрес>, в частности в детские сады №, 16, 42, 61, 82, а также Детский сад <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, который находится в шаговой доступности от места жительства семьи. Однако от получения места в этих дошкольных образовательных учреждениях родители мальчика отказались. Кроме того, отметила, что в сентябре 2021 года ФИО1 будет обеспечен местом в группе полного дня в Центре развития ребенка – Детский сад .

Представитель заинтересованного лица муниципального образования городской округ <адрес> в лице Администрации <адрес>ФИО6 в судебном заседании требования ФИО2 полагал не подлежащими удовлетворению, указав, что факт нарушения прав несовершеннолетнего ФИО1 на общедоступное бесплатное дошкольное образование не доказан.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО2 является матерью несовершеннолетнего ФИО1, <дата> года рождения.

С <дата>ФИО1 состоит на учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в образовательных организациях <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Правом на первоочередное, внеочередное или преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении ФИО1 не обладает.

При постановке на учет в качестве предпочитаемых детских садов родителями несовершеннолетнего указаны МБДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – Детский сад », МБДОУ <адрес> «Детский сад », МБДОУ <адрес> «Детский сад ».

Из материалов дела также усматривается, что протоколом заседания Комиссии по утверждению результатов распределения мест в муниципальные дошкольные образовательные учреждения <адрес> на 2020-2021 учебный год от <дата> утверждены 68 списков детей, подлежащих зачислению в дошкольные образовательные учреждения <адрес> на 2020-2021 учебный год. Списки детей по каждому образовательному учреждению сформированы с учетом возраста ребенка, даты постановки на учет, направленности группы и наличия права на предоставление места в образовательном учреждении во внеочередном и (или) первоочередном порядке.

Список детей, подлежащих зачислению в МБДОУ <адрес> «Центра развития ребенка – Детский сад », включает 114 детей, из которых 8 – имеют право на внеочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении, 29 – имеют право на первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении, 66 – приняты на учет ранее сына административного истца, 11 – претендуют на получение места в детском саду в порядке перевода из других дошкольных образовательных учреждений.

Судом установлено, что на <дата> в МБДОУ <адрес> «Центра развития ребенка – Детский сад » скомплектованы 3 группы раннего возраста, в новый набор направлено 60 детей из вышеуказанного списка комплектования, утвержденного протоколом заседания Комиссии по утверждению результатов распределения мест в муниципальные дошкольные образовательные учреждения <адрес> от <дата>.

<дата>ФИО2 обратилась в Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ее сыну ФИО1 места в МБДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – Детский сад » с <дата>.

В ответ на данное обращение Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации <адрес> в письме от <дата> № обр-01-25-51/20 указал, что на <дата> в МБДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – Детский сад » скомплектованы 3 группы раннего возраста, в новый набор направлено 60 детей из числа состоящих на учете для получения места в дошкольном учреждении. Места предоставлены детям из списка электронного комплектования указанного детского сада, утвержденного председателем Комиссии Комитета по комплектованию. Предоставить место вне очереди не представляется возможным, так как это повлечет за собой нарушение прав детей, поставленных на учет в более ранние сроки. Одновременно Комитетом образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации <адрес> разъяснено, что имеется возможность предоставить место мальчику в Детских садах <адрес>, 42, 61, для получения направления в указанные дошкольные учреждения необходимо обратиться в Комитет до <дата>.

Не согласившись с таким ответом, ФИО2 обратилась с жалобами в прокуратуру <адрес> и к губернатору <адрес>, которые были направлены для рассмотрения по существу в Администрацию <адрес>, а также в департамент образования и науки <адрес>.

Письмом Администрации <адрес> от <дата>ФИО2 сообщено, что МБДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – Детский сад » укомплектован, свободные места в группе раннего возраста отсутствуют, в настоящее время имеется возможность предоставить ребенку место в группе раннего возраста в МБДОУ <адрес> «Детский сад », который находится в шаговой доступности от места жительства ребенка, для получения направления в указанное дошкольное учреждение необходимо обратиться в Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации <адрес> до <дата>.

Письмом департамента образования и науки <адрес> от <дата> административному истцу сообщено, что ежегодное комплектование дошкольных учреждений осуществляется исходя из наличия свободных мест и в соответствии с системой электронной очередности, учитывающей предусмотренные льготы, установленные федеральным законодательством. Одновременно ФИО2 сообщено, что имеется возможность предоставить ребенку место в МБДОУ <адрес> «Детский сад », МБДОУ <адрес> «Детский сад », МБДОУ <адрес> «Детский сад », МБДОУ <адрес> «Детский сад », МБДОУ <адрес> «Детский сад », для получения направления в выбранный детский сад необходимо обратиться в Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации <адрес>.

<дата> аналогичный ответ дан административному истцу по ее обращению от <дата> и Уполномоченным по правам ребенка в <адрес>.

На момент рассмотрения дела место в дошкольном образовательном учреждении ФИО1 не предоставлено.

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ).

Исходя из положений статьи 67 этого же Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15.05.2006 года № 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями городского округа.

В рамках указанных полномочий постановлением Администрации города Костромы от 15.07.2014 года № 1767 утверждены Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в образовательных организациях города Костромы, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, и закреплении территорий города Костромы за муниципальными образовательными учреждениями города Костромы, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее Порядок) с Перечнем закрепленных территорий города Костромы за муниципальными бюджетными образовательными учреждениями города Костромы, реализующими образовательные программы дошкольного образования (далее Перечень).

В соответствии с пунктами 2.3-2.6 Порядка родители, имеющие намерение определить своего ребенка в образовательное учреждение, подают в Комитет или ОГБУ «МФЦ» заявление о постановке ребенка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в образовательных учреждениях. В заявлении о постановке на учет ребенка родители вправе указать номера не более пяти образовательных учреждений, одно из которых территориально закреплено по месту проживания (пребывания) ребенка и четыре образовательных учреждения, зачисление в которые для родителей является предпочтительным. Для постановки на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в образовательных организациях города Костромы, предусмотрен перечень подлежащих представлению документов, в числе которых документ, подтверждающий право на предоставление места в образовательном учреждении во внеочередном, первоочередном или преимущественном порядке (при наличии). Результатом рассмотрения заявления о постановке на учет ребенка и приложенных к нему документов является выдача документа о постановке ребенка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в образовательных учреждениях.

Согласно пунктам 2.8, 2.11-2.12 Порядка, учет детей организуется посредством ведения Единой информационной базы данных о детях, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в образовательных учреждениях. На основании сведений, содержащихся в Единой информационной базе данных, Комитет формирует списки детей по каждому образовательному учреждению, с учетом возраста детей, даты постановки на учет, направленности группы и наличия права на предоставление места в образовательном учреждении во внеочередном, первоочередном или преимущественном порядке. На основании сведений, содержащихся в Единой информационной базе данных, Комитет формирует список детей, подлежащих направлению в образовательные учреждения, в следующей очередности: дети, чьи родители (законные представители) имеют право на внеочередное предоставление места в образовательном учреждении; дети, чьи родители (законные представители) имеют право на первоочередное предоставление места в образовательном учреждении; дети, имеющие право преимущественного приема в образовательное учреждение; дети в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, чьи родители (законные представители) не имеют права на внеочередное, первоочередное или преимущественное предоставление места в образовательном учреждении.

Как следует из пунктов 3.1-3.5 Порядка, на основании сведений, содержащихся в Единой информационной базе данных, Комитетом осуществляется распределение детей по образовательным учреждениям путем выдачи соответствующих направлений или извещения родителей детей о результатах распределения мест и передачи направлений руководителям образовательных учреждений. Выдача направлений в образовательное учреждение на новый учебный год организуется Комитетом и осуществляется ежегодно с 1 марта по 30 июня текущего года в соответствии с графиком приема граждан, утверждаемым Комитетом. При наличии свободных мест в образовательных учреждениях направление может быть выдано в течение всего календарного года с учетом соблюдения установленных действующим законодательством нормативов наполняемости образовательных учреждений, очередности и наличия права на внеочередное, первоочередное или преимущественное получение места в образовательном учреждении. В целях организации направления детей в образовательное учреждение, руководители образовательных учреждений предоставляют в Комитет информацию: о количестве выпускаемых групп и освобождающихся местах до 1 февраля текущего года; о наличии свободных мест в укомплектованных группах ежемесячно, не позднее 25 числа текущего месяца. На основании информации, предоставленной руководителями образовательных учреждений в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Порядка, Комитет систематически, не реже одного раза в месяц, в течение текущего года обобщает и анализирует сведения о наличии в образовательных учреждениях свободных (освобождающихся или вновь созданных) мест и заносит их в Единую информационную базу данных. Данные о количестве свободных мест в образовательных учреждениях на новый учебный год размещаются на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 1 марта текущего года.

Согласно пункту 3.8 Порядка, на основании протокола о результатах распределения мест в образовательных учреждениях, автоматически сформированного в Единой информационной базе данных, Комиссия формирует списки лиц, подавших в установленном порядке заявления о приеме ребенка в образовательное учреждение и имеющих право на получение места в образовательном учреждении, в том числе во внеочередном и первоочередном порядке. Решения Комиссии оформляются протоколом. На основании протокола Комиссии должностным лицом Комитета оформляются направления в образовательные учреждения.

В соответствии с пунктом 3.9 Порядка в направлении и приеме ребенка в образовательное учреждение может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободных мест.

Согласно пунктам 3.10-3.11 Порядка, состоящие на учете дети, которым на 1 сентября текущего года не предоставлены места в образовательных учреждениях (в отношении которых отсутствует распорядительный акт руководителя образовательного учреждения о зачислении ребенка в образовательную организацию), не снимаются с учета, а остаются на учете детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательном учреждении. При появлении свободных мест в образовательных учреждениях родителям детей, указанных в п. 3.10 настоящего Порядка, направляется (сообщается) любым доступным способом информация о наличии свободных мест в образовательных учреждениях и предлагается в течение 14 дней обратиться в Комитет с заявлением о предоставлении места в одном из предложенных образовательных учреждений. При отсутствии свободных мест в образовательных учреждениях, указанных в заявлении, родителям могут быть предложены свободные места в других образовательных учреждениях. Родителям в течение 14 дней со дня получения указанного предложения надлежит выбрать одно из предложенных образовательных учреждений. При отказе родителей или при отсутствии их согласия или отказа от предложенных образовательных учреждений в Единой информационной базе данных изменяется желаемая дата поступления ребенка в образовательное учреждение на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка в образовательное учреждение направляется (сообщается) родителям.

Таким образом, в случае соблюдения родителем (законным представителем) ребенка всех необходимых условий для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, с учетом его доступности относительно места жительства.

При этом законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечить место именно в избранном законным представителем ребенка дошкольном учреждении в отсутствие в нем мест при наличии возможности обеспечения местом ребенка в аналогичных и иных расположенных на территории муниципального образования детских дошкольных учреждениях с учетом конкретных особенностей развития ребенка.

Принимая во внимание, что ребенок административного истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное, первоочередное или преимущественное определение в дошкольное образовательное учреждение не имеет, непредоставление ФИО1 места в избранном дошкольном образовательном учреждении (МБДОУ <адрес> «Центра развития ребенка - Детский сад ») связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее административного истца, суд приходит к выводу оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.

При этом суд полагает, что принцип очередности является единым для всех лиц при отсутствии права на внеочередное, первоочередное или преимущественное зачисление и не является нарушением прав при полном укомплектовании детьми государственных образовательных учреждений, при том, что в обязанность административного ответчика входит предоставление ребенку административного истца места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности.

Доказательств нарушения требований вышеуказанных положений закона, в частности, очередности предоставления места в дошкольном детском учреждении в отношении своего несовершеннолетнего ребенка либо наличия права на внеочередное, первоочередное или преимущественное обеспечение местом в дошкольном образовательном учреждении административным истцом суду не представлено. Вместе с тем, административным ответчиком в ходе рассмотрения спора суду представлены документы, подтверждающие соблюдение очередности при формировании списка детей, подлежащих зачислению в выбранное административным истцом дошкольное образовательное учреждение, учитывая зачисление лиц, имеющих право на внеочередной и первоочередной прием в учреждение.

Непредоставление ребенку места в дошкольном учреждении, указанном административным истцом в качестве приоритетного, в связи с отсутствием там свободных мест, не указывает на ненадлежащее исполнение уполномоченным органом возложенных на него функций и о нарушении конституционного права ФИО1 на получение доступного и бесплатного дошкольного образования.

В этой связи, принимая во внимание отсутствие свободных мест, а также то, что реализация конституционного права малолетнего ребенка административного истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное, первоочередное или преимущественное предоставление места в дошкольных образовательных учреждения, учитывая, что административный ответчик ФИО2 в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении не отказывал, напротив, предлагал места в иных дошкольных учреждениях <адрес>, в том числе МБДОУ <адрес> «Детский сад », находящемся в шаговой доступности от места жительства ребенка, что в настоящий момент ребенок состоит на учете будущих воспитанников государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, суд полагает, что нарушений прав несовершеннолетнего ФИО1 действиями (бездействием) административного ответчика не допущено.

В силу действующего законодательства, в частности, части 9 статьи 226 и части 2 статьи 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий (бездействия) и решений органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность таких обстоятельств, как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) и решений закону, и нарушение ими прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении.

Поскольку незаконного бездействия со стороны административного ответчика в непредоставлении ребенку административного истца места в детском саду в ходе рассмотрения дела не установлено, равно как и нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2, действующих в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Комитету образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия при устройстве ребенка в дошкольное образовательное учреждение, обязании создать и предоставить ребенку место дошкольном образовательном учреждении отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия суда в окончательной форме.

Судья М.В. Сопачева

Мотивированное решение изготовлено <дата>.