ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-907/18 от 14.06.2018 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело а-907/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2018 года город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В., с участием представителя административного истца Нафонайлова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Чеберды А.Е. к Администрации города Феодосии, МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Феодосии», заинтересованные лица: Садовый потребительский кооператив «Волна», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экономического развития Российской Федерации о признании незаконным и отмене постановления, понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Чеберда А.Е. обратился с административным иском к Администрации города Феодосии, заинтересованные лица: Садовый потребительский кооператив «Волна», Министерство экономического развития Российской Федерации о признании незаконным и отмене постановления, понуждении совершить определенные действия, мотивируя тем, что является членом СПК «Волна» с ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с действующим на тот момент законодательством Украины на территории Республики Крым, являясь гражданином Российской Федерации с Исполнительным комитетом Орджоникидзевского поселкового совета заключил договор аренды на земельный участок по адресу: <адрес>, участки ,, площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер для ведения садово-огороднической деятельности.

Неоднократно обращался в Администрацию города Феодосии с заявлением о предоставлении ему в собственность вышеуказанного участка.

Постановлением Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным пунктом 19 статьи 39.16 Земельного Кодекса РФ: предоставление земельного участка на указанном виде прав не допускается.

Считает, что данный отказ нарушает его права, что и послужило основанием для подачи настоящего иска в суд, в связи с чем, просит суд признать незаконным и отменить Постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым повторно рассмотреть заявление Чеверды А.Е о предоставлении ему в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, уч.,, площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер .

Определением суда от 22 мая 2018 года протокольно к участию в деле в качестве административного соответчика по делу привлечены МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества» Администрации города Феодосии, в качестве заинтересованного лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Административный истец Чеверда А.Е. в судебное заседание не явился, направил своего представителя Нафонайлова А.В., действующего на основании доверенности, который заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить иск.

Административный ответчик Администрация города Феодосии в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил.

Административный ответчик МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Феодосии» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил письменные возражения, в которых просит в удовлетворении иска отказать и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо Садовый потребительский кооператив «Волна» в судебное заседание своего представителя не направил, извещено судом надлежащим образом, письменной позиции не направило.

Заинтересованное лица Министерство экономического развития Российской Федерации извещено судом надлежащим образом, письменной позиции и ходатайств не направило.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.

Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ административный истец Чеверда А.Е. является членом СТ «Волна», переименованное в СПК «Волна».

ДД.ММ.ГГГГ Чеверда А.Е. заключил договор аренды с исполнительным комитетом Орджоникидзевского поселкового совета, согласно которому на основании решения 24 сессии 24 созыва от ДД.ММ.ГГГГ передан в срочное платное пользование земельный участок для ведения садово-огороднической деятельности, расположенный по адресу: <адрес>, участки ,, площадью <данные изъяты> га. Договор заключён до ДД.ММ.ГГГГ на строк <данные изъяты> лет.

Из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок с кадастровым номером , расположен в границах СТ «Волна», дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, площадь <данные изъяты> кв.м., сведения о регистрации прав отсутствуют, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – садоводство. Сведения об объекте имеют статус ранее учтённые.

В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в Администрацию города Феодосии с заявлением о предоставлении муниципальной услуги о передаче в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участки ,, площадью <данные изъяты> га.

Постановлением Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предоставлении в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участки ,, кадастровый номер по основаниям, предусмотренным пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ: предоставление земельного участка на указанном виде прав не допускается.

При этом ранее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец обращался за предоставлением муниципальной услуги с аналогичными заявлениями, однако Администрацией города Феодосии были оставлены без ответов.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 36 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к полномочиям Администрации города Феодосии Республики Крым по решению вопросов местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия, в порядке, установленном Городским советом.

Согласно пункту 2 статьи 10 и пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям на день возникновения спорных правоотношений регулировались в статье 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Положениями пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" было предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом (п. 4 указанного Закона). Предоставление в собственность земельного участка осуществляется исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления, обладающим правом предоставления земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

В настоящее время в соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

На основании пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.

Таким образом, действующее до 01 марта 2015 года и с 01 марта 2015 года законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях.

Как следует из пункта 2.8 "Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02 июля 2014 года, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.

Согласно пункту 2.8 статьи 3 указанного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 данной статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.

В силу пункта 2.10 статьи 3 вышеназванного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 данной статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 данной статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка Чеверде А.Е., указанном в постановлении Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность в соответствии с пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, а именно, предоставление земельного участка на указанном виде прав не допускается.

Таких оснований из материалов настоящего дела не усматривается.

Суд считает заслуживающим внимание доводы представителя административного истца о неверном толковании административным ответчиком действующего законодательства при вынесении оспариваемого постановления.

С момента предоставления и до настоящего времени Чеверда А.Е. открыто, добросовестно пользуется спорным земельным участком, уплачивает необходимые платежи, связанные с его членством в садоводческом товариществе.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В нарушение вышеуказанных норм административными ответчиками допустимых доказательств суду не представлено.

По смыслу и содержанию норм действующего законодательства, для признания заявления обоснованным и удовлетворения административного иска о признании незаконным постановления Администрации города Феодосии необходимо установление совокупности двух условий - несоответствия оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод заявителя.

Совокупности указанных выше обстоятельств, при рассмотрении дела установлено, при таких обстоятельствах оспариваемое постановление Администрации города Феодосии может быть расценено как нарушающее права административного истца, а решение административного ответчика как несоответствующие требованиям действующего законодательства.

В связи с вышеизложенным, административный иск нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу и подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При этом суд считает, что в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца, на ответчика следует возложить обязанность рассмотреть заявление Чеверды А.Е. о предоставлении ему в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, уч.,, площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также Чеверде А.Е. об исполнении решения по административному делу с принятием по нему решения по существу

О своем нарушенном праве административный истец узнал ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим иском административный обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что позволяет считать, что административное заявление подано в установленный срок.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд, -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Чеберды А.Е. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым повторно рассмотреть заявление Чеверды А.Е. о предоставлении ему в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, уч.,, площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер

Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также Чеверде А.Е. об исполнении решения по административному делу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.С.Глухова

Решение изготовлено в окончательной форме 19 июня 2018 года.