Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
№а- 895 /18
18 апреля 2018 года Лазаревский районный суд города ФИО2
<адрес> в составе:
Судьи Даракчяна А.А.
При секретаре ФИО4
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации города ФИО2 о признании отказа органа местного самоуправления незаконным, считать утвержденной схему расположения земельного участка, обязать заключить договор купли-продажи земельного участка и внести изменения в государственный кадастровый учет по земельному участку,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города ФИО2, с требованием признать отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1190 кв.м, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес>, и в предоставлении данного земельного участка в собственность - незаконным. Считать утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с кадастровым номером 23:49:0119003:4, расположенного по адресу: город ФИО2, <адрес>, общей площадью 1190 кв.м, с видом разрешенного использования – для проектирования магазина-кафе с офисными помещениями, категория земель – земли населенных пунктов. Указать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственный учет земельного участка на основании межевого плана, подготовленного в соответствии с координатами характерных точек границ земельного участка указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Также указать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внести изменения в данные по площади вышеуказанного земельного участка общей площадью 1190 кв.м. Указать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) для государственной регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок. Обязать администрацию города ФИО2 в лице департамента имущественных отношений администрации города ФИО2 заключить с ФИО3 договор купли-продажи указанного земельного участка после постановки на государственный кадастровый учет и внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации права, по цене, установленной пунктом 2.3. Порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города ФИО2, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, утвержденного решением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установления порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города ФИО2, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках».
Требования мотивированы тем, что ФИО3 принадлежит нежилое здание общей площадью 1725,5 кв.м, кадастровый №, расположенное по адресу: г. ФИО2, <адрес>.
В связи с чем, под указанным объектом недвижимости административным истцом за свой счет было обеспечено изготовление схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0119003:4, площадью 1190 кв.м, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес>, с видом разрешенного использования – для проектирования магазина-кафе с офисными помещениями, категория земель – земли населенных пунктов.
В целях получения в собственность земельного участка площадью 1190 кв.м, находящегося в муниципальной собственности ФИО3 обратился с заявлением в администрацию города ФИО2 с просьбой предоставить ему в собственность за плату данный земельный участок.
Однако, ответным письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. ФИО2 отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Изложенное послужило основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации города ФИО2ФИО5 возражала против удовлетворения предъявленных требований.
Представитель Управления «Росреестра» по <адрес> в городе ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку они были надлежащим образом извещены о дате и времени слушания дела, доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представили.
Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности ФИО3 принадлежит нежилое здание общей площадью 1725,5 кв.м, кадастровый №, расположенное по адресу: г. ФИО2, <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выданным управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
С целью приобретения в собственность земельного участка, расположенного под принадлежащим ФИО3 нежилым зданием и необходимого для его эксплуатации и обслуживания, была изготовлена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0119003:4, площадью 1190 кв.м, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес>, с видом разрешенного использования – для проектирования магазина-кафе с офисными помещениями, категория земель – земли населенных пунктов.
ФИО3 обратился с заявлением в администрацию города ФИО2 с просьбой предоставить в собственность за плату земельный участок площадью 1190 кв.м, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес>, с видом разрешенного использования – для проектирования магазина-кафе с офисными помещениями, категория земель – земли населенных пунктов.
Ответным письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. ФИО2 отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1190 кв.м, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес>, и в предоставлении данного земельного участка в собственность за плату.
Согласно указанному ответу в удовлетворении заявления ФИО3 отказано со ссылкой на отсутствие согласия публичного акционерного общества «МТС-Банк» и ООО «Управляющая компания «Надежное управление», а также в связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0119003:4 подлежат уточнению.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить требования административного истца ФИО3 по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы бесплатно, а также за плату гражданам, юридическим лицам, некоммерческим объединениям (ст. 19 ЗК РФ).
В соответствии с частью 11 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность…» к собственности городских округов относятся земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Согласно пункту 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев установленных федеральным законом.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Согласно статье 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного Кодекса РФ основанием возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности является договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного Кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Статья 39.14 Земельного Кодекса РФ определяет порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
Как указано в порядке предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, определенном статьей 39.14. Земельного Кодекса РФ, после подачи гражданином заявления о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган следует заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.3 ст.11.10 Земельного Кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п.4 ст.11.10 Земельного Кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с п.13 ст.11.10 Земельного Кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В установленном законном порядке административному ответчику подано заявление с приложением выполненной схемы и иных необходимых документов.
Из оспариваемого ответа Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. ФИО2 следует, что заявитель не представил согласия в письменной форме на предоставление земельного участка у публичного акционерного общества «МТС-Банк» и ООО «Управляющая компания «Надежное управление» по причине регистрации в ЕГРН соответствующего ограничения прав на строение в виде залога (ипотеки).
Однако, согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ограничивается лишь право собственника по распоряжению своим имуществом, в данном случае зданием, без согласия кредитора (залогодержателя), что, однако, не является препятствием для оформления собственником здания (залогодержателем) прав на земельный участок, на котором это здание расположено.
Согласно статье 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Следует отметить, что согласно п. 1 ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка нарушает права и законные интересы административного истца.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.
Исходя из положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения органа местного самоуправления, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.
В свою очередь пунктами 1-4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемым решением нарушены его права, свободы и законные интересы.
В свою очередь на административного ответчика возлагается обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам и о соблюдении таковых при его принятии.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления судом принимается одно из следующих решений:
об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обжалуемым отказом Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города ФИО2 нарушено право административного истца на оформление прав на земельный участок, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить требования ФИО3
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО3 к администрации города ФИО2 удовлетворить.
Признать отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1190 кв.м, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес>, и в предоставлении данного земельного участка в собственность — незаконным.
Считать утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с кадастровым номером 23:49:0119003:4, расположенного по адресу: город ФИО2, <адрес>, общей площадью 1190 кв.м, с видом разрешенного использования – для проектирования магазина-кафе с офисными помещениями, категория земель – земли населенных пунктов.
Настоящее решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственный учет земельного участка на основании межевого плана, подготовленного в соответствии с координатами характерных точек границ земельного участка указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в местной системе координат города ФИО2:
1т.: X-63748.35, Y-40257.14;
2т.: X-63776.53, Y-40278.71;
3т.: X-63761.22, Y-40302.05;
4т.: X-63759.46, Y-40304.73;
5т.: X-63728.70, Y-40288.13;
1т.: X-63748.35, Y-40257.14, с кадастровым номером 23:49:0119003:4, расположенного по адресу: город ФИО2, <адрес>, общей площадью 1190 кв.м, с видом разрешенного использования – для проектирования магазина-кафе с офисными помещениями, категория земель – земли населенных пунктов.
Настоящее решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внести изменения в данные по площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0119003:4, расположенного по адресу: город ФИО2, <адрес>, общей площадью 1190 кв.м.
Настоящее решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 1190 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0119003:4, расположенного по адресу: город ФИО2, <адрес>, с видом разрешенного использования – для проектирования магазина-кафе с офисными помещениями, категория земель – земли населенных пунктов.
Обязать администрацию города ФИО2 в лице департамента имущественных отношений администрации города ФИО2 заключить с ФИО3 договор купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером 23:49:0119003:4, расположенного по адресу: город ФИО2, <адрес>, общей площадью 1190 кв.м, с видом разрешенного использования – для проектирования магазина-кафе с офисными помещениями, категория земель – земли населенных пунктов, после постановки на государственный кадастровый учет и внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации права, по цене, установленной пунктом 2.3. Порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города ФИО2, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, утвержденного решением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установления порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города ФИО2, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках».
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд.
Судья Лазаревского
Районного суда г. ФИО2 А.А. Даракчян
Копия верна судья Даракчян А.А.