ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-9046/2021 от 27.07.2021 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-9046/2021 (47RS0-27)

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

27 июля 2021 года <адрес>

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Витер Л.В.,

с участием помощника Всеволожского городского прокурора ФИО14

при секретаре ФИО15,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к избирательной комиссии МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о признании решения незаконным, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

УСТАНОВИЛ:

ФИО16 обратился в суд с административным иском к избирательной комиссии МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, в котором просит признать незаконным решение избирательной комиссии МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ с сайта МО «Юкковское сельское поселение» (ykki.ru) и газеты Юкковские ведомости (выпуск от ДД.ММ.ГГГГ) узнал о принятии административным ответчиком решения от ДД.ММ.ГГГГ о проведении дополнительных выборов в Совет депутатов МО.

Указывает, что в производстве Ленинградского областного суда находится административное дело а-320/2021 по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО17, ФИО18 к Совету депутатов МО «Юкковское сельское поселение» о признании состава Совета депутатов неправомочным.

Считает, что в случае признания состава Совета депутатов неправомочным, в силу п.2 ч.16 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава, решение повлечет за собой проведение новых выборов по всем одномандатным округам муниципального образования для формирования нового состава Совета депутатов.

Указывает, что нахождение Совета депутатов в недействующем составе нарушает конституционные права административного истца.

Полагает, что обжалуемое решение о назначении дополнительных выборов не устраняет данные нарушения, противоречит позиции административного истца о необходимости проведения новых выборов и является незаконным до разрешения требований по административному делу а-320/2021.

На основании изложенного административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные административные исковые требования, также считает, что основанием для признания решения незаконным является факт не назначения выборов по избирательного округу .

Представитель административного ответчика - Главы администрации МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО19 в судебное заседание явился, представил и поддержал доводы письменных возражений по существу заявленных требований.

Представитель административного ответчика – избирательной комиссии МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> явился, просил отказать в удовлетворении административных исковых требований основаниям, которые изложены в письменных возражениях. Считает, что избирательной комиссией соблюден порядок и сроки назначения дополнительных выборов.

Пояснил, что депутат по одномандатному округу ФИО3ДД.ММ.ГГГГ написал заявление об отставке, ДД.ММ.ГГГГ отозвал заявление, в настоящее время прекращение полномочий ФИО3 оспаривается, решение не вступило в законную силу. Поэтому, по указанному округу решение избирательной комиссией не принималось.

Представитель заинтересованных лиц – Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес> и Избирательной комиссии <адрес> явился, считает требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в совместном отзыве. Считает несостоятельным довод представителя административного истца о не назначении выборов по одномандатному округу , так как бездействие избирательной комиссии по не назначению выборов не является предметом спора.

Также ссылается на отсутствие у гражданина права действовать в интересах неопределенного круга лиц и определять способ формирования или восполнения органов местного самоуправления.

Заинтересованное лицо – Совет депутатов МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> не явилось, уведомлено надлежащим образом.

В соответствии с ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, учитывая заключение прокурора, суд считает следующее.

Согласно п.1 ст.239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

По общему правилу п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч.2 указанной статьи обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии с ст.18 Устава МО «Юкковское сельское поселение» совет депутатов МО «Юкковское сельское поселение» входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования.

Совет депутатов состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории поселения (п.1 ст.19 Устава).

Представитель административного ответчика указывает, что ДД.ММ.ГГГГ с с учетом дополнительных выборов ДД.ММ.ГГГГ избрано 10 депутатов МО «Юкковское сельское поселение: ФИО3, (одномандатный избирательный округ ); ФИО4 (одномандатный избирательный округ ), ФИО5 (одномандатный избирательный округ ), ФИО6 (одномандатный избирательный округ ), ФИО7 (одномандатный избирательный округ ), ФИО8 (одномандатный избирательный округ ), ФИО9 (одномандатный избирательный округ ), ФИО10 (одномандатный избирательный округ ), ФИО11 (одномандатный избирательный округ ), ФИО12 (одномандатный избирательный округ ).

Как следует из решения Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-9955/2020, указанным судебным актом досрочно прекращены полномочия главы МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> и депутата совета депутатов МО Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО6 (зарегистрирована депутатом совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» четвертого созыва, Юкковского одномандатного округа решением избирательной комиссии МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

Материалами дела подтверждается, что Решением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-9932/2020 досрочно прекращены полномочия депутата совета депутатов МО Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО5 (зарегистрирован депутатом совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» четвертого созыва, Юкковского одномандатного округа решением избирательной комиссии МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

Решением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-5685/2021 досрочно прекращены полномочия депутата совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО7 (зарегистрирована депутатом совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» решением избирательной комиссии МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

Решением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-3723/2021 досрочно прекращены полномочия депутата совета депутатов МО Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО11 (зарегистрирован депутатом совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» четвертого созыва, Юкковского одномандатного округа решением избирательной комиссии МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

Вышеуказанные решения вступили в законную силу.

Из пояснений представителя заинтересованных лиц и представителя административного ответчика следует, что депутаты ФИО4 (зарегистрированный по округу ), ФИО10 (зарегистрирована по округу ) заявили о своей отставке.

Решением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-6954/2021 признано незаконым решение совета депутатов МО «Юккоовское сельское поселение» о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 в связи с утратой доверия. Данное решение не вступило в законную силу.

Указанный довод не оспаривается административным истцом.

В соответствии с п.3 ст.19 Устава совет депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов. При этом, согласно п.7 ст.19 Устава заседание совета депутатов правомочно, если на нем присутствуют не менее 50% от числа избранных депутатов.

Тогда как в составе совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» четвертого созыва осталось 4 депутата – ФИО8, ФИО9, ФИО20, ФИО3, но его полномочия оспариваются в судебном порядке.

В силу п.8 ст.71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы органов местного самоуправления и депутатов органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Согласно п.7 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 статьи 10, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов (п.8 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Таким образом, избирательная комиссия МО «Юкковское сельское поселение» должна была назначить дополнительные выборы депутатов по одномандатным округам, по которым были досрочно прекращены полномочия депутатов не ранее ДД.ММ.ГГГГ и не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия МО «Юкковское сельское поселение» назначила дополнительные выборы депутатов совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Юкковским одномандатным избирательным округам , , , , , на ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение опубликовано в газете «Юкковсие ведомости» (256) от ДД.ММ.ГГГГ. размещение данного решения в сети Интернет на сайте www.ykki.ru ДД.ММ.ГГГГ подтверждено самим административным истцом.

Довод административного истца о неправомочности административного ответчика принимать оспариваемое решение в силу принятия <адрес> судом решения по делу а-309/2021 о расформировании избирательной комиссии МО «Юкоковское сельское поселение», суд находит несостоятельным, так как сам ФИО2 указывает, что данное решение не вступило в законную силу.

Кроме того, даже в случае, если избирательная комиссия будет расформирована судом, то в силу п.9 ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона соответствующую временную комиссию в новом составе либо возлагает ее полномочия на соответствующую территориальную комиссию. По окончании избирательной кампании, кампании референдума избирательная комиссия муниципального образования формируется представительным органом муниципального образования с соблюдением требований, предусмотренных статьями 22 и 24 настоящего Федерального закона.

Таким образом, законом гарантированы избирательные права административного истца. При этом, суд учитывает, что указанным федеральным законом, а также Уставом муниципального образования не предусмотрено право гражданина выбирать способ выборов органов и депутатов органов местного самоуправления.

Также судом отклоняется довод административного истца о незаконности принятого ДД.ММ.ГГГГ решения о назначении дополнительных выборов ввиду отсутствия в оспариваемом акте решения по одномандатному округу , так как решение по делу а-6954/2021 на дату принятия обжалуемого решения, не вступило в законную силу. Помимо этого, требование о признании незаконным бездействия избирательной комиссии МО «Юкковское сельское поселение» по не назначению выборов по одномандатному округу не является предметом спора.

Таким образом, с учетом изложенного, решение избирательной комиссии МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным органом в установленный законом срок, с соблюдением процедуры принятия. Нарушений избирательных прав ФИО2 оспариваемым решением не имеется.

Иные доводы административного истца являются его ничем не обоснованными предположениями и не влекут за собой отмены состоявшегося решения..

Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства суд считает заявленные административные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО2 в удовлетворении требования о признании незаконным решение избирательной комиссии МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение пяти дней со дня принятия судом решения, через Всеволожский городской суд <адрес>.

Судья:

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.