ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-8/2022 от 28.12.2021 Бондарского районного суда (Тамбовская область)

Дело а-8/2022 (2а-266/2021)

УИД: 68RS0-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2021 года <адрес>

Бондарский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Федорова В.В.,

при секретаре Клейменовой В.В.,

с участием:

административного истца (с использованием видеоконференцсвязи) - ФИО1, содержащегося в ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес>,

представителя административного ответчика - Управления региональной безопасности <адрес> – по доверенности Н.О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ича к Управлению региональной безопасности <адрес>, комиссии по вопросам помилования на территории <адрес> о признании ответа комиссии по вопросам помилования на территории <адрес> от дд.мм.гггг и предыдущие ответы по его ходатайствам от 2017 и 2019 годов незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в предусмотренном главой 22 КАС РФ порядке в Бондарский районный суд <адрес> суд с административным исковым заявлением к Управлению региональной безопасности <адрес> о признании ответа комиссии по вопросам помилования на территории <адрес> от дд.мм.гггг и предыдущих ответов по его ходатайствам, незаконными. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в настоящее время он отбывает наказание в ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> по приговору Рассказовского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг которым он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.105 УК РФ, ч.1 ст.222 УК РФ, ч.1 ст.244 УК РФ с применением ч.3 ст.69 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 13 лет с отбыванием наказания в ИК особого режима. На его ходатайство о помиловании ему дали ответ от 21.07.2021г., который он считает незаконным. Так, он уже третий раз обращается с ходатайством о помиловании на имя Президента РФ: первый раз - в 2017г., затем в 2019 и 2021 годах. Все ответы на его ходатайства подобны по содержанию, в ответах отсутствуют документы, подтверждающие рассмотрение его ходатайств в Москве, отсутствует подпись Президента РФ, на имя которого им подавались ходатайства о помиловании, отсутствуют какие-либо печати на документах. Указанные обстоятельства вызывают у него сомнения в том, что его ходатайства доходили до адресата. На указанные обстоятельства он указывал в последнем ходатайстве, однако они оставлены без ответа, приложенные к ходатайству документы ему не возвращены.

Определением судьи от 16.12.2021г. в качестве соответчика по делу привлечена Комиссия по вопросам помилования на территории <адрес>, в качестве заинтересованных лиц - ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> и У. Р. по <адрес>.

Административный истец ФИО1, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержал, пояснив, что обжалуемыми ответами нарушаются его права на помилование, ответы по заявленным им ходатайствам о помиловании не имеют печатей, отсутствует подпись Президента РФ. Сроки для подготовки ему ответов затянуты и превышают сроки, установленные законом. В части пропуска срока обжалования по ответам комиссии по помилованию в 2018г. и в 2019г. пояснил, что сомнения в незаконности ранее полученных ответов сформировались у него только после получения ответа комиссии по последнему ходатайству о помиловании.

Представитель административного ответчика - Управления региональной безопасности <адрес> – по доверенности (л.д.86) Н.О.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, о чем представил письменные возражения (л.д.79-80) и дополнения к ним (л.д.176). В судебном заседании указал, что все необходимые документы по ходатайству о помиловании ФИО1 были подготовлены в полном объеме, в установленные сроки и в соответствии с действующим Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ, которым не предусмотрено направление копий ответа администрации Президента РФ заявителю.

Представитель административного соответчика - комиссии по вопросам помилования на территории <адрес> в лице председателя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении административного иска в его отсутствие, возражал против удовлетворения административного иска, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых ходатайствовал о применении последствий пропуска трехмесячного срока предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ для обращения в суд с административным иском для защиты своих прав, поскольку результаты рассмотрения ходатайств были известны ФИО1 после ознакомления с ними (л.д.175-176).

Представители заинтересованных лиц - ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> и У. Р. по <адрес> о времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Представитель У. Р. по <адрес> письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.130, 163), возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д., 139-140).

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Конституцией РФ каждому гарантируется государственная, в том числе судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46), право на судебную защиту является непосредственно действующим, признается и гарантируется в РФ согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (часть 1 ст.17, ст.18).

Согласно ч.2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с чч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке гл. 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в чч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).

Порядок рассмотрения вопросов помилования регламентируются нормами уголовного законодательства (ст.85 УК РФ, ст.176 УИК РФ). Помилование является исключительной компетенцией Президента РФ (п. "в" ст. 89 Конституции) и осуществляется в отношении индивидуально определенного лица в соответствии с Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от дд.мм.гггг N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (срок действия Положения с 30.12.2001г. по 13.12.2020г.), Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации утв.Указом Президента РФ от 14.12.2020г. «О некоторых вопросах деятельности комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ» (срок действия Положения с дд.мм.гггг по настоящее время), Инструкцией об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании
(утв. приказом Министерства юстиции РФ от дд.мм.гггг N 83).

Так, согласно ч.1 ст.85 УК РФ Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

Согласно ч.1 ст.176 УИК РФ осужденный вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Согласно пунктам 2 и 3 Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании (утв. приказом Минюста РФ от дд.мм.гггг N 83) ходатайство о помиловании подается осужденным на имя Президента Российской Федерации в письменной форме и регистрируется администрацией учреждения в журнале учета ходатайств осужденных о помиловании (приложение N 1) в день его подачи. В этом же журнале регистрируются все поступающие запросы, связанные с рассмотрением ходатайств о помиловании. Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы отдельно на каждого осужденного с сопроводительным письмом, подписанным начальником учреждения, исполняющего наказания, или лицом, его замещающим. Ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, направляется не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

В соответствии с Указом Президента РФ от дд.мм.гггг N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" в целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, на территориях субъектов Российской Федерации созданы комиссии по вопросам помилования, основными задачами которых являются в том числе:

- предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании, поданных осужденными, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, а также поступивших от лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость;

- подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

Этим же Указом определены требования к составу комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (не менее 11 человек), порядок утверждения председателя комиссии (утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ), требования к ее членам (граждане РФ имеющие высшее образование и пользующиеся уважением у граждан), требования к правомочности решения комиссии (если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии (п.3).

Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.12.2020г. «О некоторых вопросах деятельности комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ» определен порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за уголовные преступления, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость.

Так, помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую или непогашенную судимость (пункт 2 Положения).

В частности в соответствии с подпунктом А пункта 3 Положения, в РФ помилование применяется в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме (пункт 5).

Ходатайство о помиловании лиц, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 3 Положения, регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи (пункт 6).

Ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 20 дней со дня его подачи (пункт 7).

Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается (Пункт 10).

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять рабочих дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (пункт 12)

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую или непогашенную судимость (Пункт 16).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую или непогашенную судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 8 или 14 настоящего Положения (Пункт 17).

Информация об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайств о помиловании направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение пяти рабочих дней после принятия решения об отклонении ходатайств о помиловании (Пункт 23).

Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайств о помиловании осужденные уведомляются письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии. Одновременно с уведомлением осужденному возвращаются копии судебных документов и иные материалы (справки), приложенные им к ходатайству о помиловании (Пункт 24).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от дд.мм.гггг N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" Постановлением <адрес> от дд.мм.гггг N 93 "Об образовании комиссии по вопросам помилования на территории <адрес>" образована комиссия по вопросам помилования на территории <адрес> и утверждено Положение о комиссии. В состав комиссии изначально вошли 12 человек, в том числе председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь комиссии (Приложение 2 к Постановлению). Этим же постановлением на управление региональной безопасности области возложено правовое, организационное и информационное обеспечение деятельности Комиссии (п.3 Постановления).

Согласно п.1.1. Положения, Комиссия по вопросам помилования на территории <адрес> является постоянно действующим консультативным органом по предварительному рассмотрению ходатайств о помиловании, поданных осужденными, находящимися на территории <адрес>, а также поступивших от лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость, и подготовке для главы администрации области заключения о целесообразности применения акта помилования.

Пунктом 1.3 Положения установлено, что комиссия рассматривает ходатайства о помиловании в порядке, установленном Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от дд.мм.гггг N 787.

Решение Комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов Комиссии. Решения принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве голосов членов Комиссии голос председателя Комиссии является решающим (пункт 3.5. Положения).

Периодичность заседаний Комиссии устанавливается в зависимости от поступления ходатайств о помиловании, но не позднее трех недель со дня получения ходатайства о помиловании, поскольку не далее как через 30 дней должно быть подготовлено и представлено главе администрации области заключение (пункт 3.8 Положения)

Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и всеми членами Комиссии, участвовавшими в заседании (пункт 3.11. Положения)

По результатам заседания Комиссии составляется заключение Комиссии о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного. Заключение должно основываться на протоколе заседания Комиссии и содержать рекомендации о помиловании (либо отклонении в ходатайстве о помиловании) конкретных лиц, с указанием сведений об осужденных и мотивов, которыми руководствовалась Комиссия при принятии соответствующего решения. Заключение со всеми материалами о помиловании направляется главе администрации области в срок, указанный в пункте 3.8 настоящего Положения.Глава администрации области не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, и заключения Комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую или непогашенную судимость. К представлению главы администрации области прилагаются ходатайство о помиловании и заключение Комиссии, а также документы, указанные в пункте 8 или 14 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дд.мм.гггг N 787 (пункт 3.13. Положения).

Судом приняты во внимание вышеприведенные положения закона и исследованы предусмотренные ими обстоятельства.

Так, судом установлено, что осужденный приговором Рассказовского районного суда <адрес> от 18.10.2010г. ФИО1 отбывает наказание в виде 13 лет лишения свободы в ИК особого режима за совершение преступлений предусмотренных ч.1 ст.105, ч.1 ст.244, ч.1 ст.222 УК РФ.

Согласно материалам дела осужденный ФИО1, отбывая наказание в ИК -8 У. Р. по <адрес>, трижды обращался с письменным ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в 2017 году, в 2019 году и в 2021 году.

По ходатайству, поданному ФИО1 в 2017 году:

11.08.2017г. ходатайство ФИО1 поступило в администрацию учреждения ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> и было зарегистрировано в журнале учета ходатайств осужденных о помиловании (обратная сторона л.д.131, 141).

дд.мм.гггг (через 6 дней) ходатайство о помиловании осужденного ФИО1 с прилагаемыми к нему документами начальником ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> было направлено начальнику У. Р. по <адрес>. С письмом о направлении ходатайства и документов ФИО1 ознакомлен дд.мм.гггг (л.д.120, 135, 143).

21.08.2017г. ходатайство о помиловании осужденного ФИО1 с прилагаемыми к нему документами поступили в У. Р. по <адрес> (вх.12906).(л.д.119)

22.08.2017г. (на следующий день после поступления) ходатайство о помиловании осужденного ФИО1 с приложением было направлено заместителем начальника У. Р. по <адрес> за исх.70/ТО/6-9509 председателю Комиссии по вопросам помилования на территории <адрес> (обратная сторона л.д.120, 144).

дд.мм.гггг зам. начальником У. Р. по <адрес> было направлено письмо начальнику ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> для объявления осужденному ФИО1, что его ходатайство о помиловании было направлено 22.08.2017г. в комиссию по вопросам помилования на территории <адрес> (л.д.121,145,172). дд.мм.гггг осужденный ФИО1 ознакомлен с сопроводительным письмом (л.д.172).

Ходатайство ФИО1 о помиловании поступило в Комиссию из У. Р. по <адрес> и рассмотрено 22.09.2017г. на 145-м заседании Комиссии. На заседании присутствовали председатель и его заместитель, ответственный секретарь и 8 членов комиссии, а также для объективного рассмотрения ходатайства были приглашены представители ФКУ ИК-8 У. Р. (Д.И.Д., З.О.К.). Члены комиссии единогласно высказались об отказе в поддержке ходатайства осужденного. По итогам заседания подготовлены протокол и заключение комиссии (л.д.183-191).

Заключение и протокол заседания комиссии с ходатайством ФИО1 о помиловании и материалами, представленными исправительным учреждением, направлено главе администрации <адрес>. Главой администрации области подготовлено и внесено Президенту РФ представление о нецелесообразности применения акта помилования в отношении осужденного ФИО1, которое направлено Президенту РФ (л.д.175).

27.02.2018г. в комиссию поступило письмо из администрации Президента РФ (исх.А64-402п от 16.02.2018г.) об отклонении ходатайства ФИО1 (л.д.195).

01.03.2018г. и.о. начальника Управления региональной безопасности <адрес> в адрес начальника У. Р. по <адрес> было направлено письмо об отклонении ходатайства осужденного ФИО1 о помиловании (л.д.122, 146).

дд.мм.гггг зам. председателя комиссии по вопросам помилования на территории <адрес> в адрес ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> для осужденного ФИО1 было направлено письмо о том, что его ходатайство о помиловании отклонено (л.д.9,196).

06.03.2018г. зам. начальника У. Р. по <адрес> было направлено письмо в адрес ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> для осужденного ФИО1 об отклонении Президентом РФ его ходатайства о помиловании ( обратная сторона л.д. 121, 147).

дд.мм.гггг осужденный ФИО1 ознакомился с данным письмом и получил его (л.д.168).

По ходатайству, поданному ФИО1 в 2019 году:

15.02.2019г. ходатайство ФИО1 было зарегистрировано ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> в журнале учета ходатайств осужденных о помиловании (л.д.133,134, 200-209).

25.02.2019г. (в течение 10 дней) ходатайство о помиловании осужденного ФИО1 с прилагаемыми к нему документами начальником ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> было направлено начальнику У. Р. по <адрес>. С письмом о направлении ходатайства и документов ФИО1 ознакомлен дд.мм.гггг (л.д.123, 136,150).

26.02.2019г. ходатайство о помиловании осужденного ФИО1 с прилагаемыми к нему документами поступили в У. Р. по <адрес> (вх.3402) (л.д.148).

26.02.2019г. (в течение дня) ходатайство о помиловании осужденного ФИО1 начальником У. Р. по <адрес> было направлено за исх.70/ТО/6-2350 председателю Комиссии по вопросам помилования на территории <адрес> (л.д.124, 151).

27.02.2019г. начальником У. Р. по <адрес> было направлено письмо начальнику ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> для объявления осужденному ФИО1, что его ходатайство о помиловании (л.д.152).

01.03.2019г. осужденный ФИО1 ознакомлен с письмом о направлении его ходатайства о помиловании в комиссию по вопросам помилования на территории <адрес> (л.д.169).

05.03.2019г. ходатайство о помиловании поступило в Комиссию из У. Р. по <адрес> и было зарегистрировано в журнале учета корреспонденции за .02-Я-19/670.

Ходатайство ФИО1 рассмотрено комиссией на 155-м заседании 21.03.2019г. На заседании присутствовали председатель, его заместитель, 9 членов комиссии, а также для объективного рассмотрения ходатайства были приглашены представители ФКУ ИК-8 У. Р. (П.М.Н., З.О.К.). Члены комиссии единогласно высказались об отказе в поддержке ходатайства осужденного. По итогам заседания подготовлены протокол и заключение комиссии (л.д.87-91, 94-95).

08.04.2019г. заключение и протокол с ходатайством ФИО1 о помиловании и материалами, представленными исправительным учреждением, направлено главе администрации <адрес>. Главой администрации области подготовлено и внесено Президенту РФ представление о нецелесообразности применения акта помилования в отношении осужденного ФИО1, которое 08.04.2019г. направлено Президенту РФ (л.д.192-194).

31.07.2019г. в адрес администрации <адрес> поступило письмо заместителя начальника Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан с исх.№А64-2835-п от 25.07.2019г., в котором сообщалось о том, что ходатайство о помиловании осужденного ФИО1 отклонено президентом РФ дд.мм.гггг (л.д.91).

31.07.2019г. и.о.начальника Управления региональной безопасности <адрес> в адрес начальника У. Р. по <адрес> было направлено письмо об отклонении ходатайства осужденного ФИО1 о помиловании с приложением документов, подлежащих возврату (л.д.92, 125, 153, 171).

01.08.2019г. председателем Комиссии по вопросам помилования на территории <адрес> в адрес ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> для ФИО1 было направлено письмо, в котором осужденному сообщалось об отклонении его ходатайства о помиловании (л.д.10, 93).

05.08.2019г. (в течение 6 дней) врио начальника У. Р. по <адрес> было направлено за исх.70/ТО/6-10163 письмо в адрес ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> для осужденного ФИО1 об отклонении Президентом РФ его ходатайства о помиловании с возвращением приложенных материалов (обратная сторона л.д.124,154,170).

дд.мм.гггг осужденный ФИО1 был ознакомлен с указанным письмом и получил его, что подтверждается распиской (л.д.170).

По ходатайству, поданному ФИО1 в 2021 году:

дд.мм.гггг ходатайство ФИО1 было зарегистрировано ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> в журнале учета ходатайств осужденных о помиловании (210-212).

дд.мм.гггг (в течение 12 дней) ходатайство о помиловании осужденного ФИО1 с прилагаемыми к нему документами начальником ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> было направлено начальнику У. Р. по <адрес>. С письмом о направлении ходатайства и документов ФИО1 ознакомлен дд.мм.гггг (л.д.127, 137-138, 157).

01.03.2021г. ходатайство о помиловании осужденного ФИО1 с прилагаемыми к нему документами поступили в У. Р. по <адрес> (вх.4417).(л.д.126, 155).

03.03.2021г. (в течение двух дней) ходатайство о помиловании осужденного ФИО1 заместителем начальника У. Р. по <адрес> было направлено за исх.70/ТО/6-2573 председателю Комиссии по вопросам помилования на территории <адрес> (обратная сторона л.д.127, л.д.158).

04.03.2021г. заместителем начальника У. Р. по <адрес> было направлено письмо в адрес ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> для осужденного ФИО1 о том, что его ходатайство о помиловании 03.03.2021г. было направлено в комиссию по вопросам помилования на территории <адрес> (л.д.129,159).

22.03.2021г. ходатайство о помиловании поступило в Комиссию из У. Р. по <адрес> и было зарегистрировано в журнале учета корреспонденции за .02-Я-21/686.

Ходатайство ФИО1 рассмотрено комиссией на 168-м заседании 08.04.2021г. На заседании присутствовало председатель комиссии, его заместитель ответственный секретарь и 6 членов комиссии, а также для объективного рассмотрения ходатайства были приглашены представители ФКУ ИК-8 У. Р. (П.М.Н., С.А.С.). Члены комиссии единогласно высказались об отказе в поддержке ходатайства осужденного. Информация о проведенном заседании размещена на официальном сайте управления региональной безопасности. По итогам заседания 08.04.2021г. подготовлены протокол и заключение комиссии (л.д.96-98, 99-100).

19.04.2021г. заключение и протокол с ходатайством ФИО1 о помиловании и материалами, представленными исправительным учреждением, направлено главе администрации <адрес> (л.д.99). Главой администрации области подготовлено и внесено Президенту РФ представление о нецелесообразности применения акта помилования в отношении осужденного ФИО1, которое 29.04.2021г. за исх..1-02/1186 направлено Президенту РФ (л.д.101-103).

21.07.2021г. в адрес администрации <адрес> поступило письмо заместителя начальника Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан с исх.№А64-1800п от 14.07.2021г., в котором сообщалось о том, что ходатайство о помиловании осужденного ФИО1 отклонено президентом РФ дд.мм.гггг (л.д.81, 108).

21.07.2021г. председателем Комиссии по вопросам помилования на территории <адрес> в адрес ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> для ФИО1 было направлено письмо, в котором осужденному сообщалось об отклонении его ходатайства о помиловании (л.д.10, 109).

21.07.2021г. (исх. 51.02-05/1570) заместителем начальника Управления региональной безопасности <адрес> в адрес начальника У. Р. по <адрес> направлено письмо, в котором сообщалось об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании ФИО1. Председателем Комиссии по вопросам помилования на территории <адрес> в адрес ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> для ФИО1 было направлено письмо, в котором осужденному сообщалось об отклонении его ходатайства о помиловании (л.д.10, 107,128,160).

26.07.2021г. заместителем начальника У. Р. по <адрес> в адрес ФКУ ИК-8 У. Р. по <адрес> было направлено за исх.70/ТО/6-9894 письмо об отклонении ходатайства осужденного ФИО1 о помиловании с приложением материалов подлежащих возврату (обратная сторона л.д.129, л.д.161, 173).

дд.мм.гггг осужденный ФИО1 ознакомился с решением об отклонении Президентом РФ его ходатайства о помиловании и получил документы подлежащие возврату, о чем имеется расписка (л.д.174).

Оценив представленные доказательства, суд не усматривает оснований, позволяющих прийти к выводу о каких-либо существенных нарушениях со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц прав административного истца при осуществлении своих полномочий при поступлении от него ходатайств о помиловании.

Так, из исследованных судом письменных доказательств следует, что ходатайства о помиловании административного истца - осужденного ФИО1 от 11.08.2017г., от 15.02.2019г. и от дд.мм.гггг были зарегистрированы, направлены в компетентные органы и рассмотрены уполномоченными органами и лицами в сроки, предусмотренные действующим на момент их рассмотрения законодательством: Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от дд.мм.гггг N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (срок действия Положения с 30.12.2001г. по 13.12.2020г.), Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации утв.Указом Президента РФ от 14.12.2020г. «О некоторых вопросах деятельности комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ» (срок действия Положения с дд.мм.гггг по настоящее время), Инструкцией об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании (утв. приказом Министерства юстиции РФ от дд.мм.ггггг. N 83), Постановления <адрес> от 11.02.2002г. N 93 "Об образовании комиссии по вопросам помилования на территории <адрес>".

На всех стадиях движения ходатайств о помиловании ФИО1 начиная от администрации учреждения, где административный истец отбывает наказание и до направления главой администрации <адрес> заключения в адрес Президента РФ, уполномоченными органами и должностными лицами были соблюдены сроки предписанные законодательством на совершение отдельных действий (регистрацию, сбор необходимых документов, направления в следующую инстанцию, проведения заседания и составления необходимых документов).

При рассмотрении ходатайств Комиссий по вопросам помилования на территории <адрес> решения принимались уполномоченным составом комиссии (л.д.177-182) при участии в заседании не менее половины членов Комиссии, в связи с чем, решения комиссии были правомочными по каждому из ходатайств.

Вопреки доводам административного истца ФИО1 ответы об отклонении его ходатайств о помиловании принятые Президентом РФ были направлены в адрес осужденного уполномоченными лицами и на основании поступившей из администрации Президента РФ информации о результатах рассмотрения ходатайств Президентом РФ. О принятом Президентом РФ решении осужденный проинформирован надлежащим образом.

Доводы административного истца о направлении в его адрес ответов результатами принятого решения по заявленному им ходатайству с подписью Президента РФ и соответствующих печатей не основаны на нормах действующего законодательства.

Доводы административного истца о невозвращении ему копий документов приложенных к ходатайству являются безосновательными и опровергаются материалами дела и в частности собственноручной подписью (л.д.174).

Рассматривая ходатайство административного соответчика - комиссии по вопросам помилования на территории <адрес> в лице ее председателя о пропуске административным истцом без уважительных причин установленного ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд и применения последствий пропуска данного срока как самостоятельного отказа в удовлетворении требований, суд приходит к следующему выводу.

В силу положений ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Приведенные законоположения закрепляют обязанность суда при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке гл. 22 КАС РФ выяснять причины такого пропуска.

При этом на основании части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Как следует из материалов дела об отказе в удовлетворении его ходатайств о помиловании Президентом РФ осужденному ФИО1 стало известно соответственно 07.03.2018г. (л.д.168), 13.08.2019г. (л.д.170), 30.07.2021г. (л.д.174). Согласно штампа почтового отделения конверт с административным исковым заявлением ФИО1 поступил в почтовое отделение 04.08.2021г. и 05.08.2021г. поступил в суд. Таким образом, трехмесячный срок для обращения в суд соблюден административным истцом только по последнему ходатайству.

В судебном заседании при проверке судом пропуска ФИО1 срока для обращения в суд за защитой своих прав по его ходатайствам, с решениями по которым он был ознакомлен 07.03.2018г. и 13.08.2019г. (срок соответственно истек 07.06.2018г. и 13.11.2019г.) административный истец ФИО1 не отрицал факта его уведомлении о принятых решениях в указанные даты, пояснив что сомнения в том, что его ходатайства дошли до Президента РФ и решения по ним приняты именно Президентом РФ, возникли у него только после его ознакомления 30.07.2021г. с решением по последнему ходатайству. Иных оснований подтверждающих уважительность пропуска срока предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ административным истцом в судебном заседании не приведено, мотивированных ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец ФИО1 предполагая о нарушении своего права 07.03.2018г. и 13.08.2019г. (соответственно по ходатайствам о помиловании поданным 11.08.2017г. и 15.02.2019г.), имел возможность своевременно, в предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячный срок обратиться за защитой нарушенного права, однако не проявил должную заботливость и осмотрительность. Доказательств обратного, - то есть наличия каких-либо объективных причин, препятствующих ФИО1 в реализации его прав по обжалованию действий должностных лиц и органов по поданным им ходатайствам о помиловании суду не представлено, уважительных причин невозможности своевременного обращения в суд с заявлением он не привел, ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлял.

Принимая во внимание, что в судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца в связи с поданными им 11.08.2017г., 15.02.2019г. и 12.02.2021г. ходатайствам о помиловании, также учитывая, что срок обращения в суд, предусмотренный ч.1 ст. 219 КАС РФ истцом пропущен без уважительных причин по ходатайствам от 11.08.2017г. и 15.02.2019г., оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 ича к Управлению региональной безопасности <адрес>, комиссии по вопросам помилования на территории <адрес> о признании ответа комиссии по вопросам помилования на территории <адрес> от дд.мм.гггг и предыдущие ответы по его ходатайствам от 2017 и 2019 годов незаконными, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Бондарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В.Федоров.

Решение принято в окончательной форме дд.мм.ггггг.

Судья В.В.Федоров.